РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Щербакова Ирина Ильинична

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя начальных классов

вы  квалификационной категории

Щербаковой Ирины Ильиничны

МОУ « СОШ № 12 ЗАТО Шиханы Саратовской области»

по   литературному чтению

Класс: 3 б

2011 - 2012  учебный год


I. Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л.А. Ефросинина «Литературное чтение», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009г.).

Цель: сформировать основы читательских и речевых умений.
Задачи:
- отрабатывать навык правильного, осознанного, плавного чтения;
- развивать интерес к чтению, расширять читательский кругозор;
- воспитывать нравственно-эстетические представления о гражданственности и человечности;

- обеспечивать правильную организацию восприятия, понимания и воспроизведения текста (читаемого или прослушанного);

- учить работать с текстом, учебной и детской книгой.

Во втором классе начинающий читатель овладевает навыком и культурой чтения, слушания, высказывания, а также развивает эмоциональную отзывчивость на читаемое, способность воспринимать художественное произведение как искусство слова.

Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работа с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерн к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.

Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

На начальном этапе используются тематический и жанрово-тематический принципы с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), их авторах.

 Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах. Например, творчество Л.Н. Толстого представлено художественными сюжетными рассказами, описаниями природы, рассказами о животных, а также сказками, былинами, баснями, научно-познавательными произведениями. Ряд авторов показаны в качестве переводчиков. Соблюдается хронологическая последовательность предъявления произведений одного автора. Произведения одного и того же жанра, но разных авторов рассматриваются в сравнении.

В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.

Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности и др.

Всего – 136 ч; в неделю – 4 ч.

               

                                                 Результаты изучения  учебного предмета

Личностными  результатами  обучения  в  начальной  школе  являются: осознание значимости  чтения  для  своего  дальнейшего  развития  и  успешного  обучения, формирование  потребности  в  систематическом  чтении  как  средстве  познания  мира  и самого  себя, знакомство  с  культурно- историческим  наследием  России, общечеловеческими  ценностями, восприятие  литературного  произведения  как  особого

вида  искусства, полноценное  восприятие  художественной  литературы, эмоциональная  отзывчивость  на  прочитанное, высказывание  своей  точки  зрения  и  уважение  мнения  собеседника.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение  приёмов  поиска  нужной  информации, овладение  алгоритмами  основных  учебных действий, нахождение средств художественной выразительности, умением высказывать и  пояснять свою точку зрения, освоение правил и способов взаимодействия с окружающим  миром, формирование  представления  о  правилах  и  нормах  поведения, принятых  в

обществе, овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне, осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого  уровня  читательской  компетентности, овладение  техникой  чтения, приёмами  понимания  прочитанного  и  прослушанного, элементарными  приёмами  интерпретации, анализа  и  преобразования  художественных, научно-популярных  и учебных  текстов, умение  самостоятельно  выбирать  интересующую  ученика  литературу,

умение работать со словарями и справочниками, осознание себя как грамотного читателя, способного  к  творческой  деятельности, умение  составлять  несложные  монологические высказывания о произведении, о героях, о событиях, устно передавать содержание текста

по  плану, составлять  небольшие  тексты  повествовательного  характера  с  элементами рассуждения  и  описания; умение  декламировать (читать  наизусть), выступать  перед  знакомой аудиторией с небольшим сообщением.

К концу обучения в 3  классе учащиеся должны уметь:
читать сознательно и правильно текст целыми словами вслух и про себя;

- знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;

- выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть;

- определять смысл событий и поступков героев; выражать своё отношение;

- пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану;

- самостоятельно читать произведения и книги по изучаемым темам;

- пользоваться библиотечным фондом;

- отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;

- пользоваться справочной литературой.

Ученик получит возможность научиться:

— понимать нравственное значение прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать свое мнение о произведении;

— понимать авторскую точку зрения, аргументировано соглашаться или не соглашаться с авторской позицией;

— работать с аппаратом книг разного типа (книг-произведений, книг-сборников) и классифицировать их по жанрам, темам, авторам;

— уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Выпускник научится:

— различать стихотворный и прозаический тексты;

— определять особенности жанров произведений (сказки,басни, стихотворения, загадки);

— использовать в речи изученные литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет).

Ученик получит возможность научиться:

— подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;

Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения

— употреблять в речи изученные литературоведческие понятия;

— находить и читать диалоги и монологи героев.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:        

— понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль героя и читать его реплики в соответствии с образом, созданным автором произведения;

— инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

— рассказывать сказки от лица героя;

— рассказывать о героях произведения;

— создавать истории с героями произведений.

Ученик получит возможность научиться:

— иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

— выполнять проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных», «Животные — герои литературных произведений»;

— создавать по образцу небольшие произведения (истории, комиксы).

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

— находить информацию о героях произведений, об авторе, книге;

— работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;

— дополнять таблицы и схемы недостающей информацией;

— сравнивать произведения по таблицам, схемам, моделям;

— добавлять, исправлять, уточнять.

Ученик получит возможность научиться:

— самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

— находить информацию о книге, пользуясь ее аппаратом;

— находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;

— сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.

     Одним из важнейших умений, которые должны приобрести учащиеся, является умение работать с учебником «Литературное чтение». Учебник по литературному чтению состоит из двух частей. В каждую  часть входит несколько разделов, построенных по тематическому принципу. Каждый раздел включает произведения различных жанров (пословицы, загадки, потешки, песенки, былины, сказки, рассказы), что позволяет учесть возрастные особенности школьников, уйти от жанрового и тематического однообразия, развить интерес к фольклору и классической литературе (отечественной и зарубежной). В учебник включены как небольшие, так и более крупные тексты, что позволит учесть уровень подготовки и навыки чтения каждого школьника.

В третьем  классе все произведения для слушания включены в учебник под рубрикой «Послушай». В учебнике и тетради ко всем текстам даны вопросы и задания. Задания к тексту даются в рубрике «Ответь на вопросы, выполни задания». К каждой части учебника есть рабочая тетрадь с заданиями обучающегося, а также творческого и общеразвивающегося характера. Задания в учебнике и тетради, которые ученики выполняют по желанию, отмечены звёздочкой.

Рубрика «Работаем с текстом произведения» включает задания, нацеливающие учеников на углублённое восприятие. Истолкование и оценку произведения.

Цель рубрики «Обрати внимание: это важно знать» - кратко, раскрыть литературоведческие понятия, дать короткие пояснения к теме чтения и справки об авторах произведений.

Рубрика «Подсказка». Цель этой рубрики – помочь школьнику самостоятельно справиться с трудным заданием. Подсказка содержит материал для обогащения знаний и словаря читателя.

Рубрика «Вспомни» помогает учащимся вспомнить то, что они изучали раньше.

Рубрика «Книжная полка» даёт ориентиры для чтения книг по данной теме.

Цель рубрики «Проверь себя»- научить самостоятельно работать, развивать умение контролировать и оценивать свои знания. Для учащихся разработаны задания по каждой изученной теме. Тетради по литературному чтению разработаны к двум частям учебника и к учебной хрестоматии. Цель заданий в тетрадях – научить работать самостоятельно; погружать в текст, понимать художественное слово, авторскую точку зрения, нравственную и эстетическую ценность произведения. Задания разноуровневого характера. В конце каждой темы предлагается контрольная работа текстового характера «Проверь себя». Эту работу ученики выполняют на уроке самостоятельно, используя весь проработанный материал по теме. Это позволит формировать у третьеклассников самоконтроль и самооценку.

 Наличие учебной хрестоматии определяется концепцией программы: учебный материал представлен тремя пластами: произведениями для изучения в классе (учебник), произведениями для дополнительного чтения и обсуждения в классе (хрестоматия), детскими книгами по изучаемому разделу для самостоятельного чтения (в учебнике дана рубрика «Книжная полка».)

Произведения учебной хрестоматии объединены в блоки.

В блок «На острове Буяне» вошли произведения русского фольклора (загадки, скороговорки, пословицы, потешки, былины) для обобщающего повторения и дополнительного чтения.

В блок «Добрым молодцам урок»  вошли народные и литературные сказки, а также очерки о сказочниках.

«Уж сколько раз твердили миру…» Произведения этого раздела помогут детям получить более широкое представление об особенностях басни, развитии этого древнейшего сатирического литературного жанра и его тематическом разнообразии в творчестве русских баснописцев.

Блок «Сыплет черёмуха снегом…» Представлены стихотворения русских поэтов о Родине и о родной природе (И.А. Бунин, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.Н. Глинка, И.С. Никитин, С.А. Есенин).

«О детях и для детей» - блок разножанровых произведений о детях и для детей Л.И. Андреева, А.И. Куприна, К.Г. Паустовского, Л. Пантелеева, В.В. Бианки, В.П. Астафьева, С.В. Михалкова, В.Ю. Драгунского.

«Джон Джей Пленти и другие». Содержит произведения зарубежных писателей (братья Гримм, Х.-К. Андерсен, Ц. Топелиус, Дж. Чиарди).

В учебное пособие вошли разные по объёму произведения: одни для внеклассного дополнительного чтения, а другие – для слушания на уроке (под рубрикой «Послушай»). К произведениям дан словарь с толкованием отдельных слов. К каждому произведению предлагается несколько заданий познавательного, повторительного или рекомендательного характера.

Измерители контроля качества образования.

Текущие и итоговые проверочные работы проводятся по пособию Ефросининой Л.А. ,,Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания”
Критерии оценивания навыков чтения (темп, способ, правильность, понимание)
высокий уровень - ученик читает целыми словами, со скоростью 60 и более слов в минуту вслух и более 80 слов в минуту молча, с правильной интонацией; умеет подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказывать о нём собственное обоснованное суждение.
средний уровень – ученик читает текст вслух целыми словами, со скоростью не меньше 55 слов в минуту, интонационно правильно; умеет передавать содержание прочитанного; темп чтения молча не меньше 70 слов в минуту.
допустимый уровень – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 45 слов в минуту, в отдельных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более 5 ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает 1-2 ошибки; темп чтения молча не меньше 60 слов в минуту.

низкий уровень - ученик не выполняет требований, установленных для отметки ,,3”.

ТЕМП ЧТЕНИЯ
3-й класс
I четверть 50-54 сл/м ;II четверть 55-60 сл/м; III четверть 61-69 сл/м; VI четверть 70-75 сл/м. (материал взят из научно-практического журнала ,,Завуч начальной школы” 2003 г., №5, с. 106-111, 2004 г., №1 с.56-57)

Для организации текущей и итоговой проверки и оценки результатов обучения будут проведены задания разных видов:

- комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки) - 4;

- литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности) - 18;

- тесты по изученному произведению, теме, разделу - 4;

- диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности  - 2;

- тесты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия) - 4;

- тесты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения молча (в конце каждого полугодия) - 4;

- итоговые тексты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ) - 4;

Каждый тест состоит из заданий разной сложности: около 60% заданий доступны большинству учащихся класса (первый уровень подготовки), 20% заданий повышенной сложности и доступны учащимся второго уровня подготовки и 20% заданий – учащимся третьего уровня подготовки. Тест имеет три эквивалентных варианта. Каждый вариант состоит из 10 заданий. На проведение теста отводится один урок. Задание считается выполненным, если ученик отметил правильный ответ. Выполненное задание оценивается 1 баллом, невыполненное – 0 баллов.

 Отметки за выполнение текстовых заданий (если ученик набрал более шести баллов, работа считается выполненной);

Высокий уровень – ученик набрал 9-10 баллов;

Средний уровень – ученик набрал 7-8 баллов;

Допустимый уровень – ученик набрал 5-6 баллов;

Низкий уровень – ученик набрал менее 5 баллов.

Литературные диктанты. Лексические диктанты – предлагают слова и выражения из словарей, которые сопровождают тексты произведений в учебниках; литературоведческие диктанты содержат литературоведческие и общекультурные понятия; информационные – имена, отчества и фамилии писателей, имена героев произведений. Время проведения определяет учитель. Количество слов во втором классе 5-10.проверка диктантов проводится учащимися самостоятельно, с использованием учебника и учебной хрестоматии. Учитель может выборочно оценивать диктанты, выставляя отметки.

Высокий уровень – если в работе нет ошибок;

Средний уровень – если в работе одна ошибка;

Допустимый уровень – если в работе две ошибки;

Низкий уровень – если в работе более двух ошибок.

Диагностические задания позволяют выявить уровень усвоения учебного материала, но и сформированность учебной и читательской деятельности. Результаты диагностических заданий не оцениваются отметкой. Диагностические задания выполняются каждым учеником на бланках-карточках и оцениваются в баллах.

0 баллов – задание не выполнено;

1 балл – выполнена часть задания или допущены ошибки;

2 балла – задание выполнено верно.

Результаты диагностических работ позволяют определить уровни учебной подготовки каждого ученика (а также группы класса);

Высокий – ученик по большинству заданий получает 2 балла;

Средний – ученик по большинству заданий получает 1 балл;

Низкий – ученик по большинству заданий получает 0 баллов.

Выразительность чтения во всех классах проверяется по подготовленному тексту. Контроль текущий (при проверке домашнего задания), периодическим (проверка при изучении отдельных произведений овладевания интонационным рисунком, темпом, логическим ударением, паузами). Итоговый контроль следует проводить 1-2 раза в год как конкурс выразительного чтения подготовленного произведения по тексту или наизусть.

высокий - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, выражает своё отношение к читаемому; темп чтения и интонационный рисунок соответствует содержанию произведения.

средний - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает собственного отношения к читаемому; интонационный рисунок нарушен.

допустимый - ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.

низкий - ученик не выполняет требования, предъявляемые к отметке «3».

Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом художественного произведения. Цель текущих и итоговых работ данного типа – проверить знание учащимися произведений из обязательного круга чтения, выявить глубину усвоения изученных произведений, знание литературоведческих понятий, вошедших в программу курса. Работы носят комплексный характер и соответствуют требованиям программы на каждом этапе обучения. Количество заданий определяется объёмом изученного материала. Текущие и контрольные работы даны в трех вариантах, различаются тремя уровнями сложности. Первый вариант заданий соответствует обязательному минимуму содержания программы и, следовательно, первому уровню подготовки. Второй и третий варианты включают задания повышенной сложности и соответствуют второму и третьему уровням подготовки.

Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценивать по сумме верных ответов:

высокий - если все задания выполнены верно;

средний - если выполнено не менее ¾ всех заданий;

допустимый - если выполнено не менее ½ всех заданий;

низкий - если выполнено менее ½ всех заданий.

Каждый вариант контрольной работы состоит из основных заданий и дополнительных (обозначены звёздочкой). Дополнительные задания выполняются по желанию и оцениваются отдельной отметкой. Исправления и оформление работы не учитываются при выставлении отметки за знания.

Все дети в классе обучаемы, мотивированы к учению. На конец второго класса уровень обученности по литературному чтению составляет 100%.

Результаты проверки читательских умений 1 «Б» класса май 2011

Фамилия, имя

Способ чтения

Темп (кол-во слов)

Правильность (кол-во ошибок)

Понимание (ответы на вопросы)

слог

Слог+ слово

слово

Абрамова Женя

+

68

+,+,+

Альбицкая Софья

+

26

2

+,+,+

Бударин Саша

+

17

+,+,+

Габор Иван

+

12

3

+,+,+

Евсюкова Кристина

+

10

-,-,-

Ермоаева Саша

+

74

+,+,+

Еремина Настя

+

60

2

+,+,+

Иопа Максим

+

47

+,+,+

Курбыко Вероника

+

35

+,+,+

Курлеев Семен

+

78

+,+,+

Митюков Андрей

+

49

-,-,-

Мякотин Максим

+

70

+,+,+

Назаренко Вероника

+

67

+,+,+

Родякин Даниил

+

32

+,+,+

Сергееев Никита

+

34

+,+,+

Солуянова Даша

+

86

+,+,+

Скобликова лера

+

77

+,+,+

Учеваткина Маша

+

25

2

+,+,+

Храмцова Настя

+

46

+,+,+

Лутов Артем

+

25

3

+,+,+

Ярышкина Наташа

+

25

-,-,-

II. Учебно-тематическое планирование

по литературному чтению

Класс   3 б

Количество часов    

Всего - 136; в неделю – 4

Плановых контрольных уроков - 8, тестов - 12; литературных диктантов - 11

Административных контрольных уроков  - 2  ч.

Планирование составлено на основе программы курса   «Литературное чтение» (автор        Л.А. Ефросинина).

Учебник «Литературное чтение»   (автор Л.А. Ефросинина 2009)

Учебная хрестоматия «Литературное чтение» (автор Л.А. Ефросинина 2009 )

Рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 кл. №1,2 (автор Л.А. Ефросинина),  2011

рабочая тетрадь «Учусь читать выразительно» (автор Л.А. Ефросинина),  2011

Дополнительная  литература

 Литературное чтение. Комментарии к урокам. Методическое пособие, 2009

   №

 ро

ка

Тема урока

Тип

урока

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

Использова

ние ИКТ

Дата

Дата при кор-ке

Устное народное творчество

Загадки. Какие бывают загадки. Загадка – сказка. В.Даль «Старик годовик»

Урок открытия нового знания

Загадки, виды загадок. Пословица, темы пословиц, особенности построения

Сравнение пословиц, загадок и скороговорок. Упражнение в выразительном чтении

Сравнивать малые фольклорные жанры, жанры художественных произведений; называть жанры, характеризовать их особенности.

Материал к уроку

http://festival.1september.ru/authors/209-825-683

Пословицы. Какие бывают пословицы. Дополнительное чтение пословицы.

Урок общей методологической направленности

Пословица, темы пословиц, особенности построения. Сравнение пословиц, загадок и скороговорок. Упражнение в выразительном чтении

Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений.

Русские народные сказки. «Самое дорогое»

Урок открытия нового знания

Самостоятельное чтение сказки. Определение жанра. Особенности народной сказки: замедленность действия за счет повторов, наличие волшебных превращений, идея победы добра над злом. Определение главной мысли. Пересказ сказки

Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного).

Материал к уроку

http://festival.1september.ru/articles/538792/pril1.ppt

«Про Ленивую и Радивую»

Урок открытия нового знания

Самостоятельное чтение сказки. Определение жанра. Особенности народной сказки

Конструировать устное сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения, выразительные средства языка. Презентовать устное сочинение

Слушание и работа с детскими книгами. Сказкио животных. Дополнительное чтение Русские народ-

ные сказки. «Лиса и Котофей Иваныч», «Дрозд Еремеевич»

Урок открытия нового знания

Самостоятельное чтение сказки. Определение жанра. Особенности народной сказки

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.

Презентация учителя

Сказки с загадками. «Дочь-семилетка». Русская народная сказка

Урок открытия нового знания

Выделение особенностей сказок с загадками. Наблюдение за развитием событий.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Презентация к уроку

http://pedsovet.su/load/0-0-0-24000-20

Волшебные сказки. «Царевич Нехитер – Немудер». Русская народная сказка. О присказках.

Урок открытия нового знания

Деление сказки на части и составление плана, выборочное выразительное чтение по частям

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения

Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение Русские народные сказки. «Елена Премудрая», «Умная внучка» (в пересказе А. Платонова), ненецкая сказка «Хозяин ветров», чукотская сказка «Девушка и Месяц»

Урок открытия нового знания

Деление сказки на части и составление плана, выборочное выразительное чтение по частям

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства

Вводная контрольная работа по тексту администрации

Урок развивающего контроля

Скороговорки. Потешки. Повторение: малые жанры фольклора

Урок открытия нового знания

Общее понятие о скороговорках, особенности их построения и чтения. Сравнение пословиц, загадок и скороговорок

Сравнивать малые фольклорные жанры, жанры художественных произведений; называть жанры, характеризовать их особенности.

Материал к уроку

http://festival.1september.ru/authors/206-795-907

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

Урок развивающего контроля

Былины. «Добрыня и Змея»

Урок открытия нового знания

Понятие «былина». Самостоятельное чтение или слушание произведения. Словарная работа. Определение времени и места событий, выделение описания портрета героя

Сравнивать малые фольклорные жанры, жанры художественных произведений; называть жанры, характеризовать их особенности.

Презентация к уроку

http://nsportal.ru/sites/default/files/2011/3/Statya.DOC

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Урок открытия нового знания

Слушание произведений. Словарная работа. Определение времени и места событий, выделение описания портрета героя

Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений.

Презентация к уроку

http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/2/kuprin_slon.pptx

«Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»

Урок открытия нового знания

Самостоятельное чтение или слушание произведения. Словарная работа. Определение времени и места событий, выделение описания портрета героя

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Презентация к уроку

http://search.ukr.net/#

Слушание и работа с детскими книгами. Былины. Дополнительное чтение «Про Добры ню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович»

Урок открытия нового знания

Слушание произведений. Словарная работа. Определение времени и места событий, выделение описания портрета героя

Воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Презентация к уроку

http://samarapedsovet.ru/load/0-0-0-291-20

Урок-обобщение по теме «Былины» («Проверьте себя»)

Урок развивающего контроля

Обобщение по теме; выставка книг, работа с книгой (выходные данные, аннотация), выполнение заданий в учебнике и тетради.

Басни

Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград»

Урок открытия нового знания

Слушание басен. Словарная работа. выделение главной мысли басни (мораль).

Сравнивать малые фольклорные жанры, жанры художественных произведений; называть жанры, характеризовать их особенности.

Презентация к уроку

http://www.ereminaon.ru/down/o-49.html

И.А. Крылов. «Ворона и Лисица». Дополнительное чтение Эзоп. «Ворон и Лисица»

Урок открытия нового знания

Работа над жанром. Сравнение жанров: сказка, басня. Отличие басни от сказки

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства

Презентация к уроку

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/plan-konspekt-prezentaciya-k-uroku-literaturnogo-chteniya-i-krylov-vorona

Дополнительное чтение И.А. Крылов. «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и работник»

Урок открытия нового знания

Слушание басен. Словарная работа. выделение главной мысли басни (мораль).

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Материал к уроку

http://nsportal.ru/sites/default/files/2010/8/tehnologicheskaya_karta_uroka_po_basne_Krylova.doc

Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение  Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица» А.Е. Измайлов. «Филин и чиж»

Урок открытия нового знания

Работа над жанром. Сравнение жанров: сказка, басня. Отличие басни от сказки

Воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Презентация к уроку

http://festival.1september.ru/articles/620741/pril1.ppt материал к уроку

http://nsportal.ru/sites/default/files/2011/12/urok_krylov.doc

Урок-обобщение  по разделу («Проверьте себя»)

Урок развивающего контроля

Отрывки из поэмы «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зелёный...»

Урок открытия нового знания

Работа с текстом и текстовой иллюстрацией Упражнения в выразительном чтении: наблюдение за употреблением знаков препинания, выбор тона и темпа чтения

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.

Презентация к уроку

http://www.ereminaon.ru/down/load/b6967bbad89e87596257877eaec099f7.html

Дополнительное чтение «Бой Руслана с головой»

Урок общей методологической направленности

Работа с текстом и текстовой иллюстрацией Упражнения в выразительном чтении: наблюдение за употреблением знаков препинания, выбор тона и темпа чтения

Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.

Презентация к уроку

http://www.ereminaon.ru/down/load/b6967bbad89e87596257877eaec099f7.html

«Сказка о царе Салтане...»

Урок открытия нового знания

Жанр произведения: литературная сказка в стихах. Сравнение с народной сказкой.

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

Презентация к уроку

http://nsportal.ru/sites/default/files/2011/2/Skazka_o_care_Saltane.zip

Главные герои сказки  «Сказка о царе Салтане...»

Урок общей методологической направленности

Выявление главной мысли и системы событий. Работа с образами героев

Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста; озаглавливать иллюстрации.

Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план.

Презентация к уроку

http://pedsovet.su/load/0-0-0-8262-20

Сравнение сказок «Сказки о царе Салтане…» и «Царевич Нехитер –Немудер»

Урок общей методологической направленности

Жанр произведения: литературная сказка в стихах. Сравнение с народной сказкой.

Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку); объяснять назначение каталожной карточки; составлять краткий отзыв о прочитанной книге

Определение темы и главной мысли устного сочинения. Выразительные средства языка для высказывания. Структура высказывания. Презентация своего высказывания окружающим

Презентация к уроку

http://presentaci.ru/download/275/ материал

http://rudocs.exdat.com/download/docs-292937/292937.doc

Контрольная работа №1

Урок развивающего контроля

Слушание и работа с детской книгой. К. Г. Паустовский. «Сказки Пушкина». Дополнительное чтение А. С. Пушкин.«Сказка о попе и о работнике его Балде»

Урок общей методологической направленности

Жанр произведения: литературная сказка в стихах.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Презентация к уроку

http://festival.1september.ru/articles/619474/presentation/pril.7z

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Э. Бабаев. «Там лес и дол видений полны...»

Урок открытия нового знания

Выявление главной мысли и системы событий. Работа с образами героев

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения

Презентация к уроку

http://nsportal.ru/sites/default/files/2011/8/konspekt_uroka.rar

А. С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер»

Урок открытия нового знания

Самостоятельное чтение или слушание стихотворений.

Объяснять смысл заглавия произведения; выбирать заголовок произведения, из предложенных учителем, учащимися класса.

материал к уроку http://nsportal.ru/sites/default/files/2011/12/vot_sever_tuchi_nagonyaya.docx

А. С. Пушкин. «Няне»

Урок открытия нового знания

Сравнение стихотворений: автор, жанр, тема, заглавие. Упражнение в выразительном чтении

Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать (моделировать) алгоритм выполнения учебного задания (выстраивать последовательность учебных действий), оценивать ход и результат выполнения задания.

Презентация к уроку

http://musafirova.ucoz.ru/load/0-0-1-83-20

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

Урок развивающего контроля

Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета

Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою

зимою...»

Урок открытия нового знания

Обобщение читательского опыта. Слушание стихотворения. Словарная работа. Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), упражнения в выразительном чтении

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства

Презентация к уроку

http://festival.1september.ru/articles/568600/pril1.ppt

А.Н. Майков. «Осень»

Урок открытия нового знания

Словарная работа. Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта). Поиск слов, выражающих чувства и мысли поэта. Упражнение в выразительном чтении

Воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

материал к уроку http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/1/chtenie_maykov.doc

А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»

Урок открытия нового знания

Самостоятельное чтение. Сравнение текстов стихов А. Фета. Самостоятельная подготовка выразительного чтения одного из стихов, самооценка

Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям, участвовать в драматизации; передавать особенности героев, используя различные выразительные средства  (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты); намечать мизансцены

Презентация к уроку

http://festival.1september.ru/articles/612071/pril1.rar

Слушание и работа с детской книгой. Стихи русских поэтов.

Дополнительное чтение И.А. Бунин. «Листопад»

Урок общей методологической направленности

Поиск слов, выражающих чувства и мысли поэта. Упражнение в выразительном чтении

Сравнивать произведения разных жанров.

Презентация к уроку

http://festival.1september.ru/articles/576514/pril.ppt

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

Урок развивающего контроля

Произведения Л.Н. Толстого

Л.Н. Толстой «Два брата»

(сказка)

Урок открытия нового знания

Обобщение читательского опыта. Самостоятельная работа со сказкой: чтение, определение жанра, деление текста на части, составление плана, выбор пословицы, выражающей главную мысль сказки. Чтение по ролям

Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям, участвовать в драматизации; передавать особенности героев, используя различные выразительные средства  (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты); намечать мизансцены

материал к уроку http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/4/tolstoy._dva_brata.docx

Л.Н. Л.Н.Толстой «Белка и волк»

(басня)

Урок открытия нового знания

Работа с текстом: выявление сходства и различия. Выделение в научно-познавательном тексте фактов и их описание

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

Презентация к уроку

http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/1/tvochestvo_l.n.tolstogo._obobshchenie.docx

Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение Л.Н. Толстой.«Работник

Емельян и пустой

барабан»

Урок открытия нового знания

Обобщение читательского опыта. Самостоятельная работа со сказкой: чтение, определение жанра, деление текста на части, составление плана, выбор пословицы, выражающей главную мысль сказки. Чтение по ролям

Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения).

Презентация к уроку

http://do.gendocs.ru/download/docs-257706/257706.doc

Научно-познава-

тельные и худо-

жественные

рассказы.«Лебеди»,

«Зайцы».

Урок открытия нового знания

Работа с текстом: выявление сходства и различия. Выделение в научно-познавательном тексте фактов и их описание

Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного).

Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений.

материал к уроку javascript:DownloadFiles();

Дополнительное чтение

«Лев и собачка»

Урок открытия нового знания

Определение жанра, темы, главной мысли произведения. Выражение личного отношения к героям произведения

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.

Презентация к уроку

http://nsportal.ru/sites/default/files/2010/11/Tolstoy_L.N._Lev_i_sobachka._3_kl.zip

Разножанровые произведения. Рассказ «Прыжок».

Урок открытия нового знания

Слушание. Определение жанра, темы, главной мысли произведения. Выражение личного отношения к героям произведения, аргументация позиции с привлечением текста произведения

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения

материал к уроку

http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/4/konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_3_klass.doc

Былина «Как боролся русский богатырь»

Урок открытия нового знания

Работа с текстом: выявление сходства и различия. Выделение в научно-познавательном тексте фактов и их описание

Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план.

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства

материал к уроку http://festival.1september.ru/authors/105-290-540 http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/1/kak_borolsya_docx.docx

Слушание и работа с детской книгой. Книги Л.Н. Толстого. Дополнительное чтение «Ореховая ветка»; А. Сергеенко. «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах»

Урок открытия нового знания

Определение жанра, темы, главной мысли произведения. Выражение личного отношения к героям произведения

Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений.

Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

Урок развивающего контроля

Произведения Н.А.Некрасова

«Крестьянские дети» (отрывок). «Мужичок

с ноготок» (отрывок). К. И. Чуковский. «Мужичок с ноготок»

Урок открытия нового знания

Слушание. Словарная работа. Определение темы чтения.

Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план.

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства

материал к уроку http://nsportal.ru/sites/default/files/2011/12/urok__po_n.a.nekrasovu.doc

Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (в сокращении)

Урок открытия нового знания

Введение понятия  лирический герой, поиск слов, выражений, показывающих отношение

автора к герою (выборочное чтение). Упражнение в выразительном чтении

Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учетом особенностей слушателей

Презентация к уроку

http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/1/tvorchestvo.pptx

«Славная осень...». Дополнительное чтение «Зелёный Шум». 

Урок открытия нового знания

Самостоятельное чтение, работа над стихотворением «Славная осень».

Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку); объяснять назначение каталожной карточки; составлять краткий отзыв о прочитанной книге

Тест

http://pedsovet.su/load/0-0-0-19264-20

К. И. Чуковский. «Зелёный Шум»

Урок открытия нового знания

Слушание стихотворения «Зеленый шум» и статьи К. И. Чуковского. Работа над содержанием

Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения).

Стихи о природе. «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

Урок общей методологической направленности

Слушание. Словарная работа. Создание словесного образа Мороза-воеводы. Упражнение в выразительном чтении песни Мороза

Наблюдать: находить в тексте сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы

Презентация к уроку

http://festival.1september.ru/articles/575490/pril.ppt

Слушание и работа с детской книгой.

К. И. Чуковский. «О стихах Н.А. Некрасова». Дополнительное чтение Н.А. Некрасов. «Саша», «Перед дождём»

Урок общей методологической направленности

Слушание. Словарная работа. Определение темы чтения.

Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного).

Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений.

Презентация к уроку

http://viki.rdf.ru/item/892/download/

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

Урок развивающего контроля

Произведения А.П Чехова

Повесть «Степь» (отрывок). Дополнительное чтение А. П. Чехов. «Белолобый»

Урок открытия нового знания

Введение в круг чтения произведений А. П. Чехова. Определение жанра рассказа, выборочное чтение (выбор описания в тексте), деление текста на части, составление плана.

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

материал к уроку ttp://festival.1september.ru/authors/207-622-597 Презентация к уроку

http://festival.1september.ru/articles/606155/pril1.ppt

И. С. Тургенев. «Лес и степь»

Урок открытия нового знания

Самостоятельная подготовка выразительного чтения любой части. Обучение художественному пересказу

Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения).

материал к уроку http://festival.1september.ru/authors/105-367-812

А. П. Чехов «Ванька».

Урок открытия нового знания

Слушание. Определение жанра. Словарная работа. Перечитывание и выделение главной мысли, композиционных частей, комментирование заголовка. Выборочное чтение: поиск описания героя, отношения автора к герою произведения

Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям, участвовать в драматизации; передавать особенности героев, используя различные выразительные средства  (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты); намечать мизансцены

Презентация к уроку http://search.ukr.net/#

Дополнительное чтение Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова»

Урок открытия нового знания

Обобщение по разделу. Рассказы детей об
А. П. Чехове: собственные впечатления, справочный материал об авторе.

Сравнивать тексты (учебный, художественный, научно-популярный): определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства.

Слушание и работа с детскими книгами. Книги о животных.

Дополнительное чтение Л. Андреев. «Кусака»

Урок открытия нового знания

Слушание. Определение жанра. Словарная работа. Перечитывание и выделение главной мысли, композиционных частей, комментирование заголовка.

Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного).

Презентация к уроку http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Kusaka-Andreev/Kusaka-Andreev.html

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

Урок развивающего контроля

Сказки зарубежных писателей

Ш. Перро. «Подарки феи»

Урок открытия нового знания

Слушание, выявление сходства сказок народов мира, отечественных и зарубежных писателей

Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учетом особенностей слушателей

Презентация к уроку http://pedsovet.su/load/0-0-0-8528-20

Контрольная работа №2

Урок развивающего контроля

Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре». Дополнительное чтение Ц. Топелиус. «Зимняя сказка»

Урок открытия нового знания

Выделение главной мысли, комментирование заглавия. Характеристика героев, данная автором (выборочное чтение). Деление текста на части, составление плана

Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям, участвовать в драматизации; передавать особенности героев, используя различные выразительные средства  (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты); намечать мизансцены

Слушание и работа с книгами зарубежных сказочников. Дополнительное чтение Х.-К. Андерсен. «Снеговик»; Братья Гримм. «Умная дочь крестьянская»

Урок открытия нового знания

Слушание, выявление сходства сказок народов мира, отечественных и зарубежных писателей

Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план.

Презентация к уроку http://619wkola2gklass.ucoz.ru/files/kopilka_2kl/litrature/skazki_br_grimm.ppt

Урок-утренник «В мире сказок»

Урок рефлексии

Обобщение по разделу. Выставка книг, работа с книгой. Литературная игра

Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку); объяснять назначение каталожной карточки; составлять краткий отзыв о прочитанной книге

Презентация к уроку http://festival.1september.ru/articles/532160/pril1.ppt

Стихи русских поэтов

И. С. Никитин. «Русь»

Урок общей методологической направленности

Слушание. Словарная работа. Определение темы и содержания стихотворения. Деление на части, выразительное чтение, подготовленной части

Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Презентация к уроку http://nsportal.ru/sites/default/files/2011/12/urok_po_literaturnomu_chteniyu_4_klass.doc

И. С. Никитин. «Утро»

Урок общей методологической направленности

Чтение и работа со справочной статьей об авторе. Слушание. Словарная работа, выявление главной мысли и содержания стихотворения

Воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

И.З. Суриков. «Детство»

Урок открытия нового знания

Слушание.

 Деление текста на части по готовому плану, выделение описания картин, выразительное чтение по частям

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Презентация к уроку http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/3/surikov.rar

Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. Дополнительное чтение И. С. Никитин. «Помню я: бывало, няня...»

Урок открытия нового знания

Слушание. Словарная работа. Определение темы и содержания стихотворения. Деление на части, выразительное чтение, подготовленной части

Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.

С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день»

Урок открытия нового знания

Слушание.

 Деление текста на части по готовому плану, выделение описания картин, выразительное чтение по частям

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.

материал к уроку http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/6/lit._chtenie_3_klass.docx

Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение Ф.Н. Глинка. «Москва»

Урок открытия нового знания

Обобщение по разделу. Работа с книгами стихов русских

поэтов

Воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

Урок развивающего контроля

Произведения Д.Н. Мамина - Сибиряка

Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»          

Урок открытия нового знания

Выявление читательского опыта детей. Справка об авторе. Слушание. Словарная работа. Определение жанра, высказывание собственного мнения.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Презентация к уроку http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/5/urok_priyomysh.ppt

Сказка «Умнее всех»

Урок открытия нового знания

Выявление авторской позиции, формулирование личной оценки. Повторное чтение по частям и озаглавливание. Работа над образами героев

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения

материал к уроку http://festival.1september.ru/authors/207-537-784

Слушание и работа с детской

книгой. Дополнительное чтение «Постойко»

Урок открытия нового знания

Чтение вслух, пересказ произведения по плану

Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку); объяснять назначение каталожной карточки; составлять краткий отзыв о прочитанной книге

Презентация к уроку http://festival.1september.ru/articles/566992/pril.ppt

Урок-обобщение по разделу

(«Проверьте себя»)

Урок развивающего контроля

Произведения А.И.Куприна

А.И.Куприн «Синяя звезда»

Урок открытия нового знания

Введение в круг детского чтения произведения А. Куприна. Слушание. Выделение главной авторской мысли, отношение автора к героям.

Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения).

А.И.Куприн «Барбос и Жулька».

Урок открытия нового знания

Высказывание собственного мнения о произведении. работа над сюжетом. Деление на части, озаглавливание. Работа над образами героев

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

Презентация к уроку http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/6/literaturnoe_chtenie.ppt

Дополнительное чтение А.И. Куприн «Собачье счастье»

Урок открытия нового знания

Выделение главной авторской мысли, отношение автора к героям. Высказывание собственного мнения о произведении. работа над сюжетом.

Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план.

Презентация к уроку http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/2/kuprin_a.i..doc

Слушание и работа с детскими книгами о животных.

Дополнительное чтение «Ю-ю»

Урок открытия нового знания

Высказывание собственного мнения о произведении. работа над сюжетом. Деление на части, озаглавливание. Работа над образами героев

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства

Урок-обобщение по разделам «Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка», «Произведения А.И. Куприна» («Проверьте себя»)

Урок развивающего контроля

Стихи С.А.Есенина

Стихи о Родине (отрывки); «Я покинул родимый дом...»

Урок открытия нового знания

Обобщение читательского опыта. Слушание. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Упражнение в выразительном чтении

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения

Презентация к уроку http://festival.1september.ru/articles/560618/pril.ppt

С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...»

Урок открытия нового знания

Чтение. Работа над содержанием стихотворения  Сравнение стихов: темы, заглавия, содержания. Выразительное чтение, работа над интонацией

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Презентация к уроку http://festival.1september.ru/articles/583911/presentation/pril1.7z

«Берёза». Дополнительное чтение. Стихи о берёзе (отрывки)

Урок открытия нового знания

Чтение. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворение, сравнение строф. Выразительное чтение

Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.

Презентация к уроку http://festival.1september.ru/articles/525919/pril.ppt

С.А.Есенин «Бабушкины сказки»

Урок открытия нового знания

Слушание. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта) Повторение: стихи русских поэтов И. Сурикова, И. Никитина, А. Пушкина о детстве. Выразительное чтение

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.

Презентация к уроку http://festival.1september.ru/articles/569941/pril1.ppt

Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов.  Дополнительное чтение «Топи да болота...», «Сыплет черёмуха снегом...»; И. С. Тургенев. «Деревня»

Урок открытия нового знания

Обобщение по разделу. Составление справки о поэте. Выставка книг, работа с аппаратом книги

Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.

Презентация к уроку http://festival.1september.ru/articles/565482/pril1.ppt

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

Урок развивающего контроля

Библиотечный урок. Стихи русских поэтов

Урок рефлексии

Обобщение по разделу. Составление справки о поэте. Выставка книг, работа с аппаратом книги

Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку); объяснять назначение каталожной карточки; составлять краткий отзыв о прочитанной книге

Презентация к уроку http://www.poznanie21.ru/current/prez.ppt

Произведения К.Г.Паустовского

Сказка К.Г.Паустовского «Стальное колечко»

Урок открытия нового знания

Слушание. Работа с произведением: чтение, выявление главной мысли, деление на смысловые части, составление плана.

Читать про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст

Презентация к уроку http://www.rusedu.ru/download_27799.html

Описание образа Вари в сказке «Стальное колечко»

Урок общей методологической направленности

Работа над образом Вари, отношение автора к девочке (поисковое чтение). Подготовка выразительного чтения диалога Вари и бойца. Работа над жанром

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.

материал к уроку http://festival.1september.ru/authors/106-326-846

Пересказ по плану сказки «Стальное колечко»

Урок общей методологической направленности

Слушание. Работа с произведением: чтение, выявление главной мысли, деление на смысловые части, составление плана.

Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения).

К.Г.Паустовский «Кот-ворюга»

Урок общей методологической направленности

Самостоятельное чтение рассказа. Беседа по содержанию, объяснение заголовка. Определение главной мысли. Работа над жанром: юмористический рассказ. Самостоятельная работа над образом кота: внешний вид, поведение, отношение к людям

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства

материал к уроку http://festival.1september.ru/authors/208-366-227

К.Г.Паустовский  «Какие бывают дожди?»

Урок открытия нового знания

Самостоятельное чтение. Работа над жанром: научно-познавательный рассказ

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.

материал к уроку http://www.proshkolu.ru/lib/author/1576/

Дополнительное чтение «Заячьи лапы»

Урок открытия нового знания

Слушание. Обсуждение, ответы на вопросы по содержанию текста. Комментирование заголовка. Деление текста на части, аналитическое чтение: выявление позиции автора, структура текста.

Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план.

Презентация к уроку http://nsportal.ru/sites/default/files/2011/11/chtenie_0.zip

Слушание и работа с книгами К.Г. Паустовского.

Урок общей методологической направленности

Слушание. Обсуждение, ответы на вопросы по содержанию текста. Комментирование заголовка. Деление текста на части, аналитическое чтение: выявление позиции автора, структура текста.

Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Презентация к уроку http://l.minobr.org/index.php?option=com_mtree&task=att_download&link_id=32093&cf_id=28

Дополнительное чтение «Тёплый хлеб»

Урок общей методологической направленности

Самостоятельное чтение рассказа. Беседа по содержанию, объяснение заголовка. Определение главной мысли.

Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

Презентация к уроку http://gsg10.ucoz.ru/load/1

Слушание и работа с детскими книгами о природе (Н. Сладков, Г. Скребицкий, Э. Шим,В. Бианки и др.).

Урок общей методологической направленности

Слушание. Обсуждение, ответы на вопросы по содержанию текста. Комментирование заголовка. Деление текста на части, аналитическое чтение: выявление позиции автора, структура текста.

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства

Презентация к уроку http://viki.rdf.ru/item/2447/download/

Дополнительное чтение В. Астафьев. «Стрижонок Скрип»; И.С. Тургенев.

«Воробей»,

«Перепёлка»

Урок открытия нового знания

Слушание. Работа с произведением: чтение, выявление главной мысли, деление на смысловые части, составление плана.

Читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям.

Презентация к уроку http://urokitio.ru/engine/download.php?id=288 http://festival.1september.ru/authors/103-282-308

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

Урок развивающего контроля

Урок-утренник «Моя любимая книга»

Урок рефлексии

Выставка книг. Инсценирование, Викторина

Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку); объяснять назначение каталожной карточки; составлять краткий отзыв о прочитанной книге

Презентация к уроку http://search.ukr.net/#

Контрольная работа №4

Урок развивающего контроля

Произведения С.Я.Маршака

С.Я.Маршак «Урок родного

языка»

Урок открытия нового знания

Слушание. Словарная работа. Работа над содержанием стихотворения. Упражнение в выразительном чтении

Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста; озаглавливать иллюстрации.

Тест

http://nsportal.ru/sites/default/files/2011/10/lit.cht_obrazcova_lyudmila_nikolaevna.docx

С.Я.Маршак  «Ландыш»

Урок открытия нового знания

Слушание. Словарная работа. Работа над содержанием стихотворения. Упражнение в выразительном чтении

Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план.

Презентация к уроку http://festival.1september.ru/articles/615008/pril1.ppt

Слушание и работа с книгами С.Я. Маршака. Дополнительное чтение Пьеса-сказка «Кошкин дом»

Урок открытия нового знания

Слушание. Словарная работа. Работа над содержанием стихотворения. Упражнение в выразительном чтении

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.

Аудиозапись

http://allforchildren.ru/audio/index.php

Урок-обобщение по разделу «Произведения и книги

С.Я. Маршака»; В. Субботин. «С Маршаком»

Урок развивающего контроля

Обобщение по разделу. Знакомство с выставкой книг С.Маршака. Рассматривание художественного оформления, группировка по авторской  принадлежности. Выбор книг для чтения

Выразительные средства языка для высказывания. Структура высказывания. Презентация своего высказывания окружающим

Презентация к уроку http://pedsovet.su/load/0-0-0-27208-20

Произведения  Л. Пантелеева

Л. Пантелеев «Честное слово»

Урок открытия нового знания

Обобщение читательского опыта детей. Слушание. Определение главной мысли произведения.

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства

Презентация к уроку http://www.uchportal.ru/load/0-0-0-13734-20

Пересказ по плану  П.Пантелеева «Честное слово»

Урок общей методологической направленности

Работа над образом героя. Деление текста на части, составление плана. Чтение по частям. Упражнение в выразительном чтении диалогов

Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения).

Л. Пантелеев «Камилл и учитель»

Урок открытия нового знания

Слушание. Беседа по выявлению первичного восприятия, словарная работа.

Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста; озаглавливать иллюстрации.

Презентация к уроку http://festival.1september.ru/articles/533198/pril1.doc

Пересказ рассказ Л. Пантелеева «Камилл и учитель»

Урок общей методологической направленности

Знакомство с жанром: исторический рассказ. Работа с сюжетным треугольником. Чтение по частям

Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения).

Слушание и работа с детской книгой.

Дополнительное чтение «Фенька», «Новенькая»

Урок открытия нового знания

Обобщение читательского опыта детей. Слушание. Определение главной мысли произведения. Работа над образом героя.

Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план.

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

Урок развивающего контроля

Произведения А.П.Гайдара

А.П.Гайдар «Горячий камень»

Урок открытия нового знания

Чтение. Справка об авторе. Работа с сюжетом рассказа по сюжетно-композиционному треугольнику: деление на части, чтение по частям, составление плана

Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста; озаглавливать иллюстрации.

Презентация к уроку http://festival.1september.ru/articles/522277/pril2.doc

Повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы)

Урок открытия нового знания

Представление книги. Чтение отрывка. знакомство с персонажами.

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.

Презентация к уроку http://festival.1september.ru/articles/600906/pril.ppt

Пересказ отдельных глав А.П.Гайдара «Тимур и его команда»

Урок общей методологической направленности

Выразительное чтение диалогов. Знакомство с жанром: повесть

Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения).

С.В. Михалков. «Аркадий Гайдар»; К. Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». Дополнительное чтение С.В.Михалков «Ошибка»

Урок открытия нового знания

Очерк

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.

Презентация к уроку http://nsportal.ru/sites/default/files/2011/12/sergey_vladimirovich_mihalkov.ppt

Слушание и работа с книгами

о детях. Дополнительное чтение В.Ю. Драгунский. «Девочка на шаре»

Урок открытия нового знания

Чтение. Справка об авторе. Работа с сюжетом рассказа по сюжетно-композиционному треугольнику: деление на части, чтение по частям, составление плана

Выразительные средства языка для высказывания. Структура высказывания. Презентация своего высказывания окружающим

Видеоролик

http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=96358

Произведения М.М. Пришвина

М.М.Пришвин очерк «Моя Родина».

Урок открытия нового знания

Обобщение читательского интереса. Тема произведения. Упражнение в выразительном чтении

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства

Презентация к уроку http://festival.1september.ru/articles/599273/pril1.pdf

Дополнительное чтение М.М.Пришвин «Двойной след»

Урок открытия нового знания

Работа над жанром: художественный рассказ

Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.

М.М.Пришвин «Выскочка»

Урок открытия нового знания

Самостоятельное ознакомительное чтение. Ответы на вопросы по содержанию

Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учетом особенностей слушателей)

Презентация к уроку http://festival.1september.ru/articles/583204/prez.ppt

М.М.Пришвин «Жаркий час»

Урок открытия нового знания

Работа с образами героев произведения

Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений.

В. Чалмаев. «Воспоминания

о М.М. Пришвине»

Урок открытия нового знания

Жанр: рассказ-описание. Выделение описания картин природы, поведения зайца в тексте. Отработка навыка выразительного чтения

Презентация своего высказывания окружающим

Слушание и работа с детскими книгами о природе. Дополнительное чтение В. В. Бианки. «По следам»

Урок открытия нового знания

Обобщение по разделу. Выставка книг писателей-натуралистов: представление самостоятельно прочитанной книги

Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.

Презентация к уроку http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Urok-Bianki/Urok-Bianki.html

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

Урок развивающего контроля

Произведения зарубежных писателей

Дж. Лондон. «Волк»

Урок открытия нового знания

Ознакомительное чтение. Беседа по прочитанному. Работа над сюжетом, образом волка.

Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений.

Дж. Лондон. «Волк». Пересказ по плану

Урок общей методологической направленности

Сравнение (схожесть главной мысли, сюжета, темы) произведений Дж. Лондона. А. Чехова, А. Куприна

Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.

Дж. Лондон. «Волк». Краткий пересказ

Урок общей методологической направленности

Сравнение (схожесть главной мысли, сюжета, темы) произведений Дж. Лондона. А. Чехова, А. Куприна

Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учетом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описывать героев произведения).

Итоговая контрольная работа по тексту администрации

Урок развивающего контроля

Э. Сетон-Томпсон. «Чинк».

Урок открытия нового знания

Слушание. Чтение по частям и озаглавливание. Выделение описания Чинка (внешний вид, его повадки, характер)

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства

Э. Сетон-Томпсон. «Чинк» Пересказ по плану

Урок общей методологической направленности

Слушание. Чтение по частям и озаглавливание. Выделение описания Чинка (внешний вид, его повадки, характер)

Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям.

Презентация к уроку http://festival.1september.ru/articles/592924/pril4.mpeg

Э. Сетон-Томпсон. «Чинк». Краткий пересказ

Урок общей методологической направленности

Слушание. Чтение по частям и озаглавливание. Выделение описания Чинка (внешний вид, его повадки, характер)

Ориентироваться в литературоведческих понятиях и терминах (в рамках изученного).

Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведений

Слушание и работа с детскими книгами зарубежных писателей. Дополнительное чтение Дж. Чиарди. «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн»

Урок открытия нового знания

Обобщение по разделу, работа с книгами зарубежных писателей

Конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства

Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»)

Урок развивающего контроля

Комплексная разноуровневая контрольная работа (один из вариантов)

Урок развивающего контроля

Библиотечный урок «Летнее чтение»

Урок рефлексии

Обобщение по разделу, работа с книгами зарубежных писателей

Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учетом особенностей слушателей

Презентация к уроку http://pedsovet.su/load/0-0-0-13585-20

Резервный

Урок рефлексии

Резервный

Урок рефлексии

Резервный

Урок рефлексии

Перечень учебно-методического обеспечения:

  1. Учебник «Литературное чтение» для 3 класса (авт.: Л.А. Ефросинина) –М.:Вентана – Граф, 2009.-Ч.1,2
  2. Учебная хрестоматия «Литературное чтение» для 3 класса (авт.: Л.А. Ефросинина) –М.:Вентана – Граф, 2009.-Ч.1,2
  3. Л.А. Ефросинина  Литературное чтение: рабочие тетради. – М.Вентана –Граф, 2009
  4. Л.А.Ефросинина «Литературное чтние. Комментарии к урокам» - методическое пособие для учителя
  5. Л.А.Ефросинина Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания / Под ред. Л.А. Ефросинина.- М.:Вентана – Граф, 2007- (Оценка знаний)
  6. Беседы с учителем. Третий класс четырёхлетней начальной школы.

Список литературы:

  1. Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века» - 2-е изд., дораб. и доп.- М.: Вентана-Граф, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая прграмма политературному  чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс

Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века"

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основании Основной образовательной программы начальн...

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Начальная школа 21 века" (1-4)

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Начальная школа 21 века" (1-4)...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы ( УМК "Начальная школа 21 века")

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа XXI века" - 3 класс

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа разработана на основе авторской программы Л.А.Ефрос...