Конспект урока внеклассного чтения "Хлеб - всему голова"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Гудзиева Светлана Анастасиевна

Урок внеклассного чтения "Хлеб - всему голова" проведен для учащихся 4 класса  коррекционной школы VIII вида в рамках Декады начальных классов. На уроке использовано произведение местной поэтессы Т.Голуб, региональный материал Кубановедения. В ходе урока использованы современные педтехнологии: ИКТ, театрализация, личностно-ориентированные, коррекционно-развивающие технологии. Урок имеет богатую воспитательную ценность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_chtenie_hleb_-_vsemu_golova.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное  учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная  школа VIII   вида №15  

г.Славянска-на-Кубани  Краснодарского края

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

 «ХЛЕБ – ВСЕМУ  ГОЛОВА»,

Урок, проведенный в рамках Декады начальных классов

для  учащихся 4 класса

Цель: 

1.Знакомить с произведением Т.Голуб, развивать навыки осознанного выразительного чтения с элементами драматизации;

2. Развивать общеречевые навыки, словесно-логическое мышление, внимание, память, активизировать словарный запас;

 3. Формировать первоначальное представление о роли хлеба в жизни каждого человека, знакомить с нелёгким  трудом хлебороба, воспитывать уважительное и  бережное  отношение  к хлебу, тяжёлому труду людей, выращивающих хлеб, гордость за свой родной край – житницу России.

Подготовила и провела

 учитель начальных классов

 Светлана Анастасиевна Гудзиева

ХОД  УРОКА:

  1. Оргмомент
  2. Эмоциональный настрой:

- Посмотрите за окно: какое сегодня красивое высокое голубое небо, словно белые кораблики, плывут по нему облака, солнышко тянет к земле свои нежные лучики, пытаясь согреть каждый стебелёк, каждую былинку, каждую веточку своим теплом, как будто говоря: «Просыпайтесь поскорее, весна уже пришла!». И всё вокруг радуется теплу, ясному дню, солнышку, весне. А какое настроение у вас? Вы уже  повстречались с весной? (тихо звучит музыка)

III. Основная часть:

1. Вводная беседа:

- Весна пришла к нам в гости не с пустыми руками,  припасла она для вас интересную загадку:

        Отгадать легко и быстро:

        Знает батюшку любой –

        Мягкий, пышный и пушистый

        Чёрный, белый и ржаной.

        С хрусткой корочкой душистой

        На столе он главный гость.

        Без него обед не вкусный -

        На Руси так повелось.

- Правильно – это ХЛЕБ. А вы любите хлеб? Какой хлеб вам больше всего нравится? За что вы любите хлеб? Как люди относятся к хлебу? Как вы думаете, почему люди так почитают и уважают хлеб?

2. Чтение наизусть стихотворений, подготовленных детьми к уроку:

                1:    И обед нам не обед, если к супу хлеба нет,

              И не та на вкус картошка, если хлеба нет ни крошки.

              Даже каша с хлебом краше!

              Хлеб, кормилец – пища наша.

              «Хлеб душистый – сила наша, молодецкая еда», -

               Говорил народ всегда.

          2:    И недаром хлеб солдатский наши воины по-братски

              Честно делят меж собой, уходя, на смертный бой.

              Весь в пыли, в крови солдат даже корке хлеба рад.

              Ведь когда стреляют пушки и когда враги вокруг,

              То последнею краюшкой с другом делится лишь друг.

          3:    Если мы хотим кого-то встретить с честью и почётом,

                    То гостей таких встречаем круглым пышным караваем.

              Хлеб для нас не только пища, без которой жизни нет.

              Он – мерило дружбы верной,  доблести  людской пример!

Учитель: На работе и в походе у народа хлеб в почёте.

                     С хлебом русский человек – богатырь из века в век!

3. Актуализация знаний:

- Чтобы вкусный свежий хлеб попал на наш стол, трудится много людей разных профессий. Знаете ли вы как, рождается хлебный каравай? (ответы детей)

Учитель: Пышный, мягкий, пропечённый, подрумяненный слегка,

                    Хлеб с горбушкой золоченной к нам пришёл издалека.

                    Нам пора скорей взглянуть на нелегкий этот путь.

         4:    У пшеницы путь особый,  чтобы зёрна стали сдобой,

                   Нужно солнышком налиться, дождевой воды напиться,

                            Постоять  под небесами  золотыми колосками,

                  Покачаться на ветру  и  однажды поутру

                  Соберут в снопы пшеницу, увезут в село, в станицу

                  На крылатой  мельнице  зёрна перемелются

                    чьей-то доброю рукой  станут зёрнышки мукой.

              Много сит мука пройдет…

                    Белый, серый, сдобный, чёрный хлеб нам пекарь испечёт.

- Видите, какой долгий путь проходит зёрнышко, чтобы превратиться в каравай. Сначала пахарь готовит землю к посеву зерна, сортировщик отбирает самые крепкие, самые лучшие зёрна для посева, сеятель высаживает зерно в подготовленную землю, весь долгий период созревания хлебороб ухаживает за  посевами, оберегая от обильных дождей и злой засухи, сухого ветра и хлебных вредителей. Работа в поле кипит и день, и ночь, не смыкая глаз, трудятся люди, заботясь о хлебной ниве. Когда колосок поспевает,  становится тяжёлым, в поле выходят комбайнеры – начинается жаркая страда – жатва, люди стараются успеть собрать выращенный урожай, чтобы ни один колосок не высыпался на землю. Собранное зерно везут в закрома. Далее из зерна мельник сделает муку, из муки пекарь выпечет пышный душистый каравай.

          5:   Хлеб ржаной, батоны, булки  не добудешь на прогулке:

                  Люди хлеб в полях лелеют,  сил для хлеба не жалеют.

             

- Как нужно относиться к главному богатству на земле? Но, к сожалению, не все об этом помнят и не всегда уважительно и бережно относятся к хлебу.

4. Знакомство с новым произведением. Инсценирование стихотворения Т.Голуб «Хлеб и Маша»

- Послушайте, какой случай произошёл однажды с героиней стихотворения, которое написала наша с вами землячка – Татьяна Голуб.

        Хлеб и Маша.

Каждый день девчонку Машу уговаривала мама:

-Доченька, не будь упряма, с хлебом ешь и суп, и кашу!

Маша хныкала в ответ:

-Не хочу! Не буду! Нет!

Маше бабушка твердила:

- В хлебе, внученька, вся сила,

Съешь-ка сладкий пирожок или сдобный кренделёк.

Маша мякишек щипала и под стол его швыряла.

Долго хлеб молчал, крепился, но однажды рассердился.

Быстро с хлебницы скатился, докатился до двери,

Крикнул Маше:

-Отвори! От тебя я убегу! Жить так больше не могу!

- Убегай! – сказала Маша и открыла настежь дверь, -

Без тебя я стану краше и спокойнее, поверь!

Хлеб ушёл, довольна Маша: не вернётся он назад.

Ест без хлеба простоквашу, и котлету, и салат.

Вместо хлеба на обед стали ей давать конфет.

Два денёчка Маша пела, а на третий – присмирела,

На четвёртый – загрустила, а на пятый – попросила:

- Ой, бабулечка, дружочек, дай мне к чаю пирожочек

Или с маком кренделёк, или хлебушка кусок.

Машет бабушка рукой:

-Маша, Маша, что с тобой?

Ты, наверное, забыла, как ты хлебу нагрубила!

Не вернется  он назад – съешь-ка, детка, шоколад!

Маша в слёзы:

- Что же делать? Я без хлеба похудела!

Я без хлеба не могу! За прощеньем побегу!

Маша к хлебу прибежала, умолять и плакать стала:

- Хлеб, голубчик! Не сердись, в дом скорее воротись!

Без тебя мне дольше дня не прожить! Прости меня!

Хлеб в ответ:

- Я б не сердился и домой бы воротился,

Но пшеничное зерно, сможет ли простить оно?

Маша в поле прибежала, к хлебным зёрнышкам припала:

- Зёрна, злобы не таите, глупую меня простите!

- Мы обиду не таим, мы, конечно же, простим.

Вот простит ли только поле – материнское раздолье?

Маша полю поклонилась, перед полем извинилась.

Был от полюшка ответ:

- Я б простило, слова нет,

но простят ли хлеборобы?

Урожаев мастера до зари вставали,

чтобы стала нивушка щедра.

Рук и силы не жалели, мало спали, наспех ели,

Землю бережно пахали, разрыхляли, удобряли,

Дружно сеяли зерно, а когда взошло оно,

Как ребёнка берегли, выйти в колос помогли.

А теперь, смотри – пшеница золотая колосится.

Маша, ты не забывай, что румяный каравай

Сам собою не растёт – нужен труд и нужен пот

Целой армии людей. Так что к ним иди скорей.

Побежала Маша к людям, стала плакать и просить:

- Больше хлеб швырять не буду, буду хлебом дорожить!

- Что ж, - сказали хлеборобы, - если так, то вот испробуй

Сдобный белый каравай, но урок не забывай!

 Поклонилась Маша людям, каравай на синем блюде

Прямо к сердцу подняла, потому что поняла,

Что пословица права: «Хлеб – всей жизни голова!»

5. Беседа по восприятию  идейного содержания нового произведения:

- Как вы думаете, почему хлеб обиделся на девочку? Как девочка обращалась с хлебом? Как вы думаете, почему она так поступала?

- Какой стала жизнь Маши без хлеба? Почему без хлеба стало плохо?

- Что сделала девочка, чтобы вернуть хлеб? Что поняла девочка, вернув хлеб? Какие еще полезные советы вы можете дать девочке?

6. Актуализация знаний с опорой на жизненный опыт детей.

а) Работа с пословицами:

- Какие еще пословицы о хлебе вы знаете?

(работа по группам с деформированными пословицами: 1 группа – составляет пословицу самостоятельно, 2 группа – составляет пословицу по данному началу, 3 группа – работает под руководством учителя):

-Правильно расставьте слова в пословицах:

АРОМАТНЫЙ ХЛЕБУШКО – ВСЕМУ МИРУ ДЕДУШКА.

БУДЕТ ХЛЕБ – БУДЕТ И ПЕСНЯ.

МНОГО СНЕГА – МНОГО ХЛЕБА.

ХЛЕБ НА СТОЛЕ – МИР В ДОМЕ.

ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА.

КТО ХЛЕБ ОБИЖАЕТ, ТОГО ЛЮДИ НЕ УВАЖАЮТ.

- Как вы понимаете  эти пословицы? Почему так говорят?

б) Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Г.Х.Андерсена.

- К сожалению, бывают такие люди, которые обижают хлеб. Посмотрите, что произошло с девочкой, обидевшей хлеб.

- Как вы думаете, чему научилась девочка, став птицей? Как теперь она будет относиться к хлебу?

7.Обобщение полученных знаний, рефлексия:

- Прочитайте, какие полезные советы даёт нам народная мудрость:

* За столом хлеб доедай, на пол крошки не сметай.

* Хлеба на пол не бросай, труд людской ты уважай.

* Хлебные крошки собери в ладошку, в каждой крошке труд людей, уважай хлеб и жалей.

- Пшеница могла бы по праву стать символом Кубани, потому что Краснодарский край является основным поставщиком хлеба для России.

          6:    Краснодарский хлебный край

                    Растит богатый урожай.

                    В поле трудится станица,

                    Чтобы выросла пшеница –

                    Золотистое зерно,

                    В хлебном колосе росло –

                    Стало пышным караваем,

                    С ним гостей всегда встречаем.

         7:   Кубанский хлеб душист и ароматен,

             С румяной корочкой бока,                    

             На вид красив, на вкус приятен –            

             Ты береги его всегда!        

  1. Итог урока:

- Я думаю, что на сегодняшнем уроке вы узнали много нового и интересного о самом главном богатстве нашей Родины – хлебе, задумались над тем, всегда ли бережно вы относитесь к хлебу, не обижаете ли  его порой. Я верю, что каждый из вас, узнав, какой ценой достается людям каждая горсть зерна, сколько труда многих людей вложено в каждый каравай, будет ценить и уважать хлеб.

 Учитель: Мудрая пословица  права: во все века у всех народов

               Хлеб был и остаётся голова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения "Зимушка-зима"

Конспект урока внеклассного чтения для учащихся начальной школы. Цель: повторить названия зимних месяцев и признаков зимы; развитие читательских умений и навыков, умения    самостоятель...

Конспект урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Сказки и стихи К.И. Чуковского.

В архив входят: 1)Конспект Стихи и сказки К.И.Чуковского.doc 2)Чуковский.pptЗадачи урока:1. Развивать умение читать выразительно, менять ритм и темп при чтении.2. Развивать ассоциативное мышление, пам...

План-конспект урока внеклассного чтения на тему "Сказки о животных". 1 класс

Знакомство детей со сказкой в игровой форме. Дети узнают, что сказки бывают: волшебные, бытовые и сказки о животных. Затем идет знакомство и работа с произведением В.Сутеева "Палочка - выручалочка"....

Конспект урока внеклассного чтения "Сказы старого мастера"

Урок проводится в рамках краеведческого дня "Сказы старого мастера".  Форма урока - нестандартная: урок-превращение. Конспект данного урока представляет собой оригинальный сценарий. Учащиеся полу...

Конспект урока "Матушка - Весна всем людям красна"

Конспект интегрированного урока по внеклассному чтению и ИЗО 4 класс + презентация....