Литературная гостиная. Конспект внеклассного мероприятия. Виктор Драгунский «Тайное становится явным»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Конспект внеклассного мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taynoe_stanovitsya_yavnym.docx39.78 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная

Тема: Виктор Драгунский «Тайное становится явным»

     


Пояснительная записка.

Данный урок построен на основе педагогической технологии развития критического мышления, что развивает оценочное и рефлексивное мышление путем наложения информации на личный жизненный опыт учащихся.

На уроке формируются навыки генерирования (выводы, предсказание), навыки анализа (определение причинно-следственных связей, идентификация ошибок), навыки интегрирования (эффективное комбинирование информации для формулировки новых идей), фокусирующие навыки (определение проблем, выявление целей), навыки оценивания (проверка правильности утверждений).

Также в уроке использованы технологические приемы и стратегии в технологии развития критического мышления:

  1. Фаза вызова:
  1. Групповая мозговая атака
  2. Ключевые слова (словосочетания, предложения)
  3. Разбивка на смысловые блоки
  4. Дерево предсказаний
  1. Фаза осмысления:
  1. Чтение с остановками
  2. Дерево мнений
  3. Дерево предсказаний
  1. Фаза рефлексии:
  1. Перекрестная дискуссия
  2. Возвращение к ключевым словам


Когнитивная область

Цель учебная: Изучить произведение В. Драгунского «Тайное становится явным».

Цель воспитательная: На примере рассказа воспитывать честность и правдивость.

Знать: название рассказа, ФИО автора.

Понимать: главную идею рассказа ; поступки героев и причину этих поступков.

Применять: умение читать текст с учетом особенностей чтения (беглость, осознанность, правильность, выразительность); читательские и речевые умения.

Анализ: поступков героев, идеи рассказа, собственных поступков.

Синтез: чтение текста, составление рассказов.

Оценка содержания для формирования нравственных представлений личности, для превращения полученной информации в собственное знание.

Аффективная область:

  1. Внимательно слушать членов группы и комментарии учителя
  2. Выполнять самостоятельно задания, данные учителем.
  3. Принимать участие в обсуждении вопросов.
  4. Соблюдать правила поведения в классе.
  5. Уважительно относится к мнению оппонентов.


План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Стадия вызова
  3. Физкультминутка
  4. Стадия осмысления
  5. Стадия рефлексии
  6. Итог урока

Оборудование:

Рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным», раздаточный материал, письменные принадлежности, проектор, компьютер, музыкальные колонки.

Стратегия работы с художественным текстом:

  1. Учитель называет художественное произведение и предлагает детям работу с названием (дерево предсказаний)
  2. Учитель сообщает сведения об авторе, которые могут изменить мысли учащихся о содержании данного произведения.
  3. Чтение текста с остановками (используем различные приемы технологии развития критического мышления).
  4. На стадии рефлексии проводим «перекрестную дискуссию».


  1. Стадия вызова

Раздаточный материал (приложение №1)

Д

Б

Р

А

В

Г

Е

У

Н

С

К

Ж

Е

И

В

Й

Ж

З

Б

З

Вычеркните повторяющиеся буквы. А из оставшихся букв сложите фамилию детского писателя:

ДРАГУНСКИЙ

А знаете ли вы, как Виктор Драгунский стал писателем? Больше всего на свете он любил выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые во время его выступлений от смеха часто сползали со стульев. В конце - концов, Виктора Драгунского уговорили: рассказы, с которыми он выступал на сцене перед детьми, сделать книгами. Вы уже знакомы с этим писателем.                    

 Вспомним произведения, которые мы уже читали. На экране появляются иллюстрации, а вы называете из какого они произведения. («Он живой и светится», «Что любит мишка», «Девочка на шаре», «Друг детства»).

Как зовут главного героя, от лица которого ведутся рассказы? (Дениска). Совершенно верно. Кстати, сына Виктора Драгунского тоже зовут Дениска. Интересно то, что этот мальчуган очень похож на сына Драгунского. Так что можно предположить, что эти истории были вполне реальными.

Сегодня мы с вами прочитаем ещё одну историю о Дениске.

Давайте попробуем вместе с вами угадать название рассказа.

Перед вами два слово «тайное».

Как вы понимаете слово «тайное»? Что оно для вас значит? Попытайтесь выразить одним, двумя словами. Первое назову я: скрытое

Ребята, здесь нет правильных и неправильных ответов, потому что вы высказываете свои мысли и чувства. А у каждого из вас они разные.

        молчание                

                    закрытое          скрытое

        

        неизвестное                секрет

        никому не сказанное

(аналогичная работа проходит со словом «явное»)

                                                   правда                

                    понятно          открыто

        

        настоящее                видно

                   известно

Ребята, мы с вами разобрали эти слова.

Даю вам подсказку. Эти слова встречаются в названии рассказа.

Догадались? (Да - продолжаем)

(Нет) Даю вторую подсказку. Есть такая пословица, в которой употребляются слова: тайное и явное (Тайное становится явным)

                                 Поступил плохо, а потом об этом узнали                

                                    

             страх                    наказание

                        

                   ложь раскрывается

Как вы думаете, о чем будет эта история? (дерево мнений)

(Работа проходит в группах, дети составляют рассказы, обсуждение составленных рассказов). (Приложение 1)

Работа с понятиями.

Ребята, на экране вы видите ключевые слова и фразы из этого рассказа. Прочитайте их.

Тайное становится явным      

Нечестный поступок

Все равно узнают

Понесет наказание

Тарелка каши

Я ею давлюсь

Съешь кашу, пойдем в Кремль

Есть ли слова, которые вы не знаете или не понимаете их смысл?

(лексическая работа со словом «интеллигентный»)

Посмотрите, мы составили  интересные истории.

Но ведь тут совсем другая история. Давайте, опираясь на эти слова и фразы, составим новый рассказ.

  1. Физкультминутка
  2. Стадия осмысления

Теперь приступим к прочтению рассказа, и узнаем, насколько точно и правильно мы предсказали.

Текст предварительно разбит на 7 смысловых блоков. (Приложение 2)

1 смысловой блок:

 - Что значит «тайное становится явным?»

(кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и ему будет стыдно, и он понесет наказание)

2 смысловой блок:

 - Почему мальчик не спал всю ночь?

- Задавали вы себе такой вопрос: как же так получается, что все тайное становится явным?

3 смысловой блок: 

- Что не хотел есть мальчик на завтрак?

 - Что сделала мама, чтоб сын съел всю кашу?

 - Согласился ли он на мамино предложение, почему?

 Ребята, а как вы думаете, что произойдет дальше?

4 смысловой блок: 

- Как мальчик пытался сделать кашу вкуснее?

   - Что из этого получилось?

   - Как он избавился от каши?

  - Как вы считаете, мальчик заранее знал, куда он денет кашу?

   - Что заставило его совершить такой поступок?

5 смысловой блок: 

- Как мама отреагировала на пустую тарелку?

- Догадалась ли она, что не Дениска съел кашу?

6 смысловой блок: - Что произошло дальше?

                                 - Зачем пришел милиционер?

                                 - Когда Денис понял, что в Кремль не пойдет?

                                 - Почему?

                                 - За что мама рассердилась?

                                 - Как это понял Дениска?

(лексическая работа со словом клевета)

7 смысловой блок: - Как мама повела себя в этой ситуации?

                                 - Что понял Дениска?

4. Стадия рефлексии.

Перекрестная дискуссия:

Формулировка дискуссионного вопроса:

Всегда ли тайное становится явным?

У вас были такие ситуации в жизни: и что лучше промолчать или признаться?

Что повлечет за собой большее наказание: признание или молчание?

Формулировка аргументов «за» и «против».                        

  (Озвучивание аргументов: вначале «за», затем «против». Здесь необходимо внимательно слушать друг друга, чтобы не повторять уже сказанное).

5.  Итог урока

Сегодня на уроке мы говорили об одной из самых важных и актуальных тем. Каждый из вас для себя сделал определенные выводы. Именно к этому Виктор Драгунский нас и побуждал!

 

Приложение 1

  1. Подружка сказала мне, что её мама не отпускает гулять. Я очень расстроилась и пошла гулять одна. И случайно, увидела её с другой подружкой. Я расстроилась ещё больше. Вот так тайное становится явным.
  2. Перед приездом гостей, мы с мамой пошли на рынок за овощами и фруктами. Пока мы выбирали, я увидел красивое, сочное яблоко. Так как я знал, что мама его не купит, я даже не стал просить её. Мимо этого яблока мы прошли ни один раз. И я не выдержал и украл его. Дома мама об этом узнала, и я получил серьезное наказание.
  3. Ученик пришёл на урок и не сделал домашнее задание. Когда учительница спросила  почему, он соврал, сказав, что его съела собака. Хотя собаки у него нет. Вчера весь вечер он играл в своей комнате.

Вечером учительница пришла в гости к его маме и узнала всю правду. Мальчику стало стыдно, и он первый подошёл извинился. Ни мама, ни учительница его не ругали, но мальчик получил урок на всю жизнь.

Приложение 2

1 часть

Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре:

— ...Тайное всегда становится явным.

И когда она вошла в комнату, я спросил:

— Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?

— А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание, — сказала мама. — Понял?.. Ложись-ка спать!

2 часть

Я почистил зубы, лег спать, но не спал, а все время думал: как же так получается, что тайное становится явным? И я долго не спал, а когда проснулся, было утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать.

3 часть

Сначала я съел яйцо. Это еще терпимо, потому что я выел один желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла целую тарелку манной каши.

— Ешь! — сказала мама. — Безо всяких разговоров!

Я сказал:

— Видеть не могу манную кашу!

Но мама закричала:

— Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.

Я сказал:

— Я ею давлюсь!..

Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила:

— Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?

Ну еще бы... Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный. И еще там очень много интересного. Поэтому я быстро ответил маме:

— Конечно, хочу в Кремль! Даже очень!

Тогда мама улыбнулась:

— Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни — ты должен съесть все до дна!

И мама ушла на кухню.

4 часть

А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал — ну, невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал... Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.

А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все равно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти все можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание, и я, наверно, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол.

5 часть

В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обрадовалась:

— Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! — И она меня поцеловала.

6 часть

В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал:

— Здравствуйте! — и подошел к окну, и поглядел вниз. — А еще интеллигентный человек.

— Что вам нужно? — строго спросила мама.

— Как не стыдно! — Милиционер даже стал по стойке «смирно». — Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно!

— Не клевещите. Ничего я не выливаю!

— Ах не выливаете?! — язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул: — Пострадавший!

И к нам вошел какой-то дяденька.

Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду.

На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал заикаться:

— Главное, я иду фотографироваться... И вдруг такая история... Каша... мм... манная... Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то... жжет... Как же я пошлю свое... фф... фото, когда я весь в каше?!

7 часть

Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась.

— Извините, пожалуйста, — сказала она тихо, — разрешите, я вас почищу, пройдите сюда!

И они все трое вышли в коридор.

А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть. Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:

— Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!

Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:

— Ты это запомнил на всю жизнь? И я ответил:

— Да.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виктор Драгунский "Тайное становится явным"

На данном уроке происходит знакомство с биографией и творчеством Виктора Драгунского, для более прочного усвоения новых знаний на уроке использована мультимедийная презентация...

Урок по литературному чтению по теме: В. Ю. Драгунский. "Тайное становится явным" 2 класс

Цель: познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Тайное становится явным», его идейно-смысловым и художественным содержанием, продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, ...

Урок по литературному чтению по теме: В. Ю. Драгунский. "Тайное становится явным"

Цель урока: познакомить учащихся с идейным смыслом рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».Задачи урока:  I.   Образовательные:    1.  Познаком...

Технологическая карта по литературному чтению на тему: "«В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным»" 2 класс

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с творчеством В.Ю. Драгунского; умение ставить вопросы по прочитанному материалу и отвечать на них. Планируемые результаты: Предметные: знать прои...

Презентация к уроку Литературное чтение 2 класс. В.Ю. Драгунский. Тайное становится явным

Презентация к уроку Литературное чтение 2 класс. В.Ю. Драгунский. Тайное становится явным...

Виктор Драгунский «Тайное становится явным»

Урок по литературному чтению 2 класс. Тема урока: Виктор Драгунский «Тайное становится явным»....

Виктор Драгунский «Тайное становится явным»Литературное чтение 2 класс«Школа России»

Виктор  Юзефович Драгунский (1913  -  1972) Виктор  Драгунский  со  своим  сыном ДенисомДенис Драгунский родился 15 декабря 1950 года,  пр...