Урок русского языка в 3 классе с использованием технологии развития критического мышления
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Гавришко Елена Владимировна

Тема: "Второстепенные члены предложения

Цель: Сформировать представления о второстепенных членах предложения, их функциях, видах, графическом обозначении.

Ввести алгоритм определения второстепенных членов предложения.

Научить использовать приобретённые знания при написании письма (создании текста описания).

Основное содержание темы: Изучение распространённых и нераспространённых предложений, второстепенных членов предложения: определения, обстоятельства, дополнения.

Формы организации: Групповая, индивидуальная, фронтальная.

Технологии: Здоровьесберегающая, исследовательская, критического мышления.

Методы: Проблемно-поисковый, исследовательский  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе с использованием технологии

развития критического мышления

Тема

Второстепенные члены предложения

Цель:

Сформировать представления о второстепенных членах предложения, их функциях, видах, графическом обозначении.

Ввести алгоритм определения второстепенных членов предложения.

Научить использовать приобретённые знания при написании письма (создании текста описания).

Основное содержание темы

Изучение распространённых и нераспространённых предложений, второстепенных членов предложения: определения, обстоятельства, дополнения.

Термины и понятия

Предложения распространённые, нераспространённые.

Второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение.

Ресурсы

Учебник «Русский язык. 3 класс» Л.Я.Желтовская

Демонстрационный материал: электронная презентация

Раздаточный материал: карточки с учебными заданиями. Тренажеры.

Форма организации детей

Групповая, индивидуальная, фронтальная.

Технология

Здоровьесберегающая, исследовательская, критического мышления.

Методы

Проблемно-поисковый, исследовательский  

Планируемый результат

Личностные умения:

 - проявлять позитивное отношение к процессу создания письма;

- творческое отношение к процессу создания письма.

Метапредметные умения

Познавательные:

- исследовать второстепенные члены (обстоятельство, определение, дополнение), определять вид каждого второстепенного члена в предложении;

- использовать приобретённые знания при написании письма (создание текста-описания);

Регулятивные:

- соотносить учебные действия с алгоритмом определения второстепенных членов предложения;

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание, мнение;

Предметные умения

-  определять в предложении второстепенные члены разных видов, обозначать их графически;

Информационный материал

Учебник «Русский язык. 3 класс» Л.Я.Желтовская

Демонстрационный материал

Электронная презентация

Раздаточный материал:

Карточки с учебными заданиями.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Цель: улучшает психические функции: активизирует память, внимание, воображение, образное мышление, усиливает творческий потенциал.

- Я бы хотела начать урок с приветствия, но оно рассыпалось. Вы поможете мне?

«С малой удачи начинается успех!»

- Как вы понимаете эти слова?

- Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!

Аутогенная тренировка.

- Дети, закройте глаза и представьте, что на вас солнышко льёт тёплые лучики, под ними мы становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои солнечные лучики маме, папе, всем своим друзьям и близким, пожелайте им любви и добра.

- На столах у каждого из вас лежит лента успеха. Возьмите и поставьте в первом столбике оценку, которую вы бы пожелали сегодня получить

Работа в парах.

Учащиеся собирают предложение

Заполняют ленту успеха

Личностные умения:

-проявлять интерес к получению знаний

Актуализация знаний

Составление кластера

У Марины есть подруга Ольга, которая живет на севере нашей большой страны на полуострове Таймыр. Где еще лежат снега и дуют холодные ветры. (выступление ученика о Таймыре )

Меж высоких гор, в бескрайней тундре, по морям и ледовитому океану раскинул свои просторы Великий Север. Дикий и суровый, этот студёный край ещё каких-то три столетия назад был таким же, как и в глубокой древности, неизведанным и загадочным миром. Миром, который зовётся Таймыр.

Полуостров Таймыр расположен на территории Российской Федерации за Полярным кругом между устьями рек Енисея и Лены, на севере глубоко вдаётся в Северный Ледовитый океан. Весна приходит  только в конце мая. Теплый период здесь длится не более 2.5 месяцев (конец июня — начало сентября). Летние температуры воздуха составляют 2—7 °С, зимние от –25 до –35 °С. А местами доходит до – 46, - 62.

 Ольга написала Марине письмо.

Здравствуй, Марина!

     У нас на Таймыре еще очень холодно. Зима не торопиться от нас уходить. А у вас наступила весна? Что изменилось в природе?  Напиши мне, пожалуйста.

Твоя подруга Ольга.

Марина написала ответ своей подруге .

Наступила весна. Зажурчали ручьи. Надулись почки. Проснулось солнышко.

- Ребята, можно ли утверждать, что Ольга поняла, что изменилось в природе?

- А как сделать, чтобы Ольга поняла?

- Почему Марина  не смогла объяснить, что изменилось в природе весной?

Прием «Ромашка Блума».

Игра  «Веришь – не веришь»

1. «Погадаем на ромашке». Из каждой группы выдергивают по лепесточку. Верите ли вы, что…

*Второстепенные члены не входят в основу предложения?

*Предложение может быть без второстепенных членов?

*Второстепенные члены не зависят от главных и других членов предложения?

*Подлежащее всегда выражено существительным?

*Сказуемое всегда выражено глаголом?

*Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения?

*В предложении всегда есть подлежащее?

В конце урока  проверим ваши предположения.

2. - Что называется предложением?

Прием «Кластер».

- На какие группы разделите предложения? (распространённые и нераспространённые предложения)

- Назовите признаки распространённого и нераспространённого предложения.

- Что является грамматической основой предложения? (Подлежащее, сказуемое).

- Предложение может состоять из каких членов предложения? (Может состоять только из одного главного подлежащего, из одного главного сказуемого, состоит только из главных подлежащего и сказуемого, состоит из главных и второстепенных членов)

Какой вывод можно сделать:

Предложение может состоять из главных и второстепенных членов, или только из главных, а  из второстепенных – не может. Вот почему подлежащее и сказуемое называют главными, а другие – второстепенными членами предложения.

- Для чего нужны ли второстепенные члены предложения?

- Кто из вас может сформулировать тему урока?

Читает учащийся

Высказывания детей, Марина не смогла в своем письме подробно описать изменения в природе.

Предложения нераспространенные. Состоят только из главных членов.

Предложение – это законченная мысль. В предложении слова связанны по смыслу.

Второстепенные члены предложения помогают более точно о чём-то рассказать. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой. Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

Личностные умения:

- проявлять интерес к написанию письма, к описанию весны.

Познавательные умения:

- определять признаки распространённого и нераспространённого предложения и обосновывать своё мнение.

Постановка цели и задач урока

Цель: сохранение высокой работоспособности и здоровья детей умение правильно  дышать

Тема « Второстепенные члены предложения»

Цель урока :

Узнать, (второстепенные члены) - что такое дополнение, определение и обстоятельство. Научиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении.

Применение тренажера «Тучка». Подуй на тучку.  

  1. Вдыхать воздух надо как можно глубже, через нос.
  2. Выдыхать воздух носом или ртом плавно без рывков.

Учащиеся определяют тему урока и его цель.

Первичное усвоение новых знаний

- ввести алгоритм определения второстепенных членов предложения.

 

Физминутка «Паровозик»

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Орфографическая минутка.

 - Я предлагаю поработать парами, у вас на столах лежат  маршрутные листы  по 3 станциям: обстоятельство, определение, дополнения. Поможет вам справиться с заданием правило, которое вы найдете у себя на столах.

- И так, отправляемся в путь.

- Мы прибыли на первую станцию 1.«Обстоятельство» Дополнение кластера

2. «Определение»     Дополнение кластера

3. «Дополнение»      Дополнение кластера

Учащиеся работают в тетради.

Учащиеся работают по маршрутным листам.

Оценивают себя на «Листах успеха»

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения.

Предметные умения:

- определять второстепенные члены предложения, опираясь на правило.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

- Вы завершили свою работу.

Один учащийся рассказывает правило по составленному кластеру.

Обстоятельство: как? когда? где? куда? откуда?, что обозначает, графическое изображение.

Определение: какой? какая? какое?, что обозначает, графическое изображение.

Дополнение: падежные вопросы, что обозначает, графическое изображение

Регулятивные умения:

- выполнять учебные задания в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задание 4

- Вернемся  к нашему тексту. И поможем Марине составить  красивый текст письма о весне для Ольги. Ваши знания. которые вы получили на уроке помогут  вам составить и записать  текст, в котором говорится  о ранней весне. Самостоятельная запись.

  1. Сравнение с эталоном.

Наступила  ранняя весна. Моросит  мелкий дождь. Посинел толстый лед. Весело зажурчали  ручьи. Надулись смолистые  почки. Шумно галдят веселые воробьи. Проснулось яркое солнышко.

Составление текста

Личностные умения:

 - проявлять позитивное отношение к процессу создания письма;

- творческое отношение к процессу создания письма.

Регулятивное умение:

- умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.

Коммуникативное умение:

- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Познавательные:

- использовать приобретённые знания при написании письма (создание текста-описания);

Включение в систему знаний и повторение

- Проверим ваши предположения. На ваших столах лежат ромашки. Подтвердились ваши предположения? Оставьте те лепестки, на которых записаны утверждения, с которыми вы согласны

Выполнение задания

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Самоанализ

I. Задание на самоанализ. Закончите предложения:

1 Мне важно правильно использовать в речи второстепенные члены предложения,  потому что……

2. Чтобы точно описать предметы и явления, их признаки и действия нужно ………….

Самооценка

Задание на самооценку. Закончите предложения:

Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) составленным мною письмом  Оле.

Регулятивные

-соотносить полученный результат с поставленной целью;

-оценивать результат своей деятельности;

оценивать результат учебной деятельности

Домашнее задание.  

- Выберите задание по желанию

1.Подчеркните второстепенные члены.

По дороге по прямой

Шла зима с морозами,

Шла зима к себе домой.

Снег стелила розовый,

 За зимою две метели

Снег тот веяли, мели

Снег взвивали, как хотели,

И кидали, хрустели.

2. Составьте распространённое предложение.

Идет снег.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 3 класс

Слайд 2

С малой начинается успех удачи ! С малой удачи начинается успех !

Слайд 4

Здравствуй, Марина! У нас на Таймыре еще очень холодно. Зима не торопиться от нас уходить. А у вас наступила весна? Что изменилось в природе? Напиши мне, пожалуйста. Твоя подруга Оля.

Слайд 5

Наступила весна. Зажурчали ручьи. Надулись почки. Проснулось солнышко. Здравствуй, Оля! Твоя подруга Марина.

Слайд 6

Веришь – не веришь

Слайд 7

Кластер Предложение Группы нераспространенное распространенное Главные члены Гл.члены + второстепенные члены Подлежащее Сказуемое

Слайд 9

Запишите слова. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркнуть одной чертой мягкий разделительный знак, двумя- мягкий знак, показатель мягкости согласных на письме. Орфографическая минутка Крыльцо, ручьи, д…р…вья, письмо, в…р…бьи, жизнь. е е о о

Слайд 10

1 станция Обстоятельство А) Обстоятельство: зависит: от глагола обозначает: отвечает на вопросы: подчеркивается так: место, время, причину, образ действия Где ? Когда ? Почему ? Как ? Б) Ночью ударил сильный мороз. (когда ? ) (……... ? )

Слайд 11

2 станция Определение А) Определение: зависит: от существительного обозначает: отвечает на вопросы: подчеркивается так: признак предмета Какой ? Чей ? Б) Холодный ветер и мороз не страшны белке. (……… ? ) (какой ? )

Слайд 12

3 станция Дополнение А) Определение: зависит: от глагола обозначает: отвечает на вопросы: подчеркивается так: предмет косвенных падежей Б) Свежий пушистый снег укрыл землю. (………. ? ) (кого ? что ? )

Слайд 13

Наступила весна. Зажурчали ручьи. Надулись почки. Проснулось солнышко. Здравствуй, Оля! Твоя подруга Марина.

Слайд 14

Наступила долгожданная весна. Звонко зажурчали ручьи. Надулись смолистые почки. Проснулось весеннее солнышко. Здравствуй, Оля! Твоя подруга Марина.

Слайд 15

Веришь – не веришь

Слайд 16

МОЛОДЦЫ



Предварительный просмотр:

С

малой

удачи

начинается

успех

!



Предварительный просмотр:

ЛЕНТА УСПЕХА

Желаемая оценка за урок

Кластер

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Творческая работа

Моя оценка за урок

Оценка учителя

ЛЕНТА УСПЕХА

Желаемая оценка за урок

Кластер

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Творческая работа

Моя оценка за урок

Оценка учителя

ЛЕНТА УСПЕХА

Желаемая оценка за урок

Кластер

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Творческая работа

Моя оценка за урок

Оценка учителя

ЛЕНТА УСПЕХА

Желаемая оценка за урок

Кластер

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Творческая работа

Моя оценка за урок

Оценка учителя

ЛЕНТА УСПЕХА

Желаемая оценка за урок

Кластер

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Творческая работа

Моя оценка за урок

Оценка учителя

ЛЕНТА УСПЕХА

Желаемая оценка за урок

Кластер

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Творческая работа

Моя оценка за урок

Оценка учителя



Предварительный просмотр:

Таймыр

Меж высоких гор, в бескрайней тундре, по морям и ледовитому океану раскинул свои просторы Великий Север. Дикий и суровый, этот студёный край ещё каких-то три столетия назад был таким же, как и в глубокой древности, неизведанным и загадочным миром. Миром, который зовётся Таймыр.

Полуостров Таймыр расположен на территории Российской Федерации за Полярным кругом между устьями рек Енисея и Лены, на севере глубоко вдаётся в Северный Ледовитый океан. Весна приходит  только в конце мая. Теплый период здесь длится не более двух с половиной месяцев (конец июня — начало сентября). Летние температуры воздуха составляют  2 - 7 °С, зимние от –25 до –46 °С. А местами доходит до  -62°С.



Предварительный просмотр:

Кластер



Предварительный просмотр:

ТЕМА:

«Второстепенные члены предложения»

ЦЕЛЬ:

1.Узнать, какие бывают второстепенные члены предложения;

2.Научиться находить второстепенные члены в предложении и правильно их подчеркивать.



Предварительный просмотр:

Исследование предложения

Слово

Роль в предложении

Отвечает на вопросы

Член предложения

Графическое обозначение



Предварительный просмотр:

Второстепенные члены.jpg



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист  

1 станция: Обстоятельство

А) Работа с текстом. Вставь пропущенные слова.

Обстоятельство:

зависит от …………………………………………………………………………;

обозначает ...........………………………………....................................................;

отвечает на вопросы:……………….. ……………………………………………;

подчеркивается так:

Б) Поставьте вопрос к данным обстоятельствам, подчеркните графически.

Ночью (………………..?) ударил сильный мороз.

2 станция: Определение

А) Работа с текстом. Вставь пропущенные слова.

Определение: 

зависит от……………………………………………………..;

обозначает………………………………………………………………………;

отвечает на вопрос …………………………………………………………….;

подчеркивается так:

Б) Поставьте  вопрос к каждому  определению, подчеркните графически.

Холодный (……………..) ветер и мороз не страшны белке.

3 станция: Дополнение.

А) Работа с текстом. Вставь пропущенные слова.

Дополнение: 

зависит от………………………………………………………………………..; обозначает………………………………………. с которым связано действие; отвечает на вопросы…………………………………………………………….;

подчеркивается так:

Б) Поставьте вопрос к каждому дополнению, подчеркните графически.

Свежий пушистый снег укрыл (……………..?) землю.



Предварительный просмотр:

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        

        



Предварительный просмотр:

        

        

        

        

        



Предварительный просмотр:

Задание 4 . Творческая работа.

Вставь в предложения возможные второстепенные члены предложения.

Здравствуй, Оля!

Наступила____________________весна! _________________зажурчали ручьи. Надулись____________________почки. Проснулось_______________солнышко.

Твоя подруга Марина.

Слова для справок: звонко, ранняя, смолистые, яркое, долгожданная, весело, весеннее.

Задание 4 . Творческая работа.

Вставь в предложения возможные второстепенные члены предложения.

Здравствуй, Оля!

Наступила____________________весна! _________________зажурчали ручьи. Надулись____________________почки. Проснулось_______________солнышко.

Твоя подруга Марина.

Слова для справок: звонко, ранняя, смолистые, яркое, долгожданная, весело, весеннее.

Задание 4 . Творческая работа.

Вставь в предложения возможные второстепенные члены предложения.

Здравствуй, Оля!

Наступила____________________весна! _________________зажурчали ручьи. Надулись____________________почки. Проснулось_______________солнышко.

Твоя подруга Марина.

Слова для справок: звонко, ранняя, смолистые, яркое, долгожданная, весело, весеннее.



Предварительный просмотр:

Закончите предложения:

1 Мне важно правильно использовать в речи второстепенные члены предложения,  потому что………………………………………………………

2. Чтобы точно описать предметы и явления, их признаки и действия нужно использовать……………………………………………………………………..

3. Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) составленным мною письмом  Оле.

Закончите предложения:

1 Мне важно правильно использовать в речи второстепенные члены предложения,  потому что………………………………………………………

2. Чтобы точно описать предметы и явления, их признаки и действия нужно использовать……………………………………………………………………..

3. Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) составленным мною письмом  Оле.

Закончите предложения:

1 Мне важно правильно использовать в речи второстепенные члены предложения,  потому что………………………………………………………

2. Чтобы точно описать предметы и явления, их признаки и действия нужно использовать……………………………………………………………………..

3. Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) составленным мною письмом  Оле.

Закончите предложения:

1 Мне важно правильно использовать в речи второстепенные члены предложения,  потому что………………………………………………………

2. Чтобы точно описать предметы и явления, их признаки и действия нужно использовать……………………………………………………………………..

3. Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) составленным мною письмом  Оле.

Закончите предложения:

1 Мне важно правильно использовать в речи второстепенные члены предложения,  потому что………………………………………………………

2. Чтобы точно описать предметы и явления, их признаки и действия нужно использовать……………………………………………………………………..

3. Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) составленным мною письмом  Оле.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Второстепенные члены не входят в основу предложения? Второстепенные члены не зависят от главных и других членов предложения? Предложение может быть без второстепенных членов? Подлежащее всегда выражено существительным? Сказуемое всегда выражено глаголом? Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения? В предложении всегда есть подлежащее?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме "Единицы времени" в 4 классе с использованием технологии "Развитие критического мышления"

Урок математики в 4 классе по учебнику А.Моро по теме "Единицы времени" с испорльзованием технологии РКМ...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе с использованием технологии развития критического мышления.

Технология развития критического мышления предлагает путь, который помогает усилить рефлексивные механизмы не только в совместном решении проблем, но и в учебной деятельности в целом. В качестве приме...

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Урок математики в 3 классе с использованием технологии развития критического мышления по теме «Единицы массы. Грамм».

Урок изучения нового материала проводится по программе «Школа России», сопровождается презентацией. Знакомство с новой единицей измерения – граммом – происходит в процесс...