Урок литературного чтения в 3 классе
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Мержинская Валентина Владимировна

Открытый урок проведенный в 3 классе по теме: " Определение темы стихотворения А.С. Пушкина "Зимний вечер" ".

Урок проведен в форме заседания литературного клуба.

Урок соответствует ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin.rar2.74 МБ
Файл Музыка к презентации2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Мержинская Валентина Владимировна

Учитель начальных классов

БОУ СОШ №1 ст. Динская

Класс: 3

ТЕМА: Определение темы стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер».

Оборудование:  портрет А.С.Пушкина,Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова  «Литературное чтение 3 класс»– М.: Вентана-Граф., рабочая тетрадь на печатной основе Л.А. Ефросинина «Литературное чтение 3класс» , творческие работы детей к сказкам Пушкина, выставка детских книг из личных библиотек учащихся, презентация для объяснения новой темы урока.

Планируемые результаты:

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Принимать и сохранять учебную задачу. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. Устанавливать причинно-следственные связи.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Задавать вопросы, контролировать действия партнера. Формулировать собственное мнение и позицию.

Умения:

  1. Различать стихотворные строки, строфы (восьмистишье).
  2. Выразительно читать стихи: выбирать нужный тон, темп чтения, указывать паузы, выделять при чтении логические ударения (важные слова).
  3. Находить олицетворения в тексте и употреблять их в речи.

План урока.

Этапы урока

Умения

1.Организационный момент:

Звенит звонок, зовёт звонок,

Пора нам начинать урок.

2.Постановка целей и задач:

Сегодня мы проводим урок-заседание литературного клуба. А что такое клуб? (Место, где встречаются люди с общими интересами). Объединил нас на сегодняшнем заседании клуба замечательный русский поэт А.С. Пушкин. (На доску укреплен портрет Пушкина)

3. Работа в группах.

Литературная разминка (вопросы 3 командам)

-Кого называют поэтом?

-Перечислите литературные жанры произведений, написанных Пушкиным. (На доске открыть таблицу с жанрами)

-Краткие сведения биографии Пушкина.(На столах фото Пушкина. Их рассматривают уч-ся).

Выбор группой главного помощника в команде.

4.Проверка домашнего задания.

Э. Бабаев о сказках Пушкина: «Сказки Пушкина! Это первые наши книги. Лучшие. С них начинается наша любовь к русской поэзии. А когда я впервые прочитал сказки Пушкина? Очень давно, когда я еще не умел читать. Сначала я только слушал, запоминал стихи, как музыку. Потом завладел книжками и стал читать сам…Пушкин писал не просто сказки, а сказки в стихах. И сразу начиналась увлекательная игра, как в детском театре. Каждое слово звучит громко и далеко слышно…

Выступление 1 группы- «Сказка о царе Салтане…»

(Зачитывается отрывок наизусть. Вопросы:

-из какой сказки прозвучал отрывок

-как звали царицу и ее сына

-на каком острове происходили чудеса)

2группа- «Сказка о попе…»

(Зачитывается отрывок наизусть. Вопросы:

-какое название у сказки

-кто главные герои

-чему учит сказка)

3 группа- «Сказка о мертвой царевне…»

(Зачитывается отрывок наизусть. Вопросы:

-

-

( По мере выступления групп дети на доске делают выставку творческих работ по сказкам Пушкина)

Физкультминутка

Стихи Пушкина не менее интересный жанр литературного творчества, о котором хотелось бы рассказать.

1группа- отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».

2группа- отрывок из поэмы «Евгений Онегин»- «Вот север, тучи нагоняя..»

3 группа- стих «Няне».

(Ребята читают стихи Пушкина, а группы задают вопросы чтецам. Например: Нравятся ли стихи Пушкина? Чем? Почему? Что такое олицетворение? Приведите примеры. Как звали няню Пушкина?)

Оценка работы групп:Работа какой группы вам понравилась больше. Предложения: поставить хорошие оценки! (Выставление оценок)

Выставка книг А.С. Пушкина из личных библиотек учащихся.

5. Изучение нового материала:

Сегодня на заседании клуба мы с вами продолжим знакомство с творчеством Александра Сергеевича.  «Зимний вечер»- так называется это стихотворение Стих был написан в период пребывания в ссылке, когда все друзья и родные были вдали от него. И только няня, Арина Родионовна, не покидала поэта.

Включается запись прочтения стиха.

СЛАЙДЫ 1,2,3,4,5- картины зимнего вечера, суровой зимы.

-Какое настроение было у вас, когда вы смотрели на суровую, снежную, холодную,злую зиму?

-Теперь представьте, что творилось в душе поэта,  когда он был один в далеком селе Михайловском, да

еще и погода за окном не вызывала радости?

-О чем это стихотворение? Какова его тема?

СЛАЙД 6

Словарная работа. Какое слово выделено? Кто может объяснить.

СЛАЙД 7

Веретено

Работа в парах: (книга стр.117)

прочтение стиха по очереди друг другу.

-К кому обращены слова поэта?

-Как он называет няню?

-С чем сравнивает поэт бурю?

-Как в стихах называют сравнение? (Олицетворение)

Физкультминутка

6.Закрепление изученного:

Самостоятельная работа:

работа в тетради на стр.56-57.

Проверка задания: какой вопрос вызвал затруднение?

СЛАЙД 8- Проверка понятия восьмистишье.

7.Итог урока:

-Какова тема стиха А.С. Пушкина «Зимний вечер»?

Д/З-выразительное чтение стиха.

8.Рефлексия:

Какое открытие каждый из вас сделал? (Выслушать мнение детей)

Заседание клуба считаю закрытым. Всем спасибо!

Принимать и сохранять учебную задачу.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Задавать вопросы, контролировать действия партнера.

Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Задавать вопросы, контролировать действия партнера.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Формулировать собствен-

ное мнение и позицию.


Список использованных источников:

  1. А) Материалы из книг (ксерокопии):

 Картинка со стихотворением «Зимний вечер»: Книга Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова  «Литературное чтение 3 класс»– М.: Вентана-Граф.

Портрет Пушкина с няней:  А.С.Пушкин 2-е издание. Открытки. Москва 1987

  1. Б) активные ссылки на страницы материалов в Интернете:

Изображение веретена:

1.http://sob.ru/uyut/tri-devitsyi-pod-oknom-pryali-pozdno-vecherkom 

2. http://poshiv.peterlife.ru/tkani-textil/034.html 

Зимний лес:

http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post156046834/ 

Зимний вечер:

http://www.2dstudio.ru/photo.php?id=11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...