Урок литературного чтения во 2 классе УМК "ПНШ" "Поход в Музейный Дом" М.Шагал "Синий дом", О.Дриз "Синий дом"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Лукьянова Жанна Валентиновна

 

Конспект урока литературного чтения составлен по УМК «Перспективная начальная школа» для 2 класса.Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. На материале стихотворения О. Дриза «Синий дом» и картины М.Шагала «Синий дом» обучающиеся  работают над проблемой различения темы и основной идеи (основной мысли и главного переживания). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_2_klass_pnsh.rar34.54 КБ

Предварительный просмотр:

1.   М.Шагал «Синий дом», О.Дриз «Синий дом»

2.Урок литературного чтения во 2 класса.  

3.Учебный предмет: литературное чтение, автор Чуракова Н.А., УМК «Перспективная начальная школа»

4.Форма учебной  работы: классно-урочная

Цель: создание условий для работы над проблемой различения темы и идеи произведения (основной мысли и основного переживания).

Планируемый результат:

Предметные умения

- знать, что такое тема и идея произведения;

- уметь проводить сравнительный анализ произведений с помощью учителя.

 Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения ;

 - определять правила работы в группах;

 - оценивать  усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на урок вместе с учителем ;

 - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;

  - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

  Коммуникативные УУД:-  слушать и понимать речь других

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

Ход урока

Этапы урока

Формируемые умения

Действия учителя

Действия учеников

Организационный момент(1мин)

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

-осуществлять  самоконтроль;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

-владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

- Здравствуйте, ребята!

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть прохладой весна в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит!

Поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь им!

Садитесь.

Проверьте готовность к уроку литературного чтения.

Психологический настрой на урок.

Дети проверяют готовность к уроку: учебник, русский язык 2 часть (словари), лупа, рамка.

Актуализация  знаний (2мин)

Метапредметные (УУД):

познавательные:

-ориентироваться в учебнике;

коммуиникативные:

-точно и полно выражать свои мысли

Работа по содержанию (2мин)

Как называется  глава, в которой мы работаем?

 Куда нужно посмотреть?

С какими произведениями мы знакомились  на прошлом уроке?

Какую работу мы делали?

Что мы узнали?  (Приложение 1)

 

Фронтальная работа по учебнику

 

В содержание. Глава «Точка зрения»

Стих.О.Дриза «Кончилось лето», совершали поход в «Музейный дом»: рассматривали картину М.Добужинского «Кукла»

Сравнивали тему и главное переживание.

Темы разные, главные переживание – похожи.

Формулирование цели, планирование деятельности (5мин)

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом,  (зачем?).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке.

Учитель читает интригу в учебнике (5мин)

(Маше и Мише так понравилось сравнивать произведения, что Кот предложил еще раз сделать то же самое, только в обратном порядке. Сначала посмотреть картину в «Музейном Доме», а потом прочитать стихотворение)

Найдите в содержании  авторов и названия картины и стихотворения,  которые будем сравнивать.

(Приложение 2)

Что заметили?

Можем мы сказать, что тема одинаковая?

Поставьте цель.

Что для этого нам нужно сделать?

  1. Рассмотреть картину в «Музейном доме».
  2. Прочитать и поработать со стихотворением.
  3. Сравнить тему и главные переживания.

Работа с оценочной картой

Поработайте в оценочной карте с первым пунктом: ориентировка в учебнике.

 (Приложение 3)

У произведений одинаковые названия.

Да, т.к. одинаковые названия.

Узнать, одинаковые или разные главные переживания в произведениях.

Совместное составление плана.

В оценочной карте выставляют: + - справился; - не справился.

Сравнительный анализ произведений (32мин)

Метапредметные (УУД)

познавательные:

-осуществлять анализ произведений по опорным вопросам;

- находить ответы на вопросы, используя информацию кластера;

регулятивные:

- работать по плану;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- ориентироваться в учебнике;

-  овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;

- уметь  сравнивать, объясняя  выбор критерия для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные:

- уметь сравнивать произведения;

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание  от неверного;

- осуществлять взаимоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль по образцу;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Работа по картине. Заполнение кластера 

(8мин)

Мы отправляемся с вами в «Музейный Дом». Найдите картину М.Шагала «Синий дом» и внимательно ее рассмотрите.

Почему дом назван синим? Чем синий дом отличается от других домов на картине? Многое ли он помнит? Что сейчас наблюдает? Как вы думаете, он грустит?

(Приложение 4)

Сеанс фантазирования с музыкальным сопровождением(1мин)

А сейчас закройте глаза и пофантазируйте: о чем может мечтать синий дом.

Продолжение работы по картине (5мин)

Возьмите рамочку. Выделите на картине фрагмент, где нет синего дома. Придумайте название фрагменту.

Почему именно синий дом привлек внимание художника и стал главным героем картины?

Каково главное переживание художника?

Мы выполнили первый пункт плана?

Динамическая пауза. (1мин)

Наталья Александровна Чуракова - автор нашего учебника, учит нас смотреть на мир с разных точек зрения. С некоторыми способами мы знакомы.

Я зачитываю фрагменты произведений, а вы найдите на стенах в классе эти способы.

Фрагменты из произведений:

 О.Дриз «Игра», В.Берестов «Картинки в лужах», А.Ахиндова «Окно», А Усачев «Бинокль», О.Дриз «Стеклышки», М Бородицкая «Лесное болотце», С Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно»

Работа над стихотворением

О.Дриза «Синий дом»

(5мин)

Учитель читает  интригу учебника

(А теперь почитаем стихотворение О.Дриза «Синий дом». У этого стихотворения есть тайна! -предупредил Кот.- Читайте медленно -  так, чтобы все представить в своем воображении..)

1. Учебник нас отправляет в толковый словарь.

2. Читаем сноски (сумерки, Энык-Бенык)

3. Чтение стихотворения учителем.

- Ребята, поделитесь своими впечатлениями.

Поработайте  в оценочной карте. Раздел 2  «Работа со словарем и сносками»

4. Работа в группе. Маркировка текста (7мин)

Прочитайте стихотворение вполголоса, медленно и очень внимательно и выполните задание в группе.

Инструкция.

Перечитайте первую часть стихотворения.

  1. О каком времени года говорит поэт? Подчеркните нужные строчки в тексте.
  2. Какое время суток поэт имеет в виду? Обведите в тексте слова,  с помощью которых это можно понять.
  3. Найдите в первой части то, с чем поэт сравнивает багряный листок.

 Отметь  слово ˅.

5.Во время проверки заполняем кластер (Приложение 5)

Поработайте в оценочной карте с третьим пунктом: работа в группе.

Продолжение работы со 2 частью стихотворения(5мин)

1.Почитайте 2 часть стихотворения.

Сколько героев в стихотворении? Миша утверждает, что один – Энык-Бенык, а Маша говорит, что героев – двое. А вы как думаете? Найдите подсказки в тексте.

-Что-то я не понимаю, - сказал Миша, - в этом саду есть дом или его нет? Как вы ответите Мише?

Почему Эныку-Беныку не удалось постучаться в «синий дом»? Вы поняли, в чем тайна, того что видел в саду Энык-Бенык?

Какое главное переживание поэта?

Мы выполнили 2 пункт плана?

Работа в паре (3мин)

А сейчас Кот предлагает вам выполнить задание повышенной трудности. В учебнике на с.50 он поместил два высказывания и предупредил:

-Только одно из этих высказываний является верным.

 Поработайте в паре и выберите верный ответ.

Какое высказывание вы выбрали?

Мы выполнили 3 пункт плана?

Какой вывод мы сделаем?

Поработайте в оценочной карте с четвертым пунктом: работа в паре.

(1мин)

Ребята, посмотрите в оценочные карты. У кого в карте четыре + ? Какую отметку себе поставите?

У кого три + и одна*? Какую отметку вы себе поставите?

Кому было трудно на уроке?

  1. Выразительное чтение стихотворения.
  2. ПТ с.17 упр.12 Текст про Лягушонка
  3. К иллюстрациям в учебнике сочинить хокку (для любителей хокку)

Спасибо за урок.

Рассматривают картину с помощью лупы, рамки

Вместе с учителем заполняют кластер.

Работают с рамочкой.

Заканчивают заполнение кластера.

Делают вывод о главном переживании художника.

Работа с рамочкой.

Выполнили.

Дети совершают повороты вокруг себя и находят на стенах способы увидеть мир. Пауза проводится на массажных ковриках.

В толковом словаре находят толкование слова багряный, читают сноски в учебнике

Дети рассказывают о своих впечатлениях.

Работа в оценочной карте

Работа в группе.

Совместно с учителем заполняют кластер. О.Дриз «Синий дом»

Работа в оценочной карте.

Работают со 2 частью.

Отвечают на вопросы.

Работа в паре.

Выполнили.

Произведения называются одинаково – у них сходная тема, а переживания авторов – разные.

Работа в оценочной карте

Подсчитывают количество + и * и !

Применение знаний

(8мин)

Рефлексия

(1мин)

Домашнее задание (1мин)

Приложение 1

        Приложение 2

Приложение 3

Работа в оценочной карте

Задания

Отметка о выполнении

1.Ориентирование в учебнике

2.Работа с толковым словарём, сносками

3.Работа в группе

4.Работа в паре

Выполнил сам  +

Помогали одноклассники, учитель   *

Было трудно  !

                Приложение 4

Приложение 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

Урок литературного чтения 4 класс ПНШ Тема А. Пантелеев «Главный инженер». Поход в музейный дом А. Дейнека «Окраина Москвы».

Урок литературного чтения Программа: УМК «Перспективная начальная школа».      Тема А.  Пантелеев «Главный инженер». Поход в музейный дом...

технологическая карта урока. Литературное чтение. Ю.Мориц Хвостики. Поход в Музейный дом. Д.А. Арчимбальдо Лето, Осень

Конспект урока по литературному чтению.Ю. Мориц "Хвостики". Поход в музейный Дом. Д.А. Арчимбальдо "Лето", "Осень"...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Поход в «Музейный дом» А. Мещерский «У лесного озера». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умения делать выводы о характере героя, его интересах, опираясь на высказывания и поступки; проведение сравнительного анализа мироощущений героев поэтическ...