Литературное чтение. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. 2 класс. ФГОС
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) по теме

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению с пояснительной запиской, с указанием характеристики деятельности обучающихся и УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_literaturnomu_chteniyu_2_klass.doc368 КБ

Предварительный просмотр:

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 2 КЛАСС

Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению, авторской учебной  программы «Литературное чтение» Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом  МОиН РФ 06.10.2009 г.),  учебнику «Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир», 2 класс (Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев - М.: Баласс, 2009). 

Рабочая программа включает четыре раздела:

  1. пояснительную записку, включающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии, требования к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих 2 класс, список  рекомендуемой учебно-методической литературы;
  2. тематическое планирование, раскрывающее  основное содержание обучения и универсальные учебные действия;
  3. календарно-тематическое планирование, содержащее тему и тип урока, элементы содержания и виды контроля.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Роль и место дисциплины

Назначение предмета «Литературное чтение» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности и коммуникативной компетенции младших школьников, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Систематический курс «Литературное чтение» начинается после завершения пропедевтического курса «Обучение грамоте» и продолжается до окончания 4-го класса.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся  2-х классов  общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа 2100».

3. Соответствие    ФГОС

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

4. Программное обеспечение

Образовательная система «Школа 2100» (заключение РАО от 06.08.2007 г).

Для реализации программы используются:

  1. Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, «Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир», 2-го класс. - М.: «Баласс», 2009 (рекомендован МО РФ от 23.12.2009 г.);
  2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Тетрадь по литературному чтению. 2 класс». - М.: «Баласс», 2010.

5. Требования к знаниям и умениям обучающихся к окончанию 2 класса

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

  1. воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  2. осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами вслух до 40—50 слов в минуту;
  3. понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
  4. делить текст на части, озаглавливать части;
  5. выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
  6. подробно и выборочно пересказывать текст;
  7. составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
  8. размышлять о характере и поступках героя;
  9. относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
  10. находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
  11. относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
  12. соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

6. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению

Выпускник начальной школы должен:

  1. понимать литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. осознать значимость чтения для личного развития, формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
  3. сформировать потребность в систематическом чтении;
  4. понимать роль чтения, использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  5. достичь необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладеть техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  6. уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

7. Универсальные учебные действия.

Личностные результаты:

  1. оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  2. эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  3. понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  4. высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  2. проговаривать последовательность действий на уроке;
  3. учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  4. учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

  1. ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
  2. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  3. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  4. преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  2. слушать и понимать речь других;
  3. выразительно читать и пересказывать текст;
  4. договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  5. учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

8. Целевая установка

Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  1. овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;
  2. развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  3. воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  2. освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
  3. овладение умениями осознанно и правильно читать, составлять несложные монологические высказывания и повествования небольшого объема;
  4. овладение коммуникативной культурой;
  5. воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе, позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению уникальности и чистоты;
  6. развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
  7. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
  8. формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений;
  9. воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою речь, делать ее правильной, точной, богатой.

8. Принципы, лежащие в основе построения программы

  1. Личностно-ориентированные принципы (принцип развития, принцип творчества, принцип психологической комфортности);
  2. Культурно-ориентированные принципы (принцип целостного представления о мире, принцип систематичности, принцип непрерывности, принцип ориентированной функции знаний, принцип овладения культурой);
  3. Деятельностно-ориентированные принципы (принцип деятельности, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип смыслового отношения к миру, принцип адаптивности);
  4. Структурообразующие принципы (тематический принцип; принцип жанрового разнообразия; принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой»; принцип актуализации тематики чтения; монографический принцип; принцип идейно-художественной значимости; принцип целостного восприятия художественного произведения).

9. Специфика  программы

  1. В основе уроков работы с новым произведением лежит использование технологии формирования типа правильной читательской деятельности, при котором работа с текстом проходит в три этапа:

I. Работа с текстом до чтения.

1. Чтение фамилии автора и названия произведения, рассматривание иллюстрации, чтение опорных слов, высказывание предположений о содержании, героях, событиях произведения;

2. Формулирование цели чтения: прочитаем, проверим свои предположения.

II. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение.

2. Выявление первичного восприятия.

3. Перечитывание текста по смысловым частям с элементами анализа, который поможет усилить эмоциональное воздействие текста, углублять понимание прочитанного.

4. Обобщающая беседа (работа над выразительностью, наблюдение за построение произведения, размышления о герое и его характере).

III. Работа с текстом после чтения.

1. Смысловые вопросы к тексту, в т.ч. проблемные.

2. Короткий рассказ учителя о писателе, истории создания произведения;

3. Работа с заглавием, его осмысление.

4. Работа с иллюстрациями (соотнесение их с текстом, со своим видением и др.);

5. Итоговое задание (в т.ч. творческое).

  1. Программа предусматривает, что обучающиеся в ходе первичного самостоятельного чтения текста учатся вести «диалог с автором» (видеть вопросы, которые задает автор читателям; задавать свои вопросы автору; прогнозировать авторский ответ прежде, чем чтение будет продолжено; проверять себя по ходу чтения).
  2. Для того, чтобы в равной степени обеспечить развитие умений чтения и слушания, в учебнике авторами программы определены тексты, которые обучающиеся читали сами и которые слушают в чтении учителя (при закрытых и открытых учебниках).
  3. «Сквозные герои» учебника – второклассник Саша и сказочный человечек Афанасий. Афанасий – знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки; Саша задаёт Афанасию вопросы, и тот отвечает или помогает найти ответ, рассказывает, читает весёлые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения во 2-м классе – это игра-путешествие.

В авторскую программу внесены дополнения:

  1. до 18 часов увеличено количество уроков внеклассного чтеняе, за счет резервных часов и уменьшения количества часов, отводимых на изучение элементов содержания программы;
  1. планируются 5 уроков внеклассного чтения с использованием краеведческого материала (Закон РФ «Об образовании» ст.7 п.1).          

10. Основные содержательные линии курса

Содержание предмета «Литературное чтение» для 2 класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

  1. Круг детского чтения.
  2. Техника чтения.
  3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
  4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
  5. Литературоведческая пропедевтика.
  6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи

11. Виды и формы организации учебного процесса

  1. Формы организации урока: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа.
  2. Виды занятий: проверочная работа, урок:  

Вводный урок.

Цель: познакомить первоклассников с новым предметом – литературное чтение, с учебником и тетрадью, вызвать интерес к ним, создать положительную мотивацию к работе.

Урок работы с новым произведением (в основе которых лежит технология формирования типа правильной читательской деятельности).

Урок рефлексии.

Цель: повторить содержание раздела (вспомнить тему, авторов, названия, героев произведения и т.д.) и осуществить тематический контроль.

Урок проверки техники чтения.

Цель: проверить овладение обучающимися умением читать вслух и про себя, а также анализировать незнакомый текст. 

Урок внеклассного чтения.

12. Виды контроля

В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:

  1. самоконтроль — при введении нового материала,
  2. взаимоконтроль — в процессе его отработки,
  3. рубежный контроль — при проведении проверочных работ,
  4. итоговый контроль, включающий проверку техники чтения.

КИМы, предусмотренные данной рабочей программой,  соответствуют «Тетради по литературному чтению. 2 класс» / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. - М.: «Баласс», 2010.

13. Объем и сроки изучения

Систематический курс литературного чтения по программе «Школа 2100…»  рассчитан на 448 часов. Из них:

1 класс – 40 часов;   2 класс – 136 часов;  3 класс – 136 часов;   4 класс – 136 часов.

Программа учебного курса «Литературное чтение» для 2 класса объемом 136 часов в год изучается в течение  34 учебных недель (4 ч. в неделю).

14.Библиографический список

Список  литературы  для   обучающихся,  учебники:  

  1. Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, «Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир», 2 класс, в 2-х частях. - М.: «Баласс», 2009 (рекомендован МО РФ от 23.12.2009 г.);
  2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Тетрадь по литературному чтению. 2 класс». - М.: «Баласс», 2010.

Методические пособия для учителя:

  1. «Уроки литературного чтения по книге «Маленькая дверь в большой мир»». Методические рекомендации для учителя. / Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева. - М.: «Баласс», 2009.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание курса

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

Вводный урок. Приглашение в большой мир литературы.

1

Аудирование (слушание)

Воспринимать на слух тексты в  исполнении  учителя,  учащихся. Характеризовать   особенности   прослушанного  художественного произведения (определять жанр - рассказ, стихотворение, сказка народная, авторская;  загадка,  пословица, скороговорка); передавать последовательность   сюжета; описывать героев. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.


Чтение

Читать вслух целыми словами    осознанно,    правильно, выразительно,       используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. Декламировать   стихотворения,     небольшие     отрывки прозы. Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы. Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора. Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст. Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации. Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов.


Культура речевого общения

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. Формулировать вопросительные предложения. Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану.

Творческая деятельность

Инсценировать художественное произведение (его фрагменты): читать по ролям, участвовать в драматизации. Иллюстрировать художественное произведение. Сочинять сказку, загадку, считалку.

«Там, на неведомых дорожках…» (23 ч)

Волшебные сказки, народные и литературные (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов). Стихи о волшебстве, о сказочном мире. Герои волшебных сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Русские народные скороговорки.

18

Внеклассное чтение

3

Уроки контроля

2

Сказочные человечки (28 ч)

Сказочные повести Т. Янссон, Дж.Р.Р. Толкина, А. Милна, А. Линдгрен, Дж. Родари, А. Толстого и их герои.

24

Внеклассное чтение

3

Уроки контроля

1

Сказочные богатыри (14 ч)

Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов.

11

Внеклассное чтение

2

Уроки контроля

1

«Сказка мудростью богата…» (22 ч)

Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева.

18

Внеклассное чтение

3

Уроки контроля

1

«Сказка – ложь, да в ней намёк…» (22 ч)

Сказки разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок. Современная сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!». Стихи Л. Квитко, Ю. Мориц, Г. Сапгира, В. Левина о животных. Считалки.

18

Внеклассное чтение

2

Уроки контроля

2

«Самое обыкновенное чудо» (26 ч)

Сказки А. де Сент-Экзюпери, Дж. Родари, В. Берестова, В. Хмельницкого, Б. Сергуненкова.

17

Внеклассное чтение

5

Уроки контроля

4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Сокращения, принятые в данном планировании:

РНП– урок работы с новым произведением

Р – уроки рефлексии

Вн.чт. – урок внеклассного чтения

К – урок контроля

(П) – повышенный уровень сложности

№№ уроков

Дата проведения

Тема урока

Тексты, предлагаемые для чтения

тип урока

Элементы содержания

Планируемый результат обучения

1

2

3

4

5

6

Вводный урок. Приглашение в большой мир литературы

Знакомство с новым учебником. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением

Знать способы ориентирования в учебнике.

Уметь различать элементы книги: обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация

«Там, на неведомых дорожках» (23 часа)

Введение в раздел. Мир сказок нашего детства

Б. Заходер. «Моя Вообразилия», «Сказочка».

РНП

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь: 

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– различать элементы книги;

– пересказывать текст, делить текст на части, составлять план

Русские народные сказки. Сказка «Иван крестьянский сын и чудо-юдо»

Народная сказка «Иван крестьянский сын и чудо-юдо»

РНП

Произведения устного народного творчества. Произведения о добре и зле. Жанр произведения: народная сказка. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Характер героев. Его поступки и мотивы. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты. Язык народных сказок Обучение пониманию скрытого смысла заголовка. (П)

«Законы» волшебной сказки

Р

Внеклассное чтение «Книги, прочитанные летом»

Вн.чт.

Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (П)

«Народная» сказка П. Ершова «Конёк-Горбунок»

П. Ершов «Конёк-Горбунок»

РНП

Жанр: литературная сказка. Произведения о добре и зле. Понимание содержания литературного произведения: тема, события, их последовательность. Герои произведения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь: 

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (обязательные и по выбору);

– различать элементы книги;

– пересказывать текст, делить текст на части, составлять план;

– приводить примеры из произведений фольклора;

– различать сказки народные и литературные





Сказочный мир Петра Ершова

Р

Выразительное, осознанное чтение. Язык авторских сказок. Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте (П)

Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок»

Р

Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения. Характер героя, его поступки и мотивы. Как писатель создает (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора (П)

Проверка техники чтения

К

«Добрым молодцам урок»

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

РНП

Жанр: литературная сказка. Произведения о добре и зле. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Умение относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи). Характер героя, его поступки и их мотивы (П)

Герои «Сказки о рыбаке и рыбке»

Р

Понимание содержания  литературного произведения: тема, события, их последовательность. Умение ставить вопросы по содержанию. Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия, материал для характеристики героя (П)

Авторская сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Р

Построение небольшого монологического высказывания о произведении Развитие внимание к авторскому слову в художественном тексте, размышление по поводу того, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово (П)

Внеклассное чтение «Сказки А.Пушкина»

Вн.чт.

Умение работать с книгой

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь: 

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (обязательные

и по выбору);

– различать элементы книги;

– пересказывать текст, делить текст на части, составлять план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– приводить примеры из произведений фольклора;

– различать сказки народные и литературные.


Авторская сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»

Сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».

РНП

Составление вопросов по содержанию прочитанного. Волшебные сказки В. Одоевского. Характер героя, его поступки и их мотивы. «Сказочные приметы» (П)

«Какова работа, такова награда»

Р

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

От сказки народной к сказке авторской

Р

Пересказ текста. Цитатный план (П)

Как сказы сказываются

Павел Бажов «Серебряное Копытце».

РНП

Правильное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте. Жанр произведения: сказ (П)

Чему учат сказы и сказки

Р

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героев, их поступки и мотивы

Сказка литовского народа «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»

Сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса».

РНП

Жанр: народная сказка. Произведения о добре и зле, о приключениях. «Сказочные приметы». Умение находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы

Добро побеждает зло

Р

Пересказ текста

«Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» - это сказка

Р

Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения

Внеклассное чтение «Русские народные сказки»

Вн.чт.

Умение работать с книгой, оглавлением. Построение небольшого монологического высказывания о произведении

Всех скороговорок не перескороговоришь

Р

Малые фольклорные жанры. Правильность чтения. Установка на постепенное увеличение скорости чтения

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Там, на неведомых дорожках…»

К

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного произведения). Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения Соотнесение авторов, названий и героев произведений. «Сказочные приметы». Группы героев (П)

Сказочные человечки (28 часов)

Введение в раздел. В стране Вообразилии

Голландская народная песенка «Морская прогулка».

РНП

Сказочные герои, придуманные авторами. Прогнозирование содержания текста на основе заглавия, иллюстраций и ключевых слов

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь: 

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (обязательные

и по выбору);

– различать элементы книги;

– пересказывать текст, делить текст на части, составлять план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– приводить примеры из произведений фольклора;

– различать сказки народные и литературные.

Знакомство с Муми-семейством

Т. Янссон «Шляпа Волшебника».

РНП

Произведения зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Герои произведения. Характер героя, его поступки и их мотивы.

Тайны шляпы Волшебника

Р

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Герои произведения

Сказочная повесть Т. Янссон «Шляпа Волшебника»

Р

Пересказ текста. Устное сочинение повествовательного характера

Герои сказки Т. Янссон «Шляпа Волшебника»

Р

Построение небольшого монологического высказывания о героях

Внеклассное чтение. «Сказки Г.-Х. Андерсена»

Вн.чт.

Умение работать с книгой

Опасное путешествие Бильбо

Дж.-Р.-Р. Толкин «Хоббит». Глава «Пауки и мухи»

РНП

Произведения зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Путешествие продолжается

Р

Осознанное выразительное чтение

Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс

Р

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс

Р

Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Характер героев, их поступки и мотивы

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь: 

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (обязательные

и по выбору);

– различать элементы книги;

– пересказывать текст, делить текст на части, составлять план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– приводить примеры из произведений фольклора;

– различать сказки народные и литературные

Авторская сказочная повесть Дж. -Р.-Р. Толкина «Хоббит»

Р

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Построение небольшого монологического высказывания

Смешная история

А. Милн «Винни-Пух», глава 3

РНП

Произведения зарубежной литературы о приключениях. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Выразительное чтение. Умение задавать вопросы по содержанию

Характеры героев сказки А. Милна «Винни-Пух»

Р

Герои произведения. Развитие умения находить в тексте материал для характеристики героя: речь героя

Главный герой повести А. Милна «Винни-Пух»

Р

Пересказ текста от лица разных героев (П)

Внеклассное чтение. «Сказки бр.Гримм»

Вн.чт.

Умение работать с книгой

Песенки сказочных человечков

Р

Жанр произведения. Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений. Декламация

Уроки Мальвины

А.Н. Толстой «Приключения Буратино»

РНП

Произведения отечественной литературы. Герои произведения. Восприятие их эмоционально-нравственных переживаний

Друзья и враги Буратино

Р

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Понимание содержания прочитанного текста. Герои произведения. Восприятие их эмоционально-нравственных переживаний

Два мира в сказке А. Толстого «Приключения Буратино»

Р

Развитие внимания к авторскому слову  в художественном тексте, размышления по поводу того, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами

Повесть-сказка А. Толстого «Приключения Буратино»

Р

Построение небольшого монологического высказывания о произведении. Развитие умения находить в тексте материал для характеристики героя (П)

Сказочный герой Чиполлино и его семья.

Дж. Родари «Приключения Чиполлино»

РНП

Жанр: сказочная повесть. Умение работать с книгой: оглавлением, аннотацией. Характер героя, его поступки и их мотивы

Чиполлино приходит на помощь

Р

Развитие умения осмысливать заглавие. Обучение выбору наиболее подходящего заглавия

Чиполлино - настоящий герой

Р

Понимание содержания литературного произведения; тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Высказывание своего отношения к прочитанному

Внеклассное чтение. Любимые герои - сказочные человечки

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Вн.чт.

Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.). Характеры героев, их поступки и мотивы

Фантазии Астрид Линдгрен

«Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»

РНП

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного). Прогнозирование содержания художественного текста

Кто же такой Карлсон?

Р

Использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Характеры героев, их поступки и мотивы

Карлсон - воплощение детской мечты

Р

Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу «Сказочные человечки» 

К

Понимание содержания литературного произведения: главная мысль, тема, события, их последовательность. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Формулирование личной оценки, аргументирование своего мнения. Жанр: повесть-сказка


Сказочные богатыри (14 часов)

Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

РНП

Развитие внимание к авторскому слову в художественном тексте

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь: 

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (обязательные

и по выбору);

– различать элементы книги;

– пересказывать текст, делить текст на части, составлять план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– приводить примеры из произведений фольклора;

– различать сказки народные и литературные

Былина как фольклорный жанр

Р

Фольклорный жанр: былина. Построение небольшого монологического высказывания о произведении

Внеклассное чтение «Мифы и легенды Древнего мира»

Вн.чт.

Умение работать с книгой

Богатырская «Сказка про Илью Муромца»

Богатырская «Сказка про Илью Муромца»

РНП

Жанр произведения: народная сказка. Понимание содержания произведения. Восприятие на слух. Осознанное чтение

Илья Муромец - богатырь земли Русской

Р

Выразительное чтение, с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста

Илья Муромец - любимый народный богатырь

Былина «Илья Муромец и Святогор»

РНП

Участие в диалоге. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Характеры героев

Проверка техники чтения

К

Сравнение богатырской сказки и былины

Р

Составление небольшого монологического высказывания о произведении. Аргументация своего мнения с привлечением  текста произведения.

Различение жанров произведений

Чем силён человек?

Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв»

РНП

Произведения зарубежной литературы. Жанр: народная сказка

Богатырская сказка киргизского народа «Дыйканбай и дэв»

Р

Характер героя, его поступки и их мотивы

Кому счастье помогает?

Дагестанская сказка «Богатырь Назнай»

РНП

Составление небольшого монологического высказывания о произведении. Аргументация своего мнения с привлечением  текста произведения. Развитие внимания к языку художественного произведения

«Богатырь» Назнай

Р

Внеклассное чтение «Славянские мифы»

Вн.чт.

Умение работать с книгой

Мечты о смелых и отважных. Проверочная работа по разделу «Сказочные богатыри»

Н. Матвеева «Пираты».

РНП

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Сказка мудростью богата (22 часа)

Введение в раздел.

Л. Эрадзе «Что мне всего дороже?»

РНП

Понимание содержания литературного произведения. Осознанное чтение доступных по объему произведений. Выразительное чтение, использование интонаций. Умение работать с книгой

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь:

– пересказывать текст (не более 1,5 с);

– делить текст на смысловые части;

– составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– различать жанры художественных произведений;

– использовать приобретенные знания для самостоятельного чтения книг, высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении

Уметь:

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

– различать жанры художественной литературы;

– приводить примеры художественных произведений разной тематики;

– использовать приобретенные знания и умения для самостоятельного чтения книг, высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении

Как мудрость в жизни помогает

Татарская сказка «Мудрый старик»

РНП

Произведения устного народного творчества. Произведения о взаимоотношениях людей, о добре и зле. Различие жанров произведений, герои произведения.

Чему учит бытовая сказка

Р

Устное изложение текста по плану. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты

Киргизская сказка о мудрых людях

Киргизская сказка «Мудрая девушка»

РНП

Различие жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Герои киргизской сказки

Р

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

Внеклассное чтение «Сказки о глупости и мудрости»

Вн.чт.

Умение работать с книгой

Русская сказка о мудрых людях

Русская сказка «Мудрая дева»

РНП

Различие жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

Мудрость ценят все народы

Р

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героев

К чему приводит жадность

Долганская сказка «Как появились разные народы»

РНП

Различие жанров произведений. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения

Где правда, там и счастье

Корейская сказка «Честный мальчик»

РНП

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Что высмеивают сказки?

Японские сказки «Добрый крестьянин», «Ивовый росток»

РНП

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Размышление над поступками героев

Что высмеивают сказки?

Р

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Сказки о глупости

Русская сказка «Три калача и одна баранка»

РНП

Формулирование основной мысли текста (частей текста), соотнесение основной мысли и заглавия текста (части текста). Жанр: сказка-анекдот

Внеклассное чтение «Устное творчество поморов»

Вн.чт.

Умение работать с книгой

«Сказка о глупости» И. Франко

И. Франко «Сказка о глупости»

РНП

Герои произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

«Сказка - ложь, да в ней намёк...»

Р

Характер героя, его поступки и мотивы

Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа по раздел «Сказка мудростью богата»

К

Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений. Жанр: сказка

Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки

Р

Малые жанры. Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений. Малые фольклорные жанры

Мудростью богаты. Русские народные загадки

Р

Как придумать загадку? Литературные загадки

Р

Виды загадок, разновидности их структуры. Творческая работа: сочинение загадок

Внеклассное чтение «Поморские сказки»

Вн.чт.

Умение работать с книгой

Зачем поют колыбельные песни

Р

Малые фольклорные жанры. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих содержанию произведения. Авторские колыбельные песни

«Сказка – ложь, да в ней намек…» (22 часа)

Введение в раздел

Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон...»

РНП

Различение жанров произведений. Стихотворение.

Выразительное чтение Выделение языковых средств художественной выразительности

Знать названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений; знать их авторов.

Уметь:

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

– различать жанры художественной литературы;

– приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу

Мудрые сказки о животных

Рус. сказка «Лиса и рак». Сказка братьев Гримм «Ёж и заяц»)

РНП

Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений. Сказка. Восприятие на слух и понимание художественного произведения

Кто сильнее?

Рус.сказка «Напуганные медведь и волки»

РНП

Произведения устного народного творчества. Различение жанров. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Работа с текстом

Как ум и хитрость силу побеждают

Р

Различение жанров. Язык народных сказок

Чего стоит ум?

Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы»

РНП

Произведения устного народного творчества. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея)

Чем силён Симба?

Р

Самостоятельное формулирование вопросов к тексту по ходу чтения

Проверка техники чтения

К

Внеклассное чтение «Сказки Севера о животных»

Вн.чт.

Умение работать с книгой

Какие бывают развлечения?

Сказка афроамериканцев «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»

РНП

Произведения устного народного творчества. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

Сказки дядюшки Римуса

Р

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Братец Кролик - главный герой сказки

Р

Пересказ текста по плану. Герои произведения. Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста

Любимые герои сказок

Р

Пересказ текста. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея)

Какие вопросы задают сказки?

Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена». Латышская сказка «Как петух лису обманул»

РНП

Произведения устного народного творчества. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Современные сказки о животных

Александр Курляндский «Ну, погоди!»

РНП

Произведения современной отечественной литературы. Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста

Знать названия; понимать основное содержание изученных литературных произведений; знать их авторов.

Уметь:

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть;

– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

– различать жанры художественной литературы;

– приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу

Как создаются мульфильмы

Р

Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Обучение устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста

Разные стихи о животных

Г.Сапгир «Песня», Л. Квитко «Смелые воробьи»

РНП

Произведения современной отечественной литературы. Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Декламация. Различение жанров произведений: стихотворение

Внеклассное чтение «Стихи русских поэтов о природе»

Вн.чт.

Разные стихи о животных

Л. Квитко «Весёлый жук», Ю. Мориц «Резиновый ёжик»

РНП

Авторские считалки

Р

Малые жанры. Считалки

О чём говорят считалки?

Б. Заходер «Считалия»

РНП

Произведения современной отечественной литературы. Декламация

Колыбельные русских поэтов

А.Майков «Колыбельная», М.Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный...»

РНП

Обобщение по разделу. Проверочная работа по теме «Сказка – ложь, да в ней намек…»

К

Произведения устного народного творчества. Произведения современной отечественной литературы. Понимание содержания. Различение жанров произведения

Самое обыкновенное чудо (26 часов)

Введение в раздел

Г. Горбовский. «Розовый

слон»

РНП

Произведения современной отечественной литературы. Различение жанров. Стихотворение. Декламация. Восприятие и понимание эмоционально-нравствен-ных переживаний.

Знать названия, понимать содержание изученных литературных произведений; знать их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости);

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– различать жанры художественных произведений;

Внеклассное чтение «Литературные стихи-сказки»

Вн.чт.

Умение работать с книгой

Чего не могут взрослые?

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

РНП

Произведения зарубежной литературы. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Декламация

Знакомство с маленьким принцем

Р

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Лекарство от одиночества

Р

Характер героев и мотивы их поступков

Секрет Лиса

Р

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения

Секрет счастья

Дж. Родари «Солнце и туча»

РНП

Выделение языковых средств художественной выразительности. Творческая работа: сочинение сказки

Мечты о чудесах

Дж. Родари «Как Алиса в море побывала». В. Орлов «Я рисую море»

РНП

Произведения зарубежной литературы. Выразительное чтение. Различение жанров: сказка, стихотворение

Чудеса вокруг нас

В. Берестов «Честное гусеничное»

РНП

Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части

Внеклассное чтение «Добрые сказки»

Вн.чт.

Умение работать с книгой

Необычное в обычном мире

В.Хмельницкий «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка»

РНП

Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте

«Другие» сказки

В. Хмельницкий «Гора», «Снег и скрипка»

РНП

Музыкальные сказки Г. Цыферова

«Град», «Про чудака лягушонка» 

РНП

Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов. Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте

Знать названия, понимать содержание изученных литературных произведений; знать их авторов.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости);

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– различать жанры художественных произведений;

– приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного чтения книг

Очеловеченный мир сказок Б.Сергуненкова

Сказки «Куда лето прячется», «Одуванчик»

РНП

Обучение придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия, пониманию скрытого смысла заголовка

Б.Сергуненков «Кот белый - кот чёрный»

РНП

Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа по разделу «Самое обыкновенное чудо»

К

Произведения современной отечественной литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея). События, их последовательность

Внеклассное чтение «Сказки-миниатюры»

Вн.чт.

Умение работать с книгой

Сказки-игры Дж. Родари

«Про дедушку, который не умел рассказывать сказки»

РНП

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Проверка техники чтения

К

Весёлые стихи

Стихи Ю. Владимирова, Г. Остера, О. Григорьева

РНП

Произведения современной отечественной литературы. Различение жанров. Стихотворение. Выразительное чтение. Восприятие на слух и понимание художественных произведений

Весёлые стихи

М.Бородицкая «Колдунье не колдуется», Ю. Мориц «Это - да! Это - нет!»

РНП

Произведения современной отечественной литературы

Какая душа у поэта?

Б. Сергуненков «Поэт и заходящее солнце»

РНП

Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чем захотелось подумать)

Итоговая тестовая работа

К

Чтение незнакомого текста про себя, понимание и анализ текста, озаглавливание и составление плана текста

Внеклассное чтение «По дорогам сказки»

Вн.чт.

Умение работать с книгой

Обобщение по разделу. Проверочная работа по теме «Самое обыкновенное чудо»

К

Произведения современной отечественной литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея). События, их последовательность

Что мне читать летом?

Вн.чт.

Обзор произведений для летнего чтения будущих третьеклассников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

рабочая программа по литературному чтению "В океане света" Е.В.Бунеева

Рабочая программа составлена для 4 класса по курсу литературного чтения Е.В. Бунеевой и Р.Н.Бунеева "В океане света" из расчета 2 часа в неделю (Для школ., реализующих региональный компонент образован...

Рабочая программа по литературному чтению Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева образовательная система «Школа 2100» 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению Р.Н. Бунеева образовательная система «Школа 2100» 3 класс  разработано в соответствии ФГОСТ...

Рабочая программа по литературному чтению Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева образовательная система «Школа 2100» 2 класс

Пояснительная записка, учебно-тематический план, календарно-тематический план, список литературы...

Рабочая программа по литературному чтению к учебнику В.Ю. Свиридовой 1 класс ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению к учебнику В.Ю. Свиридовой 1 класс, ФГОС.  Предназначена для учителей, работающих по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Рабочая программа включа...

Тематическое планирование по литературному чтению с УУД. УМК "Школа 2100" 3 класс по учебнику Р. Бунеева

Тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса УМК "Школа 2100". Авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. По ФГОС....

Учебная программа по литературному чтению, Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, составлена на о...