Главные вкладки

    План-конспект урока по чтению (2 класс) по теме:
    Урок литературного чтения во 2 классе В.А.Осеева о добром.(УМК "Школа России").

    Гаврилова Инна Николаевна

     

    Тема:   Рассказы  В.А.Осеевой  о  добром.  В.А.Осеева «Хорошее».

    Метод                                     На уроках литературного чтения, работая с текстами, широко использую пословицы и поговорки с целью развития интереса и воспитания  любви к русскому слову, творчеству, повышая тем самым уровень нравственного воспитания учеников.

     Цель: формирование читательской компетенции.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    urok_po_literaturnomu_chteniyu2kl.doc70.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературного  чтения

     УМК «Школа России». Учебник 2кл. Автор: Л.Ф.Климанова.

    Учитель начальных классов Гаврилова Инна  Николаевна.

    Тема:   Рассказы  В.А.Осеевой  о  добром.  В.А.Осеева «Хорошее».

    Методическая тема: Использование пословиц и поговорок на уроках с целью развития интереса и воспитания  любви к русскому слову, творчеству, повышая тем самым уровень нравственного воспитания учеников.

    Цель: формирование читательской компетенции.

    Задачи урока: развивать умение прогнозировать текст, составлять план, учить подбирать заголовки  к частям рассказа; совершенствовать правильное, осознанное чтение, выразительный пересказ; развивать умение использовать и подбирать пословицы к тексту; выражать своё отношение к прочитанному посредством  анализа; развивать интеллект, логическое мышление, внимание, память, речь, умение делать выводы; пробудить у детей добрые чувства, доброе отношение к людям, чувство ответственности за свои поступки; воспитывать высокие моральные качества.

    Оборудование: мультимедийное оборудование – презентация к уроку, учебник, рабочая тетрадь, магнитофон – использование записи песни из к/ф. «Красная шапочка» для физминутки, оформление доски детскими рисунками – портреты друзей, т.к. изучаемый раздел – «Я и мои друзья», выставка книг В.А.Осеевой, портрет писательницы.

    Ход урока

    1. Организационный момент.
    2. Сообщение темы, цели урока.

    Слайд №1 (см. приложение к уроку)

    - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство  с рассказами В.А.Осеевой.

    -Какую задачу мы поставим перед собой на уроке? Послушайте и сделайте вывод.

    Когда В.А.Осеева была такой как вы, она любила читать маленькие рассказы. Любила за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила её:

    - Понравился тебе рассказ?

    Она ответила:

    -Не знаю. Я о нём не думала.

     Мама очень огорчилась:

    - Мало уметь читать, надо уметь думать.

    С тех пор, прочитав рассказ, она стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и собственных. Ей в своей жизни очень это помогло.

    Когда она повзрослела, написала для ребят короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать.

    Вывод: на уроке будем учиться читать и думать.

    1. Проверка домашнего задания.

    В.А.Осеева «Волшебное слово» пересказ.

    Слайд №2.Задание: составьте план из предложенных заголовок, выбрать те, которые относятся к рассказу и установить последовательность событий. (см. приложение к уроку)

    Ученики работают самостоятельно.

    Проверка. (№2,№6,№1,№7,№5,№2).

    - О ком этот рассказ?

    -Что случилось с Павликом?

    - Как об этом узнал старик?

    Слайд №3. Задание. Выберите эпизод, который относится к рассказу «Волшебное слово».

    (см. приложение к уроку)

    Проверка. (В следующем слайде откроется соответствующая картинка).

    Слайд №4. Проверка и выполнение следующего задания. (см. приложение к уроку)

    Проверка. Ответ №3.

    - Как вы догадались?

    -Кто на самом деле в рассказе творил «чудеса»?

    -Знаешь, почему волшебное слово имеет такую силу?

    Слайд №5. Задание: выборочный пересказ по картинкам.(см. приложение к уроку)

    Слайд №6. Задание: определить, какая из пословиц более точно выражает главную мысль рассказа. (см. приложение к уроку)

    Проверка.

    Слайд №7. Задание: чтение пословиц и выбор той, которая выражает главную мысль рассказа.

    (см приложение к уроку)

    Проверка.

    Вывод. Главная мысль в том, что если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми – «За добро добром и платят», волшебные слова действительно существуют.

    1. Постановка проблемного вопроса.

    - Что такое доброта?

    Ответы учеников. Обратимся к толковому словарю Ожегова.

    Слайд №8.  Задание: прочитать и определить общую тему пословиц.(см. приложение к уроку)

    Рефлексия

    В каждом из вас есть маленькая частичка доброты, как маленькое солнышко. Добрый человек – тот, кто любит людей, помогает  им, с таким человеком комфортно везде. Любовь доброго человека, доброе слово, его помощь согревает, как нежное весеннее солнышко. Представь и собери это тепло в свои ладошки, повернись к соседу, улыбнись, протяни свои ладошки и подари добро, передав его вместе с теплом своих ладошек (рукопожатие).

    Чтение пословиц.

    Задание: найди среди пословиц «пословицу – близняшку», которая определяет тему в рассказе «Волшебное слово».   Ответ №4.

    Определи общую тему пословиц. (О доброте).

    - Подбери к слову доброта однокоренные слова. (Добро, добрый, …).

    -  Подбери к слову доброе синоним. ( Хорошее, полезное, положительное,…).

    1. Работа над новым материалом.
    1. Слайд №9. Сегодня мы прочитаем рассказ В.А.Осеевой «Хорошее».(см. приложение к уроку)  Прогнозирование текста по названию.

    - Как вы думаете, о чём этот рассказ? Подумайте, о  чём мечтает мальчик?

    - Читая, подмечайте всё хорошее.  Первичное чтение рассказа.

    1. Проверка понимания.

    -  Что же хорошего в рассказе? (Хорошие мысли, хорошие желания.)

    - А что было не очень хорошим в рассказе? (Поступки мальчика.)

    - О каких делах мечтал  Юра?

    - А как он поступил на самом деле?

    - Как это характеризует мальчика?

    - Надо ли дожидаться беды, или можно найти хорошие дела в обычной жизни?

    - Мог бы Юрик стать вашим другом? Почему?

    - Что посоветовали бы вы Юре?

    - Какие ещё пословицы, кроме той, что напечатана в учебнике, подходит к этому рассказу?

    1. Чтение по ролям с предварительной подготовкой.

    - Сколько действующих лиц в рассказе?

    - Кто должен читать слова, после авторских: «Юра думает…»?

    - Есть ли слова у Трезорки? (Да, то что он думает, как будто хочет сказать.)

    - Как нужно  читать мысли Юры? (Мечтательно.)

    - А слова, обращённые к сестре, няне и собаке? (Грубо, резко.)

    1. Физкультминутка.
    2. Продолжение изучения нового материала.

    Слайд №10 (см. приложение к уроку)

    - Послушайте рассказ В.А.Осеевой «Просто старушка».

    Обобщение. - Почему я прочитала вам этот рассказ после рассказа «Хорошее»? (Потому, что такая же тема и главная мысль – хорошие дела можно делать каждую минуту, не важно  кому делать добро и когда.)

    - Почему мальчик так поступил?

     - А почему девочка задавала такие вопросы?

    - Как бы вы поступили на месте этих детей?

    Любой из нас имеет право выбора. Вы можете сами решить, как вам поступить. Но всегда нужно думать и просчитать на два шага вперёд.

    Слайд №11. (см. приложение)

    Задание: определить, какие поступки  хорошие, а какие – плохие.

    Обсуждение.

    Свершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добро не ищут», - гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне  дарить добро, не ожидая какой – либо выгоды и ответа. Ведь жизнь дана на добрые дела.

    Слайд №12. (см. приложение к уроку)

    Если вы научитесь этому, вы – богатый человек.

    1. Слово о Д.С.Лихачёве. Слайд №13. (см. приложение к уроку)

    Жил и работал в нашем городе такой человек Дмитрий Сергеевич Лихачёв -  замечательный русский мыслитель, учёный, литературовед, доктор филологических наук, профессор, академик, крупнейший специалист  по  древнерусской культуре.

    Жизнь его стала великим подвигом стояния за родную культуру, за всё доброе и прекрасное. Лицо его светилось добром и был добру предан всем сердцем. Самый большой  дар этого великого сына России своему народу – его книги, письма, воспоминания.

    Слайд №14. (см. приложение к уроку)

    Он пишет: «Человек должен жить в сфере добра».

    Его спрашивали: «В чём самая большая цель жизни»?

    Ответ: «Я думаю – увеличивать добро в окружающем нас.  А  добро это, прежде всего, счастье всех людей… оно создаётся из добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду».

    1. Итог урока. Оценивание своей работы.

    - О каких человеческих качествах заставляют задуматься рассказы  В.А.Осеевой?

    - Какие  качества определяют доброту? (Добродушный, добродеятельный, доброжелательный, добросердечный, добросовестный, добропорядочный,…)

    -  Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день?

    -  Будете ли вы ждать награды  за эти поступки?

    Люди должны открывать для себя счастье доброты.

    День Доброты отмечается ежегодно 17 февраля по инициативе международных благотворительных организаций. Праздник имеет общемировое значение, празднуют его всем миром, вне зависимости от гражданства, национальности и религиозных убеждений.

    1. Рефлексия. Слайды№15-16.  Чтение учителем  стихотворения о доброте.(см. приложение к уроку)Стихотворение  И.Н.Гавриловой « Просто делать добро».

    А рядом ходит Доброта.

    Её шагов едва услышим.

    Но оставляет след она,

    В делах благих  её  мы  видим.

    И  нам её не надо  звать,

    Она всегда всё примечает.

    Не думает, чем время ей занять,

    Ведь меру для добра она не выбирает.

    Не ждёт в ответ она награды.

    Отрада ей, что счастлив ты.

    И соберёт в букет улыбки, ваши взгляды…

    Плоды её, как свежие цветы.

    Она спешит дарить тепло,

    Чтоб в мире было всем светло.

    И крутится в делах своих быстрей,

    Чтоб были с вами мы добрей.

    1. Домашнее задание.

    Стр. 93-95 выразительное  чтение по ролям, выполнить задания №13, №14  в рабочей тетради.