Конспект урока по литературному чтению В. Осеева "Волшебное слово"
план-конспект урока чтения (3 класс) по теме

Дмитриева   Елена Анатольевна

УМК "Гармония"

3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В. Осеева «Волшебное слово»

УМК «Гармония» 3 класс

Цели:

  1. познакомить с произведением русской писательницы В. Осеевой «Волшебное слово», биографией писательницы; закреплять умение работать с текстом, подтверждать ответ отрывками из текста;
  2. способствовать развитию концентрации внимания и через организацию учебного диалога способствовать активизации словарного запаса; развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения;
  3. через содержание языкового материала воспитывать нравственные качества, вежливость, уважение к старшим; интерес к писателям и произведениям русской литературы.

Оборудование: О.В. Кубасова «Литературное чтение 3 класс» часть 2; рабочая тетрадь, презентация, плакаты с пословицами.

Ход урока:

1.Организационный момент

- Всем, всем – добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Все расселись по местам,

Никому не тесно,

По секрету скажем вам:

«Будет интересно!»

2. Подготовка учащихся к осознанному усвоению нового материала.

- Ребята, с каким разделом мы с вами начали знакомиться на прошлом уроке? (Ежели вы вежливы)

О чем этот раздел, как вы думаете? (О вежливости, о вежливом отношении к людям)

-Верно, молодцы!

Сегодня на уроке мы продолжим работать с произведениями этого раздела.

3. Работа по теме урока

1) Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, когда вы слышите слова «вежливость» что вам представляется? Как вы понимаете значение этого слова? (ответы детей)

Сегодня на уроке мы продолжим говорить о вежливости и познакомимся с произведением русской писательницы Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово» (слайд).

Слушайте внимательно и запоминайте для того, чтобы в конце урока ответить на вопросы викторины.

2) Справка об авторе.

- Осеева – Хмелёва (настоящая фамилия) Валентина Александровна родилась 15 апреля в г. Киеве (слайд).

В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой.

Но, к сожалению, мечта не сбылась, но Валентина Александровна стала работать с беспризорными детьми и малолетними правонарушителями, помогая им.

В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы и ставила их вместе с детьми, любила придумывать игры, увлекалась ими не меньше самих ребят.

Валентина Осеева написала много интересных и замечательных стихов, сказок и рассказов для детей (слайды): «Рыжий кот», «Волшебное слово», «Мой товарищ», «Простое дело», «Синие листья».

Валентине Осеевой даже была присуждена Государственная премия СССР за произведение «Васек Трубачев и его товарищи».

«Доброй и честной, смелой и рыцарски благородной» - такой запомнил писатель Анатолий Алексин Валентину Осееву.

- Сегодня мы с вами тоже познакомимся с одним из интересных рассказов этой замечательной писательницы, который называется «Волшебное слово» (слайд).

3) Первичное восприятие (чтение учителем)

- Ребята, когда вы слышите слова «волшебник», «волшебное», что вы представляете? (ответы учащихся).

- Как вы понимаете значение этих слов?

- Я вам прочитаю часть рассказа «Волшебное слово», а вы внимательно послушаете и ответите на вопрос: как можно назвать эту часть рассказа? (Чтение рассказа учителем, учащиеся внимательно слушают учителя).

4) Работа по содержанию I части

- Какое название вы бы дали этой части рассказа? (Встреча со старичком, Павлик узнал волшебное слово)

- Каким мы видим Павлика в первой части рассказа? Как он разговаривает с окружающими. Найдите ответ в тексте. (Ответы детей)

(На доске появляются слова: красное сердитое лицо, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул, сжал кулаки, засопел от обиды).

- Каким предстает перед нами Павлик? Нравится ли он вам? Кому можно посочувствовать: Лене, бабушке или Павлику? (Нет, старику)

- Но у этого рассказа есть продолжение. Как вам кажется, что произойдет дальше? (ответы детей)

-Давайте выясним правы ли вы и прочитаем вторую часть рассказа.

5) Вторичное восприятие (чтение учащимися).

Откройте учебник на странице 170. Читаем по одному предложению по цепочке, начиная с первого ряда, следите внимательно и прочитывайте каждое предложение про себя.

6. Работа по содержанию II части

- Ребята, как подействовали на окружающих, на Лену, бабушку и брата слова Павлика, найдите эти строчки в тексте. («Лена широко раскрыла глаза…», «Бабушка выпрямилась…», «За столом все сразу замолчали…», «Брат громко засмеялся…»)

- Каким становилось настроение у людей, когда они слышали волшебные слова? (хорошим, радостным)

- Изменился ли Павлик после того, как стал говорить волшебное слово? Что с ним хорошего произошло? (ответы детей)

Как вы думаете, можно ли назвать старичка волшебником? Почему? Что он волшебного сделал? (Старичок был очень мудрым человеком. Он знал тайну доброго отношения к людям, открыл эту маленькую тайну Павлику, чтобы тот сумел достойно прожить жизнь)

- Молодцы! Действительно, старика можно назвать волшебником, ведь он помог Павлику измениться, стать вежливее, добрее к близким людям.

- Ребята, в жизни очень важно быть вежливым и стараться как можно чаще говорить людям волшебные слова.

- А какие волшебные слова вы знаете? (ответы детей)

- Подумайте, какая пословица подходит к этому рассказу: Доброе слово путь к сердцу открывает и Вежливость украшает человека. (на доске) (Обе пословицы подходят, потому что доброе слово, сказанное человеку помогает, это мы увидели, когда Павлик просил у Лены краски, у бабушки пирожок, у брата – покататься, а вежливость важна для человека и украшает его)

4. Закрепление нового материала.

- Сегодня мы познакомились с еще одним произведением из раздела «Ежели вы вежливы» и узнали, что вежливость украшает человека, помогает ему и что волшебные слова приятны всем.

- А сейчас для того, чтобы проверить, как вы запомнили материал урока давайте проведем викторину, я задаю вопрос, а вы на него отвечаете (слайды).

5. Итог урока

- Ребята, с каким произведением познакомились сегодня на уроке? («Волшебное слово»)

- Понравилось ли вам это произведение? Что в этом рассказе можно назвать волшебным? Какие еще волшебные слова вы знаете? (ответы детей)

- Приведите примеры из своей жизни, когда вежливость помогала, а грубость мешала добиться чего-либо.

6. Домашнее задание

Прочитать рассказ, вопрос 5 с 172


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению К.Д.Бальмонт. Золотое слово. Осень

Дети знакомятся с личностью К.Д.Бальмонта и с двумя его стихотворениями. На данном уроке используется сравнительный  анализ стихотворений К.Д.Бальмонта. Дети учатся представлять картины при...

Конспект урока по литературному чтению "В.А. Осеева Волшебное слово».

Конспект урока сопровождается презентацией для интерактивной доски "Волшебное слово"....

План - конспект урока по литературному чтению по теме: В.А. Осеева «Волшебное слово». Проникновение в замысел автора. Способ передачи настроения героев с помощью средств языка.

Данный урок способствует обеспечению полноценного восприятия текста детьми посредством предлагаемого литературного произведения....

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Волшебное слово» В.А.Осеевой УМК «Школа России» Урок 2

Конспект урока по литературному чтению«Волшебное слово» В.А.Осеевой  УМК «Школа России» Урок 2. Цель урока : обучение анализу текста...

Конспект урока по литературному чтению (период обучения грамоте) "Чтение слов с буквой Ч. Орфограмма ча-чу"

План-конспект урока по литературному чтению (период обучения грамоте) 1 класс  "Чтение слов с буквой Ч. Орфограмма ча-чу" УМК "Школа России"...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Слово в русской народной сказке. «Мужик и медведь»." 2 класс (УМК "Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова")

Цели деятельности учителя: знакомство с жанрами народной сказки на примере русской народной сказки «Мужик и медведь»; совершенствование навыка чтения и анализа художественного текста ...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: «Чтение слов и предложений на Ща-Щу»

Эскиз оформления тетради:02 февраляКлассная работаПравило: «ча-ща пиши с буквой, ачу-щу пиши с буквой у» Ф.И.О.  Вахеркина Маргарита ГригорьевнаПредмет: Литературное чтениеКласс:...