Урок литературного чтения в 4 классе по теме: "С добрым утром!" С. Есенина
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Гаранжа Вера Владимировна

 

    Урок по теме С. А. Есенин «С добрым утром!» является пятым уроком  в теме: «Мир волшебных звуков»

C   целью знакомства с творчеством С. Есенина использовала различные формы, методы и приёмы  работы.  Работа в группах воспитывала  личностные качества, обеспечивающие успешную творческую и исполнительскую деятельность -  сообразительность, коммуникабельные способности,  умение работать в команде, помогать друг другу.

В ходе урока  использовала  информационно-коммуникационные, здоровьесбрегающие технологии, личностно-ориентированное обучение, технологию «Развития критического мышления через чтение и письмо».

Технология РКМЧП является общепедагогической и надпредметной и формирует навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Первый этап работы – стадию вызова начала с постановки проблемы. Приёмы «Ассоциация», «Кластер», «Корзина понятий, имён», «Дерево предсказаний», «Предположение» направлены на активизацию исследовательской и творческой деятельности, помогли школьникам осмыслить образность словесного искусства, пробудить у них интерес к словесному творчеству и к чтению. Графическая организация материала: кластеры, схемы отражали взаимоотношения между идеями, показывали  учащимся ход мыслей. Мультимедийная презентация, позволила обеспечить наглядность и красочность учебного материала.

Управление учебной деятельностью школьников осуществлялось через словесное стимулирование, соревновательный элемент, самоконтроль, самооценку, контроль и оценку учителя. Дифференцированный подход к обучающимся осуществлялся через  разноуровневое домашнее задание.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:                С. Есенин « С добрым утром!»              

Цели:             1. Познакомить ребят со стихотворением  С. Есенина             Слайд 1

« С добрым утром!»; обогащать словарный запас детей; работать над выразительностью речи.

Учить чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения.

                        2.  Развивать критическое мышление,

          читательские умения; формировать собственное

          отношение к изучаемому материалу.

                        3.  Воспитывать чувство прекрасного,

          любовь к природе.

Оборудование:  выставка книг, рабочие тетради, рисунки, компьютер, березка, листочки, цветочки, схемы.

                                                 Ход урока.

  1. Инициация.

              1).  Орг.  момент.

              - Повторяйте за мной.

Я – свет.

Я – любовь.

Я - мир и согласие.

Я не буду бояться никого и ничего.

Я буду делить любовь и радость с теми, кто меня любит.

Ибо любовь  - всепобеждающая.

- Подарите друг другу улыбки, и начнём наш урок.

               Урок литературного чтения

Словно приключение.

С книгой в космосе ты побываешь,

И в сказку поверишь,

И много узнаешь:

О жизни животных,

О пользе растений.

Книга с нами всегда.

А вы урок чтения любите?

ДА!

  1. Речевая разминка.                                                                         Слайд 2

На экране.

Посмотрите на экран.

Перед вами стихотворение А. Блока.

- Прочитайте его, стараясь представлять всё, о чём читаете, при этом, выделяя голосом звуки (г), (р).

Гроза прошла и ветка белых роз

В окно мне дышит ароматом…

Ещё трава полна прозрачных слез,

И гром вдали гремит раскатом.

- А теперь давайте выразительно прочитаем это стихотворение.

- Что вы почувствовали, прослушав его?

(Представили, как гремит гром, и почувствовали аромат роз).

III Дыхательная гимнастика.                                                             Слайд 3

Давайте и мы подышим ароматом этих роз.

IV Целевая установка.  Сообщение темы урока.

- Перед вами отрывки из стихотворений. Вы должны вставить пропущенные слова и вспомнить автора этих строк.

На экране.

И стоит береза                                                                                       Слайд 4

В …… тишине,        Слайд 5

И горят снежинки

В ……. огне.

*   *   *   *   *   *   *   *   *   *   *   *   *   *   *   *   *   *   *   *

Черемуха ……..

Развесившись, стоит,

А зелень ………

На солнышке горит.

- Как вы думаете о творчестве  какого поэта сегодня пойдет речь?            Слайд 6

(О творчестве С.Есенина).

Методический приём «Корзина понятий, имён»                                       Слайд 7

- Какие ассоциации возникают, когда вы смотрите на портрет этого человека?

(Слова выписываются на доску.)

- Проведём логические цепочки, это поможет нам рассказать о Есенине.

                                                          С. Есенин

        поэт

                                                              стихи  

                         о Родине                                                   о природе

- Но прежде, чем приступить к работе над стихотворением, мы послушаем сообщения ребят о творчестве поэта.

На экране портрет С. Есенина.                                                                      Слайд 8

1 –й ученик.   С. Есенин родился в 1895г. в с. Константиново недалеко от Москвы, там, где начинается древняя «Рязанская земля», «Страна березового ситца» - так называл поэт край, в котором он родился. За свою недолгую жизнь Есенин побывал во многих странах, но где бы он ни был, его всегда тянуло в Россию, на Рязанскую землю.

На экране дом и семья Есенина.                                                                  Слайд 9

2 –й ученик. С двух лет по бедности отца и многочисленности семейства он воспитывался у деда с бабкой. Чего только не делал Сергей: лазил по деревьям, чтобы снять мешавшие гнезда грачей, заменял охотничью собаку, плавая за подстреленными утками на озере.                                                                     Слайд 10

3 ученик. Очень любила своего внука бабушка, и нежности её не было границ. Часто она рассказывала Серёже сказки. Если мальчику не нравился конец, он переделывал его сам, чтобы всё кончилось хорошо и счастливо.

На экране Есенин в юности.                                                                           Слайд 11

4 –й ученик. Читал Сергей уже в 5 лет, в 8 лет начал слагать стихи. Но осознанно писать, по его словам, он начал к 16-17 годам. Любимыми поэтами у Есенина были Пушкин, Лермонтов, Кольцов.

Первым произведением С. Есенина было стихотворение «Белая береза». Оно появилось в 1914 году в первом номере журнала для детей «Мирок».

- Но как называется это стихотворение, вы узнаете, если прочтете только русские буквы.

С Z W Д S O I Б R Р Ы S M                                              Слайд 12

У t T W P O h M!

- Так как же называется стихотворение?        Слайд 13

« С добрым утром!»

  1. Чему мы будем учиться на уроке? Какие поставим цели?                  Слайд 14

V Работа по теме урока.

  1. Введение в тему урока.                                                                        Слайд 15

Есенин воспевал  в своём творчестве русскую природу. Он сумел

взять у природы даже черты своей внешности: чарующую синеву очей – у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы – у российских нив; мягкие кудри – у крон родных берёз. А главное, что поэт взял у Родины, у бескрайней России – глубокую и необъятную душу.

  1. Подготовка к восприятию текста.

- Ребята, вы можете по названию  определить, о чём пойдёт речь в стихотворении?

- Как вы думаете, к кому обращено приветствие «С добрым утром!»

- Какое время года наступило?

- Что происходит в природе?

Физкультминутка        Слайд 16

- Давайте и мы вместе с Есениным отправимся встречать восход солнца. Представьте себе, что ранним  утром вы вышли на улицу.

А я хочу на зорьке встать,

Солнце первой повстречать,

Крикнуть: «С добрым утром, солнце!»

И оно мне улыбнётся.

Давайте и мы улыбнёмся друг другу.

Доброе утро! –

Солнцу и птицам,

Доброе утро всем –

Улыбчивым лицам!

- Какие ассоциации  возникают у вас,  когда вы просыпаетесь ранним весенним утром и слышите «с добрым утром!»?

(Прохладно. Очень тихо. Когда солнце встаёт, небо красное. Ещё не очень светло. Трава мокрая.)

                                                        Утро

тишина    солнце       роса     заря            небо       прохладно     светло

  1. Чтение стихотворения учителем.                                                        Слайд 17

(Музыка Чайковского «Времена года»)

 - А сейчас послушайте стихотворение Есенина « С добрым утром!» и постарайтесь понять, что свойственно поэтическому языку автора?

(Поэтическому языку автора свойственны чёткий ритм,  лаконичность, рифма).

- Какое настроение передаёт поэт читателям? (радостное – «Улыбнулись сонные берёзки, «И, качаясь, шепчет шаловливо»)

- Что описывает  поэт в стихотворении?  (берёзу, росу, крапиву)

  1. Чтение стихотворения про себя.

- А сейчас прочитайте стихотворение про себя и отметьте слова и выражения, значения которых вам непонятны.

  1. Словарная работа.                                                                                Слайд 18

- Предлагаю два варианта объяснения, выберите  верный.

Заводь, затон –  1 - глубоко вдавшийся в сушу речной залив.

        2 – большой естественный водоём, замкнутый в берегах.

Перламутр  –     1 -  ценное вещество с переливчатой окраской.

                             2 – прозрачный драгоценный камень с блеском и твёрдостью,

                               превосходящей другие минералы.

Брезжит –         1- чуть светится, распространяет слабый свет.

                             2 – сверкает с ярким блеском.

Плетень –          1- в старое время обувь, сплетённая из молодых кусочков коры

                             липы,  ивы.

                            2 - изгородь из прутьев, ветвей.

  1. Чтение стихотворения по группам.

- А сейчас разделим стихотворение на четверостишья, и прочитаем его по группам. Во время подготовки чертите кластер (гроздь)

- Попробуем понаблюдать за картинами, которые рисует поэт с помощью слов; постараемся увидеть их краски, услышать звуки природы.

- Проследите, как пробуждается природа.

 1 группа   « Практики» - хором                        Слайд 19

Вопросы после прочтения 1-й строфы. Кластер.

- Какую картину вы представили?

- Поэт говорит, что звёзды «задремали». Как вы думаете, почему?

- Отчего зеркало задрожало?

- В каком темпе следует читать это четверостишие и почему?

 (– медленно, спокойно)

2 группа « Теоретики» по строчке        Слайд 20

Вопросы после прочтения 2-й строфы. Кластер (1 гроздь)

- Какую картину вы представили, прочитав эту строфу?

- С чем поэт сравнивает ветви берёзы?

- Какое слово указывает на то, что берёзки рады наступлению утра?

- С какой интонацией нужно читать эту строфу стихотворения? (ласково, громко, любуясь)

3 группа «Художники» – в парах.        Слайд 21

Вопросы после прочтения 3 строфы.  Кластер (1 гроздь)

- Есть ли что-то сказочное в этих строчках?

- Если бы у крапивы было личико, каково было бы выражение? (На личике была бы улыбка, глазки с хитринкой)

- Почему автор говорит, что крапива шепчет?

- С какой интонацией нужно читать эту строфу? (Нужно читать эмоционально, выделить голосом именно эту строфу, читать быстрее, чем предыдущие строфы)

 4 группа  «Эксперты»– читает всё стихотворение 1 ученик (ца)            Слайд 22

Вопросы после прочтения всего стихотворения.

- Как нужно читать последнюю строку?

- Будет ли ваше чтение похоже на то, как вы читаете название стихотворения?  Ведь это одно и то же предложение. (Нет интонация должна быть разной. В названии – общее настроение восхищения красотой пробуждающейся природы. Это не только крапива, это вся природа словно говорит человеку «с добрым утром!»)

Проверим задания.                                                                      Слайды 23, 24, 25, 26

VI Физкультминутка.              Слайд 27

- На холме стоит березка,

Держит прямо, ровно спинку

( потягивания – руки вверх)

Ей не просто жить на свете

( вращения туловищем)

Ветер кружит, вертит ветер,

Но березка только гнется, не печалится – смеётся.

( наклоны)

Вольный ветер грозно дует

На березку молодую.

( машут руками, изображая ветер).

  1.   Работа в группах.                                                                      

- А сейчас, ребята, работа  в группах.

- После того, как мы с вами поработали над этим произведением, я думаю, что вы сможете выполнить следующие задания.

I   - « Практики».        Слайд 28

- Выполните задания, записанные на карточках..

II  – « Теоретики».        Слайд 29

Задание №2.

Эпитеты – художественные определения предмета или явления, помогающие живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.

Звёзды золотые.

Берёзы сонные.

Росы серебряные.

Олицетворение – изображение неживых предметов в виде живых существ.

Задремали звёзды.

Улыбнулись берёзки.

Крапива обрядилась.

Крапива шепчет.

III - «Художники».        Слайд 30

Задание №3

IV  - «Эксперты»        Слайд 31

Задание №4.

Проверка  выполненных заданий.

- А сейчас выберите представителей от каждой группы, которые  будут защищать ваши работы.

- Вы успешно справились с заданием. Молодцы!

  1. Работа в парах.

- Составьте синквейн к слову утро.        Слайд 32

VI.   Подведение итогов.

- С творчеством какого поэта мы познакомились??

(С творчеством  С.А.Есенина).

- С каким произведением?

- Какие чувства у читателя пробуждают произведения Есенина?

(Они проникнуты любовью к природе, они мелодичны, их хочется петь).

                                                                                                                          Слайд 33

-Есенин поэт очень нежный. Секрет его стихов в том, что он открывает красоту простой русской природы, которую мы не замечаем, не умеем видеть. И мы должны быть благодарны поэту за его щедрый талант – открывать и дарить эту красоту другим.

- Для С. Есенина природа – вечная красота. Родившись в «краю берёзовом», на рязанской земле, поэт как бы говорит всем нам: «Остановитесь хотя бы на мгновение, посмотрите вокруг себя, на окружающий нас мир земной красоты!».

Живые картины природы в стихах Сергея Есенина учат любить и хранить мир земной красоты, быть добрыми, милосердными, гуманными.

- Поэт обладает даром через слово давать яркие образы. А нам надо учиться быть внимательнее и замечать необычное  в обычном.

(Звучит музыка Э. Грига «Утро».)

«Вставай же, друг, мой! Солнечное росистое утро, как неоткрытая земля. Утро  такое единственное, никто ещё не встречал, никто ещё не видел. Вставай же, друг мой, будь смелей, помогай солнцу!» (М. М. Пришвин)

- На многие стихотворения Есенина были сложены песни, романсы.

VII. Выставка книг С. Есенина.

VIII.  Домашнее задание. Оценка работы учащихся.              Слайд 34

Выбрать на дереве домашнее (дифференцированное)  задание на  листочках.

  1. Выучить стихотворение наизусть и  написать сочинение ЭССЕ по изученному стихотворению «С добрым утром»! по данному началу:

В своем стихотворении Есенин описывает красоту утренней природы….

     2.  Выучить наизусть и составить кластер ко всему стихотворению.

     3.  Выучить наизусть и  нарисовать иллюстрацию  к данному произведению.

IX Стадия рефлексии         Слайд 35

- Что хотел автор донести до читателей этим стихотворением?

- Достигли  ли мы поставленных на уроке целей?

- Ребята, если вас заинтересовало творчество С. Есенина и вы хотите продолжить его изучение, то возьмите цветок и украсьте полянку.

- Ребята, мне было приятно общаться с вами на уроке.

- Спасибо за урок.              Слайд 36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .

данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Конспект урока литературного чтения 4 класс УМК Школа России "Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина".

Конспект урок литературного чтения в 4 классе.Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина.  Цели урока: учить анализировать произведения.Образовательны...

Технологическая карта урока. Литературное чтение. 3 класс. Школа 21 века. "Добро в произведениях Л.Н.Толстого" Обобщение по разделу.

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Школа 21 века " Добро в произведениях Л.Н. Толстого" Обобщение по разделу....

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....


 

Комментарии

Ложкина Ирина Васильевна

Я воспользовалась вашей разработкой. Урок прошёл замечательно! В своей работе я тоже использую такие приёмы. как "Кластер", "Корзина понятий и идей", "Дерево предсказаний".