Программа кружка "Хочу быть поэтом"
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Рабочая образовательная программа поэтического кружка для учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_poeticheskogo_kruzhka..doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта

 образовательной программы

Педагог – Семерикова Анна Александровна

1.Направление деятельности

Художественно - эстетическое

2.Форма и название творческого объединения

Кружок «Хочу быть поэтом»

3.Название образовательной программы

Проба пера

4.Вид программы

Авторизированная

5.Образовательная область

Литература, краеведение, окружающий мир.

6.Продолжительность образовательного процесса

1 год

7.Возраст обучающихся

9 – 10 лет

8.Форма организации образовательного процесса

Индивидуальная, групповая

9.Форма организации содержания и педагогической деятельности

Модульная программа

10.Достижения обучающихся

Выход ежемесячной газеты «Сопелки и пыхтелки» с творческими работами участников кружка, участие в конкурсах чтецов, литературных композиций, тематических литературных конкурсах.

Пояснительная записка

«Творчество-это та волшебная шапка,

под которой расцветает счастье».

               С.Р. Львов.

            В наше время наиболее актуальной проблемой для начальной школы является творческая нереализованность учащихся. В связи с отсутствием кружковой работы, дети и их родители порой не знают о способностях учащихся. Через создание пусть не идеальных, но собственных стихотворений ребенок самовыражается, ищет и находит свою творческую неповторимость. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Он настроен на познание и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через сочинение собственных стихотворений о окружающем мире помогает ребенку реализовать свои возможности.

Цель: через знакомство с аспектами поэтического мастерства научиться самим  создавать стихи, малую прозу, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов, научиться их интерпретации, учиться принципам общения, становясь людьми коммуникабельными, компетентными в области стихосложения, творческими личностями.

Задачи:

  1. развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования «культуры чувств»;
  2. стимулирование интереса к духовному богатству России, мировой культуре;
  3. приобщение к миру искусства; воспитание эстетического вкуса.
  4. расширить знания об окружающем мире;
  5. формировать коммуникативные умения учащихся;
  6. приобщение учащихся к лучшим образцам лирики отечественных и           зарубежных поэтов;
  7. развитие навыков и приемов анализа лирического произведения;
  8. формирование общественной активности личности, культуры общения и поведения в социуме;
  9. актуализация личностных качеств школьников, помогающих раскрытию их творческих способностей;
  10. формирование у школьников положительной мотивации к обучению.

Направления работы:

  1. Творческое: сочинение стихов;
  2. Просветительское: выпуск бюллетеней, газет, альманаха стихов собственного сочинения;
  3. Массовое: участие в конкурсах, литературно-музыкальных праздниках, викторинах.

В группе будут заниматься 15 учащихся 4–го  класса, разного уровня развития и успешности в обучении.

Курс обучения составляет 68 часов.

     В дальнейшем дети смогут без затруднений браться за любую творческую работу, не стесняться быть индивидуальными и интересными.              

Все детские работы регулярно печатаются в газете для детей и родителей «Сопелки и пыхтелки», которую дети с прошлого года редактируют и издают самостоятельно.

Методика проведения занятий:

Для занятий кружка характерны большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство с разнообразным кругом новых произведений и стилей. Они отличаются дискуссиями в ходе бесед-разборов поэтических текстов, приподнятостью настроения и внутренней раскованностью учеников.
Ребята читают стихи, анализируют, спорят, работают ради самовыражения, самоутверждения, одобрения педагога и товарищей.


Для занятий кружка характерны и особые
формы работы:

  1. увлекательные тематические занятия;
  2. обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах;
  3. чтение мемуарной литературы, книг о поэтическом мастерстве;
  4. занятия - концерты, конкурсы, на которых звучат стихи собственного сочинения;
  5. Практикум;
  6. Самостоятельная работа;
  7. Работа в фондах библиотеки;
  8. Тренинги;
  9. Встречи с интересными людьми;
  10. Экскурсии.

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел, тема (подтема)

Количество занятий

Теоретические часы

Практические часы

Всего кол-во часов

1.

I Подготовительный этап. Актуализация знаний.

Основы стихосложения. Средства художественной выразительности. Жанры лирических произведений.

2

2

2.

II Тренировочные занятия

а) структура стихотворения. Игра «Путаница» Знакомство с литературной критикой.

1

2

3

б) Нахождение выразительных средств языка, рифмы. Игра « Доскажи словечко», «По строчке»

1

2

3

В) Выбор темы, выразительных средств. Написание стихотворений по выбранной теме.

3

3

г) Обобщение полученных знаний

6

13

19

д) Создание стихотворных произведений. Средства художественной выразительности. Жанры лирических произведений

2

2

3.

III  Активизация поисковой деятельности младших школьников

а) Экскурсия – способ получения красочных образов

2

2

б) Поэтический вечер «Мой любимый поэт»

2

2

в) Методика «Ищем свой стиль»

2

4

6

г) Написание собственных стихотворений, оформление поэтической газеты

24

24

4.

IV Итоговое занятие. Издание поэтического сборника учащихся начальной школы

2

2

Содержание изучаемого курса

I. Подготовительный этап. Актуализация знаний.

На первых занятиях участники кружка вспоминают основы стихосложения и выразительные средства языка, учатся подбирать красивые синонимы к привычным словам и выражать свои эмоции посредством слова.

Основы стихосложения.  Законы создания поэтического произведения.

Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, анапесте, гекзаметре, амфибрахии. Понятие о рифме, Рифма мужская и женская, полная, неполная. Рифма парная, перекрестная, окольцовка.

Понятие о строфе. Разновидность строф. Онегинская строфа.

Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола.

Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание.

Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, элегия, песня.

II. Тренировочные занятия

Во время тренировочных занятий большое внимание уделяется практической работе, так как кружок работает второй год и многие основы необходимых знаний уже усвоены детьми.

В игре « Путаница» дети вспоминают о структуре стихотворения, интуитивно и логически перестраивая текст в стихотворение, преобразуя «скучные» слова, дети подходят к практической работе над выразительными средствами языка.

Игры « Доскажи словечко» и «По строчке» учат детей работать в группе, находить и отстаивать свою позицию в коллективе, взаимодействовать с участниками кружка. Эти игры так же показывают значимость каждого слова в стихотворении, учат стремиться находить самые яркие образы и делиться с окружающими.

 Знакомство с литературной критикой (анализ поэтического содержания стихотворения Л. Мартынова "Богатый нищий" и "В ядре").
6. "
Я знаю силу слов…" Беседа о назначении поэта и поэзии. Выступления учащихся с сообщениями о любимых поэтах. Решение проблемы: как понимать - "Поэтом можешь ты не быть"?
Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.

"Поэзия и мы". Чтение учащимися стихов собственного сочинения. Литературная дискуссия. (О, раскройте глаза свои шире, нараспашку вниманье и слух, - это ж самое дивное в мире, чем вас жизнь одаряет вокруг!) "Что такое поэзия?" Внимательность и воображение читателя поэзии. Рекомендации по комплексному анализу текста. Лингвистический анализ стихотворений Есенина, Друниной.
Поэзия и штампы. Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).

III.  Активизация поисковой деятельности

младших школьников

Большое внимание уделяется написанию собственных стихотворений, выбора темы и выразительных средств, поиску литературы для информативного содержания стихотворения, умению передавать свои эмоции к явлениям и предметам.

Для поиска ярких эмоций используется природа. Экскурсии в осенний и зимний парк помогают увидеть красоту природы, мимо которой часто проходишь, не замечая и передавать свои мысли стихотворением.

Поэтический вечер – любимая форма выражения своей позиции к поэзии у детей. В прошлый год регулярно проходили поэтические вечера различных поэтов. В этом году поэтический вечер посвящен не определенному поэту, а любимому поэту ребенка. В этом случае у ребенка появляется шанс реализоваться, представить своего любимого поэта (биография) и прочитать именно то стихотворение, которое понравилось ему больше всего.

Конкурс новогодних сказок, баллад, посланий, поздравлений, од и т. д. "Новогодний калейдоскоп".
"Культурный кругозор читателя и начинающего поэта". Дискуссия: "Каким должен быть читатель?" Комментированное чтение поэтических произведений: "Рязанские Мараты" Я. Смелякова, "Слушая Равеля" М. Дудина, "Параболическая баллада" А. Вознесенского.

Главное в произведении - идея, основная мысль.

Образы вокруг нас. Литературная игра "Что на что похоже?"
Рифма, способы и типы рифмовки. Конкурс стихов, посвящённый временам года.
Стили речи. Художественный стиль. Публицистический стиль. Смешение стилей.
Роль музыки и живописи в создании поэтических произведений "Это надо увидеть! Это надо услышать!" Сонет.

Описание предмета. Как описать животное? (композиция описания, сопоставление научного и художественного описания)

Прогнозируемый результат реализации программы.

Расширение литературного кругозора учащихся, овладение навыками анализа поэтических произведений, знакомство с различными аспектами поэтического мастерства, расширение лингвистический кругозора, развитие творческих способностей, повышение языковой культуры, выполнение творческих заданий и письменных работ исследовательского характера, сочинение собственных стихов – все это должно стать результатом работы кружка.

К концу учебного года участники должны знать:

  1. структуру стихотворения, выразительные средствах языка, правила чтения и анализа стихотворений.

Уметь:

  1. представить свою точку зрения, выступать перед публикой, комментировать стихотворения друг друга, тактично высказывать свои предложения другим участникам;
  2. вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
  3. постичь поэтическую идеи;
  4. анализировать поэтические художественные произведения;
  5. создавать самостоятельно стихотворные художественные тексты;
  6. развивать в себе потребность к самопознанию и самосовершенствованию.

Результатом работы кружка будет так же активное участие в конкурсах школьного и районного уровня и печатные работы большинства участников кружка в газете « Сопелки и пыхтелки» под редакцией актива кружка.

Формы контроля

Форма проведения контроля

Сроки контроля

Объект контроля

Форма предъявления результатов контроля

1.Викторина «Выразительные средства языка»

Октябрь

Знание выразительных средств, умение находить их и заменять ими «скучные» слова.

Учащиеся получают баллы за грамотные ответы. Баллы вносятся в таблицу достижений

2.Создание собственных стихотворений

Ноябрь

Знание структуры стихотворения, рифмы, выразительных средств языка и умение применить знания на практике

Обсуждение результатов на круглом столе

3.Выступление с собственными произведениями

Декабрь

Умение выступать перед публикой, эмоциональное чтение

Оценивание работы каждого ученика, запись в таблицу достижений

6.Издание стихотворений в газете

Апрель - май

Умение отбирать свои лучшие работы, оформление газеты

Показ лучших работ, награждение грамотами.

Литература:

Список использованной литературы для учителя:

  1. Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности. – М., 2001.
  2. Гаврилова Т.Н. Маленькое чудо. – М., 2001
  3. Карсалова Е. В.. "Стихи живые сами говорят…". – М., 2003.
  4. Каплан И. Е. Анализ произведений русской классики. – Сб., 1999.
  5. Попов М.Н. Ступеньки к творчеству. – М., 2003.
  6. Ратникова М.С. Солнышко между строк». – М., 2002.
  7.  Эткинд Е. Разговор о стихах.

Список использованной литературы для учащихся:

  1. Воителева Т.М.. Русский язык. Дидактические материалы. – М., 2002.
  2. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. – М., 2001.
  3. Матвеева Т.В. От звука до текста. – Волгоград, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы "Здоровым быть здорово!"

Программа  на 4 года. Содержит тематическое планирование по каждому году....

Комплексно-целевая программа "Желание быть добрым"

Комплексно-целевая долгосрочная программа была разработана в ДОЛ "Огонёк" в 2009 году, прошла успешную опробацию и является базовой для построения воспитательной работы. Программа направлена на всестр...

Игровая программа "Здорово быть здоровым"

Внекласное занятие для учащихся младших классов коррекционной школы 8 вида. В игровой форме воспитывать у учащихся внимательное отношение к своему здоровью....

Методическая разработка спортивно-игровой программы "Хотим быть здоровыми"

Данная спортивная программа включает в себя 6 конкурсов - эстафет ,развивающих быстроту,ловкость,формируют здоровый образ жизни,воспитывают чувство товарищества....

Коррекционно-развивающая программа "Учусь быть внимательным"

Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на развитие, воспитание и обучение  младших школьников, требующих психологической поддержки и оказании помощи в раз...

Программа «Здоровым быть здорово!»

      Программа «Здоровым быть здорово!» рассчитана на 1 час в неделю и построена с учётом интересов и потребностей школьников 1-4 классов. Предлагаемая программа способству...

Программа кружка "Юные поэты и прозаики"

Дополнительное образование...