Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной...»
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме

Сырова Валерия Владимировна

 

Открытый урок по чтению в 4 классе

 

ЦЕЛЬ: 1. Способствовать полноценному восприятию стихотворения.

2.    Развивать представления о лирическом стихотворении , о слове как средстве создания образа , о ритме как выразительном средстве .

3.    Формировать систему читательских умений , уделив особое внимание умению воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией в произ­ведении .

4.    Совершенствовать навык чтения , обучать выразитель­ному чтению .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_chteniyu.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по чтению


В 4 классе


Составлен учителем 282 школы


Сыровой Валерией Владимировной


ТЕМА: Ф.И.Тютчев

«Есть в осени первоначальной...»

ЦЕЛЬ: 1. Способствовать полноценному восприятию стихотворения.

  1. Развивать представления о лирическом стихотворении , о слове как средстве создания образа , о ритме как выразительном средстве .
  2. Формировать систему читательских умений , уделив особое внимание умению воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией в произ ведении .
  3. Совершенствовать навык чтения , обучать выразитель ному чтению .

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания

У. С каким известным писателем XIX века мы вчера познакомились ? Д. С И.С.Тургеневым .

У. А какой род литературы мы с вами изучали ?

Д. Лирику .

У. Верно. И говорили о том , что лирика может иметь форму стиха и форму прозы . В чём же особенность лирики , чем она отли чается от эпоса ?

Д. Главное в лирике - это чувства и переживания автора . Через лирическое произведение мы знакомимся с внутренним миром автора .

У. Молодцы . Вчера мы учились выразительно читать стихотворение И. С. Тургенева ...

Д. «Осень»

У. Давайте повторим , какой должен быть тон и темп чтения ?

Д. Спокойный , размеренный, с оттенком мечтательности и грусти. У. вызывает учащихся читать наизусть стих-е «Осень» и анализи рует выразительное чтение .

  1. Первичное восприятие . Чтение учителя .

У. Знакомит учащихся с новым стихотворением на осеннюю тему :

На доске : Фёдор Иванович Тютчев (Х1Хв)

«Есть в осени первоначальной...»

  1. Проверка первичного воспиятия .

У. Понравилось ли вам стихотворение ?

Д. Да. Очень.

У. Похоже ли оно по настроению на «Осень» И.С.Тургенева ?

Д. Нет. Стихотворение Тютчева более торжественное .

  1. Постановка учебной задачи .

У. Скажите , а что-нибудь нового про приметы осени вы узнали для себя ?

Д. Нет .

У. Видите , как интересно . Ничего нового про осень вы не уз нали , а стихотворение вам понравилось , вызвало у вас определённое настроение . Значит, действительно, в стихо творении главное не знания, не информация, а переживания чувства .

сегодня мы будем учиться читать это стихотворение вырази тельно, понаблюдаем над художественными средствами с по мощью которых автор        создал        образ осени первоначальной.,

  1. Вторичное восприятие и анализ текста .

1)Чтение и анализ I строфы .

у. Какая пора осени изображена в стихотворении Ф.И.Тютчева ?

Д. Начальная пора .

У. Докажите это словами из стихотворения .

Д. «Есть в осени первоначальной».

У. Как вы понимаете значение слова первоначальный ?

Д. Самый первый , являющийся началом чего-нибудь .

У. Найдите эпитет , которым поэт определяет эту пору ,

Д. Дивная пора .

У. Подберите к этому прилагательному синонимы , чтобы они нам помогли понять смысл этого слова в стихотворении .

Д. Дивный - удивительный; дивный - прекрасный; очаровательный; чудесный .

У. уточняет , что это действительно так , что в стихотворении объединяются , совмещаются два значения этого слова :

  1. удивительный,        необычайный

Дивный

  1. чудесный,        прекрасный

Такое совмещение значений нужно, чтобы ярче показать красоту и очарование русской осени , одновременно с этим подчеркнуть её неповторимость , волшебство .

У. Как Тютчевым описана эта «дивная» пора ?

Д. «Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера ...»

У. О чём говорит сравнение весь день стоит как бы хрустальный ?

Как вы его понимаете ?

Д. День чистый, ясный, прозрачный, как бы создан из хрусталя.

У. Объясните значение слова хрусталь .

Д. Это стекло высокого сорта, с особым блеском, сильно прелом ляющее свет . Например, хрустальная ваза .

У. А как можно понять значение слова хрустальный в сочетаниях Хрустальная вода и хрустальный день ?

Д. Хрустальная вода - значит очень прозрачная,

хрустальный воздух - чистый, прозрачный, как бы излучающий сияние.

У. Это сравнение прочно вошло в наш язык и мы часто его

используем, когда хотим рассказать о тёплых, ясных, солнеч ных осенних днях , когда нет жары, напротив, в воздухе чувтвуется особая свежесть .

Как ещё объясняется «дивная» пора в I строфе ?

Д. «И лучезарны вечера».

У. Как вы понимаете слово лучезарный в сочетании лучезарны вечера ?

Д. Лучезарный - значит сверкающий, сияющий, лучезарны вечера - вечера полны сияния, мягкого блеска .

У. Подумайте и скажите, в первой строфе мы можем увидеть перед собой только одну картину или несколько ?

Д. Несколько . День и вечер .

У. Верно , Тютчев показывает нам природу в движении. В I четверостишии мы замечаем движение ото дня к вечеру .

  1. Чтение и анализ II строфы .

У.        Перечитайте второе четверостишие . О чём или        о ком        идёт        речь

в этой строфе ?

Д. Тютчев рассказывает о поре уборки урожая .

У. Как в стихотворении показана эта пора ?

Д. «Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё ...»

У.        Что же такое серп ?

Д.        Серп - это ручное сельскохозяйственное        орудие        в        виде        сильно

изогнутого полукругом острого ножа для        срезания        колосьев        .

Учащимся можно показать изображение серпа        .

У.        В каком значении употреблено в стихотворении        слово        серп        .

Д.        Конечно , сам по себе серп не может срезать колосья, а

срезает их , жнёт человек.

У. А почему серп назван бодрым ? Как вы считаете , какой уродился урожай ?

Д. Слово бодрый означает полный сил, энергии.

Наверное урожай очень богатый, и это радует жнеца .

У. А как вы понимаете слово праздный в сочетании на праздной борозде .

Д. Урожай с поля уже собран и поле отдыхает .

У. А в какой строфе Тютчев использует именно это выражение «отдыхаюшее поле» ?

Д. Читают последние две строчки стихотворения .

У. Итак, праздная борозда , пусто всё , простор везде . А какая ещё характерная черта осеннего дня подчёркивает ощущение лёгкости, невесомости ?

Д. «Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде».

  1. чтение        и анализ III строфы .

У. Какие ещё приметы осени подмечены поэтом ?

Д. «Пустее воздух, птиц не слышно        боле».

У. Ас какой целью поэт упоминает        о зимних бурях ?

Но далеко ещё до первых зимних        бурь.

Д. Ещё далеко до первых зимних бурь , но чудесная пора ранней осени непродолжительна . Она быстро пройдёт, и наступят грустные, дождливые дни поздней осени .

У. Правильно. И здесь Тютчев не просто показывает нам отдельные картины природы , а изображает        их в движении :        раньше мы

отмечали - ото дня к вечеру, а        вот сейчас - от        осени        к        зиме.

Всё в природе изменяется и постоянно чередуется : утро, день вечер, ночь, осень, зима, весна, лето .

И это движение в природе неизменно и вечно .

Прошло уже более ста лет , как написано это стихотворение, а мы продолжаем каждый год восхищаться нашей русской осенью , её первоначальной порой. Небо в такие дни безоблачно, светло-синего или ярко-голубого цвета. Для обозначения такого цвета иногда употребляется слово ...

Д. Лазурь . Лазурное небо .

У. Как вы понимаете предложение

И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле ?

Д. Этим предложением ещё раз подчёркивается голубизна неба , мягкий свет солнечного дня; мы ощущаем тепло, струящееся с неба и разлитое в прозрачном , но уже остывающем воздухе .

  1. Работа над выразительным чтением.

Определяется общий тон чтения - неторопливый, радостно приподнятый , однако с лёгким оттенком грусти . При чтении стихотворения замечается, что многократно повторяются гласные

Э,        А, О, что придаёт стихам певучесть и вызывает замедленный темп чтения . Прочитать это стихотворение в быстром темпе невозможно , его следует прочесть неторопливо, особенно выделяя многосложные слова : первоначальной, хрустальный, лучезарны, паутины, отдыхающее - и образные выражения : дивная пора, бодрый серп, праздной борозде, чистая и тёплая лазурь. Чтение должно передать настроение поэта , восхищённого красотой осеннего дня.

Выразительное чтение стихотворения .

Анализ выразительности чтения

  1. Домашнее задание .

Выучить стихотворение наизусть .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной».

План – конспект открытого урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления...

конспект урока литературного чтения Тема: Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»

Конспект урока литературного чтения по теме  Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»  составлен в соответствии ФГОС нового поколения.Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением Ф...

Презентация к уроку по литературному чтению "Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..."

Презентация к уроку по литературному чтению " Ф. И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..."...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

урок литературного чтения во 2 классе по теме " Люблю природу русскую " с использованиемЭОР....

Ф. И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..."

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе....