Урок литературного чтения в 3 классе.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Бидзюра Людмила Петровна

 Урок литературного чтения в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века". Тема: А.И.Куприн "Собачье счастье".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuprin_a.i..doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: А.И.Куприн «Собачье счастье».

Цель урока: познакомить обучающихся с биографией и творчеством                  

                       А.И.Куприна и его произведением «Собачье счастье».

             

Задачи:  •  образовательные: обогащать словарный запас; способствовать      

                   формированию читательской компетенции; закрепить понятия

                    «сравнение», «эпитеты», «олицетворение».

                •  развивающие: развивать речь обучающихся, артикуляционный

                    аппарат, дикцию; навык выразительного чтения, чтения по

                    ролям, доказательную речь обучающихся.

                •  воспитывающие: воспитывать интерес к детской литературе,

                    чувство  сострадания к ближнему, любовь и бережное отношение

                    к животным.

Оборудование: компьютер, проектор, портрет писателя А.И.Куприна, учебная хрестоматия Л.А.Ефросининой «Литературное чтение 3 класс», рабочая тетрадь Л.А.Ефросининой «Литературное чтение № 2»

                                                                              Ход урока:

(слайд № 1)

I. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

                                     Прозвенел и смолк звонок.

                                     Начинаем наш урок.

- Ребята! У нас сегодня на уроке много гостей. Поприветствуйте их. Пусть это вас не смущает. Будем работать активно, творчески, с интересом и удовольствием.

II. Организация восприятия и усвоения учащимися материала.

(слайд № 2)

1. – Сегодня на уроке мы будем говорить о жизни и творчестве человека, про которого замечательный писатель Д.Н. Мамин - Сибиряк говорил так: «Почему он большой писатель? Да потому, что он живой … в каждой мелочи живой».

(слайд № 3)

- Этот человек – писатель Александр Иванович Куприн. На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством писателя и его произведением.

 сообщение об А.И.Куприне (подготовленное  ученицей)

Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат

Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер,

когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в

сиротский пансион. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, организатором цирка, шахтером, летал на воздушном шаре. В 1889 году он познакомился с А.П. Чеховым, который стал для А. Куприна учителем и наставником. В 1919 году Куприн с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью он возвращается на родину. Умер А. Куприн в

1938 году в Ленинграде

 (слайд № 4)

2. Загадка о собаках

                               В день, наверно, раз по десять,
                              Раз по триста каждый месяц,
                              Больше тысяч раз в году
                              В переулке и в саду,
                              На вокзале, во дворе,
                              На мосту, на пустыре,
                              На бульваре, на проспекте
                              Вам встречались звери эти.
                              Может, скажете сейчас,
                              О ком пойдёт у нас рассказ?

(слайд № 5)

-Правильно, о собаках. Тема сегодняшнего урока А.И.Куприн «Собачье счастье».

(слайд № 6)

 Рубрика «Это интересно!»

Наука, изучающая собак – кинология.

Сейчас около 450 пород собак.

Самая высокая имеет рост 2м 10 см, а самая маленькая – 5,5 см.

Самая тяжелая весит 155 кг, а самая легкая – 400 г.

III. Подготовка к восприятию рассказа.

 (слайд № 7)

1. Словарная работа

- Прежде чем мы начнем читать, выясним значения некоторых слов и словосочетаний, которые нам встретятся в тексте. Вашим домашним заданием было найти значение конкретного слова в толковом словаре.

(полуторагодовалый, трусивший степенной рысью, на козлах, ревматические лапы, с философским стоицизмом, антипатия, артель маляров, фатовским тоном, собираются зараз, жеманно, пренебрёгши, баста, сказал с иронией, радикальная мысль, арапников, философия, галантно, эквилибристика, лицемерны, бешеный карьер).

(слайд № 8)

- В тексте вам встретятся названия некоторых пород собак. Посмотрите на них.

- Познакомившись с рассказом А.И.Куприна, вы должны будете ответить на вопрос «В чем состоит собачье счастье?»

2. Комбинированное чтение рассказа учителем и хорошо читающими учениками.

- Кто же стал главными героями нашего рассказа? (собаки)

- Какие чувства вы испытывали, слушая этот рассказ?

(слайд № 9)

- Постарайтесь вспомнить породы собак в порядке их появления в произведении. 

IV. Физминутка. (слайды № 10-16)

V. Выборочное чтение

- А как описывает героев автор? Найдите отрывки из произведения. Зачитайте. (работа в группах: 6 групп)

- Каким показан Джек? Выполните задание № 2 в тетради «Литературное чтение № 2» на с.32.

- Какими художественными средствами пользовался автор? (Олицетворение, сравнение, эпитеты)

VI. Закрепление нового материала

1. Работа в тетради.

- Выполните задание № 3 в тетради «Литературное чтение  № 2» на с.32.

- В начале урока я попросила вас, прочитав рассказ, ответить на вопрос «В чем состоит собачье счастье?»

- Выполните задание № 1 в тетради «Литературное чтение  № 2» на с.32.

 (слайд № 17)

2. Стихотворение Э.Асадова «Рыжая дворняга».

                              Хозяин погладил рукою
                             Лохматую рыжую спину:
                             - Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
                             Но все же тебя я покину.
                             Швырнул под скамейку ошейник
                             И скрылся под гулким навесом,
                             Где пестрый людской муравейник
                             Вливался в вагоны экспресса.
                             Собака не взвыла ни разу.
                             И лишь за знакомой спиною
                             Следили два карие глаза
                             С почти человечьей тоскою.
                             Старик у вокзального входа
                             Сказал:- Что? Оставлен, бедняга?
                             Эх, будь ты хорошей породы...
                             А то ведь простая дворняга!
                             Огонь над трубой заметался,
                             Взревел паровоз что есть мочи,
                             На месте, как бык, потоптался
                             И ринулся в непогодь ночи.
                             В вагонах, забыв передряги,
                             Шутили, смеялись, дремали...
                             Тут, видно, о рыжей дворняге
                             Не думали, не вспоминали.
                             Не ведал хозяин, что где-то
                             По шпалам, из сил выбиваясь,
                             За красным мелькающим светом
                             Собака бежит задыхаясь!
                             Споткнувшись, кидается снова,
                             В кровь лапы о камни разбиты,
                             Что выпрыгнуть сердце готово
                             Наружу из пасти раскрытой!
                             Не ведал хозяин, что силы
                             Вдруг разом оставили тело,
                             И, стукнувшись лбом о перила,
                             Собака под мост полетела...
                             Труп волны снесли под коряги...
                             Старик! Ты не знаешь природы:
                             Ведь может быть тело дворняги,
                             А сердце - чистейшей породы!

- Ответьте мне на этот же вопрос сейчас.

(слайд № 18)

VII. Беседа «Берегите животных».

VIII. Домашнее задание.

- Подготовьте пересказ от имени любого действующего лица этого произведения.

IX. Рефлексия учебной деятельности.

(слайд № 19)

                                 А теперь скажи, дружок,

                                 Тебе понравился урок?

                                 Что расскажешь дома маме?

                                 Поделись сейчас ты с нами!

- С каким рассказом познакомились на уроке?

- Кто его автор?

- Чему хотел научить нас А.И.Куприн?

- О чем заставил задуматься?

- В чем же состоит собачье счастье, по вашему мнению?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...


 

Комментарии

Полчанинова Светлана Леонидовна

Спасибо огромное за конспект. Очень интересный урок. Оригинальное стихотворение на рефлексию. Буду использовать и на других уроках.