Обучение чтению. Приемы работы по обучению учащихся делению слов на слоги
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Марущак Ольга Валерьевна

Система работы по обучению учащихся делению слов на слоги

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delenie_slov_na_slogi.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деление слов на слоги.

Определение места ударения в слове.

     Правильное, сознательное чтение и безошибочное письмо требуют предварительного овладения необходимыми фонетическими умениями и навыками.

       На уроках обучения грамоте  я включаю в уроки игры, упражнения, которые помогают решить следующие задачи:

  1. формирование умения делить слова на слоги, определять их количество в слове;
  2. упражнение учащихся в подборе слов с определенным количеством слогов, составлении и преобразовании слов из названных слогов;
  3. формирование умения определять и называть ударный слог

      Первым продуктивным способом чтения, которым овладевает начинающий читатель, является плавное слоговое чтение, т.е. чтение по слогам с выделением ударного слога. Успешному формированию указанного способа чтения будет способствовать специальная подготовительная работа, которая начинается задолго до того, как дети приступят к собственно чтению, т. е. к периоду графической (буквенной) формы слова в звуковую. Одним из направлений этой подготовительной работы является деление слов на слоги, проговаривание слов по слогам, их

составление из отдельно названных слогов. В результате учащиеся осознают, что основная произносительная единица речи – слог, что правильное звучание слова достигается правильнойпередачей его слоговой структуры с выделением ударного слога ( в повседневном живом говорении дети над этим не задумываются).

       Соединяя аналитико – синтетическую работу с графическими обозначениями, т. е. упражняя учащихся в проговаривании слов по слогам с опорой на схему – модель слова, мы осуществляем так называемую пропедевтику чтения, помогаем им « вжиться» в процесс слогового чтения. Дети практически осваивают то действие, которое продолжительное время, на протяжении почти всего периода обучения грамоте, будет служить им руководящим принципом чтения: « Чтения по слогам!».

        Работа по формированию названных умений и навыков осуществляется с момента знакомства с соответствующими языковыми явлениями постоянно, и для поддержания к ней интереса учащихся требуется много игрового материала. Вот какие игры я включаю на данном этапе.

Последний слог в слове за тобой.

Описание игры.   Учитель называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово.

Например: ко…( - ни, - зы, - тик, - жа, - сы, - мар, - ра, -чан)

Побеждает тот, кто последним назовет слово.

Цепочка слогов.

     Описание игры. Учитель называет слово. Дети делят слово на слоги, определяют последний слог и придумывают слово, которое начинается с такого же слога.

Например: аст – ра, ра – ма, ма –ши – на, На – та- ша. Ша – ры, ры – ба, ба – ран, ран – ка, ка – пус –та, та – рел – ка и т. д.

Закончи предложение.

     Описание игры. Учитель читает предложение, не договаривая последний слог последнего слова.

Например:

               Мама пошла в мага.. (зин).

               Таня учит уро…(ки).

                Птицы вьют гнез…(да).

Передай по телеграфу.

      Описание игры. Учитель произносит слово, дети хором произносят его по слога, сопровождая хлопками в ладоши.

      Может быть и такой вариант: дети «телеграфируют» слово по рядам: каждый ряд называет по одному слогу.

Телеграф.

      Оборудование:  фуражка телеграфиста, молоточек.

      Описание игры. Телеграфист (его роль сначала выполняет учитель)стучит молоточком по столу один, два или три раза и просит угадать, какое слово он передал по телеграфу. Дети называют одно-, двух-, трехсложные слова. Чтобы ограничить направление поиска слов, перед началом игры учитель указывает тему для телеграмм: « Овощи», « Фрукты», « Животные» и т. д.

       Может быть и такой вариант игры: дети называют слово, а телеграфист отстукивает молоточком их слоговой состав –« отправляет» телеграммы.

Поезд.

     Оборудование: картонный поезд с вагончиками, к которым прикреплены кармашки, предметные картинки.

     Описание игры. Вызванный к доске ученик выбирает предметную картинку, определяет количество слогов в названии животного на картинке и « сажает» его в вагон. Порядок посадки следующий: в первый вагон нужно посадить животных, название которых состоит из одного слога, во второй – из двух, в третий – из трех.

       Контролеры (класс) хором произносят название животных по слогам и таким образом проверяют, свои ли места занимают пассажиры.

       Может быть и такой вариант игры: меняется порядок посадки в вагоны. В первый вагон садятся животные с первым ударным слогом в названии, во второй – со вторым ударным слогом, в третий – с ударением на третьем слоге.

Слоговые часы.

      Оборудование: модель циферблата, на котором вместо цифр по кругу расположены картинки.

      Описание игры.  Учитель вызывает к доске «часовщика», который по заданию учителя называет слово, состоящее из определенного количества слогов ( или начинающееся с указанного учителем слога), и устанавливает часовую стрелку напротив соответствующей картинки.

Рассели животных.

      Оборудование: трехэтажный картонный дом с окнами – кармашками, картинки животных.

      Описание игры. Учитель сообщает игровую ситуацию:»Животные заселяют новый дом. На первом этаже поселяются те из них, названия которых состоят из одного слога, на втором  - из двух, на третьем – из трех слогов» Учащиеся, подходя к столу учителя, берут картинки, проговаривают название животных по слогам и в соответствии со слоговой структурой слова помещают картинки в том или ином окне дома.

        Другим вариантом игры может быть такой: этаж для животного выбирается в соответствии с порядковым номером ударного слога слова – названия.

Что лишнее?

        Оборудование: предметные картинки.

         Описание игры. Учитель выставляет на наборное полотно четыре предметных картинки. На трех из них предметы, названия которых состоят из двух слогов. На четвертой – предмет, названием которого является трехсложное слово.  Задача заключается в том, чтобы найти лишний предмет, тот, название которого отличается от названий других предметов слоговой структуры. Вызванный ученик объясняет свой выбор. Проговаривая слово – название по слогам.

Подбери слово.

     Описание игры. Учитель задает ритмический рисунок трехсложного слова, называя одинаковые по звуковому составу слоги, один из которых произносится с ударением. Учащиеся придумывают слова, произношение которых соответствует заданным ритмическим рисункам:

       та – та – та – солнышко,

       та – та – та -  погода,

       та – та – та – красота.

Собери букет.

        Оборудование: два листа бумаги с нарисованными на них вазами и одинаковым количеством стебельков, над которыми сделаны прорези; вырезанные из почтовых открыток цветы.

        Описание игры. Учитель сообщает игровую задачу: «Каждый ряд (группа) должен собрать свой букет. Первый ряд собирает его из цветов, название которых состоит из двух слогов, второй – из цветов с трехсложными названиями». По сигналу учителя учащиеся каждого ряда по очереди подбегают к наборному полотну, снимают с него цветы и устанавливают их в прорези над стебельками. Побеждает тот ряд, который первым соберет свой букет.

       При проведении игры следует помнить, что названия цветов используют в единственном числе: роза, ромашка, пион, ландыш, василек, сирен и др.

         Вариант 1. Учитель может назначить садовников – контролеров, которые проверяют правильность составления букетов, проговаривая слова по слогам.

         Вариант 2.  Цветы размещаются в вазах в зависимомти от места ударения в слове.

Кто подберет больше.

      Оборудование: слоговые схемы слов.

       Описание игры. Учитель выставляет на наборном полотне схему двусложного ( трехсложного) слова и предлагает подобрать слова, слоговой состав которых будет соответствовать данной схеме. Победителем является ряд (группа или отдельный ученик), который назовет наибольшее количество слов.

Эхо.

      Описание игры. Игровая ситуация: «Поиграем в «Эхо»». Учитель произносит слово, дети хором повторяют только ударный слог, как эхо.

Кто больше?

      Оборудование: предметные картинки.

       Описание игры.  Учитель ставит перед учащимися дидактическую задачу: изменить название предмета таким образом, чтобы в нем стало больше слогов. Детям показываются картинки предметов, названия которых состоят из одного слога: кот, дом, лист и др. Дети называют свои варианты измененных слов и количество слогов в них: лес – лесок (2 слога), лесочек (3 слога), лесничество (4 слога), хлеб  - хлебец 92 слога), хлебушко (3 слога).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте. Урок 14. Деление слова на слоги. Ударный слог.

Презентация составлена к уроку обучения грамоте в 1 классе к букварю Е.В.Бунеевой и Р.Н.Бунеева УМК "Школа 2100": по теме «Деление слова на слоги. Ударный слог».Урок...

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.»

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.» ОС Л.В. Занкова, уч. Неваевой "Азбука"....

технологическая карта урока обучения грамоте "Деление слов на слоги. Перенос слов."

технологическая карта урока обучения грамоте "Деление слов на слоги. Перенос слов."...

Обучение грамоте (литературное чтение). Тема урока: Слог. Деление слов на слоги.

УМК"Перспектива".Вид урока: урок «открытия» нового знания. Цель: знакомство  обучающихся с понятием “слог”, способом образования слога, способом деления сло...

Урок обучения грамоте (чтение) Деление слов на слоги

Урок обучения грамоте в 1 классе. Чтение :Деление слов на слоги. УМК Развивающая система Л.В.Занкова...

Технологическая карта по обучению грамоте «Деление слов на слоги. Нахождение односложных слов» (1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о делении слов на слоги и односложных словах.Задачи урокаДидактически...