Урок обучения грамоте. Чтение. Согласный звук ш и строчная буква ш.
план-конспект урока чтения (1 класс) по теме

Пахтусова Елена Ильинична

Образовательная программа "Школа 2100". 1 класс. На уроке использована технология формирования типа правильной читательской деятельности. Ознакомление с новым звуком происходило с помощью частично-поискового метода, основу которого составило речевое действие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пахтусова Елена Ильинична,

учитель начальных классов

МБОУ г. Мурманска гимназия №2

Образовательная программа «Школа «2100…»

1 класс

Урок обучения грамоте. Чтение.

Тема.  Согласный звук [ш] и строчная буква ш.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели.

  1. Образовательные: познакомить с новыми звуком и буквой; учить работать с текстом; совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного чтения.
  2. Развивающие: развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление; обогащать словарный запас учащихся; расширять  кругозор детей.
  3. Воспитывающие: воспитывать нравственные качества: доброту, взаимоуважение, дружелюбие.

Оборудование для учителя:

«Азбука» Р.Бунеева, схемы звуковичков (с башмачками и шляпками на магнитах), таблицы со слогами, словами и пословицей, рисунок клоуна.

Оборудование для учащихся:

«Азбука» Р.Бунеева, листы со словами, цв. карандаши.

Ход урока.

I. Организационный момент.

– Сегодня у нас много гостей, поздоровайтесь и подарите им свои улыбки.

II. Актуализация опорных знаний. Формулирование темы.

к

т

с

п

– К нам  в гости пришли наши друзья - звуковички.

– Назовите эти буквы.

– Почему звуковички держатся за руки?

– Что их объединяет?

  1. ( эти буквы обозначают глухие согласные звуки, поэтому у них на головах цилиндры (дети прикрепляют на головы звуковичков шляпки);
  2. эти буквы обозначают два звука: твёрдый и мягкий, башмачки у звуковичков синего и зелёного цвета (дети обувают звуковичков в синие и зелёные башмачки)

– С собой звуковички привели новичка. Что заметили? (он без имени)

– Узнать его имя нам поможет стихотворение:

Шорох, шептанье, шумок под окном, шлёпанье лёгкое…

Кто это – гном?

Ш-ш-ш!

Там за шторами возле окна

Шустрым мышонком шуршит тишина.

– Какой звук часто повторяется в стихотворении?  ([ш])  

– Как вы думаете, с чем мы сегодня на уроке познакомимся? (с новым звуком)

Тема нашего урока «Звук [ш]  и буква, которая его обозначает»

– Сформулируйте по опорным словам учебные задачи, которые будем решать на уроке:

  1. Познакомиться… (с новым звуком и буквой)
  2. Учиться…  (читать слова с новой буквой)

III. Открытие новых знаний.  Знакомство с новым звуком.

– Вспомните по схеме, что надо знать о звуке?    

(гласный или согласный; если согласный, то звонкий или глухой, твёрдый или мягкий)

– Это нам поможет охарактеризовать новый звук.

– Новый звук [ш] очень любит тишину. Произнесем слово ТИШИНА.

   На листочках найдите схему слова.   ________

– Определим  количество слогов.         ________        

– Определим ударный слог. (ударение падает на 3 слог. Дети продолжают заполнять схему слова)

 – В каком слоге звук [ш] ? (во втором). Произнесем слово, выделяя второй слог.

– Назовите новый звук. Какой он?  (согласный, глухой)

– Как мы это покажем?  (Какую шляпку оденем звуковичку?)

– А ещё какой?    (твёрдый)

– Подберите слова, в которых новый звук был бы мягким.                                                                                    

   Я открою вам секрет, в русском языке таких слов нет.

– Так какой звук [ш]?   (звук [ш] всегда твёрдый)

– Обуйте звуковичка.

Подведем итог нашего исследования. Расскажите о звуке [ш], дайте его полную характеристику.

                          (Звук [ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый)

IV. Знакомство с новой буквой.

– Звук [ш] на письме обозначается буквой ш.

– Что напоминает буква ш?

V. Первичное закрепление. Чтение слогов и слов.

– Прочитаем слоги с этой буквой.

      ша         аш          аша            

      шо         ош          ошо          

      шу         уш          ушу

   – Дополните слоги до слов.

                                       ФИЗМИНУТКА.

– Эти слоги встретятся в словах, которые прочитаем.

крошка

окрошка

– Что такое крошка? (мелкая часть чего-то)

– А когда ещё так говорят? (Кого ещё так называют?) (маленького ребёнка)

– Кто знает, что такое окрошка? (холодный суп с мелко порубленным мясом, овощами и зеленью)

– Кто любит окрошку? (это блюдо хорошо утоляет не только голод, но и жажду в жаркий летний день)

шут

шутка

шутил

шутник

– Что можете сказать про эти слова?  (однокоренные)

– Выделите корень.

– Кто такой шут?  (тот, кто шутит, кривляется, веселит народ, клоун,

шуты жили при дворце для развлечения гостей)

– А шутник? (человек, который любит шутить)

– Подберите к слову шутник слово близкое по значению (синоним).

шта-ниш-ки

кар-маш-ки

ро-маш-ки

рас-сы-па-ны

Слова третьего столбика разделены на слоги

– Что значит рассыпаны?

– Найдите слово лишнее.

VI. Работа над текстом.

1). Работа над текстом до чтения.

Данные слова являются ключевыми для рассказа, который будем сегодня читать.

– Прочитайте слова ещё раз (хором).  

– Как вы думаете, о чём будет рассказ? (ответы детей)

Откройте «Азбуку» на стр. 82.

Прочитайте название рассказа.

Рассмотрите иллюстрацию.

– Кто на ней изображен?

– Можем мы сказать, как зовут клоуна? (Да, Паша. Это узнали из названия.)

– Как он выглядит?

– О ком мы прочитаем в рассказе?

– Каким по настроению будет этот рассказ? (Весёлым, шутливым, ведь рассказ о клоуне.)

– Предположите, что мы прочитаем в рассказе о Паше-клоуне?

(Дети высказывают свои предположения)

Свои предположения мы проверим, прочитав рассказ.

Чтение текста про себя.

2). Работа над текстом во время чтения.

Чтение текста по частям (по предложениям).

1 пр.    – Кто же Паша? (клоун)

            – Кто такой клоун?

               (артист цирка, который веселит народ, поднимает настроение, не дает грустить)                                        

2 пр.    – Какой Паша, раз он шутник? (веселый, задорный, озорной, остроумный)

3 пр.    – Какую шапку носит Паша?  (ушанку: это теплая шапка с ушами)        

4,5 пр. – Можно ли сварить суп-окрошку из ромашек? (нет, так Паша шутит)

            – Оправдались ли наши предположения, о чем будет рассказ?

            Прочитаем рассказ ещё раз по цепочке.

3). Беседа после чтения.

– Что мы узнали о Паше из рассказа?

Рассмотрите иллюстрацию ещё раз.

– Найдите место в рассказе, к которому относится эта иллюстрация. Прочитайте.

– Для чего Паше шишки? (он ими жонглирует)

– Почему на картинке нет шишек? (они в кармашках)

– По кармашкам у Паши рассыпаны шишки. Как это рассыпаны? (разложены)

– Почему Паша так необычно одет?   (он же клоун, должен веселить народ, поэтому и одет смешно и грим смешной. В цирке принято раскрашивать лицо, накладывать краску, грим, гримироваться, чтобы передать характер)

    Паша веселый, остроумный шутник.

– А какими должны быть шутки?

   (добрыми, чтобы приносили радость, не злыми, никого не обижали)

– Для чего люди шутят? (чтобы всем было весело, смешно, радостно, легко)

Прочитайте пословицу: Добрая шутка дружбы не разрушит.

– Как вы понимаете пословицу?

– А какая шутка может разрушить дружбу?

VII. Рефлексия.

Паша весь урок был с нами, только прятался. (Рисунок клоуна Паши на доске, прикрыт. Рисунок вывешивается.). Хочется ему узнать, как вы справились с учебными задачами, которые ставили перед уроком.

– С чем вы познакомились на уроке?

– Чему учились? (читать)

– А ещё чему? (дружить)

– Справились с задачами урока?

– Какое у вас настроение? (как у клоуна Паши)

Ваше хорошее настроение будет для вас оценкой за работу на уроке. Спасибо вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте на тему: "Звуки [д], [д*]. Строчная буква д"

Данный урок разработан по программе "Школа 2100", авторы учебника Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В., Пронина О. В. Интегрированный урок, в элементы содержания которого вошли: 1) выделение различий ...

Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»

Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная  буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...

Урок обучение грамоте. Тема: «Согласные звуки [т], [т,], буквы Тт»

Урок обучение грамоте. Тема: «Согласные звуки [т], [т,], буквы Тт»...

Обучение грамоте. Чтение. Согласные звуки [в], [в’]. Буквы В, в.

Обучение грамоте. Чтение. Согласные звуки (в), (в,). Буквы В, в....

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме «Звуки [ф], [ф\']. Строчная буква ф» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: Формирование представления о согласных звуках [ф], [ф'] и о строчной букве ф, умения читать и писать слоги, слова, предложения с изученной буквой.Планируемые результаты:Предметные:1.Зн...