Как помочь ребёнку научиться читать
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Приёмы работы по обучению чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
как помочь ребёнку научиться читать..doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как помочь ребёнку научиться читать.
Деление слов на слоги.
Марущак О.В.,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 23 г. Мурманска
Правильное, сознательное чтение и безошибочное письмо требуют предварительного овладения необходимыми фонетическими умениями и навыками.
Изучив опыт многих учителей, логопедов, я пришла к выводу о том, что наиболее приемлемой формой работы с детьми по данной проблеме, в соответствии с возрастными особенностями и потребностями является игра. К урокам обучения грамоте я подготовила комплекс игр, презентаций к играм, упражнения, которые помогают решить следующие задачи:
- формирование умения делить слова на слоги, определять их количество в слове;
- упражнение учащихся в подборе слов с определенным количеством слогов, составлении и преобразовании слов из названных слогов;
- формирование умения определять и называть ударный слог
Первым продуктивным способом чтения, которым овладевает начинающий читатель, является плавное слоговое чтение, т.е. чтение по слогам с выделением ударного слога. Успешному формированию указанного способа чтения будет способствовать специальная подготовительная работа, которая начинается задолго до того, как дети приступят к собственно чтению, т. е. к периоду графической (буквенной) формы слова в звуковую. Одним из направлений этой подготовительной работы является деление слов на слоги, проговаривание слов по слогам, их составление из отдельно названных слогов. В результате учащиеся осознают, что основная произносительная единица речи – слог, что правильное звучание слова достигается правильной передачей его слоговой структуры с выделением ударного слога (в повседневном живом говорении дети над этим не задумываются).
Соединяя аналитико – синтетическую работу с графическими обозначениями, т. е. упражняя учащихся в проговаривании слов по слогам с опорой на схему – модель слова, мы осуществляем так называемую пропедевтику чтения, помогаем им « вжиться» в процесс слогового чтения. Дети практически осваивают то действие, которое продолжительное время, на протяжении почти всего периода обучения грамоте, будет служить им руководящим принципом чтения: « Чтения по слогам!».
Работа по формированию названных умений и навыков осуществляется с момента знакомства с соответствующими языковыми явлениями постоянно, и для поддержания к ней интереса учащихся требуется много игрового материала. Вот какие игры я включаю на данном этапе.
Последний слог в слове за тобой.
Описание игры. Учитель называет (показывает) слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово.
Например: ко…( - ни, - зы, - тик, - жа, - сы, - мар, - ра, -чан)
Побеждает тот, кто последним назовет слово.
Цепочка слогов.
Описание игры. Учитель называет слово. Дети делят слово на слоги, определяют последний слог и придумывают слово, которое начинается с такого же слога.
Например: аст – ра, ра – ма, ма –ши – на, На – та- ша. Ша – ры, ры – ба, ба – ран, ран – ка, ка – пус –та, та – рел – ка и т. д.
Закончи предложение.
Описание игры. Учитель читает предложение, не договаривая последний слог последнего слова.
Например:
Мама пошла в мага.. (зин).
Таня учит уро…(ки).
Птицы вьют гнез…(да).
Передай по телеграфу.
Описание игры. Учитель произносит слово, дети хором произносят его по слогам, сопровождая хлопками в ладоши.
Может быть и такой вариант: дети «телеграфируют» слово по рядам: каждый ряд называет по одному слогу.
Телеграф.
Оборудование: фуражка телеграфиста, молоточек.
Описание игры. Телеграфист (его роль сначала выполняет учитель) стучит молоточком по столу один, два или три раза и просит угадать, какое слово он передал по телеграфу. Дети называют одно-, двух-, трехсложные слова. Чтобы ограничить направление поиска слов, перед началом игры учитель указывает тему для телеграмм: « Овощи», « Фрукты», « Животные» и т. д.
Может быть и такой вариант игры: дети называют слово, а телеграфист отстукивает молоточком их слоговой состав – « отправляет» телеграммы.
Поезд.
Оборудование: картонный поезд с вагончиками, к которым прикреплены кармашки, предметные картинки.
Описание игры. Вызванный к доске ученик выбирает предметную картинку, определяет количество слогов в названии животного на картинке и « сажает» его в вагон. Порядок посадки следующий: в первый вагон нужно посадить животных, название которых состоит из одного слога, во второй – из двух, в третий – из трех.
Контролеры (класс) хором произносят название животных по слогам и таким образом проверяют, свои ли места занимают пассажиры.
Может быть и такой вариант игры: меняется порядок посадки в вагоны. В первый вагон садятся животные с первым ударным слогом в названии, во второй – со вторым ударным слогом, в третий – с ударением на третьем слоге.
Слоговые часы.
Оборудование: модель циферблата, на котором вместо цифр по кругу расположены картинки.
Описание игры. Учитель вызывает к доске «часовщика», который по заданию учителя называет слово, состоящее из определенного количества слогов (или начинающееся с указанного учителем слога), и устанавливает часовую стрелку напротив соответствующей картинки.
Рассели животных.
Оборудование: трехэтажный картонный дом с окнами – кармашками, картинки животных.
Описание игры. Учитель сообщает игровую ситуацию: «Животные заселяют новый дом. На первом этаже поселяются те из них, названия которых состоят из одного слога, на втором - из двух, на третьем – из трех слогов». Учащиеся, подходя к столу учителя, берут картинки, проговаривают название животных по слогам и в соответствии со слоговой структурой слова помещают картинки в том или ином окне дома.
Другим вариантом игры может быть такой: этаж для животного выбирается в соответствии с порядковым номером ударного слога слова – названия.
Что лишнее?
Оборудование: предметные картинки.
Описание игры. Учитель выставляет на наборное полотно четыре предметных картинки. На трех из них предметы, названия которых состоят из двух слогов. На четвертой – предмет, названием которого является трехсложное слово. Задача заключается в том, чтобы найти лишний предмет, тот, название которого отличается от названий других предметов слоговой структуры. Вызванный ученик объясняет свой выбор. Проговаривая слово – название по слогам.
Подбери слово.
Описание игры. Учитель задает ритмический рисунок трехсложного слова, называя одинаковые по звуковому составу слоги, один из которых произносится с ударением. Учащиеся придумывают слова, произношение которых соответствует заданным ритмическим рисункам:
та – та – та – солнышко,
та – та – та - погода,
та – та – та – красота.
Собери букет.
Оборудование: два листа бумаги с нарисованными на них вазами и одинаковым количеством стебельков, над которыми сделаны прорези; вырезанные из почтовых открыток цветы.
Описание игры. Учитель сообщает игровую задачу: «Каждый ряд (группа) должен собрать свой букет. Первый ряд собирает его из цветов, название которых состоит из двух слогов, второй – из цветов с трехсложными названиями». По сигналу учителя учащиеся каждого ряда по очереди подбегают к наборному полотну, снимают с него цветы и устанавливают их в прорези над стебельками. Побеждает тот ряд, который первым соберет свой букет.
При проведении игры следует помнить, что названия цветов используют в единственном числе: роза, ромашка, пион, ландыш, василек, сирен и др.
Вариант 1. Учитель может назначить садовников – контролеров, которые проверяют правильность составления букетов, проговаривая слова по слогам.
Вариант 2. Цветы размещаются в вазах в зависимости от места ударения в слове.
Кто подберет больше.
Оборудование: слоговые схемы слов.
Описание игры. Учитель выставляет на наборном полотне схему двусложного (трехсложного) слова и предлагает подобрать слова, слоговой состав которых будет соответствовать данной схеме. Победителем является ряд (группа или отдельный ученик), который назовет наибольшее количество слов.
Эхо.
Описание игры. Игровая ситуация: «Поиграем в «Эхо»». Учитель произносит слово, дети хором повторяют только ударный слог, как эхо.
Кто больше?
Оборудование: предметные картинки.
Описание игры. Учитель ставит перед учащимися дидактическую задачу: изменить название предмета таким образом, чтобы в нем стало больше слогов. Детям показываются картинки предметов, названия которых состоят из одного слога: кот, дом, лист и др. Дети называют свои варианты измененных слов и количество слогов в них: лес – лесок (2 слога), лесочек (3 слога), лесничество (4 слога).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 1 классе "Как помочь ребёнку научиться читать"
Презентация к собранию...
Как помочь детям научиться читать бегло и правильно,при этом сохранить интерес ученика.
Игяя интерес детей на уроке.ры и упражнения помогут формировать навыки чтения, сохран...
«Как помочь ребёнку научиться читать»
Памятка для родителей «Как помочь ребёнку научиться читать»...
Как помочь ребёнку научиться читать
Эта технология помогает детям правильно учиться, а родителям и учителям – правильно помогать им в учёбе. ...
"Как помочь ребёнку научиться читать"
Чтобы привить ребенку любовь к чтению, родители сами должны полюбить общение с книгой. Когда мама и папа книг совсем не читают, а ребенку внушают, что это очень полезно и важно, то вряд ли это внушени...
Как помочь ребёнку научиться быстро читать
Приёмы обучения быстрому чтению...
"Как помочь ребёнку научиться читать"
Любовь к чтению формируется у ребёнка с рождения....