рабочая программа по литературному чтению для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Науменко Татьяна Игоревна

Рабочая программа составлениа на основе УМК "Школа России". Авторский коллектив учебника Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (V вида) № 2

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Рассмотрено на МО                                                                    Утверждаю

учителей начальных классов                                             Директор школы-интерната № 2

протокол № _______________                                          ______________М.Г. Черных

Председатель МО_________                                            «      »_______________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЧТЕНИЮ

Ступень обучения (класс) начальное общее, 4 класс

Количество часов____102 часа_                               Уровень ___базовый______

Учитель  _______Науменко Т. И._____

Программа разработана на основе программы по чтению для 4 класса

Комплекта «Школа России», рекомендованной Департаментом общего среднего Образования Министерства Р.Ф.   М.:- Просвещение, 2010 год.

Авторы: Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В.

2012 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.

Для детей, обучающихся в речевой школе, характерно нарушение   всех сторон деятельности,  что создает проблему не только в усвоении учебного материала,  но и накладывает свой негативный отпечаток на жизнь ребенка в целом.  Поэтому необходима коррекция и развитие не только познавательной сферы, но и работа по воспитанию личностных качеств ребенка. Высокая утомляемость,  низкий уровень работоспособности,  небольшой объем восприятия и сохранения информации,  а также другие особенности познавательной деятельности детей с ОВЗ  предъявляют особые требования к содержанию коррекционно-развивающих  заданий.

Материал необходимо преподносить дозированными блоками с использованием опережающего обучения, ориентируясь на зону ближайшего развития ребёнка. Получая  положительный результат своей работы на занятии,  ученик старается закрепить его на уроке, продемонстрировать свой успех сверстникам и учителю.  Это является мощным мотивирующим фактором к продолжению коррекционных занятий.

Учитывая особенности психического развития  детей, испытывающих трудности в обучении (патологическую инертность,  отсутствие интереса к окружающему)  и для оптимизации их обучения необходимы способы педагогического воздействия,  направленные на активизацию познавательных процессов: использование дидактических игр и заданий с элементами занимательности, проблемных ситуаций, введение элементов неожиданности и новизны.  Для этого в содержание занятий следует включать специальные коррекционные игры и упражнения,  направленные на развитие внимания,  памяти, восприятия, представлений, мышления, речи.

Обучение,  ориентированное на развитие высших психических функций,  создает основу для максимального использования возможностей,  резервов организма ребенка в компенсации нарушения его развития.  Совершенствуя психические процессы,  учитель тем самым закладывает фундамент успешности учебной деятельности.  Задания должны быть направлены на развитие тех сторон психической деятельности,  которые отстают у ребенка в большей степени, препятствуя усвоению учебного материала.

Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа. Формой итоговой аттестации обучающихся 4 класса предполагается проверка навыка чтения.

Для реализации программного содержания используются:

– Климанова Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В. Литературное чтение: учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2011.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Количество часов в год – 102.

Количество часов в неделю – 3.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№      

Содержание учебного материала

Количество часов

Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

4 класс (3 часа в неделю)

  Летописи. Былины. Жития

8 часов

Знание произведений устного народного творчества. Различение жанров произведений.

Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

1.

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

1

2.

Летописи. «И вспомнил Олег коня своего».

Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина

1

3.

Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»

1

4.

Былина «Ильины три поездочки»

1

5.

«Житие Сергия Радонежского» – памятник древнерусской  литературы

1

6.

Внеклассное чтение: «Житие Сергия Радонежского». Характеристика главного героя

1

7.

Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития»

1

8.

Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития»

1

Чудесный мир классики

18 часов

1.

Чудесный мир классики. П. Ершов «Конёк-горбунок» (отрывок)

1

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного)

произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Различение жанров произведений, народная сказка, литературная сказка

Декламация произведений.

Связь произведений литературы с другими видами искусств.

Знание героев произведений, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных

переживаний героя.

Чтение по ролям

Устное изложение текста по плану. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Знание произведений классической литературы. Жанры литературных произведений.

Осознанное, выразительное чтение текста.

Понимание основного содержания услышанного.

      2.  

Характеры  главных героев в  сказке П. Ершова «Конёк-горбунок»

1

      3.

Сходство русских  народных  сказок и  авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок»

1

4.

Внеклассное чтение: А. С. Пушкин. Стихи об осени. Настроение,  выраженное

в стихах

1

5.

А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..»

1

6.

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

7.

Волшебные  сказки: народные и литературные.
А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

8.

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей

1

9.

Внеклассное чтение: «Что за прелесть эти сказки!..».  Сказки
А. С. Пушкина

1

    10.

М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека»

1

    11.

М. Ю. Лермонтов.«Ашик-Кериб» (турецкая сказка).

Хорошие и плохие поступки людей

1

     12.

Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб»

1

     13.

Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство»

1

  14.

Л. Толстой «Как мужик убрал камень». Умный и находчивый герой

1

   15.

Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики»                              

1

   16.

Внеклассное чтение. В мире приключений

1

   17.

А. П. Чехов «Мальчики».Составление плана

1

  18.

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики»

1

Поэтическая тетрадь

11 часов

1

Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева.  «Еще земли печален вид…»

1

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей.

Связь литературы с музыкой и живописью.

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Осознанность и выразительность чтения.

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

2

Ф. Тютчев  «Как неожиданно и ярко…»

1

3

А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении  «Бабочка»,  «Весенний дождь»

1

4

Внеклассное чтение. Каким был мой ровесник?

Книги о ребятах-сверстниках

1

5

Картины весенней природы и настроение в стихах Е. А. Баратынского  «Весна, весна! Как воздух чист!..»,  «Где сладкий шепот…»

1

6

Картина сельского быта. А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

1

7

Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина  «В синем небе плывут над полями…»

1

8

Тема детства в стихах Н. А. Не-красова «Школьник», «В зимние

сумерки нянины сказки…»

1

9

Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина  «Листопад»

1

10

Внеклассное чтение. Ожившие страницы прошлого. Книги о жизни трудового народа

1

11

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Литературные сказки

11 часов

1

Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

1

Умение работать с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Участие в диалоге при обсуждении произведения

Оценка иллюстрации
к произведению. Выразительное чтение,

использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Выражение личного отношения к прочитанному.

Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова.

2

Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки
В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

1

3

Описание. Его роль в раскрытии характеров главных  героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и  розе»

1

4

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни

1

5

Внеклассное чтение. Из истории нашей Родины. Книги о событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века

1

6

Особенности речи героев сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце»

1

7

Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков  «Аленький цветочек»

1

8

Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

1

9

Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

1

10

Обобщение по разделу:«Литературные  сказки»

1

11

Внеклассное чтение. Вчера и сегодня. Книги о науке и технике, машинах и вещах и об их творцах – ученых и изобретателях

1

Делу время – потехе час

7 часов

1

Авторская литературная сказка Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

1

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного.

Осознанность и выразительность чтения.

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова.

Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Рассказ о своих впечатлениях о произведении.

2

Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца

1

3

В. Ю. Драгунский «Главные реки». Средства создания комического
эффекта

1

4

Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе
В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка»

1

5

Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Галявкина «Никакой я горчицы не ел»

1

6

Внеклассное чтение: «В путь, друзья!». Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных

1

7

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час»

1

Страна детства

7 часов

1

Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей

1

Понимание содержания литературного произведения

Знание героев произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Связь литературы с музыкой.

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа

Рассказ о своих впечатлениях о произведении.

Участие в диалоге при обсуждении произведения.

Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению.

2

Б. С. Житков «Как я ловил человечков».  Взаимоотношения детей
и взрослых

1

3

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».   Поступки как  средство характеристики героев

1

4

Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), используемые в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми  шишками»                    

1

5

Внеклассное чтение: по страницам былин. «Садко»

1

6

М. М. Зощенко «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания

1

7

Обобщение по разделу «Страна детства»

1

Поэтическая тетрадь

5 часов

1

Тема детства в произведениях В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»

1

Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией.

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

2

Стихи о счастливых днях детства. С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

1

3

Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

1

4

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

5

Внеклассное чтение: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Книги о ратных подвигах родного народа

1

Природа и мы

11 часов

1

Отношения человека и птицы в  рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»

1

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация

своей позиции с привлечением текста произведения.

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Понимание содержания литературного произведения.

Различать виды информации, опираясь на внешние показатели книги.

2

Роль рассуждений и диалогов в  рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка

«Приемыш»

1

3

А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе

1

4

Тема самопожертвования в рассказе А. И. Куприна «Барбос и Жулька»

1

5

Внеклассное чтение: «Где? Что? Как? Почему?». Рассказы-загадки про зверей и птиц.

1

6

Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка»

1

7

Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении

1

8

Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

1

9

Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

1

10

Обобщение по разделу «Природа и мы»

1

11

Внеклассное чтение. Творцы книг. Рассказы о художниках-иллюстраторах книг и о тех, кто книги печатает

1

Поэтическая тетрадь

7 часов

1

Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень»

1

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Сопоставление произведений  художественной литературы и произведений
живописи. Декламация произведений. Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией.

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

Рассказ о своих впечатлениях о произведении. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

2

Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах
С. А. Клычкова «Весна в лесу»

1

3

Настроение, выраженное в стихах Д. Б. Кедрина «Бабье лето»

1

4

Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь»

1

5

Иносказательный смысл произведения С. А. Есенина «Лебедушка»

1

6

Внеклассное чтение. В мире фантастики

1

7

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Родина

5 часов

1

Тема любви к Родине и ее героическому прошлому
в стихах И. С. Никитина «Русь»

1

Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям. Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления.

 Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Декламация произведений. Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией.

Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

2

Патриотическое звучание, выразительность стихотворения С. Д. Дрожжина «Родине»

1

3

Красота и величие природы в стихотворении
А. В. Жигулина «О, Родина!
В неярком блеске»

1

4

Тема войны в произведении
Б. А. Слуцкого «Лошади в океане»

1

5

Обобщение по разделу «Родина»

1

Страна Фантазия

3 часа

1

Внеклассное чтение: в мире фантастики

1

Составление системы событий, составляющих основу художественного произведения.

Различение жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению.

2

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

1

3

Кир Булычев «Путешествие Алисы»

1

Зарубежная литература (9 ч)  (+ 1 ч – резерв)

9 часов

1

Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера»

1

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст
с целью переосмысления.

Герои произведения – восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного)

произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Рассказ о своих впечатлениях о произведении.

Взаимоотношения людей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

2

Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

1

3

Внеклассное чтение. В стране литературных героев

1

4

Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

1

5

Тема первой любви  в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера»

1

6

Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен «Приключения Тома Сойера»

1

7

Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь»

1

8

Сказания о Христе. С. Лагерлеф «В Назарете»

1

9

Внеклассное чтение. В стране литературных героев

1

10

Урок-отчет за год. Книги, рекомендуемые для прочтения летом

1

КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип
урока

Элементы
содержания

Вид
контроля

1

Летописи. Былины. Жития

8 (ч)

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений

Текущий

2

Летописи. «И вспомнил Олег коня своего».

Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина

1

Комбинированный

Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Фронтальный опрос

3

Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»

1

Комбинированный

Связь произведений литературы с другими видами искусств

Текущий

4

Былина «Ильины три поездочки»

1

Комбинированный

Тема, главная мысль, события, последовательность

Текущий

5

«Житие Сергия

Радонежского» – памятник древнерусской  литературы

1

Комбинированный

Образные языковые средства

Текущий

6

Внеклассное чтение: «Житие Сергия Радонежского». Характеристика главного героя

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие
в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Текущий.

Пересказ

7

Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития»

1

Комбинированный

Различение жанров произведений

тест (5 мин)

8

Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития»

1

Комбинированный

Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения

Диагностика навыка
чтения

9

Чудесный мир классики

(18 ч)





































Чудесный мир классики.

П. Ершов «Конёк-

горбунок» (отрывок)

1

Комбинированный

Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Тематический.

Выразительное чтение

10

Характеры  главных героев в  сказке П. Ершова «Конёк-горбунок»

1

Комбинированный

Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного)

произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Тематический

11

Сходство русских  народных  сказок и  авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок»

1

Комбинированный

Различение жанров произведений, народная сказка, литературная сказка

Фронтальный опрос

12

Внеклассное чтение: А. С. Пушкин. Стихи об осени. Настроение,  выраженное

в стихах

1

Комбинированный

Декламация произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусств

Чтение наизусть

13

А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..»

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Тематический

14

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи

богатырях»

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний

Выразительное чтение

15

Волшебные  сказки: народные и литературные.
А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

Комбинированный

Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Чтение наизусть.

Картинный план

16

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей

1

Комбинированный

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей

Выразительное чтение

17

Внеклассное чтение: «Что за прелесть эти сказки!..».  Сказки А. С. Пушкина

1

Комбинированный

Тема, главная мысль, события, последовательность

Тематический

18

М. Ю. Лермонтов.

Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека»

1

Комбинированный

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных

переживаний героя

Выразительное чтение

19

М. Ю. Лермонтов.

«Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей

1

Комбинированный

Чтение по ролям

Выразительное чтение по ролям

20

Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб»

1

Комбинированный

Устное изложение текста по плану. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Выразительное чтение.

Ответы на вопросы

21

Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство»

1

Комбинированный

Произведения классической литературы. Жанры литературных произведений.Осознанное, выразительное чтение текста

Тематический.

Выразительное чтение

22

Л. Толстой «Как мужик убрал камень». Умный
и находчивый герой

1

Комбинированный

Тема, главная мысль, события, последовательность

Выразительное чтение

23

Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики»                              

1

Комбинированный

Понимание основного содержания услышанного

Пересказ от лица героев

24

Внеклассное чтение. В мире приключений

1

Комбинированный

Тема, главная мысль, события, последовательность

Тематический.

Пересказ отрывка

25

А. П. Чехов «Мальчики».

Составление
плана

1

Комбинированный

Понимание основного содержания услышанного. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Составление плана

26

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики»

1

Комбинированный

Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения

Диагностика навыка
чтения

27

Поэтическая тетрадь 11 (ч)

Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева.  «Еще земли печален вид…»

1

Комбинированный

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей.

Связь литературы с музыкой и живописью

Чтение наизусть

28

Ф. Тютчев  «Как неожиданно и ярко…»

1

Комбинированный

Настроение лирического героя

Выразительное чтение

29

А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении  «Бабочка»,  «Весенний дождь»

1

Комбинированный

Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Выразительное чтение

30

Внеклассное чтение. Каким был мой ровесник?

Книги о ребятах-сверстниках

1

Комбинированный

Образные языковые средства

Тематический.

пересказ

31

Картины весенней природы и настроение в стихах Е. А. Баратынского  «Весна, весна! Как воздух чист!..»,  «Где сладкий шепот…»

1

Комбинированный

Связь произведений литературы с другими видами искусств. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Выразительное чтение

32

Картина сельского быта. А. Н. Плещеев «Дети и птичка»

1

Комбинированный

Осознанность и выразительность чтения

Тематический

33

Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина  «В синем небе плывут над полями…»

1

Комбинированный

Осознанность и выразительность чтения

Чтение
наизусть

34

Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»

1

Комбинированный

Образные языковые средства

Чтение
наизусть

35

Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина  «Листопад»

1

Комбинированный

Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Чтение
наизусть

36

Внеклассное чтение. Ожившие страницы прошлого. Книги о жизни трудового народа

1

Комбинированный

Осознанность и выразительность чтения

Пересказ

37

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Комбинированный

Осознанность и выразительность чтения

Тематический

38

Литературные сказки (11 ч)

Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

1

Комбинированный

Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Выразительное чтение

39

Особенности поведения, внешнего облика, речи
героев сказки
В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Творческий пересказ

40






























Описание. Его роль в раскрытии характеров главных  героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и  розе»

1

Комбинированный

Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией

Пересказ

41

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни

1

Комбинированный

Участие в диалоге при обсуждении произведения

Выразительное чтение

42

Внеклассное чтение. Из истории нашей Родины. Книги о событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века

1

Комбинированный

Тема, главная мысль, события, последовательность. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Пересказ

43

Особенности речи героев сказа П. П. Бажова

«Серебряное копытце»

1

Комбинированный

Оценка иллюстрации
к произведению. Выразительное чтение,

использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Чтение по ролям

44

Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков  «Аленький цветочек»

1

Комбинированный

Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией

Выразительное чтение

45

Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Чтение по  ролям

46

Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

1

Комбинированный

Участие в диалоге при обсуждении произведения

Пересказ

47

Обобщение по разделу:

«Литературные  сказки»

1

Комбинированный

Выражение личного отношения к прочитанному

Фронтальный опрос

48

Внеклассное чтение. Вчера и сегодня. Книги о науке и технике, машинах и вещах и об их творцах – ученых и изобретателях

1

Комбинированный

Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова

Тематический

49

Делу время – потехе час (7 ч)

Авторская литературная сказка Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

1

Комбинированный

Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного

Текущий

50

Поучительный смысл «Сказки о потерянном
времени» Е. Л. Шварца

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Выразительное чтение

51

В. Ю. Драгунский «Главные реки». Средства создания комического эффекта

1

Комбинированный

Рассказ. Осознанность и выразительность чтения

Чтение по ролям

52

Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе
В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка»

1

Комбинированный

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Чтение по ролям

53

Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Галявкина «Никакой я горчицы не ел»

1

Комбинированный

Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова.

Выразительное чтение

54

Внеклассное чтение: «В путь, друзья!». Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных

1

Комбинированный

Рассказ о своих впечатлениях о произведении

Пересказ

55

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час»

1

Комбинированный

Умение составлять простейшие задания для викторины

Тест
(10 мин)

56

Страна детства

 (7 ч)

Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения

Выразительное чтение

57

Б. С. Житков «Как я ловил человечков».  Взаимоотношения детей
и взрослых

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний

Пересказ

58

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».   Поступки как  средство характеристики героев

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний. Связь литературы с музыкой

Выразительное чтение

59

Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), используемые в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми  шишками»                    

1

Комбинированный

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа

Творческий пересказ

60

Внеклассное чтение: по страницам былин. «Садко»

1

Комбинированный

Рассказ о своих впечатлениях о произведении

Тематический

61

М. М. Зощенко «Елка». Комическое в рассказе, средства его со-
здания

1

Комбинированный

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Выразительное чтение

62

Обобщение по разделу «Страна детства»

1

Комбинированный

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Тематический

63

Поэтическая тетрадь

(5 ч)

Тема детства в произведениях
В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»

1

Комбинированный

Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Чтение
наизусть

64

Стихи о счастливых днях детства. С. А. Есенин «Бабушкины сказки»

1

Комбинированный

Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией

Выразительное чтение

65

Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

1

Комбинированный

Тема, главная мысль. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Выразительное чтение

66

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Комбинированный

Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией

Чтение наизусть

67

Внеклассное чтение: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Книги о ратных подвигах родного народа

1

Комбинированный

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Пересказ

68

Природа и мы

(11 ч)

Отношения человека и птицы в  рассказе

Д. Н. Мамина-Сибиряка

«Приемыш»

1

Комбинированный

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация

своей позиции с привлечением текста произведения

Выразительное чтение

69

Роль рассуждений и диалогов в  рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка

«Приемыш»

1

Комбинированный

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Творческий пересказ

70

А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения

Выразительное чтение

71

Тема самопожертвования в рассказе А. И. Куприна «Барбос и Жулька»

1

Комбинированный

Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа

Творческий пересказ

72

Внеклассное чтение: «Где? Что? Как? Почему?». Рассказы-загадки про зверей и птиц.



1



Комбинированный

Различать виды информации, опираясь на внешние показатели книги


Пересказ

73

Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка»

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения

Выразительное чтение

74

Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении

1

Комбинированный

Рассказ о своих впеча-тлениях о произведе-нии (героях, событиях). Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Творческий пересказ

75

Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения

Выразительное чтение

76

Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

1

Комбинированный

Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления

Фронтальный опрос

77

Обобщение по разделу «Природа и мы»

1

Комбинированный

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Тематический.

Тест (8 мин)

78

Внеклассное чтение. Творцы книг. Рассказы о художниках-иллюстраторах книг и о тех, кто книги печатает

1

Комбинированный

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств

Творческий пересказ

79

Поэтическая тетрадь

(7 ч)

Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень»

1

Комбинированный

Связь произведений литературы с другими видами искусства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Чтение
наизусть

80

Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах
С. А. Клычкова «Весна в лесу»

1

Комбинированный

Сопоставление произведений  художественной литературы
и произведений
живописи

Выразительное чтение

81

Настроение, выраженное в стихах Д. Б. Кедрина
«Бабье лето»

1

Комбинированный

Декламация произведений

Чтение
наизусть

82

Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь»

1

Комбинированный

Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией

Выразительное чтение

83

Иносказательный смысл произведения С. А. Есенина «Лебедушка»

1

Комбинированный

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Выразительное чтение

84

Внеклассное чтение. В мире фантастики

1

Комбинированный

Рассказ о своих впечатлениях о произведении

Творческий пересказ

85

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

Комбинированный

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Тематический.

Тест (8 мин)

86

Родина (5 ч)

Тема любви к Родине и ее героическому прошлому
в стихах И. С. Никитина «Русь»

1

Комбинированный

Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям

Выразительное чтение

87

Патриотическое звучание, выразительность стихотворения С. Д. Дрожжина «Родине»

1

Комбинированный

Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Чтение
наизусть

88

Красота и величие природы в стихотворении
А. В. Жигулина «О, Родина!
В неярком блеске»

1

Комбинированный

Декламация произведений.

Связь литературы с другими видами искусства

Выразительное чтение

89

Тема войны в произведении
Б. А. Слуцкого «Лошади в океане»

1

Комбинированный

Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Выразительное чтение

90

Обобщение по разделу «Родина»

1

Комбинированный

Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения

Диагностика навыка
чтения

91

Страна Фантазия
(3 ч)

Внеклассное чтение: в мире фантастики

1

Комбинированный

Система событий, составляющих основу художественного произведения

Тематический.

Пересказ

92

Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»

1

Комбинированный

Различение жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Выразительное чтение

93

Кир Булычев
«Путешествие Алисы»

1

Комбинированный

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Выразительное чтение

94

Зарубежная литература (9 ч)
(+ 1 ч – резерв)












Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера»

1

Комбинированный

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст
с целью переосмысления

Выразительное чтение

95

Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

1

Комбинированный

Герои произведения – восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Творческий пересказ

96

Внеклассное чтение. В стране литературных героев

1

Комбинированный

Рассказ о своих впечатлениях о произведении

Тематический.

Пересказ

97

Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний

Выразительное чтение

98

Тема первой любви  в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера»

1

Комбинированный

Взаимоотношения людей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Пересказ

99

Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен «Приключения Тома Сойера»

1

Комбинированный

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Выразительное чтение

100

Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь»

1

Комбинированный

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления

Выразительное чтение

101

Сказания о Христе. С. Лагерлеф «В Назарете»

1

Комбинированный

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления

Выразительное чтение

102

Внеклассное чтение. В стране литературных героев

1

Комбинированный

Рассказ о своих впечатлениях о произведении

Пересказ

103

Урок-отчет за год. Книги, рекомендуемые для прочтения летом

1

Комбинированный

Тематический

Литература:

  1. Книга для внеклассного чтения в 4 классе «Родничок» Издательство: «Астрель АСТ», г. Москва,2006 г.
  2. Автор поурочных разработок по литературному чтению в 4 классе: Кутявина С.В. Издательство: «ВАКО», г. Москва, 2008 г.
  3. Авторы тестов по литературному чтению в 4 классе: Узорова О.В.; Нефёдова Е.А. Издательство: АСТ «Астрель» Полиграфиздат, г. Москва, 2010 г.
  4. Ушакова О.Д. «Великие писатели». Издательский дом «Литера», г. Санкт-Петербург, 2006 г.
  5. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Тексты по проверке техники чтения». Издательство: «АСТ.Астрель», г. Москва, 2006 г.
  6. Тишурина О.Н. «Писатели в начальной школе». Издательство: «Дрофа», г. Москва, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Программа разработана к учебникам Л. Ефросининой, 2011 год издания,  Учебник+ учебная христоматия (3 ч в неделю)...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая  программа по литературному  чтению  4  класс  разработана  на  основе  примерной  программы  по  литературному чтению...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс (Образовательная система "Школа 2100")

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской  Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС

Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС НОО и рассматривает: планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, материально-те...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС

Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (УМК "Начальная школа XXI века")

Календарно-тематическое планирование учебного курса "Литературное чтение" 3 класс (УМК " Начальная школа XXI века")...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа 21век"

Рабочая программа курса "Литературное чтение" разработана на основе авторской программы Л.А.Ефросининой (Сборник программ к УМК "Начальная школа XXI века"). Программа рассчитана на 102 часа, содержит ...