Урок по чтению. 2 класс. Н.Носов "На горке"
презентация к уроку (чтение, 2 класс) по теме

Елистратова Наталья Сергеевна

Урок с использованием технологий проблемно – диалогического метода обучения и формирования типа правильной читательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnyy_dialog.docx15.52 КБ
Файл otkrytyy_urok_po_nosovu..docx20.95 КБ
Файл prezentaciya_nosov.pptx2.81 МБ

Предварительный просмотр:

За период своей работы я изучила, осмыслила немало методических статей, пособий, книг педагогов-новаторов. Отработала, на мой взгляд, самые оптимальные методы и формы работы на уроках чтения.  И решила на уроках литературного чтения использовать технологию проблемно – диалогического метода обучения.  Почему же в своей работе я использую проблемно-диалогическую модель урока? Для того чтобы ответить на этот вопрос, уточним значение слов «проблема» и «диалог». Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Диалог в обыденном смысле – литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями в разговоре между двумя и более людьми. Значит суть проблемно – диалогического обучения в том, что учитель ставит перед учениками проблему и учит искать пути ее решения при помощи специально организованного диалога. Стоит отметить, что не только учитель создает проблемную ситуацию, но и сами  ученики  могут принять участие в ее формулировке.

          Проблемный диалог может быть двух видов: побуждающий и подводящий.

          Побуждающий диалог представляет собой отдельные реплики, фразы, вопросы, которыми учитель подталкивает ребят к осознанию и формулировке проблемы. На этапе поиска решения учитель побуждает

учеников выдвинуть и проверить свои предположения. 

          Используя подводящий диалог, учитель, при помощи вопросов и заданий, помогает  учащимся осознать тему урока. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию. При этом, подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.

           Какие же плюсы у проблемно-диалогической модели урока?

           Диалог развивает логическое мышление, речь, творческие способности. Через диалог ученик может выразить, изменить или сформировать свою точку зрения по определенной теме. Применяя «проблемный диалог» в качестве  метода, я способствую тому, что дети  глубже  погружаются в тему урока. Вследствие этого, ученики из текста извлекают максимальное количество информации.

             Вышесказанное смело можно отнести к развитию познавательных универсальных учебных действий. Также развиваются у детей и коммуникативные УУД. Ученики на таких уроках предполагают, высказывают свое мнение, выслушивают других.  Таким образом, учатся договариваться и приходить к общему решению.

            Пассивное изучение любого предмета можно исправить с помощью проблемного обучения. Проблема это всегда препятствие. Преодоление препятствий - неизменный спутник развития.

             Используя данную технологию, я пришла к выводу, что уроки литературного чтения для детей стали гораздо интереснее. Речь у учеников становиться богаче, правильнее, разнообразнее. Повышается интерес к дополнительной художественной литературе. А главное, считаю, что я прививаю интерес к чтению, что так необходимо в наши дни!

             Ниже предлагаю конспект урока по литературному чтению 2 класс  по теме: «Чему учат рассказы Н.Н.Носова?»  (Н.Носов «На горке») с использованием технологии проблемного диалога и типа правильной читательской деятельности.

 

           

   



Предварительный просмотр:

Тема: «Чему учат рассказы Н.Н.Носова?»

 (Н.Носов «На горке»)

              Цели:

1. Формировать тип правильной читательской деятельности;

2. Развивать речь учащихся;

3. Воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к труду людей, чувство дружбы, чувство любви к природе.

              Оборудование:

 Презентация, выставка книг, портрет автора, выставка рисунков «Зимние забавы».

             

              Ход урока:

1. Организационный момент.

   Учащиеся хором говорят: «Все будет хорошо, мы успеем все!»

2.  Речевая разминка.

  1.  Чистоговорка:

Ра-ра-ра во дворе идет игра.

  1.  Прочитайте слоги. Составьте слова из слогов.

лы,  ка,  сан,  жи,  ток,  ки,  конь.

  1.  Прочитайте слова. Как их можно назвать - одним словом? Какое слово лишнее? Почему? Найдите слова, состоящие из одного слога, двух, трех, четырех:

Изморозь,  снег,  метель,  гололедица,  заморозки,  вьюга.

3.  Проверка домашнего задания (выборочное чтение).

  - Ребята, на дом вам были заданы вопросы. Давайте проверим, как вы справились с заданием.

  - Почему шляпа оказалась живой? Подтвердите это словами из текста.

  - Кто первый раскрыл секрет «живой шляпы»? Найдите в тексте. Прочитайте.

  - Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю? Прочитайте этот отрывок.

  - Когда Вадик  понял, что кот попал под шляпу, как он проявил свои чувства к Ваське? Прочитайте эти строки.

4.  Изучение нового материала. (Создание проблемной ситуации).

       - Посмотрите на произведение, с которым мы сегодня познакомимся.

       - Назовите автора. (Появляется портрет  Н.Носова)

       - Как оно называется? Слайд 1

       - Как вы думаете о чем, о ком будет идти речь в этом произведении?

       - Как вы определили?

       - Определите жанр этого произведения. Слайд 2

       - Что ж, давайте познакомимся с ним и проверим наши предположения.

ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЕМ (диалог с автором)

  1. Как вы понимаете «сгребали лопатами»?
  2. Что значит «мотает головой»?
  3.  Как вы думаете, может он правда болел?
  4. Как вы считаете, они огорчились?

- Что же это - рассказ, стихотворение или сказка?  ( Это рассказ,  так как   небольшое произведение, а главный  герой – обыкновенный мальчик)

- Посмотрите и прочитайте тему нашего урока. Читая этот рассказ, вы должны подумать, чему же учат рассказы Н.Носова.

 5. Физкультминутка.

 

6. Повторное чтение по логическим частям. Работа над содержанием.

Словарная работа (появляется по одному слову)

  1. Прочитайте. Как вы понимаете значение этих выражений?

«нацепил коньки»

«чирк коньками»

«бух носом»

  1. А как вы понимаете значение слова дворницкая? Слайд 3

Предположения детей.

Один из учеников читает точное значение этого слова в словаре (в конце учебника).

      Чтение по логическим частям

1 часть

- Что строили ребята?

- Долго они работали?

- Что они сделали после работы?

2 часть

- Каким вы представляете себе Котьку? (хитрый)

- Почему?

3 часть

- Что сделал Котька, когда ребята ушли?

- Понравилась ему горка?

- Получилось прокатиться с горки?

- Почему?

- Что он придумал?

- Получилось прокатиться?

4 часть

- Когда ребята прибежали, какие чувства у них возникли? Посмотрите на иллюстрацию.

5 часть

- Что решили ребята?

- Как Котька исправил  положение?

-Как вы думаете, изменился ли он?

Работа с планом

Рабочая тетрадь с.64 (зад.1) Восстановите последовательность событий рассказа Н.Носова «На горке». В кружках поставьте цифры по порядку. Проверим.

7. Физкультминутка.

8. Итоговая беседа.

Работа над характеристикой героя

  1. Найдите диалог Котьки с мальчиками. Просмотрите. Как вы прочитаете слова ребят?

На доске:

Выразишь           досаду

                            недовольство

                            обиду

                            возмущение

                            угрозу

  1. Определим, какой же был Котька.

- Переверните листочки. Прочитайте. Соедините линиями, каким Котька был в начале рассказа. (Ответы детей)

- Что вы думали о Котьке в начале рассказа?

- Теперь отметьте, каким он стал в конце. (Ответы детей)

- Изменилось ваше отношение в конце произведения к нему?

- Какие чувства вызвало чтение этого рассказа?

- Для чего автор написал это произведение?

- Прочитайте  еще раз тему урока.

- Чему же учат рассказы Н.Н.Носова? (трудолюбию, уважению к труду других, дружбе)

Знакомство с биографией автора

- Автор рассказа Н.Носов. Каким вы себе его представляете?

- Кто же он? Слайд 4

- Этот человек сохранил в себе детство, способность к фантазии и юмору. Что же он пишет?

- Сегодня мы прочитали еще один из его рассказов. Перед вами выставка книг, которые вы можете взять в библиотеке и прочитать.

- О ком его рассказы?

- Для кого он писал?

- Вот уже много лет, как рассказы Н.Носова любят читать дети. Слайд 5

9. Рефлексия.

-  Вспомните свои впечатления на уроке. Что было самым интересным?

-  Как вы оцениваете свою работу?

- Заканчивается встреча с замечательным литературным произведением. Молодцы, вы хорошо поработали! А закончить урок я хочу пожеланием: пусть у вас будет добрая душа, будьте трудолюбивы, играйте дружно, помогайте друг другу и тогда у вас все получится!

10. Домашнее задание.

    Учебник с. 64 зад.6 (работа с картинным планом).

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Ликино – Дулёвская ООШ №4» ТЕМА СЕМИНАРА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ» Учитель: Елистратова Наталья Сергеевна 1 февраля 2012 года

Слайд 3

«НА ГОРКЕ» СКАЗКА СТИХОТВОРЕНИЕ РАССКАЗ

Слайд 4

ДВОРНИЦКАЯ ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ ДВОРНИКА

Слайд 5

Николай Носов детский писатель рассказы О ДЕТЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Слайд 6

Так дети слушали рассказы Н.Носова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Н. Носов «На горке» 2 класс УМК "Перспектива"

Предмет: литературное чтениеНазвание учебника:  Климанова Л. Ф. Литературное чтение,2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2012.Название раздела, темы...

Презентация к уроку литературного чтения. Н. Носов "На горке" 2 класс УМК "Перспектива"

Презентация к уроку литературного чтения. Н. Носов "На горке" 2 класс УМК "Перспектива ....

Конспект урока литературного чтения по теме "На горке" Н.Н.Носов для 2 класса

Конспект урока с презентацией по литературному чтению во 2 классе по теме "На горке" Н.Н.Носов.Программа "Школа России".Учебник Литературное чтение в 2-ух частях 2 класс.Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Гор...

технологическая карта урока литературного чтения Н. Носов. На горке.

Урокам литературного чтения уделяю самое серьезное внимание. Ведь не для кого не секрет, что в последнее время у детей пропал интерес к чтению. Уроки провожу, учитвая все требования ФГОС второго покол...

Урок литературного чтения Н.Носов На горке

Урок литературного чтения Н.Носов На горке...

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Н. Носов «На горке»" и мультемедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Н. Носов «На горке»» Цели деятельности учителя: продолжить знакомство учащихся с творчеством Н.Носова; развивать память, речь, умение подробно из...

карточка к уроку литературного чтения Н.Носов "На горке"

Карточка содержит задания, направленные на  формирование  предметных  и регулятивных УУД,  ученику важно понять и удерживать учебную задачу, анализировать и сравнивать. Задания рас...