Обобщающий урок литературного чтения в 3 классе "Басни И.А. Крылова"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Этот урок разработан по УМК "Перспективная начальная школа", но можно материал использовать и для другого УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_3_kl.e.rar803.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 х.Киреевка

Обобщающий урок литературного чтения

в 3 классе

(УМК «Перспективная начальная школа)

Басни

И.А. Крылова

                   

                      Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3

Просандеева

Елена Викторовна 

Цели: 

  1. обобщить знания о творчестве писателя, басне;

  1. отрабатывать навыки выразительного чтения, чтение по ролям, развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;

  1. способствовать воспитанию любви к чтению.

 

 

Оборудование:

 учебник  литературное чтение для 3 класса, хрестоматия, рабочая тетрадь, сборники басен И.А. Крылова; кроссворд «И.А. Крылов»; иллюстрации к басням; изображение памятника И.А.Крылову  в

г. Санкт – Петербурге.

                               

Ход урока

  1. Организационный момент.

          «Поэт и мудрец

            Слились в нем воедино»

                                  Н.В. Гоголь

  1.  Вступительное слово учителя.

Ребята! Вы все, конечно, читали басни Ивана Андреевича Крылова. А знаете ли вы, что родился он в Москве, а детские годы его прошли на Урале и в Твери. Из-за тяжелого материального положения И.А. Крылов вынужден работать с 14 лет.  Он написал около 200 басен.

        В Петербурге в Летнем саду, поодаль от центральных аллей, на небольшой четырехугольной площадке, окруженной со всех сторон кустарником, стоит памятник. Около него всегда играет детвора. Это памятник великому русскому поэту – баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Памятник создан известным скульптором Петром Карловичем Клодтом и художником Александром Алексеевичем Агиным. Бронзовый Иван Андреевич Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чем-то, а у ног его теснятся бронзовые звери – это герои его басен.

        Свою литературную деятельность  Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым  они были подписаны: «Нави Волырк». Но вы, если прочтете это имя справа налево (задом наперед), сразу все поймете.

  1. Обобщающая беседа.

- Назовите басни, которые вы прочитали.

- А кто из вас может сказать, что такое басня, чем она отличается от стихотворения? (Басня, как правило, в стихах и носит нравоучительный характер. В баснях обычно действующими лицами выступают животные, растения, вещи. В начале или в конце басни обязательно мораль.)

-  В чем сила басни?

-  Что высмеивают, обличают басни Крылова?

- Вы все знаете, что благодаря яркости, образности литературного языка, многие фразы из произведений Ивана Андреевича Крылова, стали крылатыми, узнаваемыми, употребляемыми в повседневной речи. Назовите крылатые выражения из басен Крылова. («А Васька слушает, да ест», «Слона-то я и не приметил!», «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» и т.д.)

-  Рассмотрите книги с баснями Крылова. Обратите внимание, почему в одних случаях художники – иллюстраторы изображают животных, в других – людей. Почему это возможно? (Это связано с иносказанием). 

Какой вариант иллюстраций, по-вашему, больше подходит басням (точнее передает мораль)?

-  Есть ли что-то общее между басней и сказкой? Что? Какие сказки вы вспомнили?

-  Что шире и многозначней в басне: ее содержание или прямая мораль?

  1. Литературная викторина по басням Крылова.

  1. Назовите басни Крылова о:

*  лисе («Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Добрая лисица», «Лиса», «Лисица и осел»);

*   волке  («Волк и ягненок», «Волк на псарне»,  «Лев и волк», «Волк и кот», «Волк и пастухи», «Волки и овцы»);

* медведе («Квартет», «Медведь у пчел», «Трудолюбивый медведь», «Крестьянин и работник»);

* обезьяне («Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки», «Обезьяны», «Квартет»);

*людях («Крестьянин и работник», «Кот и повар», «Ларчик», «Любопытный», «Демьянова уха», «Крестьянин и змея», «Два мальчика»).

  1. Кто сказал такие слова:

  1. «Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!»  (Лисица, «Ворона и лисица»)

   

  1. «Все про очки мне лишь налгали;

А проку на волос нет в них».  (Мартышка, «Мартышка и очки»)

  1. «Друзья! К чему весь этот шум?

Я, ваш старинный сват и кум…»  (Волк, «Волк на псарне»)

  1. «Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой…»  (Стрекоза, «Стрекоза и муравей»)

  1. «Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите».  (Мартышка, «Квартет»)

  1. Вспомните пропущенное слово в названии басни:

  1. «Лягушка и …(Вол)».
  2. «Волк на …(псарне)».
  3. «…(Волк) и ягненок».
  4. «Кот и …(повар)».
  5. «Крестьянин и …(Змея) или (Работник)».
  6. «Свинья под …(дубом)».
  7. «Бумажный … (змей)».

  1. В какой басне:

  1. «К кому-то принесли от мастера ларец…». («Ларчик»).
  2. «Шли два приятеля вечернею порой

  И дельный разговор вели между собой». («Прохожие и собаки»).

    *   «Зубастой щуке в мысль пришло

       За кошечье приняться ремесло». («Щука и кот»).

  1. «Кошка … попалась в когти льву…». («Мышь и крыса»).
  2. «Голодная кума Лиса залезла в сад. …». («Лиса и виноград»).

5.  В какой басне была такая мораль?

 

*  «Вперед чужой беде

  не смейся, Голубок!» («Чиж и голубь»)

     

     *  «Уж сколько раз твердили миру,

           Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

   И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и

            Лисица»)

      *  «Когда в товарищах согласья нет,

        На лад их дело не пойдет,

        И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, щука и

        Рак»)

  1. Продолжите отрывок из басни:

* На ту беду Лиса близёхонько бежала;

   Вдруг … (сырный дух Лису остановил).

* Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.

    Сказал … (и в темный лес Ягненка уволок).

*  Мартышка тут с досады и печали

    О камень … (так хватила их,

    Что только брызги засверкали).

*  Всё прошло: с зимой холодной

    Нужда, голод настает;

    Стрекоза … (уж не поет).

*  Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

    Увидевши слона … (ну на него метаться).

*  Однажды Лебедь, Рак и Щука …

    (Везти с поклажей воз взялись…)

  1. Кроссворд «И.А. Крылов. Басни.»

1. «На ту беду … близёхонько бежала»      (Лиса)

2. «Проказница – Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка сыграть …».     ( Квартет).

3. «Знать она сильна, что лает на слона» Кто она?      (Моська)

4. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!». Кто она?      (Ворона).

5. «Вороне где-то бог послал кусочек …».     (Сыр).

6. «По улицам … водили, как видно на показ».    (Слон).

7. «Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали». Что это?    (Очки).

8. «Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:

     И надобно ж беде случиться,

          Что около тех мест голодный рыскал …».      (Волк).

И.

А.

К

Р

Ы

Л

О

В

     V.  Конкурс – концерт.

 

     1.  Выразительное чтение басен И.А. Крылова наизусть.

  1. Инсценирование басен.

VI.  Итог урока.

     -  Лучшие знатоки басен награждаются памятными книгами «Басни» И.А. Крылов.

  1. Домашнее задание.

    Проиллюстрировать одну из басен И.А. Крылова.

Литература:

Канакина В.П. Радость познания  - в слове: Нестандартные повторительно-обобщающие уроки в начальных классах. Москва:Новая школа, 1996г.

Титкова Т.В., Горбачева Э.З. Открытые уроки в 1-4 классах. Москва: ВАКО, 2009г.

Журналы начальная школа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка обобщающего урока литературного чтения в 4 классе "Урок-путешествие по былинам-старинам с вопросами-загадками и отгадками"

В урок включены отрывки из былин о русских богатырях, дано много интересного дополнительного материала о богатырях, богатыршах. Урок проходит с презентацией (картины Васнецова, Билибина)....

Урок литературного чтения по басне И.А.Крылова "Ворона и Лисица"

Урок построен с учётом современных образовательных технологий....

Презентация к уроку Литературное чтение Тема. Басни И.А. Крылова 4 класс

Презентация к уроку Литературное чтениеТема. Басни И.А. Крылова   4 классlЧто такое басня?lМоральlСоотнеси знакомые басни И.А.Крылова с крылатыми выражениямиlПроверим себяlЯзык басниlЭзоп. 6 век ...

Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»

Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...

Презентация к обобщающему уроку литературного чтения в 4 классе по теме "Литературные сказки" УМК "Школа России"

Данная презентация содержит материал по сказкам, а также сведения об авторах сказок....

Обобщающий урок литературного чтения с использованием элементов театрализации (по басням И.А.Крылова)

Обобщающий урок литературного чтения с использованиемэлементов театрализации (по басням И.А.Крылова)...