Главные вкладки

    Методическая разработка по чтению (1 класс) по теме:
    Урок по чтению : Звуки [у], [й’у]. Буквы Ю, ю.

    Хомяченко Елена Александровна

     

    Тип урока: Изучение нового материала.
    Цель:познакомить с новыми буквами, обозначающими два звука, формировать умение читать выразительно, правильно, бегло понимать текст, быстро ориентироваться по тексту. Способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления, фонетического слуха, расширять кругозор.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Буквы Ю, ю.doc52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Таймырское муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

    «Диксонская средняя общеобразовательная школа»

    Урок по чтению

    Звуки [у], [й’у]. Буквы Ю, ю.

     

    1 класс

            Учитель начальных классов

    Хомяченко Елена Александровна

    Г.п. Диксон

    2011г.


    Тема: звуки [у], [й’у]. Буквы Ю, ю.

    Тип урока: Изучение нового материала.
    Цель: познакомить с новыми буквами, обозначающими два звука, формировать умение читать выразительно, правильно, бегло понимать текст, быстро ориентироваться по тексту. Способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления, фонетического слуха, расширять кругозор.

    Оборудование: касса букв, карточки с графическими обозначениями звуков,

    проектор, компьютер, учебник «Азбука» часть 2.

    Ход урока

    1. Орг. момент

    Долгожданный дан звонок,

    начинается урок.

    1. Актуализация знаний. (6 мин)

    - А начинается наш урок с повторения.

    1. Игра "Звуковая эстафета» (2мин.)

    Описание игры: Учитель показывает букву, а соседи по парте, произносят соответствующие звуки (один называет твёрдый согласный, другой - мягкий);

    - Молодцы!

     Следующая игра называется  «Кто быстрее составит слово?» (4мин)

    Оборудование: предметные картинки, касса букв, карточки с графическими обозначениями звуков.

     Описание игры. Учитель показывает предметную картинку и предлагает детям составить слово-название предмета и звуковую схему-модель этого слова. Соседи по парте договариваются между собой, кто какую часть задания будет выполнять, и работают: один из фишек выкладывает схему, второй из букв набирает слово под ней. Побеждает пара, которая раньше других выполнит задание.

    1. Постановка темы и целей урока.(2 мин.)

    Педагог: «Отгадайте загадку».


    Я в июне, и в июле,
    Что бы ни случилось вдруг,
    Вместе с мамой уезжаю.
    А куда? На ... (юг).

    - На какую букву начинается слово отгадка?

    Д.- букву Ю.

    -Назовите тему нашего урока?

    Д.- Тема нашего урока - буква Ю.

    - Какую цель мы поставим себе на уроке?

    Д.- Познакомиться с буквой Ю, научиться читать слоги и слова с буквой Ю.

    1. Новая тема. (7мин.)

    Знакомство со звуками [у], [й’у], которые обозначаются буквами Ю, ю.

    (По картинке КЛЮЧ.)  (2мин)
    (Схема слова не делится на слоги. В слове не ставится ударение. Схема закрашена не полностью. Звук [у] закрашен красным цветом.)
    Педагог обращается к детям: «Что это? (Ключ.) Произнесём это слово и хорошо потянем гласный звук. ([Кл’-у-у-уч]) Какой слышим звук? ([у-у-у].) Как произносится согласный звук, который составляет с ним слог-слияние? (Он звучит мягко [л’].) Как читались согласные звуки, когда за ними следовал гласный [у]? (Твёрдо.) Вот эту проблему мы сегодня и будем решать».

    Звуко-буквенный анализ слова и определение слоговой структуры. Работа со звуковой схемой. (2мин)
    Педагог:
     «Произнесите слово ещё раз и скажите, сколько в нём слогов. (В этом слове один гласный звук, значит, один слог.) Составим схему и подтвердим ту необычную ситуацию, которая у нас получилась». Один ученик выходит к доске.

    Знакомство со звуком [й’у], который обозначается буквами Ю, Ю. (По картинке ЮБКА.) (1мин)
    (Схема делится на слоги. Ставится ударение на первый слог, схема закрашена не полностью. Звук [й’у] закрашен зелёно-красным цветом.)
    Педагог: «Произнесём слово медленно, растягивая каждый звук. Внимательно слушаем звуки. Особенно самые первые. ([й’у б к а]. Произнесите первый слог. ([й’оу б ].) Какие звуки слышите? ([й’] и [у].) Вот ещё одна проблема возникла у нас на уроке. Как на письме обозначить эти звуки? Какой буквой? Попробуем произнести эти звуки покороче. Мы в жизни так медленно не говорим. (Произносит слово ЮБКА.) Какая буква просится для обозначения звуков ([й’] и [у])? (Буква ю, она может обозначать сразу два звука [й’] и [у].)

    - В каких случаях это происходит?»

    Д.-Когда буква ю стоит в самом начале слова, она обозначает два звука [й’] и [у]. Например: Юра, Юг.)

    1. Игра «Поймай букву» (2 мин)

    Оборудование: Текст из учебника «Азбука» с. 47

    Описание игры: Дети сначала читают текст, а затем начинают просматривать его по строчкам, обводя кружочком букву, указанную учителем. Один ученик называет слова, где буква Ю обозначает 1 звук, другой – где буква Ю обозначает 2 звука.

    - В каких случаях это происходит?

    1. Физминутка (2мин)

    Раз, два, три, четыре-

    Топаем ногами.

    Раз, два, три, четыре-

    Хлопаем руками.

    Руки вытянуть пошире-

    Раз, два, три, четыре.

    Наклониться – три, четыре-

    И на месте поскакать.

    На носок, потом на пятку,

    Все мы делаем зарядку.

    1. Гимнастика для глаз

    1. Закрепление. (10мин)

    1. Игра-ребус. Работа с нетбуками (3мин)

    Педагог: 

    «Послушайте загадки:

    1. Назовите самую кислую ягоду (Клюква)

    1. Плетусь по стенам, очень вьючь

    А называют меня …. (плющ)

    1. Мальчика узнаю я, без особой муки.

    Потому, что надевает вместо юбки…(брюки)

     Отыщите среди рисунков отгадку. К каждой отгадке-рисунку подберите схему.»

    2. Работа со слогами.(3мин)
    Педагог: «Прочитайте слоги в таблице. С любым из слогов составьте слово. Произнесите его и объясните, какие звуки обозначает в вашем слове буква ю».

    [ню] [рю] [сю] [лю] [вю] [тю] [бю]

    [юн] [юр] [юс] [юл] [юв] [ют]

    Педагог: «Присоедините слоги [лю, рю, тю, юл] к определённым слогам и получите слова. (2мин)

    1. Игра «Мы присядем». (2мин)
      (Игра на дифференциацию на материале прямых и обратных слогов.) 
      Педагог: «Прочитайте слоги: ню, пю, рю, вю, шю, гю, сю, юш, юр, юл, ют, юк, юв. Посадите гномиков в зависимости от мягкости и твёрдости согласного звука на кресло или на тумбочку. На кресло посадите гномиков, которые несут слог с мягким согласным звуком, на тумбочку посадите гномиков, которые несут слог с твёрдым согласным звуком».
    1. Физминутка (1мин)
    1. Гимнастика для глаз
    1. Закрепление (5 мин)

    Педагог: «Назовите предметы на сюжетной картинке, в названиях которых звуки обозначаются буквой ю. Укажите, какие звуки обозначает каждая буква ю. (люстра, брюки, утюг — ([у]). Юбка — [й’у].)

    Педагог просит детей самостоятельно составить рассказ по сюжетным картинкам.

     Далее педагог предлагает прочитать текст (для читающих детей.)  Азбука с.48
    Озаглавьте текст».

    1. Рефлексия ( 1мин)

    - С какой буквой мы сегодня работали?

    - Что мы узнали о ней?

    -Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?

    1. Посмотрите на экран и выберите смайлик, который вам больше подходит:

    Первый смайлик говорит о том, что вам было легко на уроке,

    Второй - нужна была помощь учителя,

    Тритий - было сложно.

    Список литературы:

    1. Интерактивные демонстрационные таблицы "Обучение грамоте.1 класс" УМК В.Г. Горецкого «Русская азбука» (серия «Школа России»);
    2. Азбука от А до Я. Уч. - методическое пособие / Сост. И.А. Гимпель.- Минск: Асар, 2007г.
    3. О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо - М.: ВАКО, 2009г.
    4. Игры по обучению грамоте и чтению. Уч. – методическое пособие / Сост. Н.Н. Максимук- М.: ВАКО, 2006г.
    5. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Русская азбука: учебник.- М.: Просвещение, 2011г.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков в начальной школе

    Урок по чтению "Звуки З, З’. Буквы З,з."

    Цель урока:-  знакомство с  новой  буквой  и звуками  основного этапа обучения.Задачи урока:Пре...

    Конспект урока по литературному чтению в 1 классе "Согласные звуки drupal_ф drupal_ф`. Буквы Ф,ф". УМК "Развивающая система Занкова".

    Конспект урока по литературному чтению в 1 классе на тему "Согласные звуки drupal_ф drupal_ф`. Буквы Ф,Ф" +презентация....

    Урок обучения грамоте. Звуки д, д. Буквы Д,д.

    Образовательная система: «Школа 2100».Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Моя любимая Азбука»Тип урока: ур...

    Урок обучения грамоте. Согласные звуки (к) (к), буквы К к

    Урок обучения грамоте. Согласные звуки (к) (к), буквы К к...

    Урок по обучению грамоте по теме "Буквы Гг, звуки Гг"(на тат.языке)

     Аннотация к уроку.Урок обучения грамоте "Знакомство с буквой Г г " 1 класс Самигуллина Ляйсан Зиннуровна «Мет...

    Урок обучения грамоте. Тема "Гласные звуки и их буквы". УМК "Гармония"

    На этом уроке дети учатся находить в словах гласные звуки и обозначать их буквами гласных....

    Урок обучения грамоте и письму. Тема: «Буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п]. [п’]».

    Конспект урока обучения грамоте и письму по программе "Школа России"...

    Методическая разработка по литературному чтению(обучение грамоте) Тема. Согласные звуки [к], [к'], буквы К, к 1 класс, «Школа России»

     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность...

    Урок обучения грамоте.Тема: ЗВУКИ [Ч’], [Щ'] – ВСЕГДА МЯГКИЕ, ГЛУХИЕ ЗВУКИ. БУКВЫ Чч, Щщ

     Данная работа посвящена комплексному интеллектуальному развитию младших школьников на уроке обучения грамоте.Актуа...

    урок обучения грамоте "Непарные по глухости - звонкости звонкие согласные звуки и их буквы" по УМК "Гармония"

    Урок направлен на решение главной задачи урока: закрепить понятия: звонкие, глухие, парные, непарные согласные. Материал...