Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» Акцентное вычитывание лирического текста.
методическая разработка по чтению (3 класс)

Смирнова Наталья Николаевна

Дидактические цели урока: подготовить детей к выразительному чтению стихотворения, развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать настроение автора, передавать его в своем чтении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_3_kl.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Наталья Николаевна

ГБОУ № 634 средняя общеобразовательная

школа с углубленным изучением

английского языка

Литературное чтение.

3 класс.

Тема: Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» Акцентное вычитывание лирического текста.

Тип урока: урок применения знаний, умений, навыков.

Дидактические цели урока: подготовить детей к выразительному чтению стихотворения, развивать эмоциональную сферу детей, умение понимать настроение автора, передавать его в своем чтении.

Задачи:

метапредметные:

познавательные: осуществлять анализ литературного произведения с выделением существенных признаков, строить рассуждения, делать выводы;

регулятивные: обучать умению формулировать цели урока, принимать и сохранять учебную задачу;

личностные: учить адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей, выявлять причины неудач и успеха в учебной деятельности;

коммуникативные: формировать умение работать с одноклассниками в группе (в паре).

Методы обучения.

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, методы опосредованного управления с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности:

фронтальная, групповая, самостоятельная.

Средства обучения: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. В одном счастливом детстве. Книга для чтения в 3 классе. Часть I. Москва. Баллас. 2009.

Раздаточный материал: листы бумаги для обозначения цветом своего настроения и настроения автора («таблица настроений» на обратной стороне листа; репродукции картин великих художников с изображением осени для показа на интерактивной доске.

Планируемые результаты:

Метапредметные: осуществлять анализ художественного произведения с выделением существенных признаков, строить рассуждения, делать выводы.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, сотрудничать с товарищами в решении учебных задач.

Регулятивные: применять и сохранять учебную задачу.

Ход урока.

I Вступительная беседа.

Учитель: - Какое время года наступило?

- Какая пора осени самая красивая? Почему?

- Действительно, ранняя осень – красивейшая пора, когда в парках, садах, скверах и лесах можно гулять в тишине по разноцветному ковру опавших листьев. Это пора, когда с полей собран весь урожай и улетают на юг косяки птиц. Природа готовится к долгому зимнему отдыху.

- Это удивительное время года вдохновило многих поэтов и художников на создание замечательных произведений литературы и живописи.

(На интерактивной доске появляются репродукции картин осени великих художников, звучит музыка П. Чайковского из цикла «Времена года»).

- Какие поэты описывали осень в своих стихах? (А. Пушкин, К. Бальмонт, А. Фет и др.).

(Дети читают наизусть стихи названных авторов, над которыми работали на предыдущем уроке).

II Первичное восприятие стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

У детей на партах листки:

- Сегодня познакомимся еще с одним стихотворением Ф. Тютчева.

Учитель читает стихотворение наизусть и просит детей закрасить первый кружок тем цветом, который по мнению детей, передает настроение стихотворения, подписать словами настроение.

III Работа со стихотворением по учебнику (самостоятельно).

Дети читают стихотворение по четверостишьям, закрашивают первый квадратик, подписывают словом настроение (так же как второе и третье четверостишья).

Отмечают непонятные слова (серп, борозда, лазурь, праздная (борозда)).

IV Работа в группах, заполнение таблицы.

Обсуждаются «непонятные» слова. Учитель дает задания группам обсудить и заполнить «таблицу настроений».

Цвет

Настроение

Словосочетания из стихотворения (цитаты)

I ч.

нежно-голубой

покоя, светлое, чистое

дивная пора

день как бы хрустальный

II ч.

серый

грусть, печаль

…пусто всё – простор везде…

…лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде.

III ч.

голубой

светлая грусть, любование природой

…льется чистая и теплая лазурь…

Домашнее задание: зачитать мамам свои сочинения и синквейны, вручить подарки к празднику.

Тексты:

  1. «Дитя, дитя, не плачь!» - в глухую ночь,

В испуге, просыпаясь, говорит

И долго-долго, низко наклоняясь

Над колыбелью маленькой стоит.

Младенца нежит, нянчит, не бранит

И, как бурдюк со сливками, хранит.

Его пеленки греет на груди,

Когда мороз за окнами трещит,

Иль, вкруг ребенка пищу разложив,

За тем, чтоб он не смог упасть, следит,

И мягко-мягко на руки берет.

Ходить в рубашке грязной не дает.

Чтоб был он, словно яблоко, душист.

Перевод с казахского, Ибрай Алтынсарин, конец 19 в.

  1. «… Так много возникает воспоминаний прошедшего, когда стараешься воскресить в воображении черты любимого существа, что сквозь эти воспоминания, как сквозь слезы, смутно видишь их. Это слезы воображения. Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня.»

Лев Николаевич Толстой. «Детство» (отрывок).

  1. Публицистическая повесть о простой деревенской русской женщине, которая в годы Великой Отечественной войны пережила смерть мужа и сына. Несмотря на смертельную опасность, Мария на пепелище родного дома приютила семерых детишек, оставшихся сиротами, и сберегла их жизни, заменив им родных матерей. Страшное время пережила Мария вместе с детьми: злодейства фашистских преступников, голод, холод, трупы убитых людей, спаленные хаты, погубленная скотина, сожженная земля… «Мария, пытаясь обнять и согреть их всех, целовала грязные их ножонки, жалкие, запавшие животы, давно нестриженые волосы, в которых торчали колючие сухие остья… Они шли по заснеженной степи гуськом, одиноким, затерянным в глуши караваном, до которого не было дела ни прозрачному небу, ни холодному солнцу, ни равнодушной, скованной морозом земле. Весь вечер Мария грела на печке воду, поочередно искупала детей, приспособив для этого большой алюминиевый термос из немецкой походной кухни, помыла им головы, напоила всех теплым молоком и уложила спать, а сама, поглядывая на спящих детей, принялась стирать их ветхие лохмотья.»

Виталий Закруткин. «Матерь человеческая». Публицистическая повесть.

  1. «Словно несколько жизней прожила эта женщина, становясь все мудрее и чище, мужественнее и прекраснее, и когда её облик приобрел законченность фигуры героической, шагнула в бессмертие.

1906 г. – Лизе 15 лет, она переживает смерть отца, участвует в тайном гимназическом обществе, укрывает в своем доме мятежных моряков;

1908 г. – Первая встреча с Блоком – гениальным русским поэтом;

1909 г. – Поступает на Бестужевские курсы, пишет автобиографическую повесть;

1910 г. – Выходит замуж;

1912 г. – Выпускает сборник стихов «Скифские черепки»;

1913-1916 г. – Рождается дочь, пишет вторую философскую повесть, печатает книгу стихов «Русь»;

1918 г. – Избрана городским главой города Анапы, спасла город от резни матросов-анархистов, приговорена деникинским судом к смертной казни;

1932 г. – Приняла постриг в монахини во Франции, куда эмигрировала со вторым мужем;

1941 г. – Организовала общежитие для бедных, помогала французским партизанам;

1945 г. – Казнена в газовой камере фашистского концлагеря. В мировую историю вошла под именем Матери Марии.

О. Валянский. «Мать Мария». Журнальная статья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной...»

Открытый урок по чтению в 4 классе ЦЕЛЬ: 1. Способствовать полноценному восприятию стихотворения.2.    Развивать представления о лирическом стихотворении , о слове как с...

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной».

План – конспект открытого урока по литературному чтению с использованием технологии развития критического мышления...

конспект урока литературного чтения Тема: Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»

Конспект урока литературного чтения по теме  Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»  составлен в соответствии ФГОС нового поколения.Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением Ф...

Презентация к уроку по литературному чтению "Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..."

Презентация к уроку по литературному чтению " Ф. И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..."...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

урок литературного чтения во 2 классе по теме " Люблю природу русскую " с использованиемЭОР....

Ф. И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..."

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе....