Урок литературного чтения по теме: «П.П. Бажов. Серебряное копытце». 4 класс
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Цыганкова Светлана Владимировна

Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Свои произведения Бажов называл сказами. В его сказах встречаются люди, которые могли  бы жить рядом с нами: старик Кокованя, Дарёнка, Данилушко, но рядом с обычными – сказочные: Медной горы Хозяйка, Великий полоз, ящерки. «Серебряное копытце» это сказ. Почему это сказ? Так как в нём умело переплетаются  фантастика, элементы вымысла и реальности. На этом уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас  с вами, и что нравится в людях Бажову, рассмотреть характеры героев и их взаимоотношения.

В ходе урока формируются умения строить умозаключения, обобщать, делать выводы.   Предусмотрены разнообразные виды и формы работы.

Например,  упражнение  «Синквейн», предназначенное для развития творческих способностей учащихся. Использование информационно- коммуникационных технологий  позволило разнообразить формы и методы работы на уроке.       Групповая форма организации деятельности учащихся  (работа в парах)  направлена на формирование умения работать в коллективе, воспитывает чувство взаимоподдержки,  взаимоответственности за конечный результат.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_serebryanoe_kopytce.doc698 КБ

Предварительный просмотр:

Цыганкова Светлана Владимировна                            


Тема урока.  П.П. Бажов. "Серебряное копытце.  4 класс

Цель.

  1.  Проверить знания произведения  Бажова “Серебряное копытце”; обучать чтению по ролям, умению характеризовать поступки героев.

Задачи урока.

  1. Обучать умению рассматривать характеры героев и их  взаимоотношения.
  2. Совершенствовать навык беглого чтения; обогащать словарный запас; учить составлению портретной характеристики героев; раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой;
  3.  Ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

 Уч. -    Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок. Но прежде давайте поприветствуем  наших гостей, которых мы очень рады видеть.

2. Актуализация знаний.

  1. Прочитать эпиграф к сегодняшнему уроку.     (Слайды 1-3.)

Учитель. - Что помогает нам раскрывать неизведанные тайны? Из каких источников мы узнали  о Ледовом побоище и об  Александре Невском, о великом

царе  Петре I, о том, что наша планета третья от солнца?  (Из книг).

Учитель. - Действительно, конечно из книг.

  1. Чтение высказываний о книгах.    (Слайд 4).

Учитель. - Какое из высказываний  великих людей для вас более точно определяет

назначение книги?  (Учащиеся, прочитав высказывание о книгах, объясняют свой выбор).

3.Введение в тему.

Уч. – Действительно в книге ищи не буквы, а мысли. Сегодня мы продолжим знакомство с замечательным сказом Павла Петровича  Бажова  «Серебряное копытце». Мы будем читать произведение по ролям, работать по содержанию текста.

    Но прежде выполним упражнение для развития зрительной памяти и небольшую творческую работу.

4. Развитие зрительной памяти. Игра «День - ночь».    (Слайд 5).

  1. Прочитать текст.

  «Вышел старик-годовик. Стал махать рукавом! пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул он первый раз, и полетели первые три птицы».

Учитель. - Кто такой старик-годовик?

-  Сколько в году месяцев?

-  Что за птиц он выпускал?

-  Каких птиц старик-годовик выпустил

на данный момент времени?

Учитель.- А теперь поиграем.

(На слово «Ночь!» дети закрывают глаза, некоторые из слов в тексте исчезают. На слово «День!» дети восстанавливают текст.)

Учитель.- По-старославянски зимние  месяцы имели такие названия:                                     (Слайд 6).         

Декабрь - студень;

январь   - сечень;

февраль  - лютый

4. Творческая работа. Работа в группах.

  1. Составить  «синквейн»   на слово «Зима».

(Слово  «синквейн»  происходит от французского слова «пять». Это короткая стихотворная форма. Состоит из пяти строк. Пишется такое стихотворение по особым правилам. Существительное  - ЗИМА,  два прилагательных, раскрывающие характерные признаки предмета, три глагола, раскрывающие действия предмета. Затем предложение, указывающее  суть предмета, усиливающее предыдущие две строки. Слово, связанное с первым словом, отражающее сущность темы.

 Уч. – Зиму можно не только увидеть, но и услышать.  

  (Звучит музыка А. Вивальди  «Зима»)  

       

5. Работа по теме урока.   

  Учитель. - Сейчас мы с вами мысленно перенесёмся на много лет назад в русскую деревню, точнее на Урал. Когда не было компьютеров, современной техники и даже света. Крестьяне по вечерам зажигали лучину (щепка, пропитанная керосином). И долгие зимние вечера  они коротали за рукоделием: пряли, вязали и, конечно, рассказывали сказки.  

    Учитель.-  А мы продолжим знакомиться со сказом П.П. Бажова  «Серебряное копытце».

Учитель.-  Вы уже прочитали сказ. Давайте проверим, насколько вы хорошо знаете текст.  Тест по карточкам.

1. Как звали отца Даренки?

    А) Григорий

    Б) Георгий

    В) Гаврила

2. На какой ноге у козлика серебряное копытце?

   А) на левой передней

   Б) на правой передней

   В) на задней правой

3. Кошка Муренка была

  А) белая

   Б) серая

   В) бурая

4. Сколько веточек на рожке козлика?

   А) пять

   Б) восемь

   В) семь

5.  Сколько раз Серебряное копытце показался Даренке?

   А) 1

   Б) 2

   В) 3

6. На покосном ложке люди еще долго находили камни. А большинство камней,  какого цвета?

   А) голубого

   Б) розового

   В) зеленого

 (Ключ:    А,  Б,  В,  А, В,  В.)                

 

6. Чтение по ролям.

Уч. – Назовите героев сказа, назовите волшебных героев. ( Кошка Мурёнка,  козлик  Серебряное копытце).

- Как они связаны? (У них один язык, они понимают  друг друга.  Оба окружены тайной).

- Прочитаем по ролям II часть текста.

7. Работа по содержанию текста.

- Почему козлик Серебряное копытце показался именно Дарёнке и Коковане,  да ещё подарил камни - самоцветы Дарёнке?  (У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не поддаются искушению, не жадничают, прекрасно понимают, что богатство не синоним счастья).

-За что же герои были награждены? (они награждены за доброту, за любовь, за душевность и ласку.)

  1. Работа по карточкам в группах.  

   Составить рассказ о Серебряном Копытце (выборочный пересказ).

Впиши нужные слова.

Козлик этот __________________. У него на правой   передней ноге______________ копытце. Ростом он не выше __________, ножки _______________, головка ____________. А рожки у козлика на _____________. Шерстка у него летом _________________, а зимой_________ . Кормится ______________, а зимой_________ .

(Особенный, серебряное, стола, тоненькие, лёгонькая, 5 веток, буренькая,  серенькая, травкой да листиком, стожки подъедает).

  1. Сравнение сказки и сказа.

     Уч. -   Павел Петрович много ездил по Уралу, записывал легенды, сказы, сказки, старинные истории, которыми славиться Урал.

- Почему Бажов называл свои произведения сказами?   Чем похожи сказка и сказ?

( Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях. Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик.)

Сказка

Сказ

Вымысел

Описание реальных событий с элементами сказки, вымысла

Сказочные герои и события

Главная тема - жизнь и быт рабочих Урала

Сказочные предметы

Главные герои – рабочие, мастера, добытчики

 

Есть волшебные предметы

 

Есть сказочные герои и события

 

Рассказчик

8. Итог урока.

Уч. - О чём сказ Бажова? Выбери самую точную формулировку.

А)  Человек должен любить животных.

Б)  Очень важно быть скромным.

В)  Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.

- Бажов  ценил в людях доброту, честность и упорство, поэтому самых лучших своих героев наделил именно этими качествами.

- А что лично для себя вы смогли извлечь из этого произведения?

10. Домашнее задание.

1. Придумайте рассказ о том, как сложится дальнейшая судьба Даренки, кем она станет, как проживет свою жизнь.

2. Прочитать другие произведения  Бажова, узнать о других героях.

Студень (декабрь)

Сечень (январь)

Лютый (февраль)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме:"П.П.Бажов. Серебрянное копытце"

Урок литературного чтения по  теме: "П.П.Бажова. Серебрянное копытце"....

Урок литературного чтения по теме П.П. Бажов "Серебряное копытце"

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. На нём используется парная и групповая работа. Урок дает возможность каждому ребенку проявить свои способности....

Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»

Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...

План-конспект урока литературного чтения по теме: П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Цели урока:Обучающие:  повышать интерес к чтению литературных произведений на основе их исследования,  обучать умению рассматривать характеры героев и их  взаимоотношения.Развивающие:...

Урок литературного чтения по теме: П.П.Бажов «Серебряное копытце» 4 класс

На данном уроке литературного чтения я познакомила детей с творчеством П.П.Бажова, с его сказами. Мне хотелось, чтобы дети, знакомясь с произведениями автора, смогли прикоснуться к прекрасному, сказоч...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме П. П. Бажов «Серебряное копытце»

ТемаП. П. Бажов «Серебряное копытце» ЦельПознакомить с жизнью и творчеством П. Бажова; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать пам...

Методическая разработка урока литературного чтения на тему П.П.Бажов "Серебряное копытце"4 класс

Методическая разработка урока литературного чтения на тему П.П.Бажов "Серебряное копытце" 4 класс...