Урок "Добрый мир сказок К. И. Чуковского"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Мордовина Марина Ивановна

 

 Урок внеклассного чтения в 1 классе «Добрый мир сказок К.И.Чуковского» поможет расширить знания ребят о творческом наследии К. И. Чуковского, вызвать интерес ребят к предложенным книгам, являющимися лучшими образцами детской литературы, привлечь к их активному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок внеклассного чтения

в 1 классе

«Добрый мир сказок К.И.Чуковского».

Цель: формирование интереса младших школьников к личности и творчеству К. И. Чуковского

Задачи:

·                   расширить знания ребят о творческом наследии К. И. Чуковского;

·                  вызвать интерес ребят к предложенным книгам, являющимися лучшими образцами детской литературы, привлечь к их активному чтению;

·                  способствовать литературному и творческому развитию детей, развитию их фантазии, воображения, ассоциативного мышления путём создания различных игровых ситуаций и заданий.

·                  формировать умение анализировать произведения, прививать интерес к детской литературе.

Подготовительная работа к проведению:

а) чтение произведений К.И.Чуковского «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон» и др.
б) Отборочный тур в классе для проведения конкурса чтецов (конкурс чтецов по произведениям К.И.Чуковского для всех учащихся).
в) Выставка книг и рисунков в классе.

Ход урока.

 

- Вам передали посылку.

-А вы ребята учитесь в 1 «Б» классе?

-Значит посылка эта вам.

-Давайте откроем посылку.

-А кто это? (Айболит)

А знаете, ребята, я так люблю Айболита. Он добрый, помог многим зверюшкам стать здоровыми.

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться,
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!

Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит! ( дети хором)

-А зачем на урок прислали Айболита? (герой из сказки «Айболит» К.И.Чуковского, будем вспоминать сказки этого писателя)

-Ребята, а в посылке есть ещё что- то, …да это письмо – приглашение.

- Давайте прочитаем

Приглашение

Дорогие, ребята!

Приглашаем Вас на День рождения замечательного детского писателя. Он придумал меня.

                                      Айболит.

Мы попали на День рождения К.И.Чуковского

 

          Корней Иванович Чуковский. Родился 31 марта 1882 году в Петербурге. Этот человек подарил всем нам очень много радости и веселья. А чтобы было совсем весело, он даже праздновал свой день рождения 1 апреля.

 

Корней Иванович был большой фантазёр.

Настоящее  имя писателя Николай Васильевич Корнейчуков, он переделал свою фамилию и стал «Корней Чуковский».

 

С ранних лет сказки К.И.  приносят всем радость. Ваши дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок К.И.Чуковского.

Как вы думаете, сколько лет К. Чуковскому?

Может ли человек прожить 130 лет? А писатель?

Что было бы самым лучшим подарком для писателя?

Давайте приступим к приготовлению подарков.

 «Вспомни сказку». 

- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.
Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара).
«Муха – Цокотуха»

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей).
«Бармалей»

Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».

Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)
(«Путаница»)

- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- … («Телефон»)

Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как … («Мойдодыр»)

(дети к рисункам подбирают заголовки книг и украшают доску)

Молодцы! Первый подарок мы приготовили.

 

Ребята, а вы знаете, почему во многих сказках К.И. встречается крокодил?

Однажды у К.И.Чуковского заболел его сын. Чтоб его развлечь К.И. стал рассказывать ему сказку:

«Жил да был крокодил, он по улицам ходил…». Мальчик перестал плакать и заснул. А наутро, проснувшись, он попросил рассказать ему новую сказку. Так появился «Крокодил». Эта сказка была самой первой.

 

Помогите прочитать строки из произведений К.И.Чуковского и отгадать название сказки. (дети читают наизусть)

 

 

1.    Испугался Крокодил, Завопил, заголосил,

     А из пасти из зубастой солнце вывалилось,

     В небо выкатилось.

                                                                 («Краденое солнце»)

 

2.     Рада, рада, рада, рада детвора,

      Заплясала, заиграла у костра:

     «Ты нас, ты нас от смерти спас,

     Ты нас освободил.

     Ты в добрый час увидел нас.

     О, добрый крокодил.

                                                                  («Бармалей»)

 

3. Вдруг навстречу мой хороший,

     Мой любимый Крокодил.

     Он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил.

     И мочалку, словно галку, словно галку проглотил.

                                                                  («Мойдодыр»)

 

4. Звери задрожали, в обморок упали.

     Бедный Крокодил жабу проглотил.

                                                                 («Тараканище»)

 

5.   Долго, долго Крокодил море синее тушил

Пирогами, и блинами, и сушёными грибами.

                                                                 («Путаница»)

 

6.   А потом позвонил Крокодил и со слезами просил…

      - Мой милый, хороший, пришли мне калоши

       И мне, и жене, и Тотоше.

                                                            («Телефон»)

7. Но в животе у Крокодила
Темно, и тесно, и уныло,
И в животе у Крокодила
Рыдает, плачет Бармалей. (Бармалей)

8. "Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!"
 («Краденое солнце»)

 

 Ваше выразительное чтение строк из произведений это ещё один, очень хороший подарок на День рождения.

 «Потерянные вещи»

 А на дне рождения играют. Ребята, а вы любите играть?

Давайте соберём потерянные вещи из сказок К.И.Чуковского в эту красивую корзину.

Они находятся в классе. На каждой вещи есть подарочная ленточка. Кто найдёт потерянную вещь выходит с ней к доске. Найдите их.

 

Узнайте, а кому принадлежат потерянные вещи?

 

Перчатки - зайчаткам «Телефон».

Термометр - Айболиту «Айболит».

Мыло - грязнуле «Мойдодыр».

Блюдце - Федоре «Федорино горе».

Денежка - мухе «Муха-цокотуха».

Воздушный шарик - комарикам «Тараканище»

Книжки - мартышкам.

Шоколад – слону

Капли – цаплям

Мочалка –грязнуле

Щетка –грязнуле

Самовар -мухе

 

Этот подарок будет дорог героям сказок К.И.Чуковского

 Инсценировка «Телефон»

 

Автор: А потом позвонили зайчатки:

 

Зайчатки:— Нельзя ли прислать перчатки?

 

Автор: А потом позвонили мартышки:

 

Мартышки:— Пришлите, пожалуйста, книжки!

 

 

Автор: А потом позвонили цапли:

 

Цапли:— Пришлите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы разболелись!

 

Автор: А потом позвонила свинья:

— Нельзя ли прислать соловья?

Мы сегодня вдвоём

С соловьём

Чудесную песню споём.

 

Автор:— Нет, нет! Соловей

Не поёт для свиней!

Позови-ка ты лучше ворону!

Автор: И снова медведь:

Медведь: — О, спасите моржа!

Вчера проглотил он морского ежа!

 

Автор: И такая дребедень

Целый день:

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень!

 

 

Вы все хорошие артисты и это тоже прекрасный подарок на день рождения.

 

Физминутка   

 

 

Сколько чудесных подарков мы уже приготовили. Давайте приготовим ещё один подарок.

Давайте проверим, кто хорошо знаком со сказкой «Муха – Цокотуха»?

Возьмите карточку и самостоятельно подчеркните правильный ответ.

 

Кто шел по полю?

         Таракан

         Муха

         Гусеница

Что нашла муха?

         Рубль

          платок

         денежку

Кто спас муху?

         жук

         Таракан

         Комар

Что купила муха?

         Чайник

         Самовар

         Чашку

 

Давайте проверим себя (я читаю вопрос, а дети себя проверяют)

Ребята, а кто из вас знает, что такое рифма? (созвучие слов)

Вам необходимо закончить рифму из произведений К.И.Чуковского, но именно так, как она звучит у автора (вместе)

 

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом …

(клякса "Мойдодыр")

 И пришел к Айболиту барбос:
- Меня курица клюнула в ….

(Нос "Айболит")

 

·                       И снова медведь: - О, спасите моржа!

          Вчера проглотил он морского … (ежа; "Телефон").

 

·                       Загляни-ка ты в кадушку

            - И увидишь там - (лягушку; "Федорино горе").

 

·                       Со слонами на ходу

          Поиграли в … (чехарду; "Бармалей")

 

 

·                       Море пламенем горит,

          Выбежал из моря … (кит; "Путаница").

 

·                       Стыдно старому реветь

           - Ты не заяц, а … (медведь; "Краденое солнце")

 

·                       Но как черная железная нога

          Побежала, поскакала … (кочерга; "Федорино горе")

 

·                       Эй, вы, глупые тарелки,

         Что вы скачете, как … (белки; "Федорино горе")

 

·                       Да, здравствует мыло душистое

          И полотенце пушистое,

         И зубной порошок,

         И густой … (гребешок; "Мойдодыр")

 

·                       И пришла к Айболиту лиса:

          - Ой, меня укусила … (оса; "Айболит")

Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
"Вот вам телеграмма
От…( Гиппопотама!")

«Героический поступок».
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.(Листки на столах)


Айболит       Зажгли море.
Воробей       Проглотил солнце.
Крокодил     Помыла свою посуду.
Комар           Вернул солнце в небо.
Федора         Потушила море.
Медведь      Спас Муху – Цокотуху.
Бабочка       Съел таракана.
Лисички      Вылечил зверей.

- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: "Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей.

Мудрец в нём видел мудреца,

    Глупец - глупца,

    Баран – барана,

    Овцу в нём видела овца,

    И обезьяну – обезьяна.

    Но вот подвели к нему

    Федю Баратова,

    И Федя неряху

    Увидел лохматого.(зеркало)

Паровоз без колёс!

    Вот так чудо – паровоз!

    Не с ума ли он сошёл –

    Прямо по морю пошёл. (пароход)

Я одноухая старуха,

    Я прыгаю по полотну,

    И нитку длинную из уха

    Как паутинку я тяну. (иголка с ниткой)

. Ах, не трогайте меня:

    Обожгу и без огня! (крапива)

Лежу я у вас под ногами,

    Топчите меня сапогами,

     А завтра во двор унесите меня

    И бейте меня, колотите меня,

    Чтоб дети могли поваляться на мне,

    Барахтаться и кувыркаться на мне. (ковер)

Растёт она вниз головою.

    Не летом растёт, а зимою.

    Но солнце её припечёт-

    Заплачет она и умрёт. (сосулька)

Был белый дом,

    Чудесный дом,

    И что-то застучало в нём.

    И он разбился, и оттуда

    Живое выбежало чудо, -

    Такое тёплое, такое

    Пушистое и золотое. (яйцо и цыпленок)

- Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Читает стихотворение ученик.

Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве "Бармалея”
И " Крокодила” не читал,
Не восхищался "Телефоном”
И в "Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?

Просмотр мультфильма «Мойдодыр»

Спасибо за урок. Я надеюсь, урок вам запомнится надолго, и вы будете любить сказки К.И.Чуковского так же, как и я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По дорогам сказок К.И. Чуковского

Урок может быть и внеклассным чтением. На доске портрет Чуковского, а вокруг него в виде домика с крышей расположены слова, характеризующие творчество писателя. Урок очень интересен тем, что дети...

Воспитание нравственных качеств учащихся на примере изучения сказок К. И. Чуковского

В этой работе я рассматриваю влияние сказок К.И.Чуковского на детские души....

Игровое занятие в ГПД. Путешествие по страницам сказок К.И.Чуковского и В.Г.Сутеева

Игровое занятие в группе продленного дня. Материал также можно использовать на уроках внеклассного чтения и курсах внеурочной деятельности по литературному чтению....

Презентация на тему: "Мир сказок К.И. Чуковского"

Данная презентация будет полезна воспитетелям группы продленного дня, а также учителям начальных классов для подготовки к занятиям, посвященным творчеству К.И. Чуковского....

Игровое занятие в ГПД. Путешествие по страницам сказок К.И.Чуковского и В.Г.Сутеева

Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию реб...

Конспект мини-викторины «По страницам сказок К.И. Чуковского» для среднего возраста

Подробный конспект с целью, средствами, способами и разнообразными интересными заданиями для детей. которые помогут закрепить представления о сказках с помощью картинок. предметов. загадок. иллюстраци...