Урок литературного чтения во 2 классе
методическая разработка (чтение, 2 класс) по теме

Салогуб Марина Викторовна

Урок литературного чтения во втором классе И.А.Крылова "Слон и Моська"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_basni_krylova.doc430.5 КБ

Предварительный просмотр:










Урок литературного чтения во втором классе





Тема:Путешествие в 19 век. И.А.Крылов «Слон и моська»





















                                                Подготовила:



                                         учитель начальных классов



                                                I квалификационной категории



                                               МОУ «Лицей №4» г.Саратова  



                                                                  Салогуб Марина Викторовна



                         






















Тип урока: Урок усвоения новых знаний

1.Содержание урока по этапам в соответствии с типом урока:

а) организационный этап

б) постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

в) актуализация знаний

г)первичное усвоение новых знаний

д) первичная проверка понимания

е) первичное закрепление

ж) домашнее задание

з) рефлексия

  1. Основные предметные умения и предметные цели

     предметное умение: творчески добывать и использовать знания для

     принятия решений в различных жизненных ситуациях

     предметные цели: ознакомление с особенностями художественного слова,

     обогащение и уточнение словарного запаса, введение в образный мир

     отечественной литературы

     3. Общеучебные умения и основные общеучебные цели:

       Общеучебные умения: организационные

       Общеучебные цели: читать и анализировать литературные тексты,

       представленные различными жанрами

а) учиться намечать цель работы (предметную)

б) учиться выстраивать план работы (предметный алгоритм)

в) продолжать учиться оценивать результат своих действий

     4.Цели урока, которые должны быть названы детьми в конце урока

      Предметные: вспомнили

      Первых баснописцев Эзопа, Лафонтена, Александра Шишкова.

      Особенные возможности басен.

      Пригодность басен для детского чтения, чтения по ролям и инсценирования.

      Общеучебные: учились

     Оценивать полученные результаты, грамотно формулировать и отстаивать

     свою точку зрения.

Ход урока

Этапы урока

Выполняемые задания

Комментарии

1. Организационный момент





1. Цель: проверить готовность детей к уроку.

- Вместе с главными героями Олей и Игорем мы отправляемся в путешествие по литературной стране. Давайте вспомним куда мы путешествовали раньше?

- С кем встречались?

-Кого запомнили?

(Работа с доской — 1 и 2 путешествие)

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

















слайд

2. Цель: учить детей самостоятельно формулировать тему и предметные и общеучебные цели урока

-Отправляемся в Москву 19 века. Итак: Москва, «Книжная лавка».

(входит ученик в старинной одежде, в руках томик Эзопа)

-Здравствуйте!

- Здравствуйте!

- Интересуетесь баснями Эзопа?

- Да, и весьма. А каковы ваши интересы, позвольте узнать?

- Наш класс интересуется детским чтением. С кем имеем честь общаться?

- Крылов Иван Андреевич.

- Мв знакомы с Вашими баснями и пьесами, жаль только, что они не всегда пригодны для детского чтения, хотя и поучительны.

- Отнюдь нет. Я так не считаю. Ведь через сатиру и юмор гораздо легче и проще показать человеческие недостатки и пороки. Донести до читателя замысел писателя. Так то!

- Итак, ребята, вы уже поняли, что мы встретились с великим баснописцем 19 века И.А.Крыловым.

Создание мотивации к уроку

3. Актуализация знаний










3. Цель: установить преемственность связей новых и прежних знаний.

Работа с «Толковым словарём» С.И.Ожегова

- А что же такое «басня»?

- Точное определение можно прочитать в «Толковом словаре» С.И.Ожегова (стр.14) (читает ученик)

- Несмотря на долгую историю жанра басни, басенных сюжетов не так уж много. Они переходят от одного автора к другому.

- Кто являлся родоначальником басни? Кого вы можете назвать?

(Древнегреческий поэт Эзоп и французский писатель Лафонтен)

- Почему так происходит? Сюжеты не устаревают, а басни всегда интересны. (Человеческие пороки неизменные и трудно исправимы, поэтому не меняется сюжет, а сами басни актуальны).

Формирование общенаучных организационных умений; учились называть цель работы.

4. Первичное усвоение новых знаний















слайд

4. Цель: обеспечить восприятие, осмысление первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

а) обсуждение выставки рисунков к басням И.А.Крыова

- Какие басни вы читали?

- Что запомнилось?

- Поняли ли вы что такое басни из монолога писателя?

- Сохраняет ли поучительность литература для детей 19 века?

- О какой особенной возможности басни поучать говорил И.А.Крылов? (басни смешны, через смех легко довести до детского ума мысль о вреде плохих привычек и свойств человеческого характера)

Физминутка

б) переход к анализу басни

- О чём может быть эта басня?

- Какова её тема?

- Оправдались ли ваши предположения?

- Докажите, пользуясь определением из «Толкового словаря», что это басня.

- Где происходят события?

- Какая история описывается?

- Кто герои басни? Опишите каждого (Что делает? Что  говорит? Как выглядит?)

- Над кем из них смеётся автор?

- Где особенно сильно звучит ирония? (зачитайте?)

- Есть ли здесь прямо сформулированное поучение, т.е. Мораль?

- Что чему противопоставляется?

в) работа в тетради стр.39 №6

- Сформулируйте и запишите поучение.

- Можно ли с подобными Моськами встретиться в реальной жизни?

- Что осуждает Иван Андреевич Крылов в этой басне (глупость, нахальство, завышенное самомнение)  
















Строить цепочки логических рассуждений, используя сведения, взятые из литературного произведения

5. Первичная проверка понимания

5. Цель: Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала, выявить пробелы, неверное представление и корректировать их.

 Фронтальная работа.

Работа с текстом, словарем. Подготовка к выразительному чтению , чтению по ролям (отметить роли карандашом)

На доске: напоказ, отколе, духу придает, диковинка, метаться на него , зеваки и забияки.

Чтение басни по ролям, оценивание аргументирование.

Прослушивание записи басни «Слон и Моська» в исполнении Игоря Владимировича Ильинского.

Предметная линия развития

1. Читать и давать объяснения устаревшим словам

2. Пробовать себя в качестве артиста

6. Первичное закрепление














6. Цель: обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения знакомой и измененной ситуации

Работа в паре.

Выполнение задания в рабочей тетради стр. 37 №1

а) Басня — это короткий рассказ, чаще в стихах. Герои — животные, как сформулирован вывод — мораль в несколько строк, авторская позиция — скрыта, какой смысл — иносказательный, предлагает читателю оценить самостоятельно.

б) Выберите подходящую пословицу, которая могла бы заключать в себе мораль

«Молодец среди овец, а на молодца и сам овца»,

«По себе людей не судят»

«Где родился, там и сгодился»

«Как аукнется, так и откликнется»

«Не пори , когда шить нек умеешь»

«Не рой другому яму, сам в нее и попадешь»

Формирование коммуникативных умений













7. Домашнее задание

 7. Цель: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

а) выполнить задание в рабочей тетради стр. 38,

б) баню «Слон и Моська» выучить наизусть,

в) подготовить рассказ о жизни и творчестве И.А.Крылова

Оценки за урок

8. Рефлексия








слайд

8. Цель: дать оценку успешности достижений цели и наметить парспективу последующей работы

Подведение итогов урока

- Так пригодны ли басни для детского чтения?

- Можно ли сыграть басню?

- Зазвучит ли она по-новому при инсценировке?

- А что нового узнали об И.А. Крылове?Благодарные потомки поставили памятник великому баснописцу В Санкт -Петербурге В Летнем саду. И все герои его басен рядом с ним; рядом с дедушкой Крыловым, который оставил богатейшее наследие и все мы до сих пор наслаждаемся его творчеством.

Вы хорошо работали на уроке. Молодцы!  

Организациооные, общеучебные умения; учимся оценивать и планировать свою деятельность

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.Карта литературной страны

17 век

I путешествие

Справщик Савватий- первый детский поэт. Готовил к изданию басни Эзопа.

Симеон Полоцкий

Карион Истомин

18 век

II путешествие

Сергей Аксаков

Андрей Болотов

Николай Новиков

Александр Шишков и его басни.

Журнал «Детское чтение для сердца и разума»

19 век

III путешествие

И.А.Крылов

басни

2.

3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...