Научно исследовательский проект «Секреты литературы. Приём олицетворения»
проект по чтению (2 класс) на тему

Логинова Татьяна Анатольева

 

Секреты литературы.

Приём олицетворения.

 

Цель: 

 

исследовать, каким приёмом пользуются поэты для создания живого образа при описании природы и природных явлений.

   

    Задачи исследования.

 

 1. Выяснить какой приём использует М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Утёс» для создания поэтических образов.

2. Проанализировать научную информацию по теме «Приём    олицетворения».

    3. Провести поисковые работы:

        «Приём олицетворения в стихах других поэтов»,

        «Приём олицетворения в полотнах художников».

    4. Исследовать умения одноклассников фантазировать, оживлять              неживые предметы природы словесными и изобразительными средствами.

     5. Провести эксперимент: «Роль олицетворения в создании поэтических образов».

    6. Составить сборник стихов собственного сочинения.

 

I. Объект, предмет и база исследования.

 

Объект исследования: литература и искусство.

Предмет исследования: приём олицетворения в поэзии и живописи.

Участники исследования: Казаркин Никита, Колодина Яна,

ученики 2 «б» класса.

 

II. Гипотеза исследования:

 

 можно ли сказать, что поэтам свойственно оживлять и очеловечивать образы природы и природных явлений?

 

III. Методы исследования:

анкетирование, эксперимент, информационный поиск.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_literatury.rar827.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15.

Научно исследовательский проект

«Секреты литературы.

Приём олицетворения».

               

                                                       Авторы:

                                                                           Колодина Яна (2 «б» класс).

                             Казаркин Никита (2 «б» класс).

                                                     

  Руководитель:

                                   Логинова Татьяна Анатольевна

                  (учитель 2 «б» класса)

Кузнецк – 2009

Секреты литературы.

Приём олицетворения.

Цель:  

исследовать, каким приёмом пользуются поэты для создания живого образа при описании природы и природных явлений.

   

    Задачи исследования.

 

 1. Выяснить какой приём использует М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Утёс» для создания поэтических образов.

2. Проанализировать научную информацию по теме «Приём    олицетворения».

    3. Провести поисковые работы:

        «Приём олицетворения в стихах других поэтов»,

        «Приём олицетворения в полотнах художников».

    4. Исследовать умения одноклассников фантазировать, оживлять              неживые предметы природы словесными и изобразительными средствами.

     5. Провести эксперимент: «Роль олицетворения в создании поэтических образов».

    6. Составить сборник стихов собственного сочинения.

I. Объект, предмет и база исследования.

Объект исследования: литература и искусство.

Предмет исследования: приём олицетворения в поэзии и живописи.

Участники исследования: Казаркин Никита, Колодина Яна,

ученики 2 «б» класса.

II. Гипотеза исследования:

 можно ли сказать, что поэтам свойственно оживлять и очеловечивать образы природы и природных явлений?

III. Методы исследования:

анкетирование, эксперимент, информационный поиск.

Содержание.

1. Анализ содержания стихотворения

     М.Ю. Лермонтова «Утёс».

2. Научная информация по теме «Приём олицетворения».

3. Поисковая работа. Приём олицетворения в стихах других поэтов.

4. Социологические исследования:

      а) анкета для участников «Словесными средствами     «очеловечить» предмет природы». Образ берёзы;

      б) анализ результатов;

      в) анкета для участников «Изобразительными   средствами «очеловечить» предмет природы». Образ облака;  

      г) анализ результатов.

   5. Эксперимент: сопоставление стихотворного текста с оживлёнными образами и без них.

  6. Поисковая работа. Приём олицетворения в живописи.

  7. Сборник стихов собственного сочинения.

  8. Заключение.

 

1. Анализ содержания стихотворения

М.Ю. Лермонтова «Утёс».

                                                                     

                                                                     

 Настоящий исследователь всегда «почемучка».

- Почему тучка золотая? (это цвет заката, заходящего солнца).

- Как так «на груди» утёса-великана? (с грудью сравнивается склон, выступ)

- Почему остался влажный след? (за ночь

-Как так – утёс тихонько плачет в пустыне? (влага, часть тучки растаяла,    превратилась в капельки воды).оставшаяся от тучки, постепенно стекает).

А теперь я буду «почемучкой».

- Почему тучка утром умчалась? (ветер подхватил её и унёс)

- Почему утёс, а не гора? (это образ мужчины)

- Почему одиноко стоит? («прикован» к месту, не может передвигаться, а рядом больше ничего нет)

«… И тихонько плачет он в пустыне»

      В энциклопедии «Всё обо всём» я прочитал, что пустыня – это обширная область с крайне засушливым климатом и скудной растительностью; безлюдное, необитаемое место. В Египте находится пустыня Сахара, в Средней Азии находится пустыня Каракумы. Но в пустынях нет гор.

-  Почему же автор поставил свой утёс там? (Чтобы подчеркнуть его одиночество)

- Так о чём же ещё это стихотворение? (о взаимоотношении молодости и старости, об одиночестве старости)

 

      Михаил Юрьевич Лермонтов оживил о-чело-вечил в этом стихотворении предметы природы: утёс и тучку.

2. Научная информация по теме

«Приём олицетворения».

            В энциклопедии «Всё обо всём» я нашёл, как называется этот литературный приём.

Олицетворение – это стилистический приём, состоящий в том, что неодушевлённому предмету приписываются качества или действия, присущие человеку.

     С.И.Ожегов в своём словаре это слово толкует так:  Олицетворение  - воплощение каких-нибудь черт, свойств, присущих живому существу. Например: олицетворение доброты, жадности и т.д.

       Олицетворить –  1. выразить, представить в образе живого существа. Поэтически олицетворить природу  2. Воплотить, выразить в какой-нибудь форме. Например: эта скульптура – олицетворённая скорби.

       

Например:

                       

                       «Буря небо мглою кроет,             Дремлет взрытая дорога.

                       Вихри снежные крутя,                         Ей сегодня примечталось,

                       То, как зверь она завоет,                  Что совсем-совсем немного

                       То заплачет, как дитя»…           Ждать зимы седой осталось

                                                     А.Пушкин.                     С.Есенин.

«И звезда с звездою говорит»

                                               М.Ю.Лермонтов.

3. Поисковая работа.

 Приём олицетворения в стихах других поэтов.

 

а)  Дмитрий Кедрин «Скинуло кафтан зелёный лето…».

         Поэту удалось увидеть зелёный кафтан лета, жёлтую шубу осени и белую разлетайку зимы. Он природу очеловечил или олицетворил, придумал ей такой гардероб, такую одежду.

б) Нино Мушкудиани. «Что его беспокоило».

                                                                         

         Ветер завывает, всхлипывает, а это очень похоже на плач. Ветер обиделся на то, что его не пустили в дом, и ушёл. Приём олицетворения помогает создать живой, одухотворённый образ ветра.

                                        4.  Социологическое исследование.

      а) анкета для участников «Словесными средствами     «очеловечить» предмет природы». Образ берёзы.

        В классе мы провели социологическое исследование

      Ученикам нашего класса мы предложили «очеловечить» образ берёзы словесными средствами.

     

 б) анализ результатов

                                         

Увидели образы.

Кол – уч.

девушку весёлую

5

девушку грустную

6

старушку

2

свою маму

3

принцессу

2

волшебницу

1

Мы выяснили, что в нашем классе:

        13,5%

1. Обладают воображением – 19 ч.

        9%

2. Слабо развито воображение – 3 ч.                            77,5%

                                                  

3. И совсем отсутствует воображение – 2 ч.                                                

                                                                                 

5. Эксперимент: сопоставление стихотворного текста с     оживлёнными образами и без них.

       Мы провели эксперимент над стихотворением

 «Заря-заряница…».

       Поэт оживил зарю, превратив её в красивую грустную девушку, которая роняет свои слёзы. И месяц оживил, он как человек видит. На лукавое солнце никто не обижается. Они очень скромные и спокойные. (Это черты характера человека.) Ведь утро наступает медленно и незаметно.

       Если исключить приём олицетворения, то это будет звучать так:

                 «Рано утром, ещё была луна на небе.

                  Выпала роса на траву.

                  Солнце взошло. Роса высохла».

   Из поэтического -  текст превратился в деловой, официальный. Напоминает сухой прогноз погоды.  А ведь поэт помог нам увидеть красоту раннего утра, вызвать эмоции, создать настроение.

6.  Социологическое исследование.

      а) анкета для участников «Изобразительными   средствами «очеловечить» предмет природы». Образ облака.

Мы провели ещё одно исследование. Очеловечить, оживить  изобразительными средствами предмет природы. Образ облака.

      б) анализ результатов

                                         

Увидели образы.

Кол – уч.

Животных

4


Людей


3


Героев мультфильмов


4


Сказочных героев

3


Фантастических животных

6


Испытали затруднение

4



       Мы выяснили, что в нашем классе все справились с заданием. У большинства ребят получились очень красивые рисунки.

Результат такой:

1. Обладают воображением – 20 ч.

2. Слабо развито воображение – 4 ч.        82%                       18%

                                                                                                 

7. Поисковая работа.

Приём олицетворения в живописи.

     Проанализировав результаты исследования, мы задумались, а может ли живописец так же как поэт воспринимать мир неживой природы. И опять включились в поиск.

     В Интернете мы нашли репродукции картин литовского художника  Микалоюса Чюрлениса «День» и русского художника Николая Рериха «Стражи ночи».

       От картины Микалоюса Чюрлениса «День» исходит тепло, свет; лёгкость облаков, свежесть зелени. Есть земля, растительность, на заднем плане лёгкие белые облака на синем небе. Это пейзаж. Ещё мы видим руки великана и часть головы, он поднимается на гору.  Художник здесь использует приём олицетворения.

     

     Картина Николая Рериха «Стражи ночи» вызывает у нас чувство тревоги, загадочности, холода беспокойства. Художник изобразил ночь горы, освещённые луной. Картина называется «Стражи ночи», и мы видим этих стражей. Они одеты в плащи с капюшонами, они стерегут тишину и покой. Эти образы стражей можно назвать олицетворением.

 

    Значит, живописец так же может воспринимать окружающий мир неживой природы, как и поэт, используя приём олицетворения.


8. Вывод.

Сборник стихов собственного сочинения.

          Мы можем сделать вывод, что поэтам свойственно оживлять и очеловечивать образы природы и природных явлений. Если поэт видит в неживом предмете черты человека, то есть видит «лицо» скалы, тучи, ветра…. – он создаёт о-лице-творение.

      Мы тоже попробовали сочинить свои стихи, используя приём олицетворения, и создали сборник стихов. 

9. Заключение.

      Раскрыв ещё один секрет литературы, мы стали духовно богаче. Мир природы для нас стал ещё ярче. Мы научились видеть художественные образы в обычных предметах. Мы будем воспитывать в себе поэтический взгляд на мир. Будем продолжать раскрывать секреты литературы.


10. Список литературы:

  1. Энциклопедия «Всё обо всём».
  2. Толковый словарь. С.И.Ожегов.
  3. Учебник «Литературное чтение» В.Ю.Свиридова, Н.А.Чуракова.
  4. Интернет.

Игра природы.

Солнце в небе ярко светит,

Луч играет на траве,

И цветы, как в хороводе,

Пляшут радостно себе.

   Дождь подкрался незаметно,

   Словно хочет их спугнуть.

   Колокольчик и ромашка,

   Вдруг, заплакали чуть-чуть.

Но не долго дождик капал,

Снова солнышко взошло,

И цветы, как карусели,

Закружились высоко.

                                    Дакина Мария.

На лесной опушке

Стояли три подружки.

В белых сарафанчиках

С серёжками

И карманчиками.

 

        Река раскинулась, течёт, грустит лениво

        И моет берега.

        Над скудной глиной жёлтого обрыва

        В степи грустят стога.

                                        Подлипалова Ксения.

Утром солнышко проснулось,

Потянулось, улыбнулось.

Сразу стало всем светло,

Даже на душе тепло.

                       Распустила волосы берёза,

                      Нацепила серьги от души.

                      Собралась она на день рождения,

                     Ведь сегодня он у тётушки сосны.

                                                  Меньшов Влад.

Из-за леса, из-за туч

Выплыла луна.

Тихо по небу пошла,

Улыбаяся она.

                      Курбатова Наталья.


Шепчет солнышко листочку:

«Не робей, голубчик!»

И берёт его из почки

За зелёный зубчик.

Соиманова Ольга.

Охапку листьев ветер нёс

И уронил их в лужу.

И стал вдруг листик кораблём,

И морем стала лужа.

Пигузов Алексей.

Раненая берёза.

Под окном растёт кудрявая берёза.

Острой секирой ранена берёза.

По коре серебристой покатились слёзы.

Ты не плачь, берёза бедная, не сетуй,

Рана не смертельна, вылечишься к лету.

Денискова Екатерина.


Одуванчики.

Из шариков пушистых

Над пёстрым летним лугом

Летят парашютисты

Вдогонку друг за другом.

   Едва земли коснуться,

   Уснут, как на диванчике,

   А по весне проснутся

   И будут одуванчики.

                                 Пирогова Полина.


Тучка.

Тучка по небу летала,

Всё друзей себе искала.

Вот увидела синичку:

- Поиграй со мной, сестричка!

       Птица ей в ответ стрекочет:

    - Дождик крылья мне намочит!

     Огорчилась тучка сильно

     И заплакала вдруг … ливнем»

Танурков Владислав.

Загадки.

Белая птица

В дом прилетела.

Что на свете видала

Всем рассказала.  (Газета.)

        Два родные брата

        Ростом по колено.

        Везде с нами гуляют

        И нас от грязи защищают.    (Сапоги.)

В лесу родился.

В дом пришёл.

Вокруг себя народ собрал,

Напоил и накормил.     (Стол.)

Казаркин Никита.





Стихи моих одноклассников

Ночевала тучка золотая  

На груди утёса – великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя,

    Но остался влажный след в морщине

    Старого утёса. Одиноко

    Он стоит, задумался глубоко,

     И тихонько плачет он в пустыне.   

                                      ***

             Скинуло кафтан зелёный лето,

         Отсвистели жаворонки всласть.

         Осень, в шубу жёлтую одета,

         По лесам с метёлкою прошлась,

         Чтоб вошла рачительной хозяйкой

         В снежные лесные терема

         Щеголиха в белой разлетайке –

          Русская румяная зима!

Дождик шёл.

А на улице ветер плакал несмело.

Что его беспокоило?

Может, горло болело?

Может, бедному, холодно?

Дождь за ворот накапал?

Может, он не поужинал?

Оттого и заплакал?

Двор слезами наполнил он,

А вот в дом не пустили.

Он, наверно, обиделся

И ушёл не простившись.

Заря – заряница

По миру ходила,

                                                  Слезу уронила;

                                              Месяц видел,

                                              Солнце скрало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о научно-исследовательском проекте"Хочу все знать"

Статья  в школьной газете  посвящена   работе  научного общества "Созвездие" учащихся 3 класса  МБОУ "Сош №8" города Астрахани, в рамках  работы по  проекту "Хо...

Научно-исследовательский проект "Нефть"

проект по теме нефть для учащихся 3 - 4 классов...

Научно-исследовательский проект "Секреты равновесия"

Проектная работа учащегося 2 класса по теме"Секреты равновесия", в которой ученик попробовал узнать, что такое центр тяжести, научился его находить, понял, какую роль он играет в равновесии,  сам...

Научно-исследовательский проект учащихся 4-го класса "Загадки Египетских пирамид" Текст проекта, презентация, сценарий защиты на научных чтениях

Данная работа выполнялась учащимися для городских научных чтений. Были проанализированы многочисленные источники, выделены основные версии происхождения Египетских пирамид, подобран фотоматериал. Теор...

Исследовательский проект "Секреты наречия"

Данный проект выполняли ученики 4 класса. Все ребята были разделены на группы. Каждая группа занималась определенным поиском материала: значение и образование наречий, история слов, грамматическая ска...

Исследовательский проект "Секрет русского валенка"

Работа выполнялась учениками 3 класса...