Обучение грамоте. Чтение. Согласные звуки [в], [в’]. Буквы В, в.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Обучение грамоте. Чтение. Согласные звуки (в), (в,). Буквы В, в.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Согласные звуки  [в], [в’]. Буквы В, в.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: Создать условия для формирования новых знаний о звуках [в, в,] и букве «вэ».

Задачи:

Предметные: познакомить учащихся со звуками [в], [в’]; буквами В, в.; вычленять новые звуки из потока речи, читать слоги, слова, тексты с буквами В, в.

Метапредметные:

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.

Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы.

Коммуникативные: развивать умения работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные:

- формирование устойчивых учебных мотивов, потребности к новым знаниям, интереса к изучению литературного чтения через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися;

- способствовать расширению познавательной сферы: внимание, восприятие, мышление, речь, способности через игровые и информационные технологии;

- формировать культуру общения, первичные навыки коллективного творчества;

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-сказка

Методы урока: метод микрооткрытий, частично-поисковый.

Оборудование: проектор, демонстрационные буквы, схемы, лента букв, картинки-перевёртыши, учебник «Азбука» (В.Г. Горецкий), электронное приложение к учебнику.

Ход урока

I.  Включение в учебную деятельность

- Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

- Давайте улыбнёмся друг другу.  Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

II. Актуализация знаний

1.- Вспомним, с помощью чего мы общаемся? (Мы общаемся с помощью речи).

- Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений).

- Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов).

- На что делятся слова? (Слова делятся на слоги).

- Из чего состоят слова? Слова состоят из звуков.

- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные).

- Какими бывают гласные звуки? (Гласные звуки бывают ударными и безударными).

- Какими бывают согласные звуки? (Согласные звуки бывают звонкими и глухими;  твердыми и мягкими).

- Какие гласные указывают на твёрдость предшествующего согласного? (А О У ы)

- Какие указывают на мягкость предшествующего согласного? (И)

- Чем на письмо обозначаются звуки? (На письме звуки обозначаются буквами).

2. Игра «Распредели звуки на три группы» по рядам по цепочке. (Пластилин, звуки, буквы)

(Назовите правильно буквы.)

К нам Волшебницы прилетели на вертолёте.

III. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

  1. - А сейчас мы будем отгадывать загадки. Узнаем, кого Волшебницы видели во время полёта. Каким предметом пользовались.

Работа с загадками.  Выделение звуков [в], [в’]   из слов – отгадок.

Учитель читает загадки.

Кто на дереве, сидит

И чик-чирик! кричит?

                           (Воробей)

За обед, за завтрак, ужин
Не сажусь без двух Подружек.
Что как гнутая Ладошка
Ту зовут подружку - Ложка.
Та , что словно Растопырка
Ту зовут подружку - (Вилка)

Произнесём хором слова – ворона, вилка.

- Что общего в этих словах?

2. - Какой звук стоит  в начале слова «воробей», «вилка», волшебницы», «вертолёт»?

А кто знает,  какой буквой мы обозначаем  звуки [в], [в’], когда мы их пишем или читаем?  Как  называется эта буква?

Она называется -  буква вэ.

- Для чего нужна заглавная буква?

- А сейчас скажите мне, как вы думаете?  Какая у нас сегодня будет тема урока?

Тема  урока:  Звуки [в], [в’], буквы В, в.  

Сегодня на уроке:

-Узнаем, какие звуки обозначает новая буква, гласные или согласные, мягкие или твёрдые.

- Научимся читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

IV. Усвоения новых знаний и способов деятельности

  1. Объяснение. Итак, мы уже сказали, что звуки  [в], [в’]  можно обозначить буквой – вэ. Посмотрите,  как она выглядят печатные буквы: заглавная и маленькая. На что они похожи?

А это письменные буквы.

  1. Согните проволоку так, чтобы получилась печатная буква В.

На какую букву похожа?

  1. Напишите письменную маленькую букву пальчиком у себя на ладошке.

1 вариант напишите пальчиком букву на руке своего партнёра по парте заглавную письменную букву.

2 вариант – на спине своего партнёра по парте.

  1. Звуки обозначаются вот так.

Показ на доске. [в], [в’]  

  1. Характеристика звуков.  Составление схем слов по вариантам.

- Мы сказали, что в слове воробей первый звук - ?

- Теперь, давайте дадим характеристику звуку [в].  

       -  Какой он?

        - Гласный или согласный?

        - Мягкий или твёрдый?

        - Звонкий или глухой?

(Под 5 номером в электронном учебнике)

          (схема на партах) 

В слове вилка первый звук - ?  

Теперь давайте дадим характеристику  звуку [в' ].

Какой он?

(Под 3 номером в электронном учебнике)

 (схема на партах)

V. Развитие речевого аппарата

1. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Свеча».

2. Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Лошадка».

(3. Работа над дикцией.

Скороговорка: Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.)

VI. Работа со слогами.

3. Физкультминутка. Встали. Если пингвин должен попасть на льдину с твёрдым согласным звуком, то вы поднимаете руки вверх. Если пингвин должен попасть на льдину с мягким согласным звуком, то вы приседаете.

VII. Закрепление новых знаний и способов деятельности.

1. Работа с учебником.

- Откройте «Азбуку» на с. 69. Рассмотрите рисунки в красной рамке. Что на них изображено?

- Прочитайте слоги на с.69 «Азбуки».

- Прочитайте слова в столбиках на с.69 «Азбуки».

- Прочитайте текст на с. 69.

- Прочитав текст, мы узнаем, какой вид спорта нравится волшебницам.

Первичное чтение. Чтение текста учениками по предложению.

- Какой вид спорта нравится волшебницам?

Вторичное чтение. Чтение текста учениками про себя, шевеля губами.

- Кто Слава и Вова? (Вратари).

- Почему имена мальчиков написаны с большой буквы?

- Что сделали мальчики? (Встали в свои ворота).

- Кто мог кричать вратарям «лови, лови»?

- Какие знаки стоят в конце двух последних предложений?

- Прочитайте выразительно предложения с восклиц. знаками.

- Среди данных найдите слова со звуком [в], слова со звуком [в′].

(Работа в паре. Взаимоконтроль, коррекция.

В процессе эвристической беседы-диалога учащиеся находят верное решение. Микрооткрытие.)

- Какой первый звук в слове ворота?

- Найдите слово со звуком [в' ].

2. Какая схема верхняя или нижняя подходит к слову «вратарь», «лови»?

VIII. Применение знаний и способов действий

1. - Составьте пословицы.

- Прочитайте пословицы на с. 68. (Век живи – век – учись)

- Почему так говорят? (всегда следует чему-либо учиться; даже будучи (или считая себя) очень опытным, человек должен оставаться открытым для новых знаний)

2. - Рассмотрите иллюстрацию на с. 68.

- Кто нарисован на картинке?

- Составьте рассказ.

  1. Последнее задание от волшебниц:

Найдите два слова, которые спрятались в слове…


Старые волшебницы превращаются в молодых красавиц (картинки-перевёртыши), благодарят детей за работу на уроке.

Скажем волшебницам СПАСИБО! Прилетайте к нам ещё в гости.

IX. Подведение итогов урока

- Наш урок подошёл к концу.

- С какой буквой вас познакомили волшебницы?

- Какие звуки обозначает буква В?

- Что узнали о звуках [в] [в′]?

- Чему научил урок?

- Какие задания были для вас интересными? Какие сложными?

X. Рефлексия

- Оцените свои достижения с помощью цв. карандашей.

- Зелёный: Всё получилось, все задания были посильны.

- Жёлтый: Встретились задания, которые не удалось выполнить.

-Красный: Все задания были сложными.

            Дома можете пофантазировать о том, чтобы вы сделали, если бы были волшебницей или волшебником.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Звуки [п] , [п,], буквы П, п. Профессии родителей".

Предмет: обучение грамотеКласс: 1Программа: УМК «Школа России»Тема: Согласные звуки [п] [п,], буквы П, п. Профессии родителей. С. 80-85...

Урок обучения грамоте. Чтение. Согласный звук ш и строчная буква ш.

Образовательная программа "Школа 2100". 1 класс. На уроке использована технология формирования типа правильной читательской деятельности. Ознакомление с новым звуком происходило с помощью частично-пои...

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Конспект интегрированного урока по обучению грамоте на тему:"Звуки [л], [л\']. Буквы Л, л. Строчная буква «л»"

Конспект интегрированного урока по обучению грамоте на тему:"Звуки [л], [л']. Буквы Л, л. Строчная буква «л»"...