Конспект урока во2 классе М.М.Пришвина "Ребята и утята".
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Громова Светлана Аркадьевна

Конспект урока по формированию УУД учащихся, овладению новыми знаниями и способами деятельности на содержании произведения М.М.Пришвина "Ребята и утята".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_liter.chteniya_m.prishvina.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2-м классе. Пришвин М.М. "Ребята и утята"

Цель урока: организовать деятельность учащихся по овладению новыми знаниями и способами деятельности на содержании произведения М.М.Пришвина "Ребята и утята".

Задачи:
личностные:

     формировать у учащихся ценностно-смысловые установки, направленные

                 на охрану окружающей среды;

                мотивацию к обучению и познанию;

метапредметные – развивать у учащихся умения:

               отвечать на вопросы;

              находить в вопросе ключевое слово;

              прогнозировать развитие той или иной ситуации, действия;

              находить доказательства того или иного высказывания;

предметные - развивать у учащихся умения:

              составлять краткий и полный пересказ текста, картинный план текста;

            выразительно читать, читать и пересказывать текст от разных лиц.


Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята! Приступаем к работе на уроке.
Учитель раздает обучающимся карточки, на которых написаны авторы и названия
литературных произведений:

Автор

Произведение

Умения

Н.И. Сладков

“Кошкин щенок”

Отвечать на вопросы.

А.А. Шибаев

“Кто кем становится?”

Соотносить слова, находить рифму.

Б.В. Заходер

“Жила-была собака”

Пользоваться литературным приемом (образ – представление).

И.М. Пивоварова

“Плачет киска в коридоре”

Прогнозировать содержание произведения по заголовку.

В.Д. Берестов

“Они и мы”

Отвечать на вопросы, находить в вопросе ключевое слово.

М.М. Пришвин

“Ребята и утята”

 Определять жанр произведения, читать, пересказывать текст от разных лиц, преобразовывать информацию из текста.

Посмотрите на карточки, соотнесите автора и название произведения,(раскрасьте одним цветом) работайте в парах

Учитель: Воспользуйтесь инструктивной картой еще раз и скажите: что вы уже знаете и умеете, а чему вам еще только предстоит научиться? (Обучающиеся, пользуясь инструктивной картой, отвечают на вопрос учителя.)
Вы уже узнали, что сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Михаила Михайловича Пришвина “Ребята и утята”. Скажите, а каким умением мы овладеем при чтении этого художественного произведения?

Ученики: Читать или пересказывать текст от разных лиц, преобразовывать информацию из текста.

Учитель:
Итак, какова цель нашего урока?

Ученики: Познакомиться с текстом рассказа Михаила Михайловича Пришвина “Ребята и утята”. Научиться пересказывать текст от разных лиц, составлять «Сиеквейн», «Кластер»

Учитель:
Верно. Давайте составим план нашего урока. Мы с вами пока не знакомы с творчеством Михаила Михайловича Пришвина и с рассказом “Ребята и утята”. С чего же нам начать наш урок?

Ученики: Познакомиться с творчеством писателя, с его рассказом.

Учитель:
Верно. Вспомните, чему мы научились на предыдущих уроках, что нам поможет подготовить пересказ?

Ученики:
Составление плана рассказа.

Учитель: Верно. А после того, как план составлен, мы можем перейти к заключительной части урока. Что мы сделаем?

Ученики: Перескажем рассказ, преобразуем информацию из рассказа в «Сиеквейн»,»Кластер»

Учитель: Верно. Итак, повторите еще раз план нашего урока.

Ученики: 1. Знакомство с автором. 2. Знакомство с произведением. 3. Составление плана произведения, преобразуем информацию из рассказа в «Синквейн», «Кластер»
4. Пересказ.5.Тест.6.Подведение итогов.

Учитель: Вы согласны с такой последовательностью работы? Хорошо, тогда начнем. Сегодня мы с вами знакомимся с русским писателем – Михаилом Михайловичем Пришвиным. 

Молодцы, вы справились с заданием. Переходим ко второму пункту нашего плана. Посмотрите на экран. (На экране проектора слайд с загадкой.)
Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
Почему я загадала такую загадку? По каким словам вы определили, о ком идет речь? Найдите
ключевые слова. (Обучающиеся выполняют задание и отвечают на вопросы учителя.)
Учитель: Поработаем в группах. (Учитель делит детей на группы по 4–5 чел.) Каждая группа получит карточку и попробует справиться с заданием. Если у вас что-то не получается, не стесняйтесь задавать вопросы.
Карточка
1. Определите жанр произведения.
2. Найдите слова в тексте, значение которых хотите узнать или уточнить. Воспользуйтесь словарями или Интернетом.
(Обучающимся, которые легко справляются с заданием, можно предложить найти в Инернете информацию об уточке чирок-свистунок.)

Учитель: Я открою часть доски, а вы посмотрите, правильно ли вы дали ответы на первый вопрос. (Обучающиеся сверяют свои ответы с ответами, написанными на доске.) Какие слова вам показались трудными для понимания? (Обучающиеся называют слова и словосочетания, объясняют их значение, например, “паровое поле”, “овсяное поле”, “верста”, “кузница”, “вода спала”. Можно сопроводить ответы обучающихся демонстрацией слайдов с иллюстрациями новых слов и словосочетаний.) Что бы вы хотели еще узнать?
Ученики: Как выглядит уточка, которая называется “чирок-свистунок”?

Учитель:
Заслушаем информацию, которую нашли ребята. (Обучающиеся кратко пересказывают найденную в Интернете информацию, учитель
сопровождает ответ слайдом с изображением чирка-свистунка.) Молодцы! Напомните, что мы с вами должны сделать дальше? Посмотрите на план урока.
Ученики: Составить план рассказа. Восстановить план рассказа.
Учитель: Для этого надо объединиться в 4 группы по 6–7 человек. (Обучающиеся в группах составляют план рассказа, затем сверяют его с планом, приведенном в учебнике.)
Учитель: План рассказа мы с вами составили. Теперь поупражняемся в пересказе. Ребята, вспомните, от кого мы узнали историю, которая произошла с утятами? (Фиксирует слова на доске.)

Ученики: Автор, Пришвин, рассказчик, писатель.

Учитель: Кто еще мог нам рассказать эту историю?

Ученики: Мальчики, ребята.

Учитель: Как вы думаете, одинаково ли будет звучать рассказ разных людей? Давайте проверим. Предлагаю задание для групп. У вас на столах лежат цветные фишки. Объединитесь в группы по цвету фишек. Это задание носит творческий характер. Сами, по желанию, определите уровень сложности задания, которое будет выполнять группа.

Задание 1-го уровня сложности: в выделенном отрывке заменить слово “я” – словами “Пришвин, писатель”. (Называет отрывок для чтения или демонстрирует отрывок на слайде.)

Задание 2-го уровня сложности: заменить, не только слово “я” – словами “Пришвин”, “писатель”, но и слово “ребята” – словами “мы”, “нас”. (Называет отрывок для чтения или демонстрирует отрывок на слайде.)

Теперь прочитаем отрывок, заменяя слова. (Обучающиеся выполняют задание учителя. Группа, которая не читает, внимательно слушает, пытаясь определить, кто мог рассказать эту историю.)

Теперь ответьте мне, одинаково ли звучит рассказ разных людей? (Обучающиеся высказывают свои мысли.)

Посмотрите на слайд, прочитайте пословицы. Они не закончены. Придумайте их окончания. (На слайде пословицы: умел ошибиться, умей и…(исправиться); добрый пример, лучше ста… (слов).)

Найдите, к какому отрывку рассказа подходят эти пословицы. (Обучающиеся выполняют задание.)

Молодцы! Теперь давайте вернемся к
плану урока. Как вы думаете, мы его выполнили? (Обучающиеся предлагают свои ответы.) Сделаем вывод по инструктивной карте.

Найдите в карте те умения, которыми вы пользовались на уроке, закрасьте кружки цветом, которым записано в инструктивной карте название изученного нами сегодня литературного произведения. (Обучающиеся выполняют задание.)

В инструктивной карте перечислены
литературные произведения раздела “О братьях наших меньших”. Скажите, какие качества мы разовьем в себе после изучения произведений данного раздела?
Ученики: После изучения данного раздела мы будем внимательнее к миру, окружающему нас, будем уважительнее относиться к животным, понимать значение “братьев наших меньших” в жизни людей.
Учитель: Теперь мне хочется познакомить вас с замечательными словами, которые сказал Михаил Михайлович Пришвин. (Учитель читает цитату, которую также можно представить на слайде.)
“Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища сохранять, – их надо открывать и показывать. Для рыб нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И
охранять природу – значит охранять Родину”.

Ребята, наш урок подходит к концу. Домашнее задание: подготовить
пересказ рассказа “Ребята и утята” от лица любого персонажа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"

Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....

Конспект урока. 1 класс. Тема урока: «Дикие и домашние животные»

Тема урока: «Дикие и домашние животные»  Тип урока:  открытие новых знаний.Цель урока: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных, закрепить знания о животн...

Конспект урока литературного чтения М. Пришвин «Ребята и утята» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с произведением М. Пришвина «Ребята и утята», с творчеством и биографией писателя; развитие навыков выразительного чтения; учить выделят...