Урок литературного чтения
методическая разработка (чтение, 3 класс) на тему

Иванова Людмила Николаевна

Литературное чтение 3 класс.
Тема: Георгий Алексеевич Скребицкий «Лебеди».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_g.a._skrebickiy.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение 3 класс

Тема: Георгий Алексеевич Скребицкий «Лебеди».

Цели:

1. Познакомить с произведением  Г. А. Скребицкого «Лебеди», рассказать его содержание.

2. Подготовка к краткому пересказу текста.

3. Продолжить знакомство с животным миром : с лебедями.

4. Воспитание бережного отношения к природе.

Оснащение урока:

1. Портрет автора.

2. Выставка его книг.

3. Иллюстрация художника А. Рылова «В голубом просторе».

4. Иллюстрации «Жизнь лебедей».

5. Пластинка «Лебединая верность».

6. Запись на доске (трудные слова и выражения, эпиграф к уроку).

7. Картину (Белое море, Прибалтика, Причерноморье).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Вступительная беседа.

- Прочитайте стихотворение (на доске).

Как лес хорош, разбуженный весною!
Поют ручьи, поет сама земля.
Картины прошлого встают передо мною,
С далекой юностью встречаюсь снова я.
Кругом разлив, в лицо мне веет ветер,
Весны привет повсюду нахожу,
И нет счастливее меня на целом свете,
Когда в лесной дали, на солнечном рассвете
К своей весне - я к детству ухожу.

- Таким стихотворением Г.А. Скребицкий начинает повесть о своем детстве « От первых проталин до первой грозы».

Он писал: « Начнешь вспоминать свое детство, юность… и перед тобой, как наяву, поплывут одна за другой картины далекого прошлого. Будто сидишь у окна дальнего подъезда, подъезжаешь по родным, дорогим сердцу местам, по тем местам, где не был уже давным-давно.»

Г.А. Скребицкий – русский, советский писатель, писал рассказы, сказки, стихи, в основном для детей. Он сам является главным героем всех своих произведений.

/Рекомендация книг для дополнительного чтения/.

- В своих произведениях Г.А. Скребицкий рассказывает о той скромной природе, которая сразу не бросается человеку в глаза своими яркими красками, она, как тихая песня, постепенно закрадывается в душу и остается в ней на всю жизнь. Он с детских лет знакомится с родной природой и потом всей душой полюбил ее и какое счастье, какую радость в жизни принесла ему эта любовь. Он надеялся своими рассказами зародить хоть искру этой любви и в ваши юные сердца.

2) Объяснение темы урока:

- Сегодня будем читать рассказ Г.А. Скребицкого «Лебеди» /Работа с иллюстрациями/.

3) Рассказ учащегося о лебедях.

Лебеди – эту птицу воспевали в былинах и сказаниях. Одна из самых крупных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поёт перед своей гибелью. Такой песни лебедь, конечно,  не поёт. Он вообще не относится к певчим птицам: лебедь – шипун может неторопливо гоготать, а лебедь – кликун – издавать гулкие и торжественные трубные звуки. Их хорошо слушать по весне, когда лебеди, возвратившиеся с южной зимовки, парами величаво пролетают в поднебесье. Гнездятся лебеди по глухим, малодоступным озерам, в густейших камышах. Это исключительно чуткие и осторожные птицы. Заботы о воспитании лебедят делят между собой мать и отец. Лебедь - прекрасное и теперь редкое создание природы, охота на него в нашей стране запрещена.

III. Чтение рассказа «Лебеди» учителем.

- Какие чувства появились у вас?

- Почему так автор назвал рассказ?

IV. Чтение рассказа детьми.

- Отметить трудные слова, словосочетания, выражения.

- обогнали весну

- два раза встретить весну

- день прибывает «на воробьиный скок»

- ночь словно тает, как остатки льда (сравнительный оборот).

- Да, природе есть куда торопиться.

- летний круглосуточный день

- в небе разливались прозрачные сумерки

- край неба начинали розоветь

        ликует – радуется (восторженно), торжествует

        палисадник – небольшой огороженный садик перед домом

        рыбачий поселок

        словили – (синоним) поймали

        слобода (в слободу) – поселок около города, пригород

        ставная сеть

        на мели (мель) – мелкое место

        верхние ячеи

        чулан – помещение в доме, служащее кладовой

        сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом (в деревне)

        чуток

        оглашая (глас – голос)

        отмель – мель, идущая от берега (песчаная)

        пологие острова – (антоним) крутые.

Прочитайте слова, выражения, сравните с теми, что отметили вы.

Объяснение.

V.  Беседа по содержанию.

- Как случилось, что автор два раза в году встретил весну?

- Где происходят события? (Белое море) – показать на карте.

- Как писатель пишет о северной природе?

- Как он выразил свое отношение к ней? Прочитайте.

- Какое очень важное событие происходит в живой природе с наступлением весны? (Прилет птиц.)

- Прочитайте.

- Почему лебедь был один? Эта осторожная птица была рядом с рыбацким поселком?

- Кто поймал лебедку?

1) – Каким он показан в рассказе (этот простой рыбак Иван Васильевич)?

А) Внешний вид,

Б) его действия после разговора с писателем;

- внимательно слушал;

- заторопился : не доел кашу, не оделся;

- сожалел: «Эх, дружище …»;

- «Вот это хорошо!...» – обрадовался;

- осторожно развязал крылья.

2) - Кого он напоминал писателю? Чем?

- Найдите эти строки в тексте.

- С каким чувством говорит автор о рыбаке? (с чувством теплоты).

3) Перечитайте, как лебеди страдали в одиночестве.

- Как вы назовете такую дружбу? (верная, верность).

VI. Прослушивание пластинки (песни « Лебединая верность»).

- Как вы думаете, как и почему появилась эта песня?

VII. Вывод.

Надо беречь и охранять природу (лебедей – этих осторожных птиц).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...