Проект "Использование фразеологизмов в разговорной речи".
творческая работа учащихся (чтение, 3 класс) по теме

Работа над фразеологизмами очень интересна, с помощью них мы включаемся в активную умственную деятельность и задумываемся над значением слов. Так как большая часть фразеологизмов русского происхождения и они, живые свидетели прошлого,поэтому  фразеологизмы помогают нам больше узнать об окружающем мире, истории  и культуреРоссии. Знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык более сознательно им пользоваться.

        Но мы столкнулись с проблемой: наша речь бедна устойчивыми словосочетаниями, и мы часто не понимаем некоторых оборотов, которые  встречаются в текстах для чтения, и употребляем их неправильно.Во фразеологизмах слова приобретают особые зна­чения, что требует их запоминания целиком: нужно запомнить и их сло­весный состав, и их значение. Но и этого оказывается мало. Необхо­димо знать ситуацию, в которой можно употребить тот или иной фра­зеологизм, понимать образную основу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_frazeologizmy.docx24.43 КБ
Файл frazeologizmy_prezentaciya.pptx1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Северо-Восточное управление

Министерства образования и науки Самарской области

Окружной фестиваль исследовательских проектов младших школьников

«Первоцвет»,

Гуманитарная секция

Использование фразеологизмов в разговорной речи.

                                                                                                     

                                                                                           Выполнили: Гордосевич Наталья,

                                                                                                                   Фокина Елена,

                                                                                                                   ученицы 3 класса  

                                                                                            МОУ Большемикушкинской СОШ

Введение.

      На уроках русского языка учитель знакомит нас с фразеологическими оборотами. Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают её выразительной и эмоциональной.

      Работа над фразеологизмами очень интересна, с помощью них мы включаемся в активную умственную деятельность и задумываемся над значением слов. Так как большая часть фразеологизмов русского происхождения и они, живые свидетели прошлого, поэтому  фразеологизмы помогают нам больше узнать об окружающем мире, истории  и культуре России. Знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык более сознательно им пользоваться.

        Но мы столкнулись с проблемой: наша речь бедна устойчивыми словосочетаниями, и мы часто не понимаем некоторых оборотов, которые  встречаются в текстах для чтения, и употребляем их неправильно. Во фразеологизмах слова приобретают особые зна чения, что требует их запоминания целиком: нужно запомнить и их сло весный состав, и их значение. Но и этого оказывается мало. Необхо димо знать ситуацию, в которой можно употребить тот или иной фра зеологизм, понимать образную основу.

    Целью нашей работы является: научиться понимать смысл фразеологических оборотов и активно использовать их в собственной речи.   Ведь,  понять «почему мы так говорим», всегда интересно.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1.    Обогащение словаря учащихся фразеологизмами, его уточнения и активизации;  

2.  Усвоения учащимися понятия фразеологизм;

3. Формирования умения пользоваться фразеологическим словарём.

4. Выяснить, какие фразеологизмы  часто используются  в нашей речи.

 Объект исследования: фразеологические обороты.

Продукт проекта:

Тип проекта: групповой.

      Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, пословицы и поговорки). Однако фразеологиче ский состав русского языка стал изучаться сравнительно недавно.

Фразеологические обороты образовались по – разному:

  1. Фразеологические обороты, созданные на основе пословиц и поговорок. Голод не тётка, рука руку моет.
  2. Фразеологизмы, вошедшие в нашу жизнь из профессиональной речи.

 Бить баклуши, точить лясы.

  1. Некоторые выражения пришли из мифов (Ахиллесова пята), фольклора Сказка про белого бычка – русская народная сказка), литературных произведений (мартышкин труд из басни И.А.Крылова «Мартышка и очки»).

 Фразеологизмы могут быть многозначны. Например, поставить на ноги:

1.    вылечить, избавить от болезни

2.    вырастить, воспитать, довести до самостоятельности

3.    заставит активно действовать, принимать деятельное участие в чём – либо

4.    укрепить экономически, материально

   Все фразеологизмы могут быть разделены на две группы:

1.    исконно русские

2.    заимствованные

Основную массу употребляющихся в настоящее время фразеологических оборотов составляют устойчивые сочетания слов исконно – русского происхождения (ища ветра в поле, водой не разольёшь). Они возникли в русском языке или унаследованы из более древнего языка.

Образ рождается как отражение реальной действительности. Для того, чтобы представить себе в виде образа явление действительности мы должны во – первых опираться на знание этой действитель ности, во – вторых прибегнуть к воображению.

 Образ обычно создаётся за счёт «двойного видения». Так мы видим перед собой высокого человек, и это реальное, но одновременно мы можем вспомнить ещё пожарную каланчу, которая раньше была самым высоким строением в городе. Совмещая эти два «видения» мы назы ваем высокого человека пожарной каланчёй, и это уже образ. Для луч шего понимания образности фразеологизмов необходимо развивать воображение.  

С учащимся 3-6 классов мы провели опрос.

Фразеологизмы

Слышал

Употребляю в речи

Могу объяснить смысл

Точить лясы

Ахиллесова пята

Баюшки -  Баю

Белая ворона

Белены объелся

Берёзовая каша

Бить баклуши

Блудный сын

Бумага не крас-неет. Бумага всё стерпит

Вилами на воде писано

Восьмое чудо света

Гвоздь программы

Где раки зимуют

Голод не тётка

Горе луковое

Душа в пятки ушла

Заварить кашу

Задеть за живое

Зарубить на носу

Знать на зубок

Зубы заговаривать

Избушка на курьих ножках

Как с гуся вода

Крокодиловы слёзы

Мартышкин труд

На лбу написано

Ни пуха ни пера

Перемывать косточки

Плясать под чужую дудку

После дождичка в четверг

Поставить на своё место

Разбитое корыто

Семь пятниц на неделе

Сказка про белого бычка

Скатертью дорога

Чучело гороховое

Типун тебе на язык

Учащимся 10-11 классов мы  предложили написать сочинение о своем друге, используя фразеологизмы.

 

При изучении фразеологизмов происходит разви тие воображения. Воображение возникло у человека в ходе трудовой деятельности. Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее его впечатления.

Заключение.

 С 1 класса  мы обогащаем свой словарный запас. Наилучший источник обогащения словаря – живое общение, речь устная и письменная, чтение, окружающий мир. Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее и ярче выражает он свои мысли. Скудный словарный запас младшего школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. Огромную роль может сыграть работа с фразеологизмами. Но в начальной школе на изучение фразеологизмов уделяется мало внимания. И чем раньше мы начнем постигать секреты родного языка, тем быстрее и глубже сможем им овладеть и постигнуть национальную культуру.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование фразеологизмов в современной разговорной речи. Выполнили: учащиеся 3 класса МОУ Большемикушкинская сош Исаклинского района

Слайд 2

Проблема Хотя мы и изучаем фразеологизмы, но на самом деле мы часто не понимаем их, или употребляем неправильно. Нужно не только запомнить их словесный состав и значение, но нужно знать ситуацию, в которой можно употребить тот или иной фразеологизм.

Слайд 3

Цель проекта: Грамотное и активное использование фразеологизмов в собственной речи.

Слайд 4

Задачи: Усвоить понятие фразеологизм; Обогатить свой словарный запас фразеологизмами; Формировать умение пользоваться фразеологическим словарем; Выяснить, какие фразеологизмы часто используются в разговорной речи наших учащихся; Попробовать сочинить свои фразеологизмы.

Слайд 5

Наше предположение Мы решили, что если начнем изучать фразеологизмы вне урока, то узнаем много исторических фактов, обогатим свою речь, поможем другим ученикам понять смысл различных фразеологизмов. Объект исследования: фразеологические обороты Продукт проекта: слайдовая презентация наиболее употребляемых фразеологизмов, словарик «новых» фразеологизмов

Слайд 6

Наши шаги: Изучили литературу по происхождению фразеологизмов и их значению Провели опрос Попросили учащихся 7-8 классов написать сочинения о друге с использованием фразеологизмов Провели конкурс рисунков на правильное понимание фразеологизмов Искали выражения, которые могут превратиться во фразеологизмы

Слайд 7

Словарь Зависнуть - увлечься Зависать – тормозить Батарейка села - устал

Слайд 8

Таблица наиболее употребляемых фразеологизмов Зарубить на носу 13 Душа в пятки ушла 11 Знать на зубок 11 Ни пуха ни пера 11 Баюшки - Баю 10 Типун тебе на язык 9 Скатертью дорога 8 Где раки зимуют 8

Слайд 9

Зубы заговаривать 7 На лбу написано 7 Зубы заговаривать 7 Бить баклуши 6 Горе луковое 6 Точить лясы 5 Крокодиловы слезы 5

Слайд 10

Выписки из сочинений, в которых были использованы фразеологизмы: Сочинение Фёдорова И. 8 кл . «…Рыжий, конопатый, улыбка до ушей, метр с кепкой …»; «…Но вы не думайте, что он шут гороховый . Твой секрет он под пыткой не выдаст…. Он никогда не будет плясать под чужую дудку , перемывать другим косточки, лить крокодильи слезы …» Сочинение Алексеевой В. 7 кл . «…Она может неожиданно позвонить или придти, когда у меня на душе кошки скребут …»

Слайд 11

Сочинение Осиповой О. 8 кл . «…чтобы понять, кто рядом с тобой, надо с человеком пуд соли съесть …» Сочинение Осипова А. 7 кл . «…Мы с ним не разлей вода …. Ваня знает себе цену …. Про него можно сказать, что он « и швец и жнец и в дуду игрец ».

Слайд 12

Фразеологические обороты /рисунки/

Слайд 16

Заключение В результате нашей работы над проектом мы узнали много исторических фактов, получили представление о том, как создаются фразеологизмы, пополнили свою речь интересными выражениями, освежили у учащихся школы знания о правильном употреблении фразеологизмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение вербальных опор при обучении разговорной речи учащихся начальной школы

Каждого человека, который берется за изучение иностранного языка, подстерегает ряд трудностей, связанных с особенностями языкового сознания. Дело в том, что «язык – бесконечный и нерасчлененный поток ...

Формирование умений разговорной речи на уроках предметно-практического обучения в школе для неслышащих детей.

Изложенный в статье материал поможет учителю совершенствовать работу по развитию разговорной речи неслышащих учащихся на уроках предметно-практического обучения. Авторы статьи: Н.В. Мирошниченко, Н.В....

Примерный речевой материал обиходно-разговорного характера для формирования разговорной речи слабослышащих учащихся II отделения во внеурочное время.

Составленный речевой материал позволяет организовать работу воспитателей (родителей) по формированию обиходно-разговорной речи....

Методические рекомендации по развитию разговорной речи в школе II вида.

Полезные конкретные советы по развитию разговорной речи....

Интегрированный урок музыки и риторики во 2 классе по теме «Интонация в музыке и разговорной речи»

Интегрированный урок раскрывает понятие"интонация"в музыке и разговорной речи,  дети в групповой работе осознают и выясняют,что может быть различная интонация, выполняя различные задания....

Стихи и песни как средства обучения разговорной речи на начальном этапе

Обучение английскому языку детей младшего возраста ведется устно – дети овладевают прежде всего навыками аудирования и говорения, причём аудированию придаётся особое значение. Оно является и целью и м...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Главным направлением в обучении иностранному языку является коммуникативный подход, т.е. обучение умению владеть разговорной речью, общаться на иностранном языке. Для успешного решения этой задачи нео...