Урок литературного чтения Паустовский "Заячьи лапы"
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Сакова Елена Викторовна

На уроке  развивается  умение анализировать поступки и характер героев, выделять главное, обобщать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paustovskiy_zayachi_lapy.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе УМК «Гармония»

Тема: К.Паустовский «Заячьи лапы»

Цель урока:

- развивать речь, воображение учащихся;

- развитие критического мышления; развитие умения анализировать поступки и характер героев; умения выделять главное, т.е. отделять существенное от несущественного; умения обобщать; развитие мыслительных операций;

- учить вдумчивому, осознанному чтению;

- воспитывать чувство сострадания, сопереживания и милосердия.  

Ход урока

«Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим.»

Жан Лафонтен

  1. Орг.момент
  2. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы познакомимся с произведением писателя, о котором В. Фраенмал   рассказывал так:

«Рассказчик он (и тогда уже) был превосходный. Настоящий мастер прихотливого, порой непокорного, но всегда великолепного русского языка учился языку везде - и неустанно учил этому своих многочисленных друзей. Он говорил: каждый, самый скромный журналист обязан знать строй и выразительную интонацию родного языка, чувствовать характер каждого слова и особенно внимательно изучать русский глагол.

Часто приводил пример краткости, точности и огромной поэтической силы стиха Пушкина.

Природу он любил как поэт и художник. И сердился на "горожан", которые в выходной едут за город и раздражаются, если неожиданно начнет накрапывать дождик.

Он любил природу во всех ее проявлениях: и "осенний мелкий дождичек", и холодный туман, и сизую росу. Особенно он любил осень и золотой листопад. И часто повторял в письмах пушкинские строки: "И каждой осенью я расцветаю вновь..."

- Он писал о природе, о животных. Как он сам о себе сказал: «Моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать…» «Прирожденный скиталец» - он изъездил всю Россию еще в молодости. Полярный Урал, сожженные берега Каспийского моря, Волга, Украина, необозримые Полесские болота, Карелия, Прионежье, Крым и Кавказ, Мещера и Приочье описаны им во множестве рассказов, новелл, очерков.

- Я думаю, вы уже догадались , произведение какого писателя мы будем сегодня изучать. Да, это Константин Георгиевич Паустовский.  ( портрет писателя)

- С произведениями К.Паустовского мы с вами встречались и раньше. О чем пишет К.Паустовский?

- Какие рассказы К.Паустовского вы читали? (выставка книг)

III. Работа над новым материалом.

1. Побуждение

-Дома вы прочитали рассказ К.Паустовского «Заячьи лапы». Считаете ли вы, что слова,  записанные на доске,  связаны с этим рассказом?

 "Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим" (Ж.Лафонтен).

- Тогда девиз нашего урока таков: « Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости»

-Как вы понимаете эти слова?(ответы детей)

-Если мы сумеем в нашем рассказе увидеть что-то чудесное, ценное, о чем хотел сказать автор, то тоже станем мудрее.

2. Осмысление

-Что случилось с зайцем?

-Почему Ваня пришел к ветеринару?

- Какие чувства испытывал мальчик, неся обожженного зайца?

- Кто участвовал в спасении зайца?

- Как отнесся к зайцу каждый  из персонажей рассказа?

- Кто не захотел прийти на помощь лесному жителю?

- Каким ты представляешь зайца из этого рассказа?

- А вы  бы смогли  помочь в беде?

3. Работа над выявлением главной идеи.

-Сейчас нам предстоит заглянуть в ларец простых истин. Что такое ларец?  

Ларе́ц, -  искусно сделанный, украшенный ящичек для хранения драгоценностей; шкатулка, сундучок.

- Что хранят в ларцах?

-Правильно, в них хранят какие-то ценности.

- Иногда самое простое мы не можем увидеть, узнать, сделать, а оно окажется самым ценным. Сегодня мы должны выяснить самое ценное, что хотел нам сказать Паустовский.

4. Работа в парах.

- Назовите действующих лиц этого рассказа. (Ваня, дедушка, ветеринар, бабка Анисья, аптекарь, детский врач Карл Петрович)

   - Сейчас мы должны выяснить, кто из них положительный герой, а кто вызывает осуждение.

1 первое задание

-  Какие качества характеризуют каждого из героев. Выпишите из списка качества, которые характерны для каждого героя.  

злой, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, грубый, робкий, строгий,

любопытная, жалостливая, душевная, терпеливый, образованный, интеллигентный,

 сердитый, раздражённый, но добрый,  беспокойный, добрый, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый,

Ветеринар -

Бабка Анисья –

Аптекарь  -

Ваня  -

Доктор Карл Петрович -

Дед Ларион -

(Ветеринар - злой, невоспитанный, равнодушный,жестокий, грубый;

Бабка Анисья - любопытная, жалостливая, душевная, добрая;

Аптекарь -  нервный, сердитый, раздражённый, но добрый;

Ваня  - беспокойный, добрый, выносливый, терпеливый, шустрый, заботливый, упорный;

Доктор Карл Петрович - интеллигентный, строгий, образованный, добрый;

Дед Ларион  - отзывчивый, робкий, добрый.)

- Кто из героев вызвал у вас осуждение? Почему?

           - В рассказе есть еще одно действующее  лицо – это сама природа. Природа в рассказе передаёт настроение действующих лиц, их чувства. Осуждает поступки людей.

-Где мы это видим? (На слова Карла Петровича гром ворчит.)

-Найдите в тексте слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что в то лето было очень жарко. («Горячая песчаная дорога», «пахло гарью», «неслыханная жара», «жаркий ураган»)

IV.Физминутка.

Руки, как ветки,

А мы, как деревья,

Теперь мы как будто в лесу.

Мы руки поднимем

И руки опустим,

Так ветер сбивает росу.

Чуть в стороны руки,

И плавно покажем,

Так в небе летят журавли.

И как они сядут, мы тоже покажем –

Крылья сложить мы должны.

2 задание.

-  Ребята, у вас на партах лежат листочки с пословицами. Выберите  из списка пословицы и поговорки,  относящиеся к теме рассказа. Объясните, почему на ваш взгляд они подходят к теме рассказа.

 

Час в добре пробудешь - все горе забудешь.

  Жалость - со слезами, а доброта - с мозолями

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

 Доброе слово доходит до сердца.

 Всякий хлопочет - себе добра хочет

 Не гони коня кнутом, а гони овсом.

Все любят добро, да не всех любит оно.

 Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

 Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.

 Жизнь дана на добрые дела.

 Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.

Верная указка - не кулак, а ласка.

Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.

Красота до вечера, а доброта навек.

Не считай щедрым дарящего чужое.

Давай хлеб каждому, но не у каждого ешь хлеб.

Кто зло делает - для себя, кто добро делает - тоже для себя.

3 задание. Дискуссия.

- А вот три  ученика на вопрос «О чем этот рассказ?» высказали различные мнения:

1ученик. Это рассказ о зайце

2ученик. Это рассказ о страшной беде: лесном пожаре

3 ученик. Это рассказ о людской доброте и отзывчивости.

-Как считаете вы? Обоснуйте свой ответ.

V.Обобщение учителем. (Корзина идей)

-Какая простая истина вам открылась? Что хотел сказать автор? (нужно уметь видеть и чувствовать боль другого, проявлять сострадание к братьям нашим меньшим…..)

- Вы нашли истину, это рассказ о людской доброте и отзывчивости. Но почему на рисунках центральное место занимает заяц? (ответы детей)

-Действительно,  больной заяц в центре  событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту, человечность и сопереживание.

Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто –то нет. Перед нами «корзина мыслей» Каждый сам кладет в неё свою мысль, дописав слова на листочке (на листочке написана незавершенная фраза(каждый выбирает по желанию)

Быть добрым –это значит….

Быть добрым легко….

Быть добрым тяжело…

(проверка идей)

- Совершив добро, наслаждайтесь тем, что всем окружающим вас, стало хорошо. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если мы научимся этому, то мы – богатые  люди.  А самое главное- это научиться видеть, что кому-то нужна наша помощь. А теперь скажите, ведь правда, что мы открыли простые истины?

- В этом рассказе описывается страшное стихийное бедствие - лесной пожар, который очень трудно остановить. Лесной пожар уничтожает растения, почву, угрожает жизни животных и даже людей.

-  Прочитайте со слов « Ветер перешел в ураган »  до «Смерть настигала деда, хватала его за плечи…»

- Лесной пожар послужил началом истории, которая выявила доброту одних и равнодушие других.

-А как возникают  в лесу пожары? Послушайте стихотворение, которое подтверждает ваши ответы.

Забывчивый охотник на привале не разметал, не растоптал костра

Он в лес ушёл, а ветки догорали и нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы, и ожил потухающий костёр.

И, сыпля искры посреди поляны, багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами выжег, кусты спалил, в зелёный лес пошел.

Как вспуганная, стая белок рыжих, он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели, со страшным  треском падали стволы,

И как снежинки, искры с них летели над серыми сугробами золы.

- Огонь — страшный враг леса. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные трупы деревьев.

- Можете ли вы объяснить эту фразу:  “1 дерево — 1 млн. спичек, 1 спичка — млн. деревьев”.

VI.Рефлексия

-Как вы думаете, зачем Паустовский рассказал нам эту историю?

(чтобы мы задумались, какое бедствие для леса пожар и были осторожны в лесу.ит.д)

- Животные тоже иногда приходят человеку на помощь. Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим.

- Какие выводы для себя сделали?

Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого- то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.


А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.

Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.

VII. Итог урока

- В конце нашего урока вы должны либо согласиться, либо опровергнуть следующие высказывания:

Да, герои поступили совершенно правильно.

Нет, поступок героя, мне кажется, неоправдан, зря только беспокоили людей.

Домашнее задание:  прочитать рассказ и составить план.

злой, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, грубый, робкий, строгий,

любопытная, жалостливая, душевная, терпеливый, образованный, интеллигентный,

 сердитый, раздражённый, но добрый,  беспокойный, добрый, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый,

злой, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, грубый, робкий, строгий,

любопытная, жалостливая, душевная, терпеливый, образованный, интеллигентный,

 сердитый, раздражённый, но добрый,  беспокойный, добрый, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый,

злой, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, грубый, робкий, строгий,

любопытная, жалостливая, душевная, терпеливый, образованный, интеллигентный,

 сердитый, раздражённый, но добрый,  беспокойный, добрый, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый,

злой, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, грубый, робкий, строгий,

любопытная, жалостливая, душевная, терпеливый, образованный, интеллигентный,

 сердитый, раздражённый, но добрый,  беспокойный, добрый, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый,

злой, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, грубый, робкий, строгий,

любопытная, жалостливая, душевная, терпеливый, образованный, интеллигентный,

 сердитый, раздражённый, но добрый,  беспокойный, добрый, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый,

злой, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, грубый, робкий, строгий,

любопытная, жалостливая, душевная, терпеливый, образованный, интеллигентный,

 сердитый, раздражённый, но добрый,  беспокойный, добрый, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый,

Ветеринар -____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бабка Анисья – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аптекарь  -____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ваня  - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Доктор Карл Петрович - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дед Ларион - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ветеринар -____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бабка Анисья – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аптекарь  -____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ваня  - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Доктор Карл Петрович - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дед Ларион - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым –это значит____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым легко…_______________________________________________________.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым тяжело…______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым –это значит____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым легко…_______________________________________________________.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым тяжело…______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым –это значит____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым легко…_______________________________________________________.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым тяжело…______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым –это значит____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым легко…_______________________________________________________.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым тяжело…______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым –это значит____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым легко…_______________________________________________________.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым тяжело…______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым –это значит____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым легко…_______________________________________________________.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым тяжело…______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым –это значит____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым легко…_______________________________________________________.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым тяжело…______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым –это значит____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым легко…_______________________________________________________.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым тяжело…______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Час в добре пробудешь - все горе забудешь.

  Жалость - со слезами, а доброта - с мозолями

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

 Доброе слово доходит до сердца.

 Всякий хлопочет - себе добра хочет

 Не гони коня кнутом, а гони овсом.

Все любят добро, да не всех любит оно.

 Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

 Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.

 Жизнь дана на добрые дела.

 Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.

Верная указка - не кулак, а ласка.

Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.

Красота до вечера, а доброта навек.

Не считай щедрым дарящего чужое.

Давай хлеб каждому, но не у каждого ешь хлеб.

Кто зло делает - для себя, кто добро делает - тоже для себя.

Час в добре пробудешь - все горе забудешь.

  Жалость - со слезами, а доброта - с мозолями

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

 Доброе слово доходит до сердца.

 Всякий хлопочет - себе добра хочет

 Не гони коня кнутом, а гони овсом.

Все любят добро, да не всех любит оно.

 Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

 Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.

 Жизнь дана на добрые дела.

 Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.

Верная указка - не кулак, а ласка.

Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.

Красота до вечера, а доброта навек.

Не считай щедрым дарящего чужое.

Давай хлеб каждому, но не у каждого ешь хлеб.

Кто зло делает - для себя, кто добро делает - тоже для себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературному чтению "Заячьи лапы"К.Паустовский

Целью  данного урока является знакомство с рассказом  К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» и работа над текстом, включающая анализирование и выделение главной идеи произведения. Урок дает п...

Урок литературного чтения 4 класс УМК "Школа России" «Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

Использование технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения. Тема урока: К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. ...

Урок литературного чтения К.Г. Паустовский "Заячьи лапы".

Стимулировать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся, развивать у младших школьников умение обобщать изученный материал....

Урок литературного чтения в 3 классе УМК «ПНШ». Тема: К.Г. Паустовский «Заячьи лапы».

Цели урока:формировать навыки правильного беглого, осознанного, выразительного чтения; комплекс читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла произведения.у...

Урок литературного чтения "Заячьи лапы"

конспект урока литературного чтения 4 класс...

Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу К. Паустовского «Заячьи лапы»

Анализ рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы», знакомства с системой образов и  жанровыми особенностями произведения...

Материал к уроку литературного чтения во 2 классе, УМК «Перспективная начальная школа» Тема урока: Г. Юдин, «Вытри лапы и входи»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20003609","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20003640","attributes":{"alt":"","class"...