Былины - жанр устного народного творчества. "Ильины три поездочки"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Урок литературного чтения в 4 классе, автор Л.Ф. Климанова, УМК  "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки».

Цели урока: продолжить знакомить учащихся с былинами, как жанром устного народного творчества. Учить отличать былину от других жанров по характерным признакам, обратить внимание на образный язык былин. Научить составлять характеристику героя, пользуясь текстом, воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: В. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье».

Ход урока:

I. Организационный момент.

II.Проверка домашнего задания. Работа в группах: I группа- выразительное чтение последнего отрывка летописи.  II группа- Синквейн «Князь Олег».

III. Постановка цели. Актуализация знаний.

Разгадайте имена и скажите, что их объединяет? БОДНЫЯР КИНИЧТИ, ШАЛЕА ПОЧИВОП, ИЯЛЬ РУМОЦЕМ – герои былин.

Мы приступаем к изучению былин. Рассмотреть  картину. Как она называется? Кто её автор? Если к удвоенному числу гномов из знакомой сказки прибавить количество богатырей, то получите число, потраченное художником на написание картины (17).

От каких реальных врагов могли защищать богатыри русскую землю?  (От нашествия татаро - монгол).

Что означает слово былина?  (Былины - это русские народные сказания о богатырях, защищавших русские земли).  Первые былины сложились ещё в Киевской Руси.

- Какие былины читали мы с вами в прошлом году?  (Добрыня Никитич, Добрыня и Змей, Исцеление Ильи, Илья и Соловей – разбойник).

- О каких отличительных чертах былины вы знаете?  (Былинный зачин,  повторы, образность языка - гиперболы, эпитеты, напевность,  ритм, определённое содержание–  сказ о героических делах богатырей;  неспешность, обстоятельность, подробность повествования).

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали богатырём? (Бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым,  защищать родную землю).

IV. Изучение нового материала.

1. Работа по картинам В. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье».

2. Чтение учителем былины. Как называется такое вступление в былине?  (Зачин).

3. Работа над лексическим значением слов.

СИЕ – это.  КРЕМНЕВЕНЬКИЕ – из кремня.

 БУЛАТНАЯ БРОНЯ, БУЛАТ – узорчатая сталь.

СМЕТА – богатство. Сажень -2,134м (3 аршина).

 Облатынивать – обращаться в католическую церковь.

 БАШЛЫК – головной убор. ВОРОНОВЫЕ – чёрные.

ГОЛЬ, ГОЛЫДЬБА –  оборванцы.

АМБАР – сарай.

- Почему былина называется «Три поездочки»? Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающий? Какое историческое событие нашло отражение в былине? (Крещение Руси, попытки иноземных захватчиков обратить русский народ в католическую веру).

V. Физминутка.

Дружно встали раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Выразительное чтение былины «эхом» и хором за учителем, повторяя интонацию.

2. Характеристика героя.

Выборочное чтение.

Почему Илья Муромец выбирает прямую дорогу?

Как он рассуждает на перепутье у камня?

О каких чертах характера это говорит?

(Смелый, решительный, не ищет лазеек и обходных путей.)

 Почему в описании разбойников употребляются слова с суффиксами – оньк, ичек, ечек.

Какое значение придают эти суффиксы? (Уменьшительно-ласкательное.)

Для чего это сделано?  (Для контраста с силой Ильи Муромца).

Как описан Илья Муромец в схватке с разбойниками? Найдите гиперболы.

Зачем нужен этот приём? Какие  его черты подчёркнуты с помощью гипербол?

 Обобщение образа Ильи. Выберите те слова,  которые имеют отношение к Илье. (Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, жадный, щедрый,  грубый, справедливый).

VII. Итог урока.

- Что такое былина?

Домашнее задание:

Дифференцированно: выразительное чтение с.12-18 (Для всех учащихся)

I  группа: иллюстрирование былины.

II группа: составить синквейн «Богатырь Илья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)

“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...

Урок литературного чтения "Малые жанры устного народного творчества"

Урок литературного чтения для учащихся 2 класса является итоговыммероприятием в работе над проектом "Создадим книги сами"....

Тест по литературному чтению "Малые жанры устного народного творчества".2 класс.

Данный материал можно использовать в качестве закрепления или проверочной работы по литературному чтению по теме "Устное народное творчество"....

путешествие по жанрам устного народного творчества

Это мероприятие проводилось в 1-2 классах....

Урок литературного чтения "Богатырская сказка - жанр устного народного творчества"

Урок литературного чтения для обучающихся 2 класса. Можно использовать как учебное занятие, так и внеклассное мероприятие по предмету....