Главные вкладки

    План-конспект урока по чтению (4 класс) по теме:
    Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Понятие о приключенческой повести. Марк Твен "Приключения Тома Сойера"

    Дубровина Наталья Валерьевна


    Учебное занятие по теме: "Представление о приключенческой повести. Марк Твен «Приключения Тома Сойера» стоит в разделе «Произведение зарубежных писателей», на данную тему отводится 3 часа, это третий урок по теме.

    Тип урока - обобщение и закрепление знаний и способов деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    mark_tven._priklyucheniya_toma_soyera.rar2.65 МБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Майская гимназия Белгородского района

     Белгородской области»

    Урок по литературному чтению в 4 классе по теме:

    «Представление о приключенческой повести. Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

    Провела учитель начальных классов

    Дубровина Наталья Валерьевна

    2009 г.

    Конспект урока литературного чтения

    4 класс  ( УМК «Начальная школа 21 века»)

    Тема урока: Представление о приключенческой повести.

    Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

    Цели:

    1. Учить работать с текстом произведения: пользоваться поисковым и просмотровым чтением для создания образов героев
    2. Закрепить литературоведческие понятия «повесть», «литературный герой», «псевдоним»
    3. Способствовать совершенствованию навыка чтения (беглости, осознанности, выразительности)
    4. Создать условия для развития интереса к творчеству писателя;
    5. Создать условия для умения свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений;
    6. Способствовать развитию творческих способностей детей;
    7. Воспитывать умение работать в группах
    8. Содействовать воспитанию культурного, образованного и высоко нравственного человека

    Оборудование: 

    учебник «Литературное чтение», 4 класс (автор Л.А. Ефросинина); выставка книг; музыкальные композиции, костюмы, реквизит, ПК

    Ход урока:

    1. Орг. момент.

    Эпиграф урока:   Даже самый серьёзный самый деловитый человек, когда говорит об этом всемирно известном мальчике, начинает улыбаться и глаза его добреют.

                                                              И. Ильф и Е. Петров

    Вступительное слово учителя: прочитайте внимательно эпиграф к нашему уроку и скажите, о  каком мальчике идёт речь и соответственно о каком произведении будет наша беседа.

    Конечно, этот мальчик – Том Сойер и обсуждать и анализировать мы с вами сегодня будем произведение Марка Твена «Приключения Тома Сойера»

    2.Объявление темы урока:

    Цель нашего занятия – выяснить, каким же был Том Сойер, как автор относится к нему и другим своим героям, а так же какими приемами пользовался автор, чтобы вызвать интерес у читателя к этому произведению.

    3. Разминка:

    -К какому литературному жанру относится произведение «Приключения Тома Сойера»?

    -Что такое повесть?

    -Какими по тематике бывают повести?

    -Какими же особенностями отличается приключенческая повесть?

    А для начала давайте проведём маленькую разминку – викторину для самых внимательных

    1. В каком городе жил Том Сойер? (Санкт-Петербург)
    2. Какого цвета была краска, которой белили забор?(белого)
    3. Кто слушал однажды предсмертные стоны Тома Сойера?(Сид Сойер)
    4. Сколько костюмов было у Тома Сойера?( Два: повседневный и нарядный)
    5. Зачем Том и Гек отправились ночью на кладбище? (выводить бородавки )
    6. Что такое «болеутолитель», кто его попробовал и что из этого вышло?(кот)
    7. Какую болезнь выдумал Том, чтобы не идти в школу? (гангрена)
    8. За сколько жёлтых билетиков давали Библию? (за десять)
    9. Что изменилось в жизни Гека после нахождения клада? (его усыновила вдова Дуглас)

    4.Проверка домашнего задания:

     К сегодняшнему уроку вы должны были создать иллюстрации к понравившимся эпизодам повести и объяснить свой выбор. (цель: определить, что явилось определяющим фактором при выборе эпизода)

    5. Биография автора

    В течение нескольких уроков мы с вами изучали отрывки из замечательного произведения Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Перед тем, как продолжить анализировать  произведение, нам необходимо вспомнить о главных вехах в жизни создателя этой повести (сообщение Михайловой А.)

     Выставка книг   

     Из книг, которые вы принесли к этому уроку, мы смогли составить целую выставку. Здесь и рассказы, и повести, и романы, книги для взрослых и детей. Это только показывает нам, каким разносторонним писателем был Марк Твен.

    6. Работа по карточкам:

    Перед вами карточки, на которых вы видите композицию сюжета повести. Но эта композиция нарушена. Вам  необходимо восстановить её, проставив номера эпизодов по порядку.

    7. Физкультминутка

    8. Дифференцированная работа:

       Описать образ и показать отношение автора к герою.

    1. Возраст героя.
    2. Внешний облик, черты характера.
    3. Найти в тексте и зачитать слова, показывающие отношение автора.

    (какими словами автор подчеркивает своё отношение)

    1 группа: Том,

    2 группа: Гек,

    3 группа: Сид

    4 группа: тётя Полли

    Время выполнения работы (3 – 4 мин) музыка

    Один из эпизодов наши ребята даже решили инсценировать.

    9. Показ инсценировки

    Цель: что особенного в общении , в речи ребят и можно ли эти особенности назвать особенностями приключенческой повести

    10. Работа над тестом

    Наш урок  - это урок – обобщение . А поэтому, чтобы узнать, как же вы поняли всё то, о чём, мы сегодня говорили,  что обсуждали, насколько интересно вам было работать, вы поработаете над небольшим тестом.

    1.Что такое «псевдоним»?

     - литературное имя

     - профессия

     - обращение к автору

    2. Каково настоящее имя и фамилия Марка Твена?

     - Сэмюэль Робинс

     - Сэмюэль Клеменс

     - Сэмюэль Тэтчер

    3. Каким образом Том знакомился с новичками, появившимися в городе?

     - Выяснял, откуда они приехали.

     - обходил их стороной.

     - Дрался с новичками.

     4. С какими словами обращался к Тому Джим?

     - миссис

     - сэр

     - масса

    5.Что изображал Бен Роджерс, когда встретил Тома?

     - паровоз

     - подводную лодку

     - пароход

    6. Благодаря чему Том помирился с Бекки?

      - попросил у неё прощения

      - подарил ей медную шишечку

      - принял на себя её вину

    7. Для чего Том повязал платок так, будто у него болели зубы?

       - чтобы не идти в школу

       - чтобы не проболтаться

       - чтобы его пожалели

    Проверьте, пожалуйста, правильность ваших ответов. Поднимите руки те, у кого все ответы правильные.

    Это показывает, что произведение вы читали внимательно и оно не оставило вас равнодушными.

    Том, как сотни других детей, как и многие из вас, - живой веселый мальчик, увлекающийся чтением и знающий много игр, большой выдумщик.         

    Сам автор повествует о своих любимых героях с особым чувством – любовью, доброжелательностью, теплой улыбкой.

    Удивительные приключения Тома не могут оставить равнодушными не только нас, но американских ребят и взрослых. Да, даже взрослые знают и любят Тома Сойера и его друзей, а также человека, их придумавшего – Марка Твена.

    Вы видите репродукцию со снимка памятника Тому Сойеру и Гекку Финну в г. Ганнибале (США), в котором родился Сэмюэль Клеменс.

    Марка Твена любили и любят многие поколения юных читателей. И даже писатели и поэты, коллеги Твена по перу, преклонялись перед его талантом. А русская поэтесса Марина Ивановна Цветаева посвятила Марку Твену стихотворение “Книги в красном переплёте”:

         (читают учащиеся)

         Из рая детского житья

    Вы мне привет прощальный шлёте,

    Неизменившие друзья

    В потёртом, красном переплёте.

    Дрожат на люстрах огоньки…

    Как хорошо за книгой дома!

    Под Грига, Шумана, Кюи

    Я узнавала судьбы Тома.

    Темнеет… В воздухе свежо…

    Том в счастье с Бэкки полон веры.

    Вот с факелом индеец Джо

    Блуждает в сумраке пещеры…

    Кладбище… Вещий крик совы…

    (Мне страшно!) Вот летит чрез кочки

    Приёмыш чопорной вдовы

    Как Диоген, живущий в бочке.

    Светлее солнца тронный зал,

    Над стройным мальчиком – корона…

    Вдруг – нищий! Боже! Он сказал:

    “Позвольте, я наследник трона!”

    О, золотые времена,

    Где взор смелей и сердце чище!

    О, золотые имена:

    Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

    Итак, пора ответить на вопросы, поставленные в самом начале урока.

    -каким же был Том Сойер?

    -как автор относится к нему и другим своим героям?

    -какими средствами, приёмами автор привлекал наше внимание к книге и её главному герою – Тому Сойеру?

    Ответы детей.

    11. Оценки

    12. Рефлексия

    Вы помните, что в конце произведения ребята нашли клад. На своих столах вы видите кружки, имитирующие монетки. Теперь, если урок вам понравился, положите эти монетки в сундук, а если не понравился, то поместите рядом на доску.

    Д/з: хрестоматия : с. 144 – 156, читать, пересказывать, составить письмо Марку Твену.