Применение игровых технологий в период обучения грамоте
методическая разработка (чтение, 1 класс) по теме

Петухова Татьяна Николаевна

Упражнения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся и ведущие к более осмысленному усвоению знаний о слове, способе слогоделения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл foneticheskaya_rabota_v_1_klasse.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Применение игровых технологий в период обучения грамоте

Упражнения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся и ведущие к более осмысленному усвоению знаний

Цель:  закрепить знания учащихся о слове, способе слогоделения;

о перемещении ударения в слове со слога на слог как основном приеме за правильным определением ударного слога; формирование умения выделять и характеризовать отдельные звуки, проводить звуковой анализ целого слова.

     - Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Звуковичок.

    Он хочет проверить, как вы научились слушать звуки и выделять их в словах.

    Звуковичок пришёл не один, а со своими друзьями – звуковичками.

- Хотите узнать как их зовут? ( на доске звуковички : на крылышках первого нарисовано   солнце)                                                                                                   - Посмотрите, что нарисовано на крылышках первого звуковичка.                                               - Назовите и послушайте 1-ый звук в названии этого предмета.

   => это звуковичок по имени С

- Что ещё можно нарисовать звуковичку на крылышках?

- Придумайте для него слова, которые начинаются на звук [С].( Аналогичная работа проводится в процессе « знакомства» с остальными звуковичками )

Молодцы, а теперь Звуковичок предлагает вам поиграть

       Игра «Часовые» ( дети стоят)

      В Стране звуков есть крепость. Перед ней стоят часовые, они некоторые звуки не пропускают.

      Если запрещённый звук пытается попасть в крепость, часовой хлопает в ладоши. Это сигнал : «Путь закрыт!»

     - Хотите быть часовыми?

      Мы не будем пропускать слова со звуком [Т]

         Туфли, клей, котёнок, тапочки, сумка, бегемот, марка, тюлень, мухомор, трактор, телефон, лейка, крот, кот, книга.

 - Молодцы, вы очень внимательные и поэтому Звуковичок приглашает вас на Звуковую стройку. 

 - Что мы будем строить на звуковой стройке?  ( слова )

 - Кто хочет быть строителем?

      К доске приглашаются 4 ученика на роли звуковичков.

      Между ними распределяются рисунки.(редис, иглы , кот, арбуз)

 - По моему знаку спойте только первый звук своего слова.

 - Какое слово получилось?( река)

- Кто ещё хочет быть звуковичком-строителем? ( Аналогичная работа проводится с картинками рыба, утюг, кость, аист)

     - А сейчас построим для этих слов хорошие звуковые дома.

На доске

 

 

 

 

 

 

 

 

- Подумайте, ребята, где начало « дома» для слова рука, а где - для слова река.

- Саша достроит домик для слова рука, а вы такой же домик построите в своих тетрадях. Ученик выходит к доске

План фонетического анализа слова:

Скажи слово и послушай себя

Найди ударный слог и произнеси слово по слогам.

Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

Обозначь выделенный звук условным значком.

Протяни (выдели голосом) второй звук в полном слове, назови его, охарактеризуй и обозначь условным значком. Выдели третий звук…  (и т. д.).

Проверь, получилось ли слово.

             

           -выделение звуков, характеристика, обозначение фишками. 

      Чтобы звуковые домики получились прочнее, разделим слова на слоги (скандирование) и поставим ударение.( Перемещение ударения.)

 - Ребята, слова рука, река настоящие или нет?

 - Почему?

 - А слова тата, тата, татата?

      У вас на партах лежат слоговые схемы, я буду называть слова, а вы выберите подходящую схему.

 - Проверим , в каком порядке вы положили слоговые схемы.

    На доске слоговые схемы из 3-х слогов, 2-хслогов


- Придумайте свои «ненастоящие» слова.

      А сейчас Звуковичок снова предлагает поиграть.

Игра «Цепочка слов»

      К доске выходит 1 команда.

      Я произношу первое слово, вы внимательно слушаете последний звук, рассказываете, что знаете про этот звук, берёте фишку и придумываете слово, начинающееся на этот звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Использование игровых технологий на уроках обучения грамоты с помощью ИКТ"

Доклад об игровых технологиях на уроках обучения грамоты с помощью ИКТ....

Игровые технологии на уроках обучения грамоте

Презентация к докладу "Игровые технологии на уроках обучения грамоте"...

«Применение игровых технологий в период обучения грамоте. Упражнения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся и ведущие к более осмысленному усвоению знаний»

Данную презентацию я представляла на Фестивале педагогического мастерства "Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования" Пятой городской Выставки-ярмарки инноваци...

Игровые приемы в период обучения грамоте

Трудности роста ребенка, сопровождающие его переход в статус школьника, можно сделать менее болезненными, если не противопоставлять игру как занятие маленьких учению как делу взрослых, а ввести в орга...

Использование игровых технологий на уроках обучения грамоте и русского языка.

Значение игровых технологий в повышении интереса у младших школьников на уроках обучения грамоте и русского языка....

Игровые упражнения в период обучения грамоте

Игровые упражнения в период обучения грамоте...