Знакомство с произведениями фантастического жанра в начальной школе.
учебно-методическое пособие по чтению

Максимова Наталия Александровна

Программа "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

Долгожданный дан звонок. Начинается урок литературного чтения.

Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуйте их.

Приветствуют гостей.

2. Сообщение  плана урока

Сегодня на уроке мы:

-вспомним знакомые произведения и литературные жанры;

-откроем для себя новые слова и понятия;

-познакомимся с жизнью и творчеством Е. Велтистова;

- прочитаем отрывок из его повести;

-узнаем историю ее создания.

3. Сообщение темы урока

А вначале очень внимательно

послушайте стихотворение.

О какой стране идет речь в стихотворении?

Как она называется?

Кто может попасть в эту страну?

Как понимаете значение слов: «фантазия», «Воображение»? (На доску - таблички с этими словами).

Подберите синонимы к глаголу «фантазировать»

Глаголы «врать», «лгать» можно к ним отнести? Почему?

Как называют людей, которые умеют и любят фантазировать?

Послушаем диалог 2 таких фантазеров.

Как вы думаете, мы случайно, просто так заговорили о фантазерах и фантазии?

Конечно же, не случайно, ведь сегодня мы отправимся в «Страну Фантазию», именно так называется раздел нашего учебника, который мы начинаем изучать. (На доске – тема «Страна Фантазия»)

Заранее подготовленный обучающийся рассказывает стих Б. Заходера «Вообразилия».

Отвечают на вопросы.

Называют синонимы: сочинять, придумывать, воображать.

Врать – скрывать правду, действительность.

Фантазировать – изменять действительность.

Фантазеры.

2 заранее подготовленных обучающихся читают отрывок из рассказа «Фантазеры» Н. Носова.

4. Повторение, актуализация знаний

5.Знакомство с новым жанром

6. Физкультминутка

Но прежде, чем мы отправимся в путешествие по произведениям этой страны, вспомним, уже прочитанные произведения и знакомые литературные жанры.

Попробуем определить какие произведения собранные в этом разделе, о чем они, какого жанра.

В этом разделе собраны произведения писателейфантазеров, в которых невероятное изображается, как действительное и действительное, как невероятное.

Такие произведения называются фантастическими и относятся к жанру «фантастики».(на доску карточку с названием)

Что жн такое «фантастика»?

Слова  «фантазия» и «фантастика» произошли от одного греческого слова. В Греческой мифологии брата Морфия, бога сна, звали Фантазом. Он заведовал на Олимпе иллюзиями. Отсюда и слово фантазия, что означает «воображение». Именно благодаря фантазии человек способен творить. От этого же корня образовано и слово «фантастика», что значит «искусство воображать».

Этим искусством в совершенстве владеют писатели-фантасты.

Значительная часть технических изобретений были заранее предсказаны авторами фантастических произведений: и телевидение, и роботы И антигравитация, и многоступенчатая ракета. И многое-многое другое. Именно поэтому к существительному «фантастика» очень часто добавляют эпитет «научная». Но прежде всего фантастика исследует поведение обыкновенного человека, но в необыкновенных условиях. Она способна оторвать читателя от будничности настоящего и перенести его в далекое будущее.

Игра «Сказочное – фантастическое»

Игра «Шкатулка»: вынимают из шкатулки карточки, читают отрывки из произведений, определяют жанр.

Открывают учебник, опираясь на иллюстрации, высказывают предположения.

7. Знакомство с творчеством Е. Велтистова

Итак, в разделе «Страна Фантазия» собраны фантастические произведения, созданные писателями-фантастами. Сегодня мы знакомимся с творчеством Евгения Серафимовича Велтистова. (На доске - фотография автора)

Он родился 21 июля 1934 года в Москве, в семье военного инженера. В школу пошел в 1942,когда уже второй год шла В.О.в. Книг было мало, тетрадей еще меньше. А маленькому Жене очень хотелось читать. А когда спросили: «Кем станешь?», ответил: «Продавцом детских книжек, чтобы прочитать все». Потом он передумал. Решил стать журналистом. Это было твердое решение. В 1956 г. Евгений Сергеевич окончил факультет журналистики Московского университета. Стал работать. Сначала в газетах, потом – редактором отдела в популярном журнале «Огонек». Он был настоящим репортером, неутомимо «выхаживал» новости, искал интересных людей, много путешествовал. И в этих поездках копил впечатления, обдумывал будущие повести.

Рукопись первой книжки Велтистов принес в издательство «Детская литература». Вскоре она увидела в свет. За ней  вышли другие произведения:

«Приключения на дне моря»

«Глоток солнца»

«Гум-Гам»

«Победитель невозможного»

«Миллион и один день каникул».

Книги «Тяпа, Борька и ракета» и «Изучать свет» были написаны в соавторстве с женой и другом Мартой Петровной Барановой.

Наиболее известные произведения писателя вошли в цикл повестей, объединенных главным героем Электроником. Первая книга этого цикла была издана в 1964 г. И называлась «Электроник – мальчик из чемодана».

А почему именно из чемодана? Этот образ возник у автора так. Однажды молодой писатель Евгений Велтистов собрался в отпуск на теплое море. Уложил чемодан, сел в такси, прибыл на вокзал. Несет по перрону чемодан к поезду и удивляется: тяжелый, словно там не рубашки и ласты, а кирпичи, камни. Чтобы нести стало легче, веселее стал фантазировать: может, в чемодане кто-то есть, может там…Электронный мальчик. Вот поставлю, подумал, чемодан на полку, откину, крышку, мальчик откроет глаза, встанет и скажет:»Здравствуй, меня зовут Электроник». Вошел в купе, щелкнул замками и ахнул. Оказывается, в спешке перепутал чемоданы: взял другой, набитый книгами. Пришлось у моря обойтись без ластов. Зато начитался вволю. А про воображаемого мальчика не забыл. Так и появилась повесть про Электроника – робота, внешний вид которого был скопирован с реального мальчика, московского школьника Сергея Сыроежкина. По мотивам повести «Электроник – мальчик из чемодана» и повести «Ресси – неуловимый друг» был снят телевизионный художественный фильм «Приключения Электроника». Премьера состоялась 23 марта 1980 г. в кинотеатре Одесского санатория.2 мая 1980 г. Фильм вышел в телеэфир.

В 1982 г. Евгению Сергеевичу Велтистову было присуждено почетное звание «Лауреат Государственной премии СССР» за сценарий этого многосерийного фильма.

Произведения Е. С. Велтистова неоднократно переиздавались и полная библиография насчитывает десятки изданий. Умер Е. С. Велтистов  в 1989 г., но его книги до сих пор любимы и читаемы не толь ко в нашей стране, но и за рубежом.

Просмотр отрывка .

8. Первичное чтение

1) Словарная работа:

Вначале выясним лексическое значение некоторых слов, которые встретятся нам при чтении. На доске слова:

КОНГРЕСС – конференция

КИБЕРНЕТИКА – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, в живых организмах и обществе.

КИБЕРНЕТИК – специалист по кибернетике

КОНТРАБАС – самый большой по размеру струнный смычковый музыкальный инструмент

2) Чтение отрывка

3) Понравился ли вам прочитанный отрывок?

Чем понравился?

Возникло желание прочесть всю повесть?

Высказывают свои предположения.

Частями читают текст вслух.
Высказывают свои впечатления от прочитанного отрывка, отвечают на вопросы

9. Рефлексия

С каким новым жанром познакомились?

Чем характерны фантастические произведения?

С творчеством какого писателя – фантаста познакомились?

Дают ответы на вопросы.

10. Итог урока Д/з.

 Наш урок подходит к концу. Понравился ли он вам?

А в качестве д/з я предлагаю вам пофантазировать и нарисовать портрет Ресси, верного друга Электроника.

Спасибо за работу.

Записывают д/з

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №461

Колпинского района Санкт–Петербурга

Конспект урока по литературному чтению

4 класс

Тема:

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

Составитель: учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №461 Максимова

Наталия Александровна

8 апреля 2011 год

Цель урока:

Формировать представление о фантастике, как литературном жанре, раскрыть его особенности.

Закрепить знания об изученных ранее литературных жанрах.

Познакомить с жизнью и творчеством Е. С. Велтистова.

Обогащение активного и пассивного словаря.

Создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития творческих способностей, воображения.

Развивать навыки правильного и сознательного чтения.

Воспитывать любовь к чтению

Оборудование: ТСО: телевизор, DVD-плеер, диск с фильмом «Приключения Электроника»; учебник «Литературное чтение»; портрет Е. С. Велтистова, шкатулка, карточки с отрывками из произведений различных жанров.

Планируемые достижения обучающихся: усвоить, что фантастика – это литературный жанр, где невероятное изображается, как действительное и действительное, как невероятное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературные викторины по произведениям для внеклассного чтения начальной школы

Данный материал поможет разнообразить уроки литературного чтения, заинтересует младших школьников увлекательным миром героев литературных произведений....

Произведения для чтения в начальной школе

В данном материале содержится примерный рекомендуемый список произведений для чтения в начальной школе....

Технологическая карта урока "Знакомство с буквой "М, м" УМК "Начальная школа XXI века

Конспект урока представлен в виде технологической карты. Надо сказать, что  данный конспект сделан без интеграции литературного чтения и русского языка. Технологическая карта содержит только мате...

Урок обучения грамоте по теме Знакомство с буквой З по программе "Начальная школа 21 века"

В разработке представлен Конспект урока обучения грамоте "Знакомство с буквой З" и презентацией к этому уроку...

Конспект урока математики "Произведение. Множители" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать первый и второй множители в произведении, понимать их смысл; навыков решения задач; развитие вычислительных навыков.Планируемые результатыПр...

Урок письма в 1 классе. Знакомство с новым предметом. УМК Перспективная начальная школа

Цель: Познакомить детей с гигиеническими правилами письмаПознавательные УУД:Формировать-умение работать по инструкции учителя;-представления о гигиенических правилах письма, о значении правил письма д...