План-конспект урока литературного чтения по теме: П.П. Бажов «Серебряное копытце»
план-конспект урока по чтению

Иванова Лилия Николаевна

Цели урока:

Обучающие:  повышать интерес к чтению литературных произведений на основе их исследования,  обучать умению рассматривать характеры героев и их  взаимоотношения.

Развивающие:  развивать умения работать с текстом, обобщать и сравнивать прочитанный материал, продолжить формировать навыки анализа художественного произведения,  выразительного чтения, развивать грамотную устную речь.

Воспитательные:  ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств, умения сотрудничать, доказывать свою точку зрения при работе в парах, объективно оценивать работу во время самопроверки и взаимопроверки на всех этапах урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon serebryanoe_kopyttse2.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературного чтения по теме:

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Цели урока:

Обучающие:  повышать интерес к чтению литературных произведений на основе их исследования,  обучать умению рассматривать характеры героев и их  взаимоотношения.

Развивающие:  развивать умения работать с текстом, обобщать и сравнивать прочитанный материал, продолжить формировать навыки анализа художественного произведения,  выразительного чтения, развивать грамотную устную речь.

Воспитательные:  ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств, умения сотрудничать, доказывать свою точку зрения при работе в парах, объективно оценивать работу во время самопроверки и взаимопроверки на всех этапах урока.

  1. Мобилизующий этап.

-Сегодня для урока я выбрала вот такой эпиграф: « Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам -урок!». Как вы думаете, почему? Убедимся в точности  наших предположений  в конце  урока.

(рассказывает заранее подготовленный ученик – Ш.Лиля)

Мы держим с тобою, приятель, в руках

 «Уральские сказы» о дивных горах.

 Здесь много случалось историй.

 Тут были и радость, и горе.

 Озера и реки здесь – как зеркала,

 Нам песню споет пожилая ветла

 И много расскажет нам басен .

 Уральский лес чуден, прекрасен.

 А горы до неба почти достают,

 Красива природа – покой и уют.

 И добрые люди здесь сказки хранят,

 Которые о волшебстве говорят.

   2.Постановка цели урока.

- Расшифруйте запись на доске: Кквн, Дрнг, Мрнк ,кзлк. Что связывает все эти слова?  ( это герои сказа  п.П.Бажова) Определите тему урока, цели урока, используя слова.(Дать характеристику героям, их поступкам, определить ценностные качества личности, выразительно читать)

Вы поняли, что сегодня мы вновь заглянем в сказку.  У каждого из вас будет возможность показать ваши знания и умения, выступить в роли «знатоков», которые самостоятельно могут найти ответ на любой из поставленных вопросов. Но самое главное – вы можете показать, насколько слаженно и результативно вы умеете работать.

В некотором царстве, в некотором государстве жил добрый волшебник.  У него была большая борода  и живые, необыкновенно добрые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали и говорили: это наш….

 Дети: Павел Петрович Бажов.

Свои произведения Бажов называл сказами. А чем по-вашему отличается сказ от сказки? (Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях, участником которых был сам рассказчик

Творчество Павла Бажова неразрывно связано с жизнью знаменитого Урала, на территории которого мы проживаем. Можно сказать, что  это наш земляк.

(Рассказывает Т.Эльмира) Перед  вами карта Республики Башкортостан. По территории нашей республики протянулась цепочка Уральских гор. На уроке окружающего мира мы узнали, что неисчерпаемы  богатства здешних недр. Именно здесь появилось слово “САМОЦВЕТЫ”.  Так называют драгоценные и полудрагоценные камни. Трудно назвать такой камень, которого не находили бы в Уральских горах. Урал – Родина малахита, орлеца, мрамора, яшмы и др. камней.

-Название  какого драгоценного камня встречается в тексте сказа «Серебряное копытце»? ( Хризолит- драгоценный камень золотисто - зеленого цвета)

- А какие еще сказы Бажова вы читали? ( «Малахитовая шкатулка», «Медной горы Хозяйка», «Две Ящерки»,  « Голубая змейка»)  

-К какому жанру  относится  произведение «Серебряное копытце»?( -Это сказ.) -Я просила  вас в словаре литературоведческих терминов найти определение сказа. )  В словаре литературоведческих терминов :  Сказ –это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведется повествование.)- читает К. Настя

  - Главная тема всех  прочитанных  вами  сказов Бажова? ( Главная тема- жизнь и быт рабочих Урала.)

- Кто является главным  героем этих произведений? ( Главные герои -  обыкновенные люди, рабочие,  которые работали в рудниках, мастера, добытчики)

-Кто является рассказчиком сказа « Серебряное копытце»? ( Человек из народа)

 -Докажите, что «Серебряное копытце» - сказ? (  Описание событий, которые реально происходили, переплетаются с элементами сказки. В сказе умело переплетаются  фантастика, элементы вымысла и реальности ). Павел Петрович Бажов написал более 50 сказов.

- Что реального в изображении героев этого произведения?  (Кокованя работал в руднике, охотился, был одиноким. Даренка  осталась сиротой.  И ее отдали  в другую семью) . А что – волшебного? ( Кошка Муренка разговаривала, Серебряное копытце ножкой дорогие камни выбивает, что Серебряное копытце всегда с рожками, хоть летом, хоть зимой)

-Почему, по –вашему мнению, Кокованя решил взять Даренку к себе в дом? Подтвердите текстом из учебника       ( стр.180)

( Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному, одиночество его угнетало)  

- А почему девочка согласилась идти к Коковане? Стр. 180,182 (После смерти родителей Даренка   тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приемной семье  лишней и никому не нужной. Потому и «кошку   драную» подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка,  как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании)

- Как зажили втроем Кокованя, Даренка и  Муренка  ?  стр 183.Как они относились друг к другу?( Зажили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью  и вниманием, заботясь и помогая друг  другу)  

- Можно ли сказать , что они были счастливы?  ( Да.  Кокованя заменил Даренке умерших родителей, а Даренка  вернула Коковане семью.   У каждого человека должна быть семья. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей .)          

3.Проверка  домашнего задания.

- А сейчас вы  самостоятельно выполните небольшое задание.

 ТЕСТ (тест напечатан на отдельных листах)

1. Как звали отца Дарёнки?

 а) Григорий    б) Георгий   в) Гаврила

 2. На какой ноге у козлика серебряное копытце?

 а) на левой передней    б) на правой передней    в) на задней правой

  1. Как звали кошку Даренки?

а) Барсик   б) Мурзик  в)  Муренка

  1. Какого цвета была Муренка?

 а) серой     б) белой    в) бурой

  1. Сколько веточек на рожках  козлика?

 а) 5  б) 2  в) 3

  1.  Сколько мешков сухарей взял с собой в балаган  Кокованя?

 а) 5  б) 3  в) 2

Взаимопроверка ( Без ошибок -5, 1-2 ош.- 4)

4.          Физминутка.

 Сейчас при работе в группах вам очень нужно быть внимательными, поэтому разомнем точку внимания на наших ладошках: 

Кинезиологическое  упражнение  «Точка внимания»:

Чтоб внимательными стать, нужно точку в серединке на ладошке нажимать,

(нажимать на центр ладони пальцами рук)

Помассировать по кругу (круговые движения указательным пальцем ).

А теперь расслабить руку (легко пошевелить пальцами).

Давим (крепко сжать ладони), тянем (напряженно вытянуть пальцы),

Отдыхаем  (расслабить кисть) и внимательнее  станем

5. Работа по теме урока. ( Работа по группам.)

Характеристика главных героев. 

Опишите их по плану.

                                       План.             

  1. Семейное положение.
  2. Внешность
  3. Характер героя?
  4. Чем занимается?

1 группа-  описать по плану Кокованю.

2 группа – описать Даренку.

3 группа – описать кошку Муренку, описать Серебряное копытце.

       4 группа – прочитать диалог Коковани с Даренкой. ( стр 182)  со слов « Ну, как Подаренушка    до слов « Вместо балалайки будет»

       5 группа – Найдите  в тексте диалектные или просторечные слова

6 группа – работа  с иллюстрациями

 Расположите их по порядку. Почему вы считаете, что их надо расположить в такой последовательности ?)

   5.Выборочное чтение

 - Подберите и прочитайте соответствующий фрагмент текста к первой иллюстрации, ко 2 …, к 3..

6.Физминутка

7.Работа в парах.

Восстановите текст, использую текст учебника стр. 183  (текст напечатан на карточках)

 -А теперь проверим насколько хорошо вы  усвоили текст.

Так и стали жить вместе, дед   ,  . Дарёнка да кошка Мурёнка.

Жили -   , добра много не наживали, а на житьё не плакались,

и у всякого дело было. Кокованя с утра на     уходил, Дарёнка в избе , похлёбку да     варила, а кошка Мурёнка  на охоту ходила –

мышей   . К вечеру соберутся, и -----------   им.

( А теперь проверьте свою  работу. Какая пара  выполнила всю работу без ошибок, поставьте себе 5,  1-2 ошибки -4

А теперь попробуйте  по памяти описать козлика.(стр 184)

Козлик этот  ______________________________________________________________.

У него на правой _______________ ноге копытце. Ростом он не выше ____________, ножки ___________________________, головка ______________ . А рожки у козлика ___________________________. Шерстка у него летом __________________ , а зимой _____________________________ . Кормится __________________________________ .

Самопроверка по тексту

9.Подведение итогов.

-Почему Кокованя и Дарёнка так  хотели увидеть Серебряное копытце?

(Каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть настоящее  чудо)

-Почему всё-таки  это чудо произошло ?

 (У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не поддаются искушению, не жадничают, )

-За что же герои были награждены? (они награждены за доброту, за любовь, за душевность и ласку.) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.

10. Рефлексия

- А вы верите в чудеса?  Что нового для жизни вы сегодня узнали из текста?

 - Герои сказки заслужили это чудо? ( Они говорили добрые слова, совершали добрые дела).

 - Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камень. Поэтому и была усыпана избушка драгоценными камнями. Мы тоже можем совершить чудо. Хотите?

 - Украсим наш домик драгоценными камнями. У вас на партах есть волшебные  камешки, а чтобы они  стали драгоценными, они  должны засверкать вашими  добрыми делами. Напишите  на них те добрые дела, которые вы уже совершали или которые хотите совершить.

( Дети работают с "драгоценными камнями" и прикрепляют их на крышу домика. )

 -  Как красиво засветился наш домик! Посмотрите, сколько добрых дел мы можем совершить сами. И эти дела мы  не променяем ни на какие сокровища.

- Почему же к нашему уроку был взят такой эпиграф? (Герои сказа учат нас доброте ,  чуткости,  внимательности ) Какие выводы сделанные на этом уроке вам пригодятся в жизни? ( Быть упорными, трудолюбивыми,  внимательными)

Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.

На этом уроке вы работали не только  головой , но и сердцем.

 ( Читает заранее подготовленный ученик)

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если  кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты знай, что сей день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

11.  Д/З:  1)подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка;

2) сделать иллюстрацию; 3) подобрать пословицы о добре;

4 ) рабочая тетрадь стр. 48


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме:"П.П.Бажов. Серебрянное копытце"

Урок литературного чтения по  теме: "П.П.Бажова. Серебрянное копытце"....

Урок литературного чтения по теме: «П.П. Бажов. Серебряное копытце». 4 класс

Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Свои произведения Бажов называл сказами. В его сказах вст...

Урок литературного чтения по теме П.П. Бажов "Серебряное копытце"

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. На нём используется парная и групповая работа. Урок дает возможность каждому ребенку проявить свои способности....

Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»

Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...

Урок литературного чтения по теме: П.П.Бажов «Серебряное копытце» 4 класс

На данном уроке литературного чтения я познакомила детей с творчеством П.П.Бажова, с его сказами. Мне хотелось, чтобы дети, знакомясь с произведениями автора, смогли прикоснуться к прекрасному, сказоч...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме П. П. Бажов «Серебряное копытце»

ТемаП. П. Бажов «Серебряное копытце» ЦельПознакомить с жизнью и творчеством П. Бажова; отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать пам...

Методическая разработка урока литературного чтения на тему П.П.Бажов "Серебряное копытце"4 класс

Методическая разработка урока литературного чтения на тему П.П.Бажов "Серебряное копытце" 4 класс...