«Акцентное вычитывание эпического текста К.Г. Паустовский «Стальное колечко »
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Гольцова Алла Александровна

Урок литературного чтения по курсу Г.Н. Кудиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе

                            (по курсу Кудиной Г. Н.)

учитель:  Гольцова Алла Александровна

Тема «Акцентное вычитывание эпического текста

К.Г. Паустовский «Стальное колечко »

Цель: определение жанра произведения; вычитывание характеров героев, понимание точки зрения автора.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний.

Вы прочитали произведение «Стальное колечко». Какая задача стоит перед вами как читателями?

                                   (проанализировать)

  1. Но прежде, чем приступить к работе над произведением, я хочу проверить, насколько вы внимательно, вдумчиво его прочитали.
  2. Тест.
  1. Кто автор произведения «Стальное колечко»?      

                           (К.Г. Паустовский)

  1. Как называлась деревушка, в которой жили Варя и ее дед?

                          (Моховое)

  1. Какая выдалась зима?        

                          (суровая, с сильным ветром и снегом)

  1. Зачем пошла Варюша в соседнее село?                    

                           (за махоркой)

  1. Варюша продала махорку бойцам?    

                            (нет)

  1. Что воткнула Варюша в снег, где потеряла колечко?              

                            (старую еловую ветку)

  1. Кто, кроме Варюши, жил в избе у деда Кузьмы?

                             (воробей Сидор)

  1. Когда Варюша нашла колечко?        

                              (весной)

  1. Сколько Варюшиных желаний исполнилось?

                               (два)

  1. Самооценка (ответы даны на доске).

III. Акцентное вычитывание.

  1. Прежде, чем начать работать с произведением, нужно определить, к какому роду литературы оно относится.

                           (Эпос)

Почему?

Действительно, рассказать о поступках и характерах героев, оценить их - задача автора, раз уж он выбрал такой род литературы.

  1. К какому жанру отнесем это произведение?

                         (сказка, рассказ)

    Мнения разделились. Как же быть? Давайте разбираться.

  1. Какие виды сказок вы знаете?                                                                

                         (волшебная, бытовая, о животных)

  1. К какому типу сказок вы отнесете «Стальное колечко»?          

                   (бытовая - обычная жизнь, быт; волшебная - колечко, три желания)

  1. Так волшебная или бытовая? Или то и другое «перемешано», ведь перед нами авторская сказка?
  2. Теперь послушаем тех, кто считает, что это рассказ. Чем вы аргументируете?  

    (Солдат просто шутит: колечко не волшебное, никаких желаний оно не исполняет, это девочка так думает. Дед же говорит, что он встал потому, что изба проветрилась)

  1. Ну вот, окончательно запутались. Думаю пора обратиться к тексту. Найдите в тексте те моменты, которые вы считаете волшебными.

- Сцена на вокзале.

Действительно ли колечко волшебное? Или бойцы пошутили?

Как хранил боец колечко? Прочитайте.

Так хранят волшебные вещи?

- Варюша нашла колечко.

«Оно ничуть не заржавело». Чудо это, или колечко могло на самом деле пролежать в снегу и не заржаветь?

- Варюша надела колечко.

Как вы думаете, отчего выздоровел дед?

- Наступление весны.

Весна вроде бы сказочная: смотрит, шагает, совершает чудеса. Но может это обычное описание природы. Автор сравнивает весну с хозяйкой. «Шла» - это поэтическое переназывание, когда свойства человека приписываются неживым предметам.

- Второй эпизод о весне.

Автор вновь подчеркивает именно волшебную сторону весны. Но, тем не менее, он не одушевляет весну. Ведь это слово написано с маленькой буквы.

А дальше: «будто кто-то брызнул на них волшебной водой», - вода волшебная, но автор не утверждает этого, говорит «будто».

- Старый воробей Сидор.

С характером заставлял считаться, обижался, начинал драться.

Говорит: «Ишь ты! Ишь ты!» - это сказочный момент. Но то, что он не ищет колечко, а просто улетает - это реальность.

- Последние два абзаца.

Варюша верит, что колечко волшебное, но отказывается от исполнения третьего желания. А в волшебной сказке именно оно-то и бывает главным.

  1. Какой же вывод мы можем сделать? Сказка или рассказ?

Здесь много мест, которые бывают в волшебных сказках. Можно читать как сказку. И в то же время всему волшебному можно найти реальное объяснение. Сложно. Сложно потому, что у Паустовского причудливо переплетается волшебное и реальное. Все происходит на обычном бытовом уровне: девочка, дед, бойцы. Может быть нам станет проще, если обратим внимание на характеры героев? Похожи ли они на героев волшебной сказки?

Варюша:   заботливая (пошла за махоркой), добрая (поделилась с солдатами), доверчивая (верит бойцу), любопытная (нарушает договор, надевает кольцо на мизинец), любит свою землю (отказывается от  третьего желания, не хочет в другие земли). Но в то же время загадывает желания, как сказочная героиня.

Боец: веселый (много шутит), добрый (ласково называет Варюшу). Колдун («мина не брала») или он очень опытный боец - сапер?

  1. Опять получается по-разному. Если рассматривать всех, как героев рассказа, то выходит, что Варя - просто мечтательница, наивная, верит в чудеса. А боец - шутник. Как же быть? К какому жанру отнести это произведение?
  2. К.Г. Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Ну а сам автор определил жанр «Стального колечка» как сказку. В авторских сказках так часто и бывает: сказочное переплетается с реальностью. И все это потому, что автор не придерживается правил создания сказки, которыми руководствуются народные авторы. Писатели, пишущие сказки, соединяют черты разных типов сказок, вводят совершенно реальные эпизоды. Поэтому и читателю с авторской сказкой работать труднее, труднее понять мысли и чувства автора. Ну, а читатель, который понял произведение, должен уметь дать отзыв.

IV. Устные отзывы учащихся о сказке

V. Итог. Рефлексия.

Какую задачу мы с вами решали на уроке?

Захотелось ли вам прочитать другие произведения К. Г. Паустовского?

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по произведению К.Паустовского "Стальное колечко"

Формирование критического мышления на уроках литературногочтения....

Конспект по литературному чтению в 3-м классе. К.Паустовский. «Стальное колечко»

Урок изучения нового материала построен с использованием приёмов  технологии проблемного обучения.Конспект  по литературному чтению в 3-м классе. К.Паустовский. «Стальное колечко»Программа «...

Игра "Умники и умницы" по сказке К. Г. Паустовского "Стальное колечко"

Конспект игры по сказке К. Г. Паустовского поможет учителю в развитии техники чтения учащихся, в формировании правильной читательской компитентности....

Тест по литературному чтению по произведению К.Паустовского "Стальное колечко"

Тест по литературному чтению по произведению К.Паустовского "Стальное колечко"...

Технологическая карта урока литературномого чтения 3 класс, произведение К.Г.Паустовского «Стальное колечко». УМК "Начальная школа XXI века".

1. Тема: Произведение К.Г.Паустовского «Стальное колечко»( 1 урок).2.Литературное чтение.3. 3 класс, УМК «Начальная школа XXI века»4.Использованная литература:1) Литературное чтение: 3 класс: учебник ...

Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» Акцентное вычитывание лирического текста.

Дидактические цели урока: подготовить детей к выразительному чтению стихотворения, развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать настроение автора, передавать его в своем чтении....