Урок по развитию речи "В мире сказок"
план-конспект урока по чтению по теме

Литовченко Марина Владимировна

Урок проводится в игровой форме. Данный материал можно использовать во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_razvitiyu_rechi_v_mire_skazok.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи

"Малышкина школа"-

  курсы подготовки к поступлению в школу

«В мире сказок»

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №511

Литовченко Марина Владимировна

Санкт-Петербург

24.11.2012 г.

Тема: «В мире сказок»

Задачи  через образовательные области:

Образовательная область
«Чтение художественной литературы»

  1. формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  2. приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Образовательная область «Социализация»

  1. развитие игровой деятельности детей;
  2. формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Образовательная область «Здоровье»

  1. сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

Образовательная область «Познание»

  1. развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  2. формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Образовательная область «Коммуникация»

  1. развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

Образовательная область
«Музыка»

  1. приобщение к музыкальному искусству.
  2. Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, презентация к уроку  «В мире сказок», сундук с заданиями, сказка «Репка», музыкальное сопровождение к физкультминутке.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Придумано кем-то

Просто и мудро-

При встрече здороваться: «Доброе утро!

Доброе утро, и солнцу, и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!»

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

Учащиеся здороваются с учителем.

2. Актуализация знаний, постановка проблемы.

-Каждый человек с самого раннего возраста знакомится со сказками. Это самые первые произведения, которые начинают читать человеку. Ведь именно благодаря сказке, мы становимся добрей, учимся осуждать зло, восхищаться добротой.

- Ребята, а знаете ли вы, что такое сказка? (Сказка – выдумка. Сказка - это чудо! Сказка - это волшебный мир, в который автор погружает нас с тем, чтобы показать, что лучше быть добрым, честным.)

Тихо, тихо сядем рядом

Сказка, сказка входит в дом.

В удивительном наряде,

В разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены,

Вся земля видна вокруг.

Плещут волны речкой пенной

Чутко дремлют лес и луг

Вдоль бегут степные тропки

Тают в дымке голубой,

Это сказка нас торопит

И зовет всех за собой.

(Вдруг учитель находит сундучок с замком, но без ключа.)

-Ребята, что это? (Сундучок)

- Но он закрыт. А Ключа я не вижу. Как же быть? Мне кажется мы уже в сказке.

Слушают учителя.

Пытаются ответить на поставленный вопрос.

(Сундучок)

3. Путешествие в сказку.

- Ребята, я приглашаю вас отправиться в путешествие в сказку - в мир добра, чудес и волшебства.

- Дорога будет трудной. Вы готовы встретиться с чудесами и загадками, ответить на все вопросы сказочного леса, преодолеть все препятствия?

- И, может быть, нам удастся найти ключ от заветного сундучка.

- Тогда в путь! Только скажите мне сначала, какие волшебные предметы или существа помогают сказочным героям путешествовать.

-Ребята, а ещё в сказках есть волшебные слова и предлагаю поиграть в игру, которая так и называется – «Волшебные слова».

(Ответы детей: сапоги-скороходы, ковер-самолет, летучий корабль, клубочек, метла, ступа, печка, избушка на курьих ножках, серый волк, Сивка-бурка).

4. Игра  «Волшебные слова».

Вспомните, кто говорил такие волшебные слова и в какой сказке:

• По щучьему веленью, по моему хотенью.

• Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли – быть по моему вели.

• Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи.

• Крекс, фекс, пекс!

-Молодцы, ребята!

Емеля, «По щучьему веленью»

Женя, «Цветик – семицветик»

Царица, «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях»

Буратино, «Золотой ключик, или приключения Буратино»

5. Физминутка.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в стороны развел –

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Выполняют физминутку под руководством учителя.

6. Узнайте сказку.

-Мы продолжаем путешествовать по страницам сказок и сейчас, ребятки, «Узнайте сказку»:

1.У Алёнушки – сестрицы

   Унесли братишку птицы.

   Высоко они летят,

   Далеко они глядят.

 «Гуси-лебеди»

2. Ждали маму с молоком,

   А пустили волка дом…

   Кем же были эти

   Маленькие дети?

   (Семеро козлят)

3. Нет ни речки, ни пруда.

   Где воды напиться?

   Очень вкусная вода

   В ямке от копытца.

  «Сестрица Аленушка

  и братец Иванушка»

4. Убежали от грязнули

    Чашки, ложки и кастрюли.

    Ищет их она, зовёт

    И в печали слёзы льёт.

    (Федора)

5. Сладких яблок аромат

   Заманил ту птицу в сад.

   Перья светятся огнём

   И светло в ночи, как днём.

  (Жар – птица)

6. Круглолиц, без рук, без ног,
   Он из сказки... (Колобок)

7. Стрела молодца угодила в болото,
   Ну где же невеста? Жениться охота!
   А вот и невеста, глаза на макушке.
   Невесту зовут …

8. Он сиреневый такой.

    Машет весело рукой.

    Он свалился к нам с луны.

    Знают, любят малыши.

    (Лунтик)

9.Постучится в нашу дверь

    Необычный чудо-зверь.

    Он в коричневой рубашке

    Ушки-блюдца нараспашку.

    (Чебурашка)

10. Что за сказка: кошка, внучка,

      Мышь, ещё собака Жучка

      Деду с бабой помогали,

      Корнеплоды собирали?

      (Репка)

Отгадывают загадки.

7. Восстановление  деформированных эпизодов сказки.

На экране иллюстрации из сказки «Репка» расположены не по порядку.)

- Ребята, посмотрите всё ли верно на иллюстрации? А что же здесь не так. Давайте разбираться.

- Ребята, у вас на партах картинки. К какому моменту сказки мы можем отнести эту картинку?

-Всё ли на картинке верно?

- Он тоже радуется с нашими героями из сказки «Репка». А у вас такая же красивая картинка, как и у меня?

- Давайте сделаем её поярче.

- Найдите шляпу деда и раскрасьте её коричневым карандашом. Раскрашиваем аккуратно, не выходя за пределы рисунка.

- Платок бабки раскрасьте красным карандашом.

-У внучки раскрасьте волосы жёлтым карандашом.

- А сейчас найдите самого маленького героя этой сказки и раскрасьте его в серый цвет.

- А сейчас возьмём зелёный карандаш и заштрихуем листья репки.

-Какие вы молодцы! Как красиво у вас получается! Ребята, а кто хочет,  может раскрасить этот рисунок дома.

Дети вспоминают сказку и пересказывают её.

Конец сказки.

Нет, лишний сказочный герой-Буратино, он из другой сказки.

Нет, она не раскрашена.

Раскрашивают картинку, выполняя инструкцию учителя.

8. Появление Бабы-Яги.

(Раздаётся: -КХЕ! КХЕ!)

- Кто бы это мог быть? Кто так делает?

Ребята, а кто знает, что это за:

Бабушка в лесу живёт,

Травы - зелье собирает,

Пол в избе метлой метёт.

В ступе по небу летает,

Из кости её нога.

Эту бабу звать ...    

(В дверь влетает конверт)

(На слайде Баба-Яга)

- Что это? Похоже на письмо.

(В конверте: 1.Письмо от Бабы - Яги: -Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки. Я мимо пролетала и чудом услыхала, что у вас тут веселье, по сказкам гуляете и меня, старушку, не забываете. А у меня тоже для вас задания есть, 2 конверта с заданиями, на дне ключ от сундучка, но дети его не видят.)

- Но вижу вы устали. Так давайте отдохнём, вместе танцевать начнём.  

Эту бабу звать ...    

ЯГА

Слушают текст письма.

9. Физминутка

Музыкальная физминутка.

«Вперёд 4 шага, назад 4 шага».

Выполняют физминутку.

10. Задания от Бабы-Яги.

1 задание Бабы-Яги.

Играющим необходимо вспомнить и дать правильные названия сказок.

«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»

«Иван-царевич и зеленый волк»

«Лисичка-сестричка и серая мышь»

«По собачьему веленью»

 «Сивка-будка»

«Плавучий корабль»

«Волк и 7 тигрят»

«Пашенька и медведь»

«Гуси-вороны»

«Царевна-индюшка»

Все-то вы знаете, обо всем-то вы читаете, но следующее мое задание будет сложнейшим.

2 задание Бабы-Яги.

Загадки-обманки (загадки о сказочных героях).

1. С голубыми волосами

И огромными глазами.

Эта кукла-актриса,

И зовут ее (Мальвина)

2. Потерял он как-то хвостик,

Но его вернули гости.

Он ворчлив, как старичок.

Этот грустный (Ослик)

3. Он большой шалун и комик,

У него на крыше домик.

Хвастунишка и зазнайка,

А зовут его (Карлсон)

4. Много дней он был в пути,

Чтоб жену свою найти,

А помог ему клубок.

Его звали (Иван-царевич)

5. В Простоквашино он жил

И с Матроскиным дружил.

Простоват он был немножко.

Звали песика (Шарик)

6. Он гулял по лесу смело.

Но лиса героя съела.

На прощанье спел бедняжка.

Его звали (Колобок)

- Ой, ребятки – молодцы, все задания Бабы-Яги выполнили.

-Ребята, посмотрите а ведь здесь, в конверте, ключик есть. Что же можно открыть этим ключом?

-Давайте попробуем!- Ура, получилось!

- Здесь письмо. Да это же письмо от Бабы-Яги:

В сказку мне пора опять, Меня будете вспоминать?

Буду в сказках снова жить

И добро и зло творить.

А по праздникам, ребятки,

Буду в гости приходить.

Без меня вы не скучайте

Про меня всегда читайте

И не верьте, я не злая

Я хорошая такая.

А для вас, мои дорогие, я оставила подарочки.

(В сундучке медальки)

Внимательно слушают, исправляют ошибки в названиях сказок.

Отгадывают загадки-обманки.

Сундучок.

Получают медальки от Бабы-Яги.

11. Итог занятия. Рефлексия.

-Ну, вот и закончилось наше сказочное путешествие.

Ребята, трудно было? А что было труднее всего? А что понравилось?

Так чему нас учат сказки?

Сказка учит нас дружить,

Верным быть и честно жить

Пусть живут герои сказок в мире детском озорном

Чаще пусть волшебники к нам заглядывают в дом.

- Ребята, наше занятие подошло к концу. До новых встреч!

Отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по развитию речи и окружающему миру в 4 классе(VIIIвида)2-й вариант

Этот урок составлен для детей с ОВЗ, обучающихся в классе по программе "особый ребёнок"....

Урок по развитию речи и окружающему миру "Волк и семеро козлят".

Данный урок ориентирован на возрастную группу детей 4-го класса "Ообый ребёнок" и направлен на развитие связной и диалогической речи учащихся, на выработку умения отвечать на заданный вопрос полным пр...

Методическая разработка интегрированного урока по развитию речи и окружающего мира "Прощание с зимой" 2-3 класс УМК любой.

В зависимости от подготовки учащихся данную разработку можно использовать во 2-ом или 3-ем классе как для урока, так и для внеурочной деятельности. Дается много заданий для развития познавательных спо...

Урок по развитию речи на основе знакомства с окружающим миром "Посуда. Виды посуды.Уход за ней."

Урок по развитию речи, целью которого является формирование обобщенного понятия посуда и уход за ней.Данный урок носит образовательные задачи: развивать словообразовательную функцию; составлять распро...

Технологическая карта интегрированного урока чтение - русский язык"Сказки Андерсена. Развитие речи Сочинение сказок"

Через музыку Э. Грига дети погружаются в удивительный мир сказочника.На столе гаснут свечи. Великий сказочник покидает класс. Но его духом пронизаны творческие работы ребят....