Конспект урока литературного чтения в 3 классе
план-конспект урока чтения (3 класс) по теме

Марущак Ольга Валерьевна

Урок по творчеству Н. Некрасова. Произведение "Крестьянские дети"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_3_klass_zankov.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы

3 класс (1-4) система развивающего обучения Л.В. Занкова

Учитель: Лазарева И.Ю.

МОУ СОШ № 23 г. Мурманска

Тема: Н.Некрасов « Крестьянские дети»

Цели:

- развивать навыки правильного, выразительного чтения, чёткую артикуляцию;

- формировать умение видеть и понимать настроение лирического героя;

- совершенствовать умение связно рассказывать о своих впечатлениях. 

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке много гостей, поздоровайтесь с ними (наклоном головы). Теперь присаживайтесь. Начинаем наш урок литературного чтения.

Внимание, на экран (заставка « С чего начинается Родина…»).

- Услышав слово «родина», каждый представляет что-то своё. Ребята, что представляете вы, слыша это слово? ( Ответы детей: это моя семья, моя школа, мои друзья и т.д.)

 Большая Родина всегда начинается с малой - своей семьи, двора, дома, школы, что-то своё, самое родное и близкое, с вашего детства, со счастливых моментов вашей жизни.

 На уроке изобразительного искусства вы рисовали  на тему: «Счастливое детство». Давай обратимся к нашей выставке, расскажите о своих работах, почему именно это вы нарисовали? (Ответы детей: я нарисовала, как мы всей семьёй идём гулять, как мы с папой в выходной отправляемся на лыжную прогулку, как мы с классом на каникулах ездили на турбазу, как мы играем с друзьями и т.д.).  Действительно, у вас счастливое беззаботное детство об этом говорят ваши работы.

А было время, когда на долю детей выпадало много тяжёлой непосильной  работы.  Посмотрите на ленту времени, это было в 19 веке. Обратимся к учителю истории за информацией (видеозапись А.Г.Махова- учитель истории, высшей категории).

Россией правил царь. Богатые и знатные заставляли бедных работать на себя.

Крестьяне – бедняки не могли прокормить своих детей  и часто привозили их в город, чтобы отдать в услужение богачам или в учение ремесленникам.

Нелегко было ученикам в городе у чужих людей. Кормили плохо, одевали в чью– нибудь изношенную негодную одежду. Спать  приходилось где попало: в подвалах или в чуланах, чаще всего на полу, на жёсткой подстилке. Учили мало, а трудиться заставляли с утра до ночи, поручая самую тяжёлую работу.

За малейшую провинность, а то и без всякой вины хозяева били учеников.

Именно так жилось детям более 100 лет назад.

В это время, в 19 веке, создавал свои полотна художник Василий Григорьевич Перов. Поместим  портрет художника на ленту времени. Сегодня  мы познакомимся с одной из его картин «Тройка».

В старину, когда не было ни автомобилей, ни автобусов, да и железных дорог было мало, люди ездили на лошадях и в дальнюю дорогу отправлялись на тройке. В коляски, в сани запрягали 3 лошадей.

Внимание на экран, перед вами репродукция с картины Перова «Тройка». Слово нашему консультанту Насте Черновой.  

Художник Василий Григорьевич Перов изобразил на своей картине  совсем  особенную  упряжку: трое измученных ребят тянут на санях огромную обледенелую бочку с водой. В то время водопровод был не во всех домах. Бедняки приносили воду в вёдрах из реки, озера, колодца. Ученики – мастеровые везут воду для своих хозяев.

Вглядитесь внимательно в героев картины.

Вы видите – их трое: два мальчика и девочка.

Средний мальчик – ему лет 12. Коричневый тулуп на нём рваный, ботинки – тоже. Старый платок не закрывает шею. На лице у мальчика – страдание, усталость, озабоченность. Он хочет помочь младшим, подбодрить их, поэтому основную часть поклажи взял на себя.

А теперь посмотрите на мальчика в чёрном, рваном пальто. Он так устал, что не может запахнуть пальто, прикрыть грудь. Сани тащит из последних сил – голова в чёрном картузе бессильно склонилась набок. Лицо его утомлённое, но нежное и грустное. Мальчику, видно, нет и 10 лет.

Примерно такого же возраста и девочка. Она до того измучена, что кажется полусонной, глаза её полузакрыты. Девочка покорно бредёт, вцепившись руками в верёвку саней. Платок на голове лёгкий, тёмные волосы в беспорядке выбились из-под него. Пальтишко старое, видно, с чужого плеча. Башмаки тоже чужие – огромные, тяжёлые. В них так трудно идти по дороге…

Дорога, заснеженная, скользкая, идёт вверх вдоль высокой стены старинного монастыря. Бочка накренилась – вот-вот упадёт. Одинокий прохожий пожалел ребят, он старается подтолкнуть сани в гору. Дети тянут сани изо всех сил. Того и гляди разразится буран. Недаром так тревожно взметнулась стая чёрных птиц.

Вот какую «тройку» показал нам художник в своей картине.

В это же время создавал свои произведения известный русский поэт – Николай Алексеевич Некрасов. Это поэт, который очень много писал о детях и для детей. Перед вами выставка книг Н.А.Некрасова.

Мне нужен помощник, который  разместит портрет поэта на ленте времени.

 Глядя  на портрет, что вы можете сказать об этом человеке?  (ответы детей)

В детстве Н.А.Некрасов был шаловливым, весёлым, озорным мальчиком. Детство своё провёл в деревне Грешнёво, близ Волги.

Посмотрите на экран (слайды Грешнёво).

 Его отец был помещиком. Вся семья жила в барской усадьбе, в большом  и просторном доме, а неподалёку от дома стояли убогие избы крестьян. Отец Некрасова запрещал ему бывать в этих избах. Но мальчик тайком убегал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских ребят. С ними ему всегда было весело, они играли в разные деревенские игры, купались в реке, бродили по лесам и полям, он хорошо знал их жизнь. И в поэме «Крестьянские дети» он с любовью рассказывает о них.

Опять я в деревне. Хожу на охоту,

Пишу мои вирши – живётся легко.

Вчера, утомлённый ходьбой по болоту,

Забрёл я в сарай и заснул глубоко.

Проснулся в широкие щели сарая

Глядятся весёлого солнца лучи.

Чу! Шёпот какой – то…а вот вереница

Вдоль щели внимательных глаз!

Всё серые, карие, синие глазки –

Смешались, как в поле цветы.

Чу! Шёпот опять!

- Борода!

- А барин, сказали!

- Потише вы, черти!

- У бар бороды не бывает – усы.

- А ноги – то  длинные, словно как жерди.

- А вона на шапке, гляди – тко  - часы!

- Ай, важная штука!

- И цепь золотая…

- Чай, дорого стоит?

- Как солнце горит!

- А вона собака -  большая, большая!

Вода с языка – то бежит.

- Ружьё! Погляди – тко: стволина двойная,

Замочки резные…

- Глядит!

- Молчи, ничего! Постоим ещё, Гриша!

- Прибьёт…

Испугались шпионы мои

И кинулись прочь…

 А сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из этой поэмы.

Прослушайте запись отрывка (запись отрывка).

- Какое настроение осталось у вас после прослушивания? Для своего ответа воспользуйтесь словариком настроения.

( грустное, напряжённое, наводит на печальные мысли: нелегко, значит, жилось тогда крестьянам, если даже маленькие дети должны были работать).

Для того, чтобы снять напряжение немного отдохнём.

Физминутка.

- А сейчас откройте учебники, страница ____.  Прочтите отрывок шёпотом.         Объяснение непонятных слов у консультанта Кота Учёного.

        Беседа

- Попробуйте прочитать вслух первые две строчки.  На что похоже начало?

( на зачин сказки, но это совсем не сказка, эта быль, это тяжёлая жизнь крестьян, как и на картине Перова «Тройка».)

-Зачем автор даёт нам описание природы? ( чтобы подчеркнуть тяжесть труда) Когда происходит действие (в студёную ( как называется это художественное средство в литературе – эпитет, что это такое: образное определение, дающее дополнительную худ. характеристику предмета) зимнюю пору, значит, с декабря по февраль).

- Сколько действующих лиц в стихотворении? Назовите их.

(Рассказчик – лирический герой и мальчик)

- Кем может быть рассказчик? Вспомните сценку из поэмы, которую показывали ребята.

(Охотник)

- Какие чувства испытывает лирический герой в начале встречи?

(Удивление, интерес)

Покажите, обращаясь к тексту удивление, интерес.

- Какие чувства он испытывает в конце?

(Уважение, восхищение)

- А теперь найдите описание мальчика.

- Какой приём лежит в основе этого образа?

(Контраст – противоположность)

- Назовите, как обращается рассказчик к мальчику?

Чтение по ролям.

- Какое настроение осталось у вас после работы с этим стихотворением?

- Домашнее задание на выбор:

Выучить отрывок наизусть

Прочитать всю поэму

Нарисовать иллюстрацию

- Вы сегодня очень хорошо работали. Отметки за урок.

- Обратимся ещё раз к нашей ленте времени, Мы говорили на уроке о 19 веке. А в каком веке живём мы? Давайте поместим фотографию нашего класса на ленте времени. Мы живём в 21 веке. У вас счастливое детство и мне хочется, чтобы ничто его не омрачало.

Песня «Большой хоровод».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.

Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....