Устное народное творчество. Пословица.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: "Устное народное творчество. Пословица" (Устный журнал).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_nikitina_n.s.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

3 класс

Тема « Устное народное творчество»

(Устный журнал)

Учитель начальных классов:Никитина Н.С.,

ст. Каневская, Краснодарский край.

Цели урока: 1. Обобщить знания учащихся о пословицах, как одном из видов устного народного творчества.

2. Развивать устную речь учащихся, память, внимание, умение анализировать и делать выводы.

Ожидаемые результаты:

- обогащение речи;

- формирование нравственных понятий;

- развитие навыков работы с художественным текстом.

Оборудование: 1. Плакаты с пословицами : «Красна речь пословицей», « Пословица недаром молвится», мультимедийная доска.

2. Листы (на каждой парте) с выписанными на них пословицами, без обозначения тематики.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Дети читают пословицы и поговорки, которые они нашли и записали в свои тетради. Объясняют их смысл и показывают свои рисунки, иллюстрирующие эти пословицы и поговорки.

  1. Основная работа с учащимися.

Учитель: В давние времена, когда не было письменности, люди создавали сказки, загадки, пословицы и поговорки, где выражали свои мысли, чувства и передавали из уст в уста. Так появился фольклор, или устное народное творчество. Что общего в этих высказываниях?

 На слайде  «Красна речь пословицей», « Пословица недаром молвится».

Ученик: Общее слово  – пословица.

Учитель: Что такое пословица? В каких источниках мы можем найти лексическое значение этого слова?

 Ученик: В толковых словарях. (Работа со словарями).

На слайде. Пословица – это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое – то поучение.

Ученик :Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.

Учитель: Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.

Открываем первую страницу нашего журнала:

На слайде  «Чтение – лучшее учение»

Учитель: Найдите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме страницы

На слайде  «Книга для ума – что теплый дождик для всходов»

«Книга поможет в труде, выручит в беде»

«Кто много читает, тот много знает»

«Грамоте учиться – всегда пригодится»

«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»

Учитель: Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине и ее природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов. Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Кроме того, мы должны бережно относиться к книгам.

Незнайка: Я к вам обращаюсь, уважаемые дети:

                     Полезнее книги нет вещи на свете!

                     Пусть книги друзьями заходят в дома.

                     Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Ребята, помогите ответить на вопросы:

- Что значит слово «библиотека»?

- Что такое « читательский фольмуляр»?

- На чем была написана первая книга?

Игра «Ромашка»( на больших лепестках написаны названия книг, а на маленьких – их авторы, нужно правильно совместить лепестки):

На слайде  правильные ответы.

«Волшебник изумрудного города»                              А.В.Волков

«Золотой ключик, или приключения Буратино»       А.Толстой

«Дети капитана Гранта»                                                   Ж.Верн

«Остров сокровищ»                                                            Р.Стивенсон

«Конек- Горбунок»                                                             П.Ершов

Вопрос: Так какие пословицы  о чтении вы знаете?

Открываем вторую страницу журнала:

На слайде  «Дерево сильно корнями, а человек – трудом»

Учитель: Найдите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме страницы.

На слайде  «Без труда мечта мертва»

«Без труда не вынешь рыбку из пруда»

«Без труда ничего не дается»

Землю красит солнце, а человека – труд»

«Птица крепнет в полете, а человек – в труде»

«Деревья смотри в плодах, а человека смотри в делах»

Учитель:

Объясните значение той пословицы, которая вам больше понравилась.

Ученики:

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, нож…

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба –

Все это создано трудом,

А не свалилось с неба.

За все, что создано для нас,

Мы благодарны людям.

Придет пора, настанет час,

И мы трудиться будем.

Учитель: Сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд – учеба, хорошие, крепкие знания. Они помогут вам в будущем получить интересную профессию. А сейчас я вам предлагаю загадки о профессиях.(По ходу на слайдах картины-отгадки)

Его работа в глубине, на самом дне,

Его работа в темноте и в тишине.

Пусть труд его не легок и не прост,

Как космонавт плывет он среди звезд. (Водолаз)

Мастер, мастер , помоги –

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди –

Мы пойдем сегодня в гости. (Сапожник)

Ему нужны такие вещи:

Молоток, тиски и клещи,

Ключ, напильник и ножовка,

А всего нужней сноровка. (Слесарь)

Открываем третью страницу журнала:

На слайде  «Птица сильна крыльями, а человек – дружбой»

Учитель: Из предложенных пословиц найдите те, которые соответствуют теме.

Ученики:

На слайде  «Человек без друга – что земля без воды»

«Человек без друзей – что дерево без корней»

«Друга ищи, а найдешь – береги»

«Друзья познаются в беде»

«Старый друг лучше новых двух»

«Не тот друг, что медком мажет, а тот , кто правду скажет»

«Будь сам другом и тебе помогут в беде»

Учитель: Ребята, а как вы понимаете значение пословицы: «Человек без друга - что земля без воды»?

- А какие песни о дружбе вы знаете?

- Так каким должен быть настоящий друг?

Физминутка под мелодию песни «Когда мои друзья со мной» (муз. В.Шаинского, слова М.Танича)

Открываем четвертую страницу журнала:

На слайде  « Счастье не ищут, а делают»

Учитель: Укажите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме страницы.

Ученики:

На слайде  «Счастье не в воздухе вьется, а трудом достается»

«Счастье без ума – дырявая сума: где найдешь, там и сгубишь»

Учитель: Некоторые люди говорят, что счастье – это богатство, деньги, но ведь настоящее счастье за деньги не купишь. Ошибаются и те, кто считает, что счастье – в славе. Добрая слава, действительно, радует человека. А от худой славы он не знает как отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для всех.

- Чтение  рассказа Н.Богданова «След человека»

СЛЕД ЧЕЛОВЕКА.

(рассказ)

         Однажды Володя и его старший брат Саша заблудились в лесу. Грибы их заманили. Это бывает, - сорвешь один, а другой издали в корзинку сам просится. Так от подберезовика  к подосиновику, от боровика к опенку и забрели братья далеков лес. Наполнили корзинку, пора возвращаться, а куда идти, не знают. Аукались, никто не отозвался…

Саша не любил волновать родителей понапрасну. Стал искать тропинку. Немало их было в лесу, да все не те попадались. Пойдут по одной, а это медведь протоптал: ишь, малину поломал. Пойдут по другой, а это лосиная: сохатый кору с деревьев содрал, рогами ветки посшибал. По звериному следу пойдешь – далеко зайдешь.

         Встревожился Саша. А Володя вдруг кричит:

        Саша, Саша, вот след человека!

        И верно, смотрят братья – поперек заболоченного ручья перекинуты жерди. Таких следов никто, кроме людей, не оставляет. Перешли через ручей, не замочив ног, и пошли по едва заметной стежке. Давно здесь кто-то прошел. Следы травой поросли, хвоей засыпаны. Их почти не видно, если бы не приметы, что оставил человек. Вот ковшик берестяной висит на сучке, а под ним тоненькой струйкой родничок журчит, расчищенный старательными руками. Попей, усталый путник, свежей воды и шагай.

      Вон старый дубовый сук лежит в стороне. Свисал он над тропинкой, надломленный бурей, а кто-то его обрубил и прочь оттащил. Убрал с дороги опасность.

      Саша хмурился. Нехорошо, если папа или мама хватится их да встревожится. И хотя ничего страшного нет, скоро выберутся, Володю жалко: ведь он еще маленький.

      Оглянулся Саша, а Володя раскрасневшийся, разомлевший от лесной духоты, идет и счастливо улыбается.

     - Чему ты радуешься?- удивился Саша. – Отчего тебе так весело?

    - Мне приятно идти по следам человека, ответил Володя, - ты посмотри, сколько хорошего он оставил на своем пути. Каждый шаг радует.

      Саша оглянулся на тропинку, с лица его исчезло озабоченное выражение,  и он сказал:

      - Вот так и жизнь надо пройти, Володя, оставив след своих добрых дел!..

Учитель:Подумайте, какова же главная мысль рассказа.

Открываем пятую страницу журнала.

«Одна у человека родная мать, одна у него и Родина»

Учитель: Укажите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме страницы.

Ученики:

На слайде «Родина – мать, умей за нее постоять»

«На чужой сторонушке рад своей воронушке»

«Своя земля и в горсти мила»

«Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит»

Если скажут слово Родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка – скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная, но у всех она одна!

Незнайка проводит с детьми игры.

Викторина пословиц (мультимедийная доска)

Кто много читает… (тот много знает).

Поздно встанешь… (мало сделаешь).

Мир освещается солнцем … (а человек знанием).

Что одному не под силу… (легко коллективу).

Не красна изба углами… (красна пирогами).

Игра «Семь и один».

Назовите пословицы, в которых употреблены числа 7 и 1.

«Семеро одного не ждут».

«Семь раз отмерь, один раз отрежь».

«Семь бед – один ответ».

«Семеро с ложкой, один с сошкой».

Дети показывают инсценировку «Кончил дело – гуляй смело».

Действующие лица: мальчик – ученик, Солнышко, Птичка, Вишенка.

Мальчик сидит за столом, он делает уроки, в окно заглядывает Солнышко.

Солнышко: Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?

Мальчик: Нет, Солнышко, нет! Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок.

Птичка: Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?

Мальчик: Нет, милая пташечка, нет! Теперь мне гулять не впрок. Дай прежде окончу урок!

Вишенка: Не довольно ли учиться, не пора ли порезвиться?

Мальчик: Нет, Вишенка, нет, теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде закончу урок!

Мальчик показывает, как заканчивает выполнение уроков. Убирает книги, тетради, подходит к окну и кричит: «Ну-ка, кто меня манил?»

Игра «По двум словам отгадай пословицу» (мультимедийная доска)

Коса – камень              «Нашла коса на камень».

Дело – мастер              «Дело мастера боится».

Труд – лень                   «Труд человека кормит, а лень портит».

Язык – дело                  «Не спеши языком, торопись делом».

Лес – дрова                  «Чем дальше в лес, тем больше дров».

Работа в группах.

Дети получают задание придумать по рисунку и пословице текст, используя прием устного словесного рисования.

1 группа: Ученье – свет, а неученье – тьма.

2 группа: Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.

3 группа: Старый друг лучше новых двух.

Рисунки взяты из книги «Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей» Москва ОЛМА Медиа Групп 2010г. Стр. 193, 205, 182.

  1. Итог урока.

Учитель: Сегодня мы с вами говорили о пословицах.

Для чего нужны пословицы в нашей речи?

Будете ли вы их использовать?

Попробуйте объяснить значение тех пословиц, которые прочитали в начале урока.

Молодцы! Все постарались. Мы с Незнайкой остались очень довольны вашей работой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.Класс: 2...

Обобщение по разделу «Устное народное творчество» «Осень в загадках, потешках, песенках, пословицах и поговорках».

Тип урока: урок - обобщение.Цели: обобщить знания учащихся по разделу; развивать творческие способности, фантазию, наблюдательность, умения сравнивать, сопоставлять жанры устного народного творчества,...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Знакомство с малыми жанрами устного народного творчества: потешка,загадка, пословица» УМК "Школа России" (1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятия о малом жанре устного народного творчества-потешка,загадка,пословица.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Фо...