Литературное чтение.Сказка как литературный жанр. Урок - проектная деятельность.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Рябухина Татьяна Владимировна

Анализировать художественное произведение, сравнивать различный литературный материал, владеть элементарными способами получения и обработки информации, работать со справочной и художественной литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_na_konkurs.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Литературное чтение

Тема: Сказка как литературный жанр (приложение 1 слайд)

(проектная деятельность: создание опорной таблицы по теме)

Учащиеся должны знать: характеристику сказки как жанра, её определение; в чём заключается отличие сказки от сказочной повести, былины, легенды.

Учащиеся должны уметь: анализировать художественное произведение; сравнивать различный литературный материал, владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать со справочной и художественной литературой; работать группами;

                                            Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодняшний урок будет одним из цикла уроков проектной деятельности.

Вспомните особенность организации работы на таком уроке, пересядьте по группам в соответствии с табличками: «Аналитики», «Экспериментаторы», Иллюстраторы», Исследователи».

2. Создание проблемной ситуации.

Мы с вами уже завершили несколько разделов, связанных со сказками, о накоплении большого материала, о большом количестве, полученной информации. Для того, чтобы умело её использовать, нужно научиться её обрабатывать.

-  Какие формы систематизации вы можете предложить?

Дети предлагают возможные варианты проектов: игра, памятка, альбом, книжка - раскладушка, опорная таблица.

В результате выбор останавливается на опорной таблице.

3.Формулирование целей и задач проектной деятельности. (Приложение 2 слайд)

Цель: учиться систематизировать и обрабатывать информацию.

Задача: создать опорную таблицу для сообщения о сказке как о жанре.

4.Подготовка  к созданию проекта. (Приложение 3 слайд)

Детям предлагается назвать основные этапы создания проекта.

Затем я ставлю задачу – наметить разделы проекта с целью удобства систематизации информации.

(Проводится  в  виде «мозгового штурма». Дети предлагают свои идеи. «Аналитики»  отбирают  наиболее  подходящие.)

В результате на доске, в том месте, где обозначена «Сборка», помещаются заготовки для будущего проекта:

Сказка как литературный жанр

          Языки сказки

Отличие сказок от других схожих жанров

Признаки волшебной сказки

    Что такое сказка      

Иллюстрирование сказок.

Значение цвета

            Виды сказок

5. Основной этап создания проекта. (Приложение 4 слайд)

А) Формулирование определения сказки.

«Аналитики» должны выбрать  из предложенных им трёх формулировок единственно верную и обосновать свой выбор. Предлагаемые формулировки:

1) Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

2) Сказка – это научно – фантастическое произведение.

3) Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.

На экране появляется в первый раздел нужная формулировка.

- Что такое сказка?

Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил. (Приложение 5 слайд)

Б) Создание классификаций сказок по различным признакам.

В «Экспериментальной лаборатории» появляются признаки классификации

- по авторству;

- по видовым особенностям.

«Экспериментаторы» работают с предложенными отрывками из сказок.

 На партах у детей этой группы листы с отрывками к  сказкам.

«Экспериментаторы» зачитывают отрывки по очереди и называют вид сказки по каждой из классификаций.

«Аналитики» после окончания этого вида работы называют две классификации в целом, формулируют черты отличия.

«Иллюстраторы» отбирают из предложенных им названий видов сказок нужные и располагают их в правильной форме на заготовке для второго раздела проекта.

Для развития у детей способности к дифференцированию предлагаю следующие формулировки видов (приложение 6 слайд):

  1. богатырские;
  2. волшебные;
  3. поучительные;
  4. о животных;
  5. смешные;
  6. бытовые;
  7. былины.

В результате на втором листе появляется схема:

                                                              Виды сказок

                                 

                                                                         

        богатырские

          бытовые

         О животных

          волшебные

                                                                                                 

                             

                                                                    По авторству

                                                                                       

                                                                                       

                             

                   

                    народные

           

              Литературные

               (авторские)

                                                   

В) Определение особенностей волшебной сказки.

«Экспериментаторы» зачитывают из волшебной сказки отмеченные учителем отрывки и называют признак волшебной сказки.

«Аналитики» повторяют признаки волшебной сказки. «Иллюстраторы» должны подобрать соответствующие условные обозначения:

- испытание;

 - превращение;

- сказочное существо;

- сказочный предмет;

- необычное место действия;

- повтор.

В результате на заготовке для третьего раздела появляются условные обозначения признаков волшебной сказки.

                                 Признаки волшебной сказки

          испытание

              Повтор

                                                                                   

                                                         

Волшебный предмет

        превращение

                                                                                   

                                                                           

       

Сказочное существо                  

       Место действия

                                                         

                                                     

Г) Определение черт отличия сказки от других сходных жанров.

Это можно узнать из различных источников информации.

Следующий раздел проекта будет создаваться с помощью обработки аудио записи.Звучат отрывки из былины «Илья Муромец и Святогор», из сказочной повести и легенды».«Аналитики называют отличительные признаки этих жанров.

«Иллюстраторы» показывают соответствующий условный знак и помещают его на заготовку для четвёртого раздела.

Д) Определение особенностей языка сказки.

В  данном разделе источником информации будет служить инсценированный диалог. В качестве домашнего задания «иллюстраторы» подготовили инсценировку отрывка из сказки. Задача «аналитиков» - найти особые сказочные слова и выражения.

«Аналитики» называют такие слова и выражения после просмотра инсценировки.

На заготовку пятого раздела помещается репродукция картины В.М.Васнецова «Иван – царевич на Сером волке». (Приложение 7 слайд)

«Испытатели» составляют мини – зарисовку по иллюстрации к сказке с использованием сказочных слов и выражений.

Е) Определение особенностей использования цветовой гаммы в сказке.

Переходим к следующему разделу.

- По иллюстрациям можно судить о преобладании определённых цветов в сказках. Но иллюстрация – это лишь отражение особого колорита сказок. Издавна  народ придавал большое значение цвету. Вспомните указания на различные цвета из знакомых сказок.

(Приводят примеры дети из любой группы.)

- Сопоставьте ситуации, когда упоминаются разные цвета и определите приблизительное значение каждого цвета.

(Задание выполняют также дети из любой группы.)

Для самопроверки прикрепляю в «Экспериментальную лабораторию» карточки разного цвета: белого, красного, жёлтого. С обратной стороны каждой карточки написано приблизительное значение этого цвета в сказке. После высказываний, переворачиваю карточку и появляется соответствующее слово. После завершения работы карточки помещаются в шестой раздел проекта.

Красный – хороший, прелестный, красивый. Отсюда и слова в сказке: красна девица, красно солнышко.

Жёлтый – солнце, тепло, свет, весна.

Белый  - цвет мира и согласия.

6. Этап испытания проекта. (Приложение 8 слайд)

В результате подробной обработки различных видов информации и фиксирования результатов этой обработки получилась опорная таблица для составления сообщения о сказке как жанре. Испытание созданного проекта будут проводить дети из группы «испытателей». «Испытатели» рассказывают по очереди с опорой на составленную таблицу.               

Отличие сказки от других исходных жанров (приложение 9 слайд)

   Сказочная повесть

             Былина

             Легенда

Большой объём.

Делится на главы.

Много героев.

Рассказано о многих событиях в жизни героев.

События происходят в течение долгого времени.

Стихотворная форма.

Гипербола.

Песенный характер.

Объяснение происхождения или существования какого-нибудь предмета или явления.

7. Итог урока.

- Какую цель и какую задачу мы ставили перед собой в начале урока? (Учиться использовать и обрабатывать полученную информацию, создать в ходе разработки проекта опорную таблицу.)

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Какие трудности встретились? Что показалось наиболее интересным?

                                  Литература к уроку-проекту

1. Э.Э.Кац. Литературное чтение. 3  класс. Издательство Астрель,2010г.

2. Э.Э.Кац. Поурочные разработки к урокам литературного чтения. Москва: Издательство Астрель,2010г.

3.Собрание репродукций картин Виктора Михайловича Васнецова. artvek.ru/vasnecov.html  

4. Волшебные сказки. Сказки о животных. Бытовые и сатирические сказки.
Героические сказки. Былины.  

hobbitaniya.ru/rusnarod/rusnarod.ph... 

5. Русская народная сказка - Иван-царевич и Серый волк - Сказки для детей.

playground.ctp-design.net/fairytale... 

6. Былины о Святогоре, Илья Муромец, Святогор, Былины
об Илье Муромце  
byliny.ru/category/teksty-bylin/byl... 

             Отличие сказки от других исходных жанров

   Сказочная повесть

             Былина

             Легенда

                               

                               Признаки волшебной сказки

         

             

                                                                                   

                                                         

       

                                                                                   

                                                                           

       

                 

   

                                                         

                                                     

                                                         

                         

                                                                         

     

 

     

                                                                                                 

                             

                                                               

                                                                                       

                                                                                       

                             

                   

               

           

       

                                                   

1) Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

2) Сказка – это научно – фантастическое произведение.

3) Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:

— Мужик, я тебя сломаю.

— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

— Быть так, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дубраву.

Прочитайте отрывок из сказки. Определите вид сказки.

  - Кра–ка–та! Кто такой будешь? Куда идёшь? Мишки не видел? – и не отстанет, пока из лесу не выгонит. Мишку всё ищет, отомстить хочет ему. Никому не верит, что зимой Мишка в берлоге спит. Вот такая злопамятная.

 Но зато теперь сороку издалека видно. На ней от Мишкиных снежков белые пятна остались, и летает она с той поры боком.

И выросла из них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо — останавливается, кто проходит близко — заглядывается.

Много ли времени прошло, мало ли, — Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек — богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:

— Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.

Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне.

А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.

     

Старшему досталась мельница. Среднему осёл. Ну а уж младшему пришлось взять себе кота.

Бедняга долго не мог утешиться, получив такую жалкую долю наследства.

Братья, говорил он, – могут честно зарабатывать себе на хлеб, если только будут держаться вместе. А что станется со мною после того, как я съем своего кота и сделаю из его шкурки муфту? Прямо хоть с голоду помирай!

Да, хорошо было за городом!          

Солнце освещало старую усадьбу, окруженную глубокими канавами с водой. Вся земля – от стен дома до самой воды – заросла лопухом, да таким высоким, что маленькие дети могли стоять под самыми крупными его листьями во весь рост .В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка. Сидела она уже давно, и ей это занятие порядком надоело. К тому же ее редко навещали, – другим уткам больше нравилось плавать по канавкам, чем сидеть в лопухе да крякать вместе с нею.

Наконец яичные скорлупки затрещали.

Жила-была девочка. Звали ее Красная Шапочка.

Однажды у Красной Шапочки заболела бабушка. А жила бабуля совсем неподалеку. И отправила мама Красную Шапочку проведать бабушку и отнести ей гостинцы. Когда Красная Шапочка шла по лесу, ей встретился серый волк. Он подружился с девочкой и попросил разрешения проводить ее до бабушки. Девочка согласилась. Пришли они бабушке. Волк очень понравился старушке. Попив чаю с гостинцами, Красная Шапочка и бабушка угостили волка вкусной едой. После чего волк решил остаться с бабушкой и служить ей, как верный пес.

       Аналитики        

     Исследователи

    Иллюстраторы

 Экспериментаторы

Иван-царевич сел серому волку на спину, а волк побежал так скоро, как стрела, и бежал он, как в сказке сказать, недолгое время и наконец прибежал в государство королевны Елены Прекрасной. И, пришедши к золотой решетке, которая окружала чудесный сад, волк сказал Ивану-царевичу: "Ну, Иван-царевич, слезай теперь с меня, с серого волка, и ступай назад по той же дороге, по которой мы сюда пришли, и ожидай меня в чистом поле под зеленым дубом!"

Иван-царевич пошел, куда ему было велено. Серый же волк сел близ той золотой решетки и стал дожидаться, когда пойдет прогуляться в сад королевна Елена Прекрасная.

К вечеру, когда солнышко стало опускаться к западу, почему и в воздухе стало не очень жарко, королевна Елена Прекрасная пошла в сад прогуляться со своими нянюшками и с придворными боярынями. Когда она вошла в сад и подходила к тому месту, где серый волк сидел за решеткою, вдруг серый волк перескочил через решетку в сад и ухватил королевну Елену Прекрасную, перескочил назад и побежал с нею что есть силы-мочи.

Прибежал в чистое поле под зеленый дуб, где его Иван-царевич дожидался, и сказал ему: "Иван-царевич, садись поскорее на меня, на серого волка!" Иван-царевич сел на него, а серый волк помчал их обоих к государству царя Афрона.

— Трудно мне дышать в гробу. Открой, Илья, крышку.

А Илье и не открыть никак.

— Разбей крышку мечом, — Святогор говорит.
Послушался Илья, стал крышку мечом рубить. Да что ни удар —поперёк гроба железный обруч вскакивает. Бьёт Илья вдоль и поперёк — вдоль и поперёк гроба железные обручи ложатся. Понял Святогор, что не выйти ему больше на свет. Говорит:

— Видно, тут мне и кончинушка пришла. Наклонись ко мне, Илья, дохну я на тебя, —у тебя силушки и прибавится.

— Силушки у меня своей довольно, —Илья отвечает, —коли мне ещё прибавить — земля меня носить не сможет.

И распростились тут братья названные. Остался Святогор в богатырском гробу лежать. А Илья Муромец поехал на святую Русь —рассказать в городе Киеве, какое чудо на горе Елеонской совершилось.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного литературного чтения «Сказки». Класс: 1

Урок внеклассного чтения в 1 классе проводён в форме викторины по сказкам народным и литературным....

Урок литературного чтения "Сказка Конёк- горбунок" П.П.Ершов. 4 класс

Презентация к уроку литературного чтения  П.П.Ершов "Конёк-горбунок" . 4 класс  УМК Школа Росии. Может быть использован в любом УМК....

Конспект урока по литературному чтению «Сказка о потерянном времени»

Знакомство с личностью и творчеством Е. Шварца...

Урок литературного чтения "Сказка «Петушок и бобовое зернышко»".

 Цели урока:- продолжить знакомство с новым видом устного народного творчества – сказками; учить выделять главную мысль произведения;учить запоминать подробности сказки  и не путать их порядок, соверш...

Открытый урок по литературному чтению "Сказка –цепочка. Русская народная сказка «Репка»

На данном уроке учащиеся познакомились с русской народной сказкой "Репка" и учились ее инсценировать....

Конспект урока по литературному чтению «Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка»». в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа»

Конспект  урока по литературному чтению «Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка»». в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа»...

Открытый урок по литературному чтению "Сказки авторские и народные. Русская народная сказка «Рукавичка».

Открытый урок по литературному чтению, в котором прослеживается связь авторских и народных сказок....