Урок «открытия» нового знания по литературному чтению 2 класс Тема урока: Хоть немодной прослыть рискую, к милосердию всех зову! (Н. Булгаков «Анна, не грусти»)
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Смолина Ирина Александровна

 

Тема урока: Хоть немодной прослыть рискую, к милосердию всех зову! (Н. Булгаков «Анна, не грусти»)

Цели урока для учителя:

Образовательная:

  • Познакомить учащихся с творчеством Н. Булгакова, через содержание рассказа выяснить смысл понятия «милосердие»;
  • Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний  в повседневной жизни;
  • Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов (понимания смысла таких качеств человеческой души как милосердие, сострадание, великодушие и т.д.)
  • Формировать внимание к внутреннему состоянию героев, умение объяснять причины их поступков.
  •  Работать над пополнением словарного запаса, выразительностью чтения.

Развивающая:

  • Развивать коммуникативные возможности учащихся, умение работать в группе, анализировать
  •  Развивать умение учащихся вести рассуждение, аргументировать свою точку зрения.

Воспитательная:

  • Раскрыть значимость моральной поддержки, выраженной в сочувствии и сопереживании.
  • Познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок «открытия» нового знания (ОНЗ)

Учитель:  Смолина Ирина Александровна

Класс: 2 «В»

Предмет: литературное чтение

УМК: Школа России

План урока

Тема урока: Хоть немодной прослыть рискую, к милосердию всех зову! (Н. Булгаков «Анна, не грусти»)

Цели урока для учителя:

Образовательная: 

  1. Познакомить учащихся с творчеством Н. Булгакова, через содержание рассказа выяснить смысл понятия «милосердие»;
  2. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний  в повседневной жизни;
  3. Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов (понимания смысла таких качеств человеческой души как милосердие, сострадание, великодушие и т.д.)
  4. Формировать внимание к внутреннему состоянию героев, умение объяснять причины их поступков.
  5.  Работать над пополнением словарного запаса, выразительностью чтения.

Развивающая: 

  1. Развивать коммуникативные возможности учащихся, умение работать в группе, анализировать
  2.  Развивать умение учащихся вести рассуждение, аргументировать свою точку зрения.

Воспитательная: 

  1. Раскрыть значимость моральной поддержки, выраженной в сочувствии и сопереживании.
  2. Познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями.

Цели урока для учащихся:

  1. Учащиеся должны уметь работать самостоятельно, по цепочке и в парах.
  2. Учащиеся должны уметь отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения, выразительно читать.
  3. Учащиеся должны проявлять интерес к культуре и истории своей страны на примере деятельности сестёр милосердия в годы ВОВ;
  4. Учащиеся должны уметь различать основные нравственно-этические понятия, соотносить поступок с нормой, анализировать и характеризовать эмоциональное состояние, чувства окружающих людей.

Осноновные понятия, термины:

Новые понятия, термины:

Оборудование:

I Организационный этап. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

-Всем, всем - добрый день!

 Прочь с дороги, злая лень!

 Не мешай учиться,

 Не мешай трудиться!

- Пусть этот день несет нам

 Радость общения,

 Наполнит сердце

 Благородными стремлениями!

- Как корабль назовёшь, так он и поплывёт. Так давайте, и наш урок начнём с хорошего девиза. (Из карточек на доске собираем предложение «У нас всё получится!») В путь!

-Прослушивание  фрагмента «Песни старухи Шапокляк»

Автор текста (слов): Успенский Э.; Композитор (музыка): Шаинский В.

Кто людям помогает - тот тратит время зря.

Хорошими делами прославиться нельзя.

Поэтому я всем и каждому советую

Всё делать точно так,

Как делает старуха по кличке Шапокляк.

Как делает старуха по кличке Шапокляк!

Кто людям помогает - тот тратит время зря.

Хорошими делами прославиться нельзя

Прославиться нельзя, прославиться нельзя.

- Нам всем хорошо знакома эта старушка из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья» и эти призывные строчки из её песенки. И, кажется, в современной жизни, всё происходит именно так, как поётся в песне. Около 500 тыс. брошенных детей при живых родителях - результат жестокости и эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле. Такие понятия, как великодушие, сострадание сейчас считаются устаревшими. Я с этим в корне не согласна, и предлагаю Вам поспорить с многоуважаемой старушкой.

II Этап актуализации и пробного учебного действия.

- Красота светит всем, но не каждому, не каждый в состоянии встретить ее. Но бывает - не красота, а что-то другое лучится в улыбке, в глазах человека, что-то на редкость удивительное, небывало хорошее. Об этом повествует и притча, которую вы сейчас увидите.

Инсценировка учащимися притчи  «Спасти звезду»

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень  много… для этой звезды.

- А какой вывод мы можем сделать из этой притчи?

-Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное милосердие состоит в том, чтобы быть милосердным и в мелочах. Об этом очень хорошо сказал Дмитрий Михайлович Быковицкий

Хоть немодным прослыть рискую,

К милосердию всех зову,

Чтоб сумели, смогли боль чужую

Вы прочувствовать, будто свою.

-Предлагаю эти строки записать не только эпиграфом урока, но и оставить навсегда в своих сердцах.

III Этап выявления места и причины затруднения.

Мозговой штурм (работа в группах)

Суть групповой работы: посовещавшись в группе, письменно ответить на вопрос «Кто такой друг?», вынести свой вариант ответа на общее обсуждение.

-Закончите, пожалуйста, фразу:

“Друг – это ...”

Готов помочь в беде.

Умеет хранить тайну.

Добрый, чуткий человек.

Тот, кто посочувствует.

Верный и преданный

Честный.

-Вот какой у нас получился “Цветок дружбы”. Важно не только “вырастить” в себе эти качества, но и сохранить в течение всей жизни, а это не всегда удаётся. Наше общество на данный момент не может похвастаться этими качествами. Доброта и милосердие вырабатывалось человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.

-А что такое «милосердие»?  (работа со словарями).

МИЛОСЕРДИЕ | Толковый словарь Ожегова

, -я, ср. Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. Проявить м. Взывать к чьему-н. милосердию. Общество "М.". Действовать без милосердия (жестоко). * Сестра милосердия - женщина, ухаживающая за больными, ранеными.

МИЛОСЕРДИЕ | БЭС

 - сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность.

- Мы продолжим сегодня разговор о дружбе и о друзьях, поговорим о таких качествах как милосердие, великодушие, сострадание, прочитав рассказ Н. Булгакова “Анна, не грусти!”

IV Этап построения проекта выхода из затруднения

Знакомство с писателем (рассказывает ученик)

-Пора познакомиться с автором рассказа “Анна, не грусти!”.

Писатель Николай Булгаков в жизни священник. Он написал книгу про двух сестёр, которую назвал “Аня и Катя”. Они учатся жить между собой в любви и мире. На конкурсе “Просвещение через книгу 2008” Издательского Совета Русской Православной Церкви книга заняла второе место в номинации “Лучшая детская и юношеская книга”.

Чему учит нас Булгаков своим рассказом?

В жизни очень важно уметь сопереживать, т.е. уметь мысленно представить себя на месте другого человека, помочь пережить вместе с ним горе, беду.

Как вы думаете, по названию можно предположить, о чём будет рассказ?

Первичное чтение учителем с прогнозированием.

Почему прогноз оказался неточным?

а) Первичное восприятие произведения.

Какое чувство вызвало это произведение?

Что понравилось? Чем?

Что не понравилось?

б) Словарная работа

Прежде, чем мы начнёте читать рассказ, необходимо научиться читать трудные слова. Прочитайте слова по слогам, затем целым словом ( по ходу чтения уточняется значение непонятных слов).

Спе-ци -аль-ная – специальная.

 Про-ко-ря-бал – прокорябал.

 Полу-ле-жа-ла – полулежала.

 Встре-пе-ну-лась – встрепенулась.

 Не-за-кра-шен-ную – незакрашенную.

 Трол-лей-бус – троллейбус.

 За-пла-кан-ное – заплаканное.

Физминутка

«СПАСИ ПТЕНЦА»

 -Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел; улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!

В) Перечитывание текста учащимися по цепочке.

Проводится необходимая словарная работа по ходу перечитывания и комментирование текста.

-Как вы думаете, почему произошло это несчастье с Катей?

-Почему больницу называют особой, строгой?

-Почему автор обращает наше внимание, что Катя была в сереньком халате?

-Почему Катя стала счастливая?

-Подберите синонимы к слову печальная.

Беседа по содержанию.

-Почему Аня заплакала, увидев Катю?

-Как девочки разговаривали через стекло?

-Какой мы видим Катю в начале рассказа и в конце?

-Чему радовалась Катя, лёжа в больнице?

-А почему Аня оставалась печальной?

-Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль рассказа?

-Какими качествами обладала Катя? Хотел бы ты быть на неё похожим? Почему? Каким образом в повседневной жизни мы реализуем эти нравственные качества?

V Этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи

 - Говоря о милосердии, я не могу не затронуть тему «Сестра милосердия».  Это они  в войну ценой собственной жизни спасали солдат, вытаскивали их с поля боя, чтобы перевязать им раны. И занимались они этим не за деньги, а по порыву души.

Просмотр фрагмента видеофильма «Фронтовая сестра. Женщина войны»

-Обсудите в группах и скажите мне: каким образом в повседневной жизни мы реализуем эти нравственные качества? Как в дальнейшей своей жизни мы можем проявлять эти качества по отношению к окружающему нас миру?

 VI Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

-Давайте выяним происхождение слова «милосердие». Прошу вас, участники групп, выскажите свои предположения. Милосердие соединяет в себе два слова –  милость и сердце. Слово пришло к нам из старославянского языка и дословно переводится как «достойный сожаления, милости"

- Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни?

- Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?

(обсуждение)

-Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.

VII Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

-Предлагаю на сегодняшнем уроке начать с самого малого. Подарим пожилым, самым близким и родным нам людям – нашим бабушкам и дедушкам частичку своего тепла, любви и заботы. Пусть все эти чувства сольются в этом ангеле, и он станет оберегом, хранителем вашей любви к самым родным Вами людям.

(Творческая работа в группах – изготовление ангела по образцу)

VIII Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…         я попробую…

было интересно…   меня удивило…

было трудно…            урок дал мне для жизни…

я выполнял задания…     мне захотелось…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

ДРУГ

Готов помочь в  беде

Умеет хранить тайну

Честный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент интегрированного урока «окружающего мира» с уроком «обучения грамоте» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Природы милое творенье… Царица цветов. Чтение слов с буквой Ц».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Технологическая карта.Урок открытия нового знания "Домашние животные" (1 класс).

Технологическая карта урока по ФГОС..Урок открытия нового знания "Домашние животные"(1 класс). Учебный предмет-окружающий мир. Предметы природы. Живая и неживая природа. Дикие и домашние животные. Меж...

Мастер - класс по теме" Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"

Мастер - класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" знакомит с опытом использования  и применения технологии деятельностного метода обучения в развит...

Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).

Цель моего урока:  познакомить ребят с новым литературным  произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...

Тема урока: наречие. Класс:4 урок открытия нового знания

Тема урока: наречие. Класс:4 урок открытия нового знания Цель урока: провести первоначальное знакомство с наречием, как частью речи. Задачи: Образовательная : способствовать формировани...