: Звуки [ в, в], буква Вв
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Урок обучения грамоте в первом классе составлен с использованием технологической карты в соответстви с ФГОС. На протяжении всего урока просматривается развитие УУД у учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_otkrytyy_1_klass.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока:  Звуки [ в], буква Вв

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Задачи урока:     образовательные:

познакомить  с буквой  Вв   и звуком   [в];

учить выполнять звукобуквенный анализ слов;

учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.

                         развивающая:

развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое,  наглядно – образное мышление;

развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

                         воспитательная:

воспитывать интерес к чтению;

привитие навыков культурного общения;

воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Методы обучения:

Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.

     Формы обучения:

фронтальная работа;

групповая;

парная;

индивидуальная

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, предметные картинки, фишки для обозначения звуков, касса букв и слогов, образцы печатных букв «В» и «в».

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный

момент.


Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

- Ребята, а какой у вас девиз?

   Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.

- А эпиграфом урока будут слова:

«С малой удачи начинается большой успех».

Мы – дружные,

Мы – внимательные,

Мы – старательные,

Мы отлично учимся,

У нас всё получится.






Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.


Регулятивные:

волевая саморегуляция.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.


- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с «жителями» города «Буквоград». Но сначала давайте вспомним, какие  известные нам  буквы «проживают»  в этом удивительном городе.


Игра «Живые буквы»


1) Встаньте те ребята, у которых на карточках написаны буквы, обозначающие гласные звуки.


2) Назовите лишнюю букву. Почему?



3) Встаньте те, у кого написаны буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки.


4) Встаньте те, у кого на карточках написаны буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки.



- Ребята, как вы думаете, почему ученик, у которого на карточке написана буква В, не смог определиться, к каким буквам ему присоединиться?





Участвуют в игре, выходят к доске с карточками, на которых  написаны соответствующие буквы.

1) (А, о, у, э, ы, и)


2) (и – обозначает мягкость предшествующего согласного.)

3) (, н, л, р)




5) (с,т,к)








-Эту букву еще не изучали.

Познавательные:

логические:

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

3. Постановка учебной задачи.





- Ребята,  какие затруднения возникли в ходе игры?

- Я надеюсь, сегодня на уроке мы сумеем устранить все возникшие затруднения.

 - Мы с вами вспомнили всех известных нам «жителей»  города «Буквоград», а узнать с какой буквой мы сегодня познакомимся, а также определить тему урока  поможет игра «Доскажи словечко».


    Слайд1.  На экране появляются картинки по мере называния слов.

На опушке леса стоят небольшие       ворота.

На воротах стоит… вратарь, волк

У вратаря номер … восемь.

Возле ворот растёт красивый … василёк.

Гол в ворота забивает … Винни – Пух..

Повторите слова, которые мы добавляли.

Назовите первые звуки слов - отгадок. 

  Что вы заметили? Какая тема нашего урока?               

- А теперь попытайтесь сформулировать тему урока.

- Чему вы должны научиться на уроке? Сформулируйте цели урока.

Мы должны познакомиться ….

Мы должны учиться отличать …

Мы должны учиться читать ….

Создание проблемной ситуации

- Ребята, у нас появилась проблема. Жители города прислали нам телеграмму, в которой сообщают, что звук, с которым мы сегодня познакомимся - особенный. Вам предстоит выяснить, в чем  его особенность.  

- Не знаем, к какой группе букв относится новая буква.







Отгадывают загадки.




ворота


вратарь, волк


василёк


Называют первый звук слов-отгадок: [в].

Формулируют тему урока:

Звуки [в], буква В, в





Формулируют цели:

 -познакомиться со  звуками  [в]  и буквой Вв.

- учиться читать   слоги, слова,

тексты с новой буквой.



Регулятивные:

целеполагание.


Познавательные:

общеучебные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

4. Построение

проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).
























-В каком районе (гласных или согласных) будет проживать этот звук?

- Может, кто-то из вас уже догадался, почему этот звук особенный?

-Тогда давайте будем решать эту проблему.


1. Составление плана решения проблемы

Исследование нового звука вы будете проводить в группах.

Давайте составим план исследования.

Если это согласный звук, что еще вы должны о нем рассказать?


-Как узнать, какой он, звонкий или глухой?



Как узнать, бывает ли он твердым или мягким?



2. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.

Слайд 2. А теперь составим схему  слова  - волки, вилки


- Ребята, посовещайтесь в парах, сделайте звуковой анализ слов, подготовьте характеристику звука [в]  по плану, который мы с вами обсудили и постарайтесь определить, в чем особенность изучаемого звука.


3. Представление результатов исследования.

 А сейчас послушаем представителей от каждой группы, которые расскажут о результатах своих исследований.  


- В каком районе «проживает» звуки [в, в]?


4. Игра «Подбери слово»

  - Придумайте слова с новым звуком

Звуков немало мы узнали,
Добрались до звука [в].
Есть слова, где (в) в начале,
В середине и в конце.

Внимание! Придумайте слова, где звуки [в] и [в, ]

Первый ряд – в начале;
Второй – в середине;
Третий – в конце.



5. Физкультминутка

на физкультминутке мы вспомним с вами правильный режим дня. Я буду называть его пункты. Если в названии есть звуки (Вв), вы изображаете соответствующим движением его содержание. Если этих звуков нет, просто отдыхаете.

Подъём – восемь часов.

Водные процедуры – восемь часов десять минут.

Завтрак – восемь часов тридцать минут.

Занятия в школе – до двенадцати часов дня.

Обед – тринадцать часов

Прогулка – до пятнадцати часов

Подготовка уроков – до шестнадцати часов

Ужин – девятнадцать часов.

Подготовка ко сну – двадцать один час.

6. Знакомство с новой буквой

-Кто знает, какой буквой обозначается звук [в]?

- На что похожа буква В?

- Поэты заметили сходство буквы В,

 с кренделем и сочинили такие стихи.







7. Чтение слогов с буквой «В, в».

 - Прочитайте слоги.

- Прочитайте слоги, в которых гласные указывают на мягкость согласного.

-В районе согласных.



-Выдвигают версии.







-Звонкий он или глухой, мягкий или твердый.


-Приложить руку к горлу и послушать работает ли «моторчик».

- Послушать, как он звучит в словах.




Учащиеся работают в парах: соотносят звуковую форму





Представитель от каждого ряда представляет результат исследований:

звук [в] согласный, звонкий,

твердый или мягкий


- В районе Согласных.






Подбирают слова  со звуком

[в].









Участвуют в игре.





















Буква В похожа на очки, снеговика, телефонную трубку, на крендель.

Дети читают стихи.

Вот буква В видна вдали

Красивая, витая.

Как будто крендель испекли,

Приезжих поджидая.

С. Маршак

К единице три приставили.

Что за букву мы составили?

Читают слоги.

Ва во вы ви ву

Пнва  пнво  пнвы  пнви  пнву

Пнвав  пнвов  пнвыв  пнвив  пнвув.

Познавательные: логические: 

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- подведение под понятие, выведение следствий;


общеучебные:

- постановка и решение проблемы;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

(знаково - символические)

- создавать и преобразовывать модели.



Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий;



Коммуникативные:

- умение работать в группе;

- учитывать разные мнения;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.




















Личностные:

установка на здоровый образ жизни.







Познавательные:

логические:

- выбор оснований и критериев для сравнения.

5. Первичное закрепление.

1.Чтение текста.  Работа по учебнику

(с.69)

1 задание

- Прочитайте слова, найдите слова – имена детей

2 задание

Чтение по ролям вслух, в парах

3 задание

 Найдите слово со звуком (В) - мягким


  2. Физкультминутка

Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть.

Прочь прогоним лень и скуку, разомнём сначала руки.

Покрутили головой, и усталость вся долой!

Раз –два-три- четыре-пять, шею надо разминать.

Встали ровно. Наклонились. Раз – вперёд, а два – назад.

А теперь мы приседаем. Это важно, сами знаем.

Мы колени разминаем, наши ноги упражняем.

Мы на месте снова ходим, но от парты не уходим.

По местам пора садиться и опять начать учиться.



3. Занимательные задания. Ребусы.


  Дифференцированная работа в группах


 1 ряд - Составьте слова со слогом «ва».


2 ряд - Составьте новые слова, меняя одну букву.


3 группа

- Игра «Найди слово в слове».




4. Чтение стихотворения Тима Собакина «Цветы»

  - Вы можете предположить, о чем это стихотворение?

- Кто прочитает Стихотворение?

 Вопросы по содержанию:

О чём это стихотворение?

Почему может произойти такая страшная беда?

Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения?

Почему про некоторые растения говорят, что они занесены в Красную книгу?

Почему их туда заносят?











Выполняют соответствующие движения.



















-


Ворона (корона, ворота), врач (грач), вагон (загон), сук (лук)


-Воля, ветер, волк, вдруг




Выдвигают версии.


Чтение стихотворения детьми вслух.

Цветы

Если Я сорву цветок,

Если Ты сорвёшь цветок,

Если ВСЕ: и Я, и ТЫ –

Если Мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты …

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только Я и Ты,

Если МЫ сорвём цветы.

Познавательные:

общеучебные:

-формировать смысловое чтение;

- формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов.









Личностные:

установка на здоровый образ жизни.
























Коммуникативные:

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


Регулятивные:

-прогнозирование.


Личностные:

-формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.

6. Самостоятельная работа

Работа на листочке

- Закрасить те части рисунка, в которые вписана буква в.

Самостоятельно выполняют задания на листочках.

Регулятивные:

 - самоконтроль деятельности;

-самооценка результатов работы.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Разноуровневые задания по карточкам.

Работа в парах.

 -Ребята, предлагаю вам поработать в парах.

У вас на партах лежат карточки с заданиями разного уровня сложности. Предлагаю вам выбрать карточку с заданием того уровня сложности, с которым вы можете справиться. При выборе карточки, прислушайтесь к мнению соседа по парте.  

Красные карточки:

 1. Прочитайте пословицы и поговорки, расставьте ударения в словах.

 2. Посчитайте, сколько раз встретилась буква В.

   Всякий человек в деле познаётся.

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.


 Зеленые карточки:

 1.Прочитать скороговорки, раздели слова на слоги.

  2.Подчеркни  все буквы В.

   Ветер веет в чистом поле,

Волком воет он на воле.

 Желтые карточки:

 1.Прочитай слова, подчеркнуть слоги с  буквой в.

Вагон, ветер, ветка, дерево, ворота,

2. Обведи в кружок все буквы В


Выполняют задания в парах.

Регулятивные:

 - самоконтроль деятельности;

-самооценка результатов работы.

Коммуникативные:

- умение работать в паре;

- учитывать разные мнения.

 

8. Рефлексия

1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения

      Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

2. Беседа:

 - Какой была тема урока?


- Какие цели вы ставили?


- Удалось ли достичь этих целей?


- Возникали у вас затруднения?


- Вы смогли их преодолеть?

Оцените свою работу на уроке.

- Если вам было интересно, все понятно, то покажите весёлое солнышко.

 - Если  у вас иногда возникали сомнения – солнышко, которое выглянуло из-за тучки.

- Если не разобрались в теме, было не очень интересно – тучку.






-Звук [в], буква В..

-Познакомиться со  звуком  [в]  и буквой Вв, учиться читать   слоги, слова, тексты с новой буквой.

-Да.


-Да.


-Да


Показывают сигналы.

Регулятивные:

-оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Используемые источники:

Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. Букварь. М: Издательский центр «Вентана – Граф», 2011.

М.И. Кузнецова. Тетрадь «Я учусь писать и читать» М: Издательский центр «Вентана – Граф», 2011.

.Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. Русский язык. Обучение грамоте. Методические рекомендации к урокам.

        М: Издательский центр «Вентана – Граф», 2011.

4.   В.В.Волина. Праздник Букваря. М. «АСТ – ПРЕСС», 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .

Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....