Урок обучения грамоте 1 класс "Буква Д"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Разнообразные упражнения на уроке позволят детям лучше усвоить новый материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_obucheniya_gramote_bukva_d_2.zip362.01 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №3 г. Грязи

Грязинского муниципального района Липецкой области

Конспект урока

обучения грамоте

 в 1 классе

( УМК «Планета знаний» )

по теме

«Звуки [ д ] , [ д, ] .Буквы Д, д»

Подготовила и провела

Кобзева Людмила Станиславовна,

учитель начальных классов

высшей категории.

2011 год

Тема урока: «Звуки [д], [д,]. Буквы Д, д».

Цель урока: познакомить со звуками [д], [д,] и буквами «Д, д»;

формировать навык правильного, слогового, выразительного,   сознательного чтения.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, накопления фактического материала, его осмысления.

Форма урока: традиционный урок с использованием  мультимедийных средств.

         

Планируемый результат обучения и формирование УУД:

Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; умение пересказывать прочитанное; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы.

Регулятивные УУД:  формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к красоте окружающего мира, к нравственному содержанию поступков; формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: формировать умение работать коллективно, в парах, группах; осуществлять взаимный контроль

Основные понятия: буквы «Д,д», звуки [д], [д,]; «родственные слова».

 Межпредметные связи: окружающий мир.

Элементы современных  образовательных технологий:

 здоровьесберегающие  (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на

внимание);

 игровые;

 личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);

информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения;

проблемное обучение (частично – поисковое).

Программные средства: комплект методических пособий УМК «Планета знаний».  

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, сказка Г.Х.Андерсена «Дюймовочка», звуковые схемы слов, сигнальные карточки (синие, зеленые), индивидуальный дидактический материал; алфавит, лента букв.

При подготовке к уроку использовала компьютер – программа Microsoft Office Power Point 2007, Microsoft Office Power Word 2007, Paint, интернет ресурсы.

Ход урока.

1. Организационный момент. (Л)

Мы пришли сюда учиться…

Обращение к гостям в начале урока:

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали.

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного.                                                Слайд №1

2.  Актуализация знаний детей.(П)

«Предложения – колечки».

Хоровое чтение изученных букв.

3.  Целеполагание и мотивация. (Р,П)

- Мы продолжаем путешествие в город Алфавитинск. Сегодня познакомимся с новыми звуками и буквами. А с какими, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Появилась девочка в чашечке цветка

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала

И маленькую ласточку от холода спасла.

                (Г.- Х. Андерсен «Дюймовочка»)                        Слайд №2

4.  «Открытие» новых знаний детьми. (П)

Выделение звука  [д, ] из слова Дюймовочка.

Характеристика звука [д ,]

-Сформулируйте тему и цели урока.                                Слайд №3

-Прочитайте девиз урока.                                                Слайд №4

Дружба – в делах помощница.  (Л)                                        

-Объясните смысл пословицы. Какие пословицы о дружбе вы знаете? 

(Друг познается в беде.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)

Игра «Кто больше запомнит слов со звуками [д ], [д, ] (П)

Деревенские дети дружно делали дом. Деревянный. Дощечка да дощечка.

Дырочка – дверь. Дострогали, допилили, докрасили. Добротный дом.

Домик для дворняжки.

5. Фонематическая разминка. (Р)

Игра «Узнай звук»

-Услышав звук [д ], поднимите синюю карточку; звук [д, ] - зелёную.

Дом, девочка, дочка, Дюймовочка, Дима, дружба, дерево, дятел, дупло, доброта.

-Назовите слова, в которых встречаются звуки [д], [д, ]. (П)

Знакомство с буквами «Д, д».

6. Первичное закрепление.

Работа с букварём (стр. 62)

  1. Работа со столбиками слов.        (П)                                Слайд №5

Чтение цепочкой.

-Найдите в словах общую часть.

(Знакомство с понятием «родственные слова» ).

-Назовите слова, которые отвечают на вопрос «какой?».

(Дубовый, дворовый)

-Подберите к ним слова, отвечающие на вопросы что? кто? (Р)

(Дубовый лес, лист, стол.

Дворовый пес, клуб)

  1. Работа с текстом.

Чтение и пересказ текста.                                        Слайды №6, №7, №8

-Почему эти предложения можно назвать текстом?

(У текста есть название, имеет две части. Предложения связаны между собой по смыслу.)

Выборочное чтение.

-Прочитайте слова, в которых встречается буква д.

-Поставьте вопросы к тексту.

7 . Дети утром рано встали

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

(Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери!

(Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

(Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

(Потягивания — руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

(Ходьба на месте.)

Утомил всех долгий путь —

Дети сели отдохнуть.

(Дети садятся за парты.)

8.  Закрепление нового материала.

-Расскажите, как вы помогаете птицам. (К)

  1. Чтение стихотворений наизусть.

                        Слайды №9, №10, №11, №12

Синица - мастерица
все лето веселится.
Охотница, певица,
в саду она - царица.
Увы, не может птица
зимою прокормиться.
Едва взойдет зарница,
синица в дом стучится.
Малыш наш удивится:
- "Она здесь не жилица.
Зачем в окно стучится,
заглядывает в лица?"
- "Синичек вереница
летит сюда кормиться!
Насыплем мы для птицы
семян, зерна крупицы!"

Помогу птичкам.

В воздухе кружится
Беленький снежок.
Он укрыл деревья
Поле и лужок.

Птичкам стало хуже,
Корма не достать.
Мы поможем пташкам
Перезимовать

Вывесим кормушки
С хлебом и зерном.
Прилетайте, пташки ,
В гости вас зовём!

  1. Чтение текста «Свой угол» учителем.

Д. Тихомиров

Идет мужик за возом по морозу и думает: «Хорошо теперь дома, в теплой хате».

Рыскает зверь по лесу, зябнет на морозе и думает: «Хорошо бы теперь лежать в теплом логове».

Летела птица по поднебесью. Била птицу вьюга-метель. Думает птица «Хорошо бы теперь сидеть в теплом гнезде»,

И человеку, и зверю, и птице тепло и привольно в своем родном углу.

-В каком предложении выражена главная мысль текста?

(И человеку, и зверю, и птице тепло и привольно в своем родном углу)

  1. Работа в тетради (стр.30)

-Как называется дом у этих животных?

(Берлога, дупло, нора)

-Соедините соответствующие слова и картинки. (Р)

-Прочитайте двустишие.

-Можно ли назвать это двустишие скороговоркой? (П)

(Да, потому что один звук повторяется несколько раз)

-Давайте произнесём скороговорку сначала медленно, тихо, затем быстрее, громче.

-Подчеркните в тексте буквы д, б.

Самопроверка.                                                        Слайд №13

-Найдите слово, в котором есть звук [д,].

(Дятел)

-Составьте схему этого слова. Разделите на слоги. Поставьте ударение. (Р)

9.  Повторение пройденного.

Работа на карточках.

1.Распредели буквы по группам разными способами

Д, Г, Б, Ф – заглавные буквы

в, п, к, т – строчные буквы

Д, Г, Б, в -  звонкие согласные

Ф, п, к, т – глухие согласные

2.Игра «Третий лишний».

(а, э, ы -лишняя ы

и, о, у – лишняя и

т, д, к – лишняя к)

Игра «Составь слова». (К)

(кол, лом, мол, лак, мак, лад, кило, мода, клад)

10.  Подведение итогов урока. Рефлексия. (Л)

-Что нового узнали на уроке?

-Какое задание вам понравилось больше всего? Почему?                Слайд №14

Обращение к гостям в конце урока:

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

Список использованной литературы:

  1. Т.М.Андрианова  «Букварь» – Москва, АСТ, Астрель, 2011.
  2. Т.М.Андрианова  «Рабочая тетрадь к «Букварю»;
  3.  Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....