урок литераткрного чтения в 3 а классе
методическая разработка (чтение, 3 класс) по теме

Ищенко Валентина Ильинична

урок литературного чтения в 3 а классе по теме " Что скрыто между строк? Японские хокку. Законы жанра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit_chteniya.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

                    Урок чтения в 3 а классе

Тема : Что скрыто между строк?( японские хокку: законы жанра)

Цели :

- познакомить с творчеством классиков японской литературы Мацуо Басе и Кобаяси Иссы

- формирование представлений о жанре хокку, о способах построения трехстиший, тематике, истории возникновения и развития

- наблюдения за особенностями национального мироощущения японского народа

- развивать навык выразительного чтения и свободного высказывания, творческую активность учащихся

Оборудование: учебник « литературное чтение» ,3 класс, автор Н.А. , Чуракова,   словарь, тексты хокку, иллюстрации икебаны, образец оригами.,презентация « японские хокку»

Словарь: хокку( хайку),икебана( икэбана), танка, Япония, миниатюра, Мацуо Басе, Кобаяси  Исса, литературные тропы, иероглифы, оригами.

  1. Орг. Момент.
  2. Актуализация .

- Карээда ни

Карасу но томиратару я

Аки но курэ

- Поняли вы, что я сказала?

На голой ветке

Ворон сидит одиноко.

Осенний вечер.

- А теперь вам понятно, что я сказала?

( это хокку,    потому – что трехстишие. Нет   рифмы)

- Как вы думаете, почему я прочитала именно эти стихи?

3 . Работа по теме.

Правильно, мы сегодня опять будем говорить о хокку, о законах этого жанра.

- Еще раз  - Что мы знаем о хокку?

1. хокку – стихи без рифмы

2.Авторские стихи.

3.Хокку по другому называют хайку

4.Хокку – это жанр японской поэзии.

- На доску – ворона прикрепить.( оригами)

-Уродливый ворон -

И он прекрасен  на первом снегу

В зимнее утро!

 - что скажете ? ( Уродливый – прекрасен).

- правильно – Сочетание двух цветов.- черного и белого. Как называется такой прием в литературе? ( контраст)

- использует ли автор литературные тропы?

(нет )

-- изумительные стихи,три строки. А как точно создан литературный образ, настоящая картинка- миниатюра. Исксство писать хокку- умение сказать многое в немногих словах. Хочется их читать еще и еще

- НА ДОСКЕ: Наша жизнь – росинка.

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь- и все же…

( читают выразительно)

- какое настроение у вас сейчас? Почему? ( когда- то жизнь кончается, но сейчас есть еще время сделать что-то достойное)

-Дети ,есть ли в хокку что-то недоговоренное?Могу ли я сказать,что автор будит мысль читателя, дает определенное направление, свою точку зрения не навязывает?

- Читая хокку, мы можем спорить, отстаивать совою точку зрения.

Поводом написания этого хокку была печаль.Исса потерял любимую дочь. Буддизм учит не горевать об умерших, но очень трудно смириться с потерей любимого человека.

Как вы думаете ,почему такой жанр ,как хокку зародился в Японии?

РАССКАЗ О ЯПОНИИ – дети  готовили материал ( с показом на слайдах) 

  1. По легенде Япония образовалась из  вереницы капель,  скатившихся с богатырского копья бога Изанаги, отделившего земную твердь от морской хляби. Изогнутая цепь островов действительно напоминает застывшие капли.
  2. Японский дом не имеет ни дверей, ни окон в нашем понимании. Три стены из четырёх можно всегда раздвинуть или совсем снять. Исчезли перегородчатые створки – и «природа вошла в дом», и ты оказываешься в своеобразной беседке и любуешься старым камнем, поросшим мхом, соловьём на ветке…
  3. Необычно восприятие мира и человека в этом мире в понимании японцев. Японцы заботятся о чувстве собственного достоинства даже незнакомого им человека, с особым уважением относятся к старшим, даже если они неправы, внимательны к окружающей природе.
  4.  японцы очень наблюдательны и любопытны

- Любят все маленькое. Сами небольшой народ.

- У них мало земли .Бережно относятся ко всему.

- Япония – страна восходящего солнца( расположена на востоке)

-Япония расположена на островах

Столица – Токио

Существет обычай любоваться сакурой. Японцы считают, что любоваться поэтическими явлениями природы лучше всей семьей, целым городом. Зимой прекрасен первый снег, весной принято любоваться цветением сливы, вишни,   осенью – огненно-красной листвой горных клёнов. Японцы по-настоящему поклоняются красоте.

Показ – иллюстраций икебаны, оригами, и т.д.

- А это хокку чем – то отличается от других?

На слайде

В хижине, крытой тростником

Как стонет от ветра банан,

Как падают капли в кадку,

Я слышу всю ночь напролет.

ПОСТРОЕНИЕ ХОККУ

5+7+5,но у нас не всегда совпадает, потому - что они переведены

  1. Поэты авангардисты отступали от такого правила. например, Басе
  2. ХОККУ Строятся на основе одного поэтического образа, одной детали, мысли и при этом таят в себе много неожиданного. Оно зовёт нас вдуматься в смысл строк, почувствовать красоту. Открыть внутреннее зрение и внутренний слух. Ведь многое скрыто, недоговорено.
  3. Первая строка в хокку рисует нам общую картину, созерцаемую автором. Вторая обращает наше внимание на то, что привлекло внимание самого поэта. Третья же – это след, который оставила картина в душе художника.

Творческая работа

Составление хокку( хайка)

Учебник ,стр 113 ,чтение хокку (разбор)

Итог урока

- выберите фразу, которую вы считаете наиболее приемлемой для хокку.

НА СЛАЙДЕ

- Что дает вам чтение хокку?

А)Они заставляют читателя задуматься о многом.

Б) Они будят мысль читателя.

В) Они дают возможность высказать свою точку зрения.

Г) они создают точный поэтический образ

О чём вы думали, когда слушали эти стихи?

Я начала урок на японском языке и закончу тоже на японском.

- ГОКУРАСАМА

- Что я сказала?

( Спасибо за помощь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативных способностей младших школьников на уроках литераткрного чтения

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мыш...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...