"Поэзии прекрасные страницы"
методическая разработка по чтению по теме

Баранова Алёна Сергеевна

 

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 4-ом классе (2часа)

ТЕМА:  «Поэзии прекрасные страницы…»

ФОРМА УРОКА: урок-проект

ЦЕЛЬ УРОКА: - обобщить знания учащихся о творчестве поэтов Б.Л.Пастернака, С.А.Клычкова, Д.Б.Кедрина, Н.М.Рубцова;

-способствовать развитию творческих способностей, памяти, речи, мышления; 

- способствовать воспитанию патриотизма, толерантности, желания работать в коллективе, быть ответственным за себя и за своих товарищей.

Проектные цели: развивать умение строить монологическую речь; умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта; умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-proekt.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 4-ом классе (2часа)

ТЕМА:  «Поэзии прекрасные страницы…»

ФОРМА УРОКА: урок-проект

ЦЕЛЬ УРОКА: - обобщить знания учащихся о творчестве поэтов Б.Л.Пастернака, С.А.Клычкова, Д.Б.Кедрина, Н.М.Рубцова;

-способствовать развитию творческих способностей, памяти, речи, мышления;  

- способствовать воспитанию патриотизма, толерантности, желания работать в коллективе, быть ответственным за себя и за своих товарищей.

Проектные цели: развивать умение строить монологическую речь; умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта; умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник родная речь 4 класс, картины природы, музыка П.И.Чайковского «Времена года»

Ход урока

I


II

III


















IV

















V











VI









VII


































VIII





















IX
























X




XI







XII









ПРЕДПРОЕКТНЫЙ ЭТАП

(вхождение в проектную деятельность -1час)


Организационный момент.

Сообщение темы урока.


-Сегодня мы проведем необычный урок. С каждым годом, ребята, вы взрослеете, учитесь жить; я надеюсь, что каждый из вас стремится к тому, чтобы стать хорошим, деловым, успешным  человеком. Чтобы стать таким, нужно планировать свою деятельность, свою жизнь, ставить перед собой цель, искать все выходы, чтобы достичь её, добиться высоких результатов.

- Сегодня на уроке мы будем этому учиться, но с начала вспомним:

- Над каким разделом мы работаем с вами сейчас? (поэтическая тетрадь)

- Что значит –поэтическая тетрадь? Что мы с вами изучаем?

- Творчество каких поэтов мы уже изучили?


Задача сегодняшнего урока – обобщить творчество поэтов Бориса Леонидовича Пастернака, Сергея Антоновича Клычкова, Дмитрия Борисовича Кедрина, Николая Михайловича Рубцова. Мы должны выявить основные особенности в творчестве данных писателей, и ещё раз на примере стихотворений закрепить их.


Работа по теме урока


Чтение и анализ стихотворения Б.Л.Пастернака «Золотая осень»

-чтение стихотворения

Беседа после чтения

-О чем пишет поэт? (о золотой осени)

-Почему он её так называет?

-С чем он сравнивает осень? ( со сказочным чертогом, с дворцом)

-Как поэт описывает осень?

- Какой образ осени создает поэт?

-Каким настроением проникнуто стихотворение? (автор восторгается, восхищается осенью)

- Ребята, а как передает образ осени в представлении Пастернака картина Виктора Борисова – Мусатова? (данная картина передает настроение автора)

- Какие строчки стихотворения подходят к этой картине? Зачитайте.

-Выразительное чтение стихотворения


Чтение и анализ стихотворения С.А.Клычкова «Весна в лесу»


- чтение стихотворения

Беседа после чтения

- Какие картины изображает поэт?

-Как ему удается показать, что наступает весна и природа оживает?

-Какими поэт видит лесных птиц и зверей?

-С каким настроением  нужно читать данное стихотворение?

-Посмотрите на картину Николая Крымова, передает ли она содержание данного стихотворения?

-Выразительное чтение стихотворения


Чтение и анализ стихотворения Д.Б.Кедрина «Бабье лето»


- Вспомним, что такое «бабье лето»?

-Чтение стихотворения

Беседа после чтения

-Как поэту удается показать, что осень скоро уступит место зиме?

-Какие мысли и чувства выразил поэт в этом стихотворении?

-Какие слова помогают понять его настроение и чувства?

-Выразительное чтение стихотворения


Чтение и анализ стихотворения Н.М.Рубцова «Сентябрь»


-Чтение стихотворения

Беседа после чтения

- Какое настроение у поэта? (восторг)

-Почему в стихотворении так много восклицательных предложений?

-С чем сравнивает поэт осень? (с праздником)

-Чем восхищается поэт?

- Меняется ли настроение автора , почему? ( в последнем четверостишии говорится о грусти октября, о приближающейся зиме)

- Какова главная мысль стихотворения? ( надо научиться радоваться, восхищаться всем добрым началам, что вокруг тебя, несмотря на тяготы жизни)

-Выразительное чтение стихотворения.


Обобщение:

- Какая главная тема этих стихотворений? ( тема природы – времена года)

         Да, ребята , вот таким образом , с помощью рифмы, с помощью стихотворений поэты передали свое отношение к природе, свои чувства, эмоции к временам года.

-Как ещё можно передать свои чувства к природе? (через краски)

- Что вы чувствуете, когда смотрите на эти картины? Как думаете, какие чувства вложили художники, рисуя картины природы, изображая времена года?

- Как еще можно выразить свое настроение к временам года? (с помощью музыки)

-Молодцы!!! Сейчас послушаем музыку , вы постарайтесь определить, смысл какого стихотворения она передает? (звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»)


После прослушивания музыки

-Что вы представили, слушая данную музыку?

- Содержание какого стихотворения она передает?

-Какое настроение у вас, когда вы слышите данную музыку?


!!! Вывод: вот сейчас мы с вами проследили, как можно с помощью стихотворений, с помощью музыки, картин передать чувства, эмоции, настроение к природе.


-Ребята, каково ваше отношение к временам года? Есть ли у вас любимое время года? Какое ? А может быть, вы не любите какое – то время года? Расскажите об этом.


-Подумаем над этим , и попробуем создать проект на тему: «Времена года».

- Ребята, а что такое проект? Как вы думаете? (план, замысел)


     Запомните,  проект- дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: сочинения, стихотворения, картины, музыка, песни, частушка.


-Подумайте, какие продукты вы можете создать по теме проекта «Времена года».



СОЗДАНИЕ ПРОДУКТА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2 час)

- Вспомним, как поэты выражали свое отношение к природе- к временам года?

-Повторим, а какое у вас вызывают настроение времена года?

     Посмотрите, художники с помощью красок выражают свои чувства к природе, композиторы – с помощью музыки, поэты пишут стихотворения, певцы могут с помощью песен.

-Как ещё можно выразить свое отношение к природе?  Вот вы часто читаете газеты, встречали ли вы там статьи о природе, родине, родных местах к – л людей. Так кто же это все пишет? Правильно – журналисты.

- Подумаем, как ещё можно выразить чувства к природе?

Посмотрите на прочитанные нами стихотворения, что есть на страницах учебника кроме стихотворений и картин природы? (иллюстрации)

 Разделение учащихся на 5 групп..



Я

Поэт


Журналист


Художник


Иллюстратор


Композитор


Каждый из вас получил свою роль , выберите главного в группах. Создайте  продукт к проекту на тему «Времена года»


Самостоятельная работа  учащихся по созданию продукта проектной деятельности

Уч – ся творят, сочиняют, рисуют, а уч – ль консультирует.


 Защита

План :

  1. Название продукта
  2. Почему выбрали именно этот продукт…
  3. Какие мысли и чувства вы вложили в него
  4. Чья это была идея (кто был самый активный)
  5. Кому бы вы хотели показать этот продукт

Рефлексия

- понравился ли вам сегодняшний урок?

- чей продукт понравился больше всего?

- Хотели ли вы дать кому – нибудь рекомендации?


Оценка учителя: ребята, вы – молодцы!!! Вы  сегодня освоили метод проекта. Вы уже знаете, что такое проект, как создать продукт. Вы стали опытнее, очень доступно можете с помощью красок, рифмы донести ваши мысли, чувства, идеи. Вы умеете работать в коллективе, распределять работу по ролям. Желаю вам успехов в освоении метода проекта.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к внеклассному мероприятию "Любимых книг - прекрасные страницы"

Для проведения  семинара для учителей начальных классов по теме "Развитие творческих способностей младших школьников в курсе изучения литературного чтения" предлагаю презентацию для внеклассного ...

Творческий проект «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат».

Целью учебного годичного проекта является создание альбома  картин русских художников и поэтических произведений, которые являются  словесной иллюстрацией к творению живописца, помогают восп...

Сценарий праздника в рамках Фестиваля французской поэзии «Мир поэзии – Мир фантазии» МОИ ДРУЗЬЯ ЖИВОТНЫЕ

Сегодняшняя встреча посвящена международному Дню защиты животных. У многих из вас, ребята, в семьях есть различные звери: большие и маленькие, лохматые и не очень, четвероногие или двулапые, летающие ...

Методическая разработка мероприятия для обучающихся начальных классов «Музы тоже не молчали». Поэзия Михаила Исаковского «С думой о России» (3 страница).

Герой сегодняшней встречи поэт Михаил Исаковский. Его принято называть «ровесником века», потому что он родился в 1900 году. Михаил Исаковский принадлежит к тому времени, которое пронесло на своих пле...

Бурятии прекрасные страницы (классный час, посвященный 95-летию Республики Бурятия)

Выбор темы классного часа очень актуален, так как сегодня это чувство патриотизма подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно н...

Конспект урока в 4 классе на тему: "Поэзии прекрасные страницы".

Этот материал можно использовать при подготовке к уроку по литературному чтению в 4 классе....

Урок (занятие) Развиваем в себе интеллигента (по страницам книги академика Д.С. Лихачёва "Письма о добром и прекрасном".)

Начнём урок:Как вы думаете, какое качество, по мнению Д.С. Лихачёва важно развивать в себе, чтобы жить счастливо и долго? (интеллигентность)И что, по его мнению, равно нравственному здоровью? (интелли...