Мыследеятельностная педагогика в рамках реализации ФГОС в начальной школе
методическая разработка по чтению по теме

Мартышева Наталия Александровна

Использование мыследеятельностной технологии  при работе с пословицей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мыследеятельностная педагогика  в рамках реализации ФГОС в начальной школе

Мартышева Н.А

Качество образования определяется достигнутыми образовательными результатами. Во главу угла ставятся новые образовательные результаты, носящие надпредметный  и личностный характер.

Одним из немногих деятельностных отечественных подходов к построению нового содержания образования является мыследеятельностная педагогика, позволяющая реально повышать качество образовательного процесса через работу со способностями к пониманию учащегося. Способность же существует только в движении, только в развитии т. е. в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. А отсюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности.

Сама мыследеятельностная педагогика в качестве своего базового исходного методологического основания имеет схему мыследеятельности и продолжает теорию развивающего обучения В.В.Давыдова. Схема мыследеятельности фиксирует три пласта человеческой культуры — мышление, коммуникацию и действия, а также связывающие их процессы понимания и рефлексии.

Таким образом, формируя способности понимания необходимо организовать образовательное движение обучающегося в разных полях предметного знания.

Построение собственной смысловой версии является базовым способом, который лежит в основе способности понимания и является первичным по отношению к другим способам: «выход из ситуации непонимания», «углубление понимания в процессе обмена версиями», «выявление логики и переносного значения»

Рассмотрим  технологию работы над пониманием на примере " Работа с пословицей "Сокол сокола по полету" .

Н а начальном этапе важно, чтобы дети объяснили свое понимание пословицы, почему они выбрали то или иное толкование; почему другие толкования они считают неверными. Тогда раскроется причина их непонимания, если таковое было, а обсуждение позволит им самим устранить эту причину, восстановив верный смысл пословицы.

 На данном этапе необходимо  построить работу с этим заданием так, что каждый ученик, выслушивая мнение другого, соглашаясь или опровергая его, доказывая свою точку зрения, может увидеть, какие различия в понимании стоят за каждым выбором, а значит продвинуться не только в понимании смысла текста, но и в развитии самой способности понимания.

Второй способ понимания - углубление собственной смысловой версии текста - осуществляется в процессе коммуникации. Данный этап работы направлен на фиксацию и оформление версий детей в знаковой форме. Он также необходим, чтобы в дальнейшем исключить многозначность истолкования версий учащихся.

Работа понимания начинаётся в том случае, если ребенок сможет отличить новую ситуацию от той, которая уже имеется в его опыте. В результате этого этапа у детей должно появиться осознание недостаточности своей точки зрения и понимания, в чем она состоит, а с другой стороны, понимание точки зрения противника, т.е. почему она тоже имеет смысл на существование.

На следующем этапе необходимо найти  пословицу, близкую данной по смыслу.

  1. У всякой пташке свои замашки.
  2. Солдат солдату родной брат
  3. Рыбак рыбака видит издалека
  4. Фоку да Якова и сорока знает.

Дети мысленно должны будут выделить значение, которое стоит за пословицей данной в образце, а именно: «те, кто образует сообщество, по общим признакам становятся узнаваемы друг другу» или «члены одной группы узнают друг друга по общим признакам». Удерживая это значение, ребенок должен был сверить его со значением других пословиц. «У всякой пташки свои замашки» – здесь говорится о том, что каждый имеет свои привычки, которые отличают его от другого. Это значение противоположно первому. «Солдат солдату родной брат» – хотя здесь говорится о сообществе, но предмет речи другой. Речь идет не о том, что солдат всегда узнает солдата, а о том, что они относятся друг к другу как родные братья – «людей одного сообщества связывают особые , родственные отношения». «Фоку да Якова и сорока знает» – здесь так же иной предмет речи, так как говорится, что каждый знает Фоку и Якова, так как они отличаются ото всех – «есть люди, которые выходят за рамки общепринятых норм, поэтому их знают».

Единственно правильный выбор, удерживающий предмет речи, – это пословица «Рыбак рыбака видит издалека».

Таким образом, формируется способность понимания через пословицу. Дети ценят своё открытие и гордятся им, а также пытаются продемонстрировать действия этого способа, на других пословицах.

 В заключение отметим, что работа с пословицей способствует формированию умения выделять концепт текста в том случае, если она проводится систематически и носит активный, творческий характер. О необходимости включения подобных заданий в педагогическую практику говорит тот факт, что с этим заданием не смогли справиться 68% учащихся.

Литература:

  1. Алексеева Л.Н. Сборник методических разработок по развитию способности понимания учащихся начальной школы. - М., 2005., с.6
  2. Громыко Н.В. Инновации и проблема обновления знаний в образовании/ Н.В. Громыко / НИИ инновационных стратегий развития общего образования: Вестник – 2010-2011. – М.: НИИ ИСРОО, Пушкинский институт, 2010-2011.– С. 87.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельна работа учащихся как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.

Самостоятельна работа учащихся как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе....

Формирование метапредметных результатов в внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в условиях школы-интерната для детей с НОДА

Направления внеурочной деятельности – декоративно-прикладное исскуство.Принимают свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у них свой взгляд на красоту, они способны создавать...

Задания по формированию УУД в рамках реализации ФГОС в начальной школе

Задания по формированию УУД в рамках реализации ФГОС в начальной школе...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование УУД в рамках реализации ФГОС в начальной школе»

В данной работе обобщен опыт моей работы по теме  «Формирование УУД в рамках реализации ФГОС в начальной школе». Главной целью моей работы над темой стало:Создание условий д...

"Современные технологии в рамках реализации ФГОС в начальной школе"

ФГОС предполагает определённые изменения в системе НОО, т к представляес новые требования как к процессу обучения и воспитания, так и к его результатам....