Как помочь ребёнку научиться читать
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Марущак Ольга Валерьевна

Приёмы работы по обучению чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как помочь ребёнку научиться читать.

Деление слов на слоги.

Марущак О.В.,

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 23 г. Мурманска

     Правильное, сознательное чтение и безошибочное письмо требуют предварительного овладения необходимыми фонетическими умениями и навыками.

       Изучив опыт многих учителей, логопедов, я пришла к выводу о том, что наиболее приемлемой формой работы с детьми по данной проблеме, в соответствии с возрастными особенностями и потребностями является игра.  К урокам обучения грамоте  я подготовила комплекс игр, презентаций к играм,  упражнения, которые помогают решить следующие задачи:

  1. формирование умения делить слова на слоги, определять их количество в слове;
  2. упражнение учащихся в подборе слов с определенным количеством слогов, составлении и преобразовании слов из названных слогов;
  3. формирование умения определять и называть ударный слог

      Первым продуктивным способом чтения, которым овладевает начинающий читатель, является плавное слоговое чтение, т.е. чтение по слогам с выделением ударного слога. Успешному формированию указанного способа чтения будет способствовать специальная подготовительная работа, которая начинается задолго до того, как дети приступят к собственно чтению, т. е. к периоду графической (буквенной) формы слова в звуковую. Одним из направлений этой подготовительной работы является деление слов на слоги, проговаривание слов по слогам, их составление из отдельно названных слогов. В результате учащиеся осознают, что основная произносительная единица речи – слог, что правильное звучание слова достигается правильной передачей его слоговой структуры с выделением ударного слога (в повседневном живом говорении дети над этим не задумываются).

       Соединяя аналитико – синтетическую работу с графическими обозначениями, т. е. упражняя учащихся в проговаривании слов по слогам с опорой на схему – модель слова, мы осуществляем так называемую пропедевтику чтения, помогаем им « вжиться» в процесс слогового чтения. Дети практически осваивают то действие, которое продолжительное время, на протяжении почти всего периода обучения грамоте, будет служить им руководящим принципом чтения: « Чтения по слогам!».

        Работа по формированию названных умений и навыков осуществляется с момента знакомства с соответствующими языковыми явлениями постоянно, и для поддержания к ней интереса учащихся требуется много игрового материала. Вот какие игры я включаю на данном этапе.

Последний слог в слове за тобой.

Описание игры.   Учитель называет (показывает) слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово.

Например: ко…( - ни, - зы, - тик, - жа, - сы, - мар, - ра, -чан)

Побеждает тот, кто последним назовет слово.

Цепочка слогов.

     Описание игры. Учитель называет слово. Дети делят слово на слоги, определяют последний слог и придумывают слово, которое начинается с такого же слога.

Например: аст – ра, ра – ма, ма –ши – на, На – та- ша. Ша – ры, ры – ба, ба – ран, ран – ка, ка – пус –та, та – рел – ка и т. д.

Закончи предложение.

     Описание игры. Учитель читает предложение, не договаривая последний слог последнего слова.

Например:

               Мама пошла в мага.. (зин).

               Таня учит уро…(ки).

               Птицы вьют гнез…(да).

Передай по телеграфу.

      Описание игры. Учитель произносит слово, дети хором произносят его по слогам, сопровождая хлопками в ладоши.

      Может быть и такой вариант: дети «телеграфируют» слово по рядам: каждый ряд называет по одному слогу.

Телеграф.

      Оборудование:  фуражка телеграфиста, молоточек.

      Описание игры. Телеграфист (его роль сначала выполняет учитель) стучит молоточком по столу один, два или три раза и просит угадать, какое слово он передал по телеграфу. Дети называют одно-, двух-, трехсложные слова. Чтобы ограничить направление поиска слов, перед началом игры учитель указывает тему для телеграмм: « Овощи», « Фрукты», « Животные» и т. д.

       Может быть и такой вариант игры: дети называют слово, а телеграфист отстукивает молоточком их слоговой состав – « отправляет» телеграммы.

Поезд.

     Оборудование: картонный поезд с вагончиками, к которым прикреплены кармашки, предметные картинки.

     Описание игры. Вызванный к доске ученик выбирает предметную картинку, определяет количество слогов в названии животного на картинке и « сажает» его в вагон. Порядок посадки следующий: в первый вагон нужно посадить животных, название которых состоит из одного слога, во второй – из двух, в третий – из трех.

       Контролеры (класс) хором произносят название животных по слогам и таким образом проверяют, свои ли места занимают пассажиры.

       Может быть и такой вариант игры: меняется порядок посадки в вагоны. В первый вагон садятся животные с первым ударным слогом в названии, во второй – со вторым ударным слогом, в третий – с ударением на третьем слоге.

Слоговые часы.

      Оборудование: модель циферблата, на котором вместо цифр по кругу расположены картинки.

      Описание игры.  Учитель вызывает к доске «часовщика», который по заданию учителя называет слово, состоящее из определенного количества слогов (или начинающееся с указанного учителем слога), и устанавливает часовую стрелку напротив соответствующей картинки.

Рассели животных.

      Оборудование: трехэтажный картонный дом с окнами – кармашками, картинки животных.

      Описание игры. Учитель сообщает игровую ситуацию: «Животные заселяют новый дом. На первом этаже поселяются те из них, названия которых состоят из одного слога, на втором  - из двух, на третьем – из трех слогов».  Учащиеся, подходя к столу учителя, берут картинки, проговаривают название животных по слогам и в соответствии со слоговой структурой слова помещают картинки в том или ином окне дома.

        Другим вариантом игры может быть такой: этаж для животного выбирается в соответствии с порядковым номером ударного слога слова – названия.

Что лишнее?

        Оборудование: предметные картинки.

         Описание игры. Учитель выставляет на наборное полотно четыре предметных картинки. На трех из них предметы, названия которых состоят из двух слогов. На четвертой – предмет, названием которого является трехсложное слово.  Задача заключается в том, чтобы найти лишний предмет, тот, название которого отличается от названий других предметов слоговой структуры. Вызванный ученик объясняет свой выбор. Проговаривая слово – название по слогам.

Подбери слово.

     Описание игры. Учитель задает ритмический рисунок трехсложного слова, называя одинаковые по звуковому составу слоги, один из которых произносится с ударением. Учащиеся придумывают слова, произношение которых соответствует заданным ритмическим рисункам:

       та – та – та – солнышко,

       та – та – та -  погода,

       та – та – та – красота.

Собери букет.

        Оборудование: два листа бумаги с нарисованными на них вазами и одинаковым количеством стебельков, над которыми сделаны прорези; вырезанные из почтовых открыток цветы.

        Описание игры. Учитель сообщает игровую задачу: «Каждый ряд (группа) должен собрать свой букет. Первый ряд собирает его из цветов, название которых состоит из двух слогов, второй – из цветов с трехсложными названиями». По сигналу учителя учащиеся каждого ряда по очереди подбегают к наборному полотну, снимают с него цветы и устанавливают их в прорези над стебельками. Побеждает тот ряд, который первым соберет свой букет.

       При проведении игры следует помнить, что названия цветов используют в единственном числе: роза, ромашка, пион, ландыш, василек, сирен и др.

         Вариант 1. Учитель может назначить садовников – контролеров, которые проверяют правильность составления букетов, проговаривая слова по слогам.

         Вариант 2.  Цветы размещаются в вазах в зависимости от места ударения в слове.

Кто подберет больше.

      Оборудование: слоговые схемы слов.

       Описание игры. Учитель выставляет на наборном полотне схему двусложного (трехсложного) слова и предлагает подобрать слова, слоговой состав которых будет соответствовать данной схеме. Победителем является ряд (группа или отдельный ученик), который назовет наибольшее количество слов.

Эхо.

      Описание игры. Игровая ситуация: «Поиграем в «Эхо»». Учитель произносит слово, дети хором повторяют только ударный слог, как эхо.

Кто больше?

      Оборудование: предметные картинки.

       Описание игры.  Учитель ставит перед учащимися дидактическую задачу: изменить название предмета таким образом, чтобы в нем стало больше слогов. Детям показываются картинки предметов, названия которых состоят из одного слога: кот, дом, лист и др. Дети называют свои варианты измененных слов и количество слогов в них: лес – лесок (2 слога), лесочек (3 слога), лесничество (4 слога).

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь детям научиться читать бегло и правильно,при этом сохранить интерес ученика.

Игяя интерес детей на уроке.ры и упражнения помогут формировать навыки чтения, сохран...

«Как помочь ребёнку научиться читать»

Памятка для родителей «Как помочь ребёнку научиться читать»...

Как помочь ребёнку научиться читать

Эта технология помогает детям правильно учиться, а родителям и учителям – правильно помогать им в учёбе.      ...

"Как помочь ребёнку научиться читать"

Чтобы привить ребенку любовь к чтению, родители сами должны полюбить общение с книгой. Когда мама и папа книг совсем не читают, а ребенку внушают, что это очень полезно и важно, то вряд ли это внушени...

Как помочь ребёнку научиться быстро читать

Приёмы обучения быстрому чтению...

"Как помочь ребёнку научиться читать"

Любовь к чтению формируется у ребёнка с рождения....