Конспект урока по литературному чтению 3 класс ОС "Школа 2100" по теме: "Введение в раздел. Такая разная осень… (Стихотворение К.Д. Бальмонта)»
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме

Вихлянцева Елена Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока.

 

         Аттестуемый педагог: Вихлянцева Елена Николаевна

         Предмет: литературное чтение          Класс:  3 б

         Автор УМК: «Школа 2100»  Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева.  

               Тема урока: «Введение в раздел. Такая разная осень… (Стихотворение К.Д. Бальмонта)»

               Тип урока :  урок изучения нового материала  

       Цели урока:

знакомство с произведением русского поэта К.Бальмонта «Осень».

      Задачи урока:

    Формирование у учащихся представления о том какая бывает разная осень у поэта, художника, композитора;

развитие творческих способностей учащихся и художественной речи;

 воспитание и приобщение к произведениям искусства, музыки, поэзии

Средства обучения:

учебник для 3 класса “Литературное чтение” (Р.Н.Бунеев,  Е.В.Бунеева, ),

мультимедийный  проектор, презентация в слайдах ,

карточки с заданием для групповой  работы.

Методы и формы работы:

-фронтальный;

-индивидульный;

-парная работа;

-проблемно-диалогический;

-словесный;

-наглядный;

-практический.

Этап урока

Содержание урока

1.Организцион

ный момент.  

Цель  :подготовить  учащихся к работе (мотивация); создать положительную эмоциональную  атмосферу.

        

2. Введение в новую тему.

 Цель: обеспечить  понимание учащимися цели учебно-познавательной деятельности;

 организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется выведение нового понятия;.

Методы: фронтальный и индивидуальный опрос учащихся.

3.Работа над новой темой и поставленными задачами

.Цель : согласовать тему и цель урока,

создать условия для проведения учащимися конкретной цели будущих учебных действий;

Методы: проблемно-диалогический, словесный, наглядный.

3.Работа в группах. Цели:  выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал.

Методы: групповая работа

4. Итог урока. Рефлексия. Цели:  Организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы; зафиксировать новое содержание, изученное на уроке

провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Ход урока.

  1. Чтение детьми четверостиший:

Осень наступила,

И всю жизнь в лесу переменила

Деревья желтые и красные стоят

Они надели свой сказочный наряд.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется

Это время года осенью зовется.

- Что помогло определить тему нового раздела? (Стихи)

- Прочитайте название раздела, рассмотрите иллюстрацию к нему. Слайд 1.

(“Глухая пора листопада”)

- Ребята, сегодня мы вместе с Настей приступаем к чтению произведений из этого раздела

2. Чтение авторского текста на стр. 176 учебника.  

Давайте прочитаем, какая же проблема волнует Настю сейчас? (Как описать осень в сочинении, она ведь такая разная?)

- А почему в конце первого абзаца стоит многоточие? (Примет осени очень много, их можно долго продолжать)

3. Чтение авторского текста по ролям (автор, мама, папа, бабушка) с целью передать настроение говорящих, их отношение к осени.

- Ребята, давайте еще раз вернемся к названию раздела. Что необычного вы видите в записи названия? (Слова стоят в кавычках)

- Знаете ли вы, почему поставлены кавычки? Этот вопрос задает и Настя. Вот, что ответил на этот вопрос ее папа… (Чтение учителем авторского текста учебника 1 абзац)

- Итак, наша цитата взята из стихотворения Б. Пастернака “Иней”.

Глухая пора листопада,

 Последних гусей косяки.

 Расстраиваться не надо:

 У страха глаза велики.

Итак, цитата – это… Слайд 2.

-  Почему Б. Пастернак назвал пору листопада “глухой”? (Опали все листья, все звуки приглушены и т.д.)

Увидеть и рассмотреть осень, услышать ее звуки, уловить запахи, насладиться разнообразием ее красок и раскрыть тему нашего урока нам поможет сегодня искусство: живопись, музыка, литература. Взялись за дело три мастера: художник, композитор, поэт.

 1. Взялся за дело изобразить осень великий русский художник Ефим Ефимович  Волков?    Слайд  3

 -Как художник может передать  красоту осени? (При помощи красок.)  Слайд 4

-Что художник может передать с помощью красок? (Цвет). Ребята, посмотрите, какие красивые цвета использовал мастер для изображения осени.

Итак, краски художника – это цвет. Слайд 5.

2. Создать образ осени своими красками взялся великий русский композитор П.И. Чайковский. Слайд 6. (П.И. Чайковский “Времена года”, октябрь “Осенняя песнь” (фрагмент) Слайд 7.

- В каком фрагменте была тема осени? (В первом). Почему? (В музыке слышны капельки дождя, музыка печальная, грустная, нежная, задушевная, спокойная…)

- Что же помогло композитору изобразить осень? (Музыка.) Музыка – это краски, с помощью которых рисует композитор.

- А какие краски у композитора? (Звуки)

Итак, краски композитора – звуки. Слайд 8.

Сегодня на уроке нам предстоит узнать, какими красками рисуют поэты.

 Слайд 9. Будем:

развивать умение работать с текстом, умение говорить.

воспитывать художественный вкус,  любовь к природе.

А поможет  нам в этом великий русский поэт  Константин Дмитриевич Бальмонт. Слайд 10.

К.Д. Бальмонт увидел и описал осеннюю природу по-своему.

- Какими же красками рисует поэт? (Словами). Слайд 11.

 Постарайтесь при чтении “увидеть” те картины осени, которые поэт “создает” словами.

1. Чтение стихотворения учителем. К.Д. Бальмонт “Осень”.

- О какой осени идет речь? (О наступающей, первоначальной) Слайд 12.

- По каким приметам вы догадались, что речь идет о наступлении осени? (Поспевает брусника, стали холоднее дни, улетают птицы, реже появляется солнышко, завяли цветы…)

- Как вы понимаете значение слова благовоние? Слайды 13, 14.

Благовоние – это старинное слово, означает приятный запах, аромат. “Нет в цветах благовонья…”, то есть цветы больше не пахнут, как летом.

- В каких строках поэт очеловечивает осень, как бы оживляет ее? Прочитайте об этом.

Обратите внимание, как написано слово осень у Бальмонта?( С большой буквы , как бы очеловечивает оживляет)

Такой прием в литературе называется олицетворение.

Работа в группах.

- Так какая же осень у К. Д. Бальмонта?

   Выберите из  предложенных слов ,те которые передают характер осени.( печальная, скучная, грустная, тоскливая, раздражительная, красивая, пышная, золотая, хрупкая, дивная, бодрая, свежая, радостная)  Докажите.

(Только-только наступает, грустная, печальная, меньше солнечных дней, не пахнут цветы, но красота еще не увяла: “деревья блистают в разноцветном уборе”…)

- Так какие же краски у поэта? Чем рисует поэт? (Словами)

Поэт – волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека при помощи изобразительно-выразительных средств языка. (Олицетворение, сравнение, эпитеты). Краски у поэта разные.

“краска” - олицетворение. Слайд 15.

-Мы сейчас  поработаем в группах.

Я включу музыку П. И. Чайковского

В конце урока у нас должен получиться альбом .

  1 группа (художники)– выбрать те рисунки ,которые  близко передают то настроение, которое  возникает у вас при чтении стихотворения. Обоснуйте.  

 

2 группа(поэты)- стихи, которые вы нашли  к уроку по нашей теме .Обоснуйте.

 3 группа(знатоки народной мудрости)- выберите  пословицы или цитаты про осень, загадки про осень.

 Защита своих работ.

  1. Выразительное чтение стихотворений учащимися.

- Какая же осень? (У  всех – разная.  Каждый  видел осень по-своему )

     3. Возьмите краски и кисти и нарисуйте осень, передайте настроение  которое  возникло у вас  при чтении  стихотворения.

IV. Итог урока. Рефлексия.

_Кто помог нам увидеть разную осень?

-Как художник передает красоту осени?

-как музыкант передал красоту осени?

-Как поэт передает красоту и характер осени?

-Что такое олицетворение?

Оцените свою работу на уроке. Слайды 17,18  Украшаем дерево  листочками.

Слайд 19 – Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким. (первый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                           ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д...

Конспект урока по литературному чтению К.Д.Бальмонт. Золотое слово. Осень

Дети знакомятся с личностью К.Д.Бальмонта и с двумя его стихотворениями. На данном уроке используется сравнительный  анализ стихотворений К.Д.Бальмонта. Дети учатся представлять картины при...

Литературное чтение. «Введение в раздел. Такая разная осень…». Стихотворение К. Д. Бальмонта. 2 класс

Цели урока:     знакомство с произведением русского поэта К.Бальмонта «Осень».      Задачи урока:    - формирование у учащихся представления...

«Такая разная осень..." (Стихотворения К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева). 3-й класс

Тема раздела: «ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА…»Тема урока: Такая разная осень… (Стихотворения К.Д. Бальмонта, Ф.И. Тютчева).Цели:·         развитие уменийвоспр...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс.Тема:"Введение в новый раздел. Стихотворение Ю.Мориц"Слониха, слонёнок и слон"

Тип урока: изучение нового материала.Используемые технологии: развивающее обучение, КСО...