Конспект урока по литературному чтению в 3 классе с использованием технологии развития критического мышления.
план-конспект урока чтения (3 класс) по теме

Технология развития критического мышления предлагает путь, который помогает усилить рефлексивные механизмы не только в совместном решении проблем, но и в учебной деятельности в целом. В качестве примера хочу познакомить с одним из приёмов этой технологии, который называется "чтение с остановками".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Л. Воронкова «Что сказала бы мама?»

Цели урока:

1. Развитие творческой деятельности учащихся.

2. Развитие речевых умений.

3. Развитие литературоведческих понятий.

4. Учить выделять главную мысль текста.

5. Учить соотносить пословицы с содержанием рассказа.

6. Воспитание гумастических ценностных ориентаций:

- отзывчивости, готовности прийти на помощь;

- способности к сопереживанию, сочувствию;

- стремления заботится о других;

-ответственности за последствия своего поступка, поведения в целом.

        Ход урока:

1. Стадия вызова.

Человек не может жить один. Он постоянно общается с другими людьми. Важно уметь проявлять сочувствие к другому человеку, не отмахнуться от него, если ему плохо. Часто нам приходится оказываться в самых различных ситуациях. И порой трудно сделать выбор, как поступить.

- Припомните такую ситуацию, если она была в вашей жизни и что вы при этом чувствовали? (ответы детей)

- Трудно было делать правильный выбор? (ответы детей)

- Запомните, о чём сейчас говорили.

Сегодня мы будем читать рассказ Любови Воронковой  «Что сказала бы мама?»В нём встретятся слова(слова на доске, зачитать)

ребята

щавель

мама

пчельник

ульи

плачет

пчёлы

молодец

бабушка

простофиля

отец

- Значение каких слов непонятно?

- Я хочу предложить вам составить свои рассказы с этими словами, а потом мы сравним их с авторским вариантом. На эту работу я даю вам 10  минут. Помните, что такое рассказ, как он строится, это мы повторили на уроке русского языка.

Учащиеся работают в группах.

Чтение рассказов.

- Молодцы, ваши рассказы интересны. Запомните их.

- А сейчас приступаем к чтению рассказа Л. Воронковой. Читать будем с остановками, во время которых будем беседовать о прочитанном и высказывать предположения. А свои предположения будете мысленно сверять с автором.

2. Стадия осмысления.

Чтение до 1 остановки.( до слов «Ребятишки осторожно пошли от пчельника».)

- Почему ребята не заметили, что забрели на пчельник?

- Могут ли пчёлы представлять опасность для человека? Какую?(закусать жестоко)

- Да, зная об этом, Гринька и предложил ребятам поворачивать обратно. Как вам кажется, ребята последуют совету Гриньки?

- Запомните свои ответы.

Чтение до 2 остановки. ( до слов «А что, нам за ним на пчельник идти».)

 - Сбылось ли наше предсказание? Какое?

- Кем был Васятка, которого кусали пчёлы?

- Но ведь сын пчеловода, кажется, должен лучше всех знать и о повадках пчёл, и их опасности для человека. Как же он мог попасть к пчёлам?

 - Как вам кажется, с какими чувствами  кричал Ваня ребятам?

- Предположите, как отреагируют Гринька и Федя на это тревожное сообщение Вани.

- Запомните свои высказывания.

Чтение до 3 остановки. (до слов «Васяткина мать …»)

- Совпали ли ваши предположения с рассказом?

- Почему Гринька и Федя так поступили?

- Одобряете ли вы такой выбор Вани?

- Легко ли ему было сделать такой выбор?

- Почему?

- Почему же он не ушёл с ребятами?

- Что мог чувствовать Ваня в момент выбора?

- Какие человеческие качества подтолкнули Ваню к выбранному решению?

Если затрудняетесь с названием качеств, можете воспользоваться данным перечнем  и выбрать, на ваш взгляд, нужное.

На доске:

отзывчивость

ответственность

безразличие

безответственность

эгоизм

способность к сопереживанию

умение не падать духом

- А что чувствовал Васятка? Докажите это словами текста.

- Как тогда поступил Ваня?

- Предположите, какова будет реакция мамы Васятки?

- Запомните свои ответы.

Чтение до 4 остановки. ( до слов «Ну и хорош! – сказала бабушка».)

- Совпали ваши предположения с рассказом?

- Как вёл себя Ваня перед мамой Васи?

- Докажите словами текста, что Ване сильно досталось от пчёл.

- Предположите, как Ваню встретят его  бабушка и отец?

Чтение до 5 остановки.

- Как же бабушка встретила Ваню? Зачитайте.

- А папа? Зачитайте.

- Почему папа рассмеялся и ничего не сказал?

- Как бабушка назвала мальчика?

- Можно ли  считать Ваню простофилей?

- Почему?

- Как вы думаете, что сказала бы мама?

Чтение до конца.

- Совпали ваши предположения с рассказом?

- Что сказала бы мама?

- Можно ли сказать, что и отец присоединяется к одобрительным словам мамы?

- Из чего это видно?

- Можно ли назвать поведение Вани поступком? Почему?

3. Стадия рефлексии .

- Похоже ли это произведение на те рассказы, которые вы составляли в начале урока?

- Если бы вы встретили Ваню, что бы захотелось ему сказать?

- Прочитайте пословицы, выберите ту, которая подходит к рассказу.

На доске пословицы:

Добро творить – себя веселить.

Жизнь дана на добрые дела.

Мир не без добрых людей.

4. Составление синквейна, выражающего отношение к Ване. ( может быть домашним заданием)

5. Итог урока.

Отношение к людям – главный показатель того, каков человек в жизни: честный или нечестный, отзывчивый или эгоистичный, совестливый или бессовестный.

Поступок определяет человека, какой он. Правильно выбранный вариант поведения, доброе дело вызывает самоуважение и радость. Мне хочется вам пожелать, чтобы у вас никогда не возникали сомнения в выборе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения "В открытом космосе" в технологии развития критического мышления с использованием ИКТ

Урок литературного чтения в 4 классе УМК "Гармония" , разработанный в технологии развития критического мышления с использованием ИКТ.Содержит вступительное слово о ТРКМ, технологическую карту занятия,...

Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»

Урок литературного чтенияв 3 «Б» классес использованием технологии«Развитие критического мышления через чтение и письмо»    На тему«Андрей Платонов&la...

Урок литературного чтения в 3 классе с использованием технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо».В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница"

Материал содержит технологическую карту урока по теме "Произведение В.М.Гаршина "Лягушка-путешественница"" с использованием технологии "Развития критического мышления через чт...

Урок русского языка в 3 классе с использованием технологии развития критического мышления

Тема: "Второстепенные члены предложенияЦель: Сформировать представления о второстепенных членах предложения, их функциях, видах, графическом обозначении.Ввести алгоритм определения второстепенных...

Конспект урока окружающего мира в 4 классе с использованием технологии «Развитие критического мышления»

Тема «Природные зоны России. Пустыни» с использованием технологии «Развитие критического мышления» в 4 классе...