Литературная викторина по сказкам "Там на неведомых дорожках"
презентация к уроку по чтению (2 класс) по теме

Рудик Ирина Александровна

 

 Цель занятия: познакомить с историей происхождения сказки, вспомнить как можно больше сказок, их авторов и героев; развивать познавательный интерес к чтению, фантазию, воображение, художественный вкус; воспитывать чувства ответственности за свои поступки, готовности прийти на помощь ближнему; формировать дружеские отношения внутри коллектива. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

         

                                            Внеклассное мероприятие по литературному чтению

                                            Викторина по сказкам

                                            /Рудик И. А. /

                                             МБОУ гимназия № 18

Цели: познакомить с историей происхождения сказки, вспомнить как можно больше сказок, их авторов и героев; развивать познавательный интерес к чтению, фантазию, воображение, художественный вкус; воспитывать чувства ответственности за свои поступки, готовности прийти на помощь ближнему; формировать дружеские отношения внутри коллектива.

Оборудование: эмблемы команд, выставка книг, рисунки сказочных героев, поощрительные призы, книжки-малышки, сделанные руками ребят (творческое домашнее задание).

                  ХОД    ЗАНЯТИЯ

Слайды 1, 2

Учитель: Горят причудливо краски,

                 И, как ни мудра голова,

                 Вы всё-таки верьте сказке,

                 Сказка всегда права!

Слайд 3

   Самые первые произведения, которые начинают читать человеку,- сказки. Придя в школу, переходя из класса в класс, вы постоянно знакомитесь с произведениями устного народного творчества, с литературными сказками. Ведь именно благодаря сказке, вы становитесь чувствительней к красоте, учитесь осуждать зло, восхищаться добротой.

   Цель нашей сегодняшней литературной викторины: как можно больше вспомнить сказок, их авторов и героев.

   Разбиваемся на три команды. Вопросы командам задаются в порядке очерёдности. (Дети делятся на команды, выбираются командиры, обсуждаются сказочные  названия команд)

Слайд 4

Учитель: - Чтобы продолжить путь по неведомым дорожкам сказки, вспомним сказочные приметы:

( Выслушиваются ответы ребят)

Слайд 5

Присказка (чтобы привлечь внимание слушателей – присказка – рифмованная шутливая прибаутка)

Например: Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки.

Слайд 6

Зачин – начало сказки (В некотором царстве, в некотором государстве)

Магические заклинания   Учитель: - Какие вы знаете магические заклинания?

Слайд 7

Волшебные предметы, герои.  Учитель: - Перечислите волшебные предметы и сказки, в которых они встречаются.

Троекратный повтор

Слайд 8

Концовка.   Учитель:- Вспомните концовки сказок («Пошли под венец, на этом сказочке конец», «Вот вам сказка, а мне бубликов связка»)

  Учитель:- В поэтическом творчестве любого народа можно выделить наиболее характерные группы сказок:

Слайд 9

  - бытовые сказки (героем обычно выступает бедный крестьянин, работник или солдат в хорошо знакомой сказочнику обстановке. Положительный герой бытовой сказки всегда выходит победителем в борьбе с врагами);

 - волшебные

 - сказки о животных

   Сказка – жанр очень древнего происхождения. Считают, что корни происхождения сказок восходят в ту очень отдалённую эпоху, когда    не познанная человеком природа казалась ему живым, таинственным существом. Первобытный человек одухотворял все явления природы, видя в них своих могущественных покровителей или врагов. Из всех явлений природы создавали себе врагов. Солнце они называли Даждь - богом или Ярилом, ветры - Стрибогом, гром и молнию - Перуном, бурю - Бореем. Слово «сказка» произошло от слова сказывать.

   А сейчас давайте послушаем, какие сказки сочинили вы!

(Ребята рассказывают сказки и показывают свои «книжки-малышки»)

Слайд 10

Итак – в путь!

Слайд 11

1 КОНКУРС

Вспомните, кто говорил в какой сказке следующие слова:

1. Сивка-бурка, вещий каурка!

  Стань передо мной, как лист перед травой.(Иванушка-дурачок, рус. нар. ск. « Сивка-бурка»)

2. Раз, два, три, горшочек, вари! (девочка, братья Гримм «Горшочек каши»)

3.Крекс Фекс Пекс! ( Буратино, А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»)

Слайд 12

2 КОНКУРС

Удивительные превращения: в кого превращались или были заколдованы сказочные герои?

1. Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля)

   Гадкий утёнок (в лебедя, Андерсен)

  Чудище из сказки Аксакова «Аленький цветочек» (в принца)

2. Братец Иванушка (в козлёнка)

   Василиса Прекрасная (в лягушку)

  Одиннадцать братьев – принцев из сказки Андерсена «Дикие лебеди» (в лебедей)

Слайд 13

3 КОНКУРС

  Какие волшебные средства - предметы были у данных сказочных героев?

1. У солдата из сказки Андерсена (огниво)

   У Буратино (золотой ключик)

  У Незнайки (волшебная палочка)

2.   У Золушки (хрустальная туфелька)

     У Снежной королевы (волшебное зеркало)

    У Бабы-Яги (метла)

Слайд 14

4 КОНКУРС

Чудо стало былью. Ребята, в сказках говорится о новейших достижениях науки и техники. Сопоставим их.

1. Конёк-горбунок – ракета

   Золотой петушок – радиолокатор

  Чудо-зеркало – телевизор

  Перо Жар-птицы – прожектор

  Клубок ниток – компас

 Сани, которые едут сами – аэросани

Слайд 15

5 конкурс

   Назовите друзей литературных персонажей.

1. У Маугли (Багира, Балу, Каа)

   У Малыша (Карлсон)

   У Винни-Пуха ( Пятачок, Кролик, Иа-Иа)

2. У Герды (Кай)

   У Бременских музыкантов (осёл, собака, петух, кот)

Слайды 16, 17

6 конкурс

Отгадайте загадки.

1. Я обаятельная жутко,

  И обладаю нюхом чутким,

  Причёской славлюсь неземною,

 Летать умею над землёю. (Баба-Яга)

2. В стране чудес я кот известный:

Обманщик, попрошайка, плут.

Ловить мышей неинтересно,

Не лучше ль простаков надуть? (Кот Базилио)

3. Скачет лошадь не простая,

Чудо грива золотая, По горам парнишку носит,

Но никак его не сбросит.

Есть у лошади - сынок

Удивительный конёк

По прозванью…(Горбунок)

Слайды 18, 19

7 конкурс

Эмоции

  Человеческие чувства можно уловить и в интонациях сказочных героев.

1. Попробуйте голосом выразить радость, грусть, удивление и другие эмоции сказочных героев.

   Произнесите следующие фразы:

   а) « - Буратино, умоляю тебя - зажмурься, зажми нос и выпей…»

б) « От возмущения она хлопала ресницами: «Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?»

Слайд 20

8 конкурс – конкурс капитанов

Эрудиция (блицтурнир)

Вопрос – быстрый ответ. Очко тому, кто первым ответит на вопрос.

Слайд 21

  1. Назовите героев сказок Маршака « Теремок» (мышь, лягушонок, ежик, лиса, волк, медведь).

Слайды 22, 23

  1. Кто пел песню мышонку в сказке « О глупом мышонке»? (мышь, утка, лягушка, лошадь, свинья, курица, щука, кошка)

Слайд 24

  1. Кто пришёл в гости к кошке в сказке «Кошкин дом»? (свинья, петух с курицей, козёл с козой)

Слайд 25

9 конкурс  Творческое задание

Представьте и нарисуйте, как выглядят следы: 1 команде - Бабы Яги,

                                                                                         2 команде – Кощея Бессмертного

                                                                                         3 команде – Лешего.

Уроки сказки     Слайд 26

Учитель: - Чем отличается сказка от других произведений?  Каждая сказка чему-то учит. Расскажите, чему? Сказке конец, а кто слушал - молодец!

Подведение итогов викторины.

Награждение команд.                         

                 Литература:

  1.  Лакоценина Т. П. «Волшебный мир знаний». Выпуск 2;
  2.  «Сказочный алфавит». Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2005.                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по сказкам"Там на неведомых дорожках" для 1 класса

Викторина по сказкам "Там на неведомых дорожках" для учащихся 1 класса....

Там, на неведомых дорожках! (викторины по сказкам А.С.Пушкина)

Данный ресурс можно использовать на уроках внеклассного чтения или внеклассных занятиях, посвящённых творчеству А.С.Пушкина. Ребятам предлагается выполнить различные задания: назвать сказку и героя ск...

Сценарий игры-викторины "По неведомым дорожкам"

Методическая разработка игры-викторины для учащихся 1-х,2-х классов....

ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ " ТАМ, НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ..."

Вопросы и задания викторины " Там, на неведомых дорожках" помогут учителю в игровой форме провести урок чтения во 2 классе по теме:" Сказки"....

Праздник - викторина. "Там на неведомых дорожках...".

Цели мероприятия: научить детей ориентироваться в сказках, узнавать героев, выделять их особенности....