Исследовательский проект "Секреты наречия"
творческая работа учащихся по русскому языку (4 класс) на тему

Лозовская Ирина Евгеньевна

Данный проект выполняли ученики 4 класса. Все ребята были разделены на группы. Каждая группа занималась определенным поиском материала: значение и образование наречий, история слов, грамматическая сказка, говорите правильно, кроссворды, фразеологизмы, пословицы с наречиями, проба пера (творчество детей).Ученики обращались к различным источникам литературы, сети интернета и к преподавателям русского языка. Из собранного материала была созданна презентация и папка раскладушка. Особое внимание уделяю развитию творческих способностей детей. В данном проекте ребята создавали небольшие произвдения по теме: "Наречие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt.pptx1.63 МБ
Файл issledovatelskiy_proekt.docx22.07 КБ
Microsoft Office document icon knizhka-raskladushka.doc1.37 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектно-исследовательская деятельность по теме "Наречие". Что такое наречие? От каких частей речи и с помощью каких морфем можно образовать наречия? Употребление наречий в художественной литературе. Можем ли мы обойтись без наречий? Чем наречие отличается от других частей речи?

Слайд 2

Цели проекта: 1.Выявить секреты наречия – уточнить способы образования наречий; проанализировать, от каких частей речи можно образовать наречия; пронаблюдать за наречием в речи. 2.Вырабатывать умение работать в группе; развивать память, внимание, любознательность, интерес к русскому языку. 3.Основать конечный продукт проекта: книжка-раскладушка по наречию «Секреты наречия».

Слайд 3

Мы в библиотеке.

Слайд 4

Наречия-синонимы Наречия-антонимы ГОСТЕПРИИМНО – РАДУШНО ГРОМКО – ОГЛУШИТЕЛЬНО ДВАЖДЫ – ДВУКРАТНО ДЕЛИКАТНО – ТАКТИЧНО БЛИЗКО – ДАЛЕКО ВЕСЕЛО – ГРУСТНО ВПЕРЁД – НАЗАД ПОЗДНО – РАНО

Слайд 5

Наречие - часть речи: 1.Снизу – низ (существительное.) 2.Во-вторых – второй (числительное.) 3.Вдогонку – догонять (глагол.) 4.Тяжело – тяжёлый (прилагательное).

Слайд 6

Беседа с учителем русского языка.

Слайд 8

Мы обратились к сети «Интернет».

Слайд 9

Пословицы. 1. Окончил дело – гуляй смело. 2.Сперва аз да буки, а потом науки. 3.Тише едешь – дальше будешь. 4.Рыбак рыбака видит издалека. 5.Око видит далеко, а мысль еще дальше.

Слайд 10

Замените подходящими по смыслу наречиями: 1.Идти черепашьим шагом. 2.Кот наплакал. 3.Как по маслу. 4.Встать чуть свет. 5.Рукой подать. 6.Яблоку негде упасть . Рано. Много. Близко. Медленно. Отлично. Мало.

Слайд 11

Из истории слов. Шиворот – навыворот . Авось. Навзничь.

Слайд 12

« Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». М.Горький



Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность  по теме "Наречие".

Учитель: Сегодня мы завершающим  работу над информационным проектом. Давайте напомним, с чего мы начинали. В нашем учебнике есть тема «Наречие». Имя существительное, имя прилагательное, глагол мы изучаем с 1-го класса, а наречие изучаем с 4 класса. Неужели мы всё узнали? И тогда я вас попросила задать вопросы, которые оказались нераскрытыми.

Учитель:– Один из вопросов вы сочли самым главным или проблемным

– Но мы этот вопрос перефразировали.

Дети: Секреты наречия

– Итак, цель нашего проекта раскрыть секреты наречия!

I Проектная деятельность детей:

а) 1-я группа (5 человек)

– Представляю 1 группу, которая раскрывала тайну происхождения наречия, уточняла сведения о наречии и составляла словарь наречий-синонимов.

1-й ученик:  Исследуя наречия мы обращались к разным источникам литературы, которые находили в нашей библиотеке. Нам охотно оказывала помощь Валентина Ивановна . мы узнали, что слово «наречие» – очень старое. Оно встречается в древнерусском языке. Если послушать, то услышим речь. А речью назывался и глагол. «Причём здесь глагол?», – спросите вы. Связь между глаголом и наречием проявляется в том, что наречия поясняют глаголы. Отсюда становится понятным, почему древние римляне назвали эту часть речи «приглаголием». И если прилагательное придаёт существительному чёткость, выразительность, то наречие «живописует» глагол Конечно, наречие может пояснять и прилагательное: очень хороший голос, чрезвычайно интересная книга.

2-й ученик: В ходе работы мы узнали много наречий, которые близки  и противоположны по смыслу. Это интересно и мы собрали наречия синонимы и наречия-антонимы(читают 2-3 примера) Это делает речь красивой.

Наречия-синонимы

Наречия-антонимы

ГОСТЕПРИИМНО – РАДУШНО
ГРОМКО – ОГЛУШИТЕЛЬНО
ДВАЖДЫ – ДВУКРАТНО
ДЕЛИКАТНО – ТАКТИЧНО

БЛИЗКО – ДАЛЕКО
ВЕСЕЛО – ГРУСТНО
ВПЕРЁД – НАЗАД
ПОЗДНО – РАНО

Учитель:– Давайте познакомимся с работой 2-ой группы учеников.

1-й ученик: Наша группа исследовала происхождение наречий. Послушайте о проделках этой части речи. Наречия легко образуются из других слов. И это не случайно. Ведь наречия появились в русском языке позже других частей речи.

Имена прилагательные, имена существительные, глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось наречиям приманивать к себе чужие слова.

2-й ученик: Проще оказалось прилагательные превратить в наречия: хороший – хорошо, лёгкий – легко. Потом наречия добрались до существительных. Тут работы оказалось побольше! Верх – сверху, наверх, вверх, кверху.

Очень понравилось это наречиям. Добрались наречия и до числительных! Из числительного двое – получились наречия вдвоём, надвое. И глагол научились превращать.

3-й ученик: Рады наречия. А другие части речи не очень. Уж чересчур похожи эти наречия на имена существительные, прилагательные, числительные. А то ещё некоторые наречия любят писаться по-своему, через чёрточку. Вот и приходится всё время быть настороже, чтобы не ошибиться!

               

3-я группа

Учитель: Следующая группа ребят исследовала способы образования наречия. Давайте их выслушаем.

1-й ученик: Мы беседовали с  учителем русского языка Ириной  Петровной  Аристовой. Она нам помогла раскрывать секреты образования наречий. Мы узнали о некоторых способах образования наречий: суффиксальный способ образования наречий, приставочно-суффиксальный способ образования, приставочный способ образования.

2 ученик:     Нас заинтересовал вопрос: «Можно ли обойтись без наречий? Давайте попробуем ответить .

( стихи детей)   выступление.

Вывод: Наречия нужны, необходимы в нашей речи. Они как будто заполняют пробелы в тексте. Наречия делают нашу речь точной, конкретной, красивой. Это   как буквы: есть буквы - есть слова , есть наречия - есть хороший конкретный текст.

Учитель:– Представляю 4 группу, которая обратилась к источникам интернета. Ребята нашли пословицы и поговорки , в которых использованы наречия.

1 ученик:


2ученик:

Замените подходящими по смыслу наречиями:

Идти черепашьим шагом.    Медленно

Кот наплакал.   Мало

Как по маслу.   Отлично

Встать чуть свет.   Рано

Рукой подать.   Близко

Яблоку негде упасть.    Много

3Ученик:

Шиворот – навыворот. Нам с вами сегодня эти слова кажутся совсем безобидными. Что они означают? Ничего особенного: "совсем наоборот”, "наизнанку” - и только. А ведь было время, когда они связывались с довольно чувствительным и позорным наказанием. "Шиворотом” в Московской Руси именовался расшитый боярский воротник, один из знаков достоинства вельможи. Во дни Ивана Грозного подвергшегося царскому гневу и опале боярина нередко сажали на тощую клячу спиной вперёд, надев на него одежду тоже наизнанку, шиворот – навыворот, то есть наоборот. В таком виде опального возили по всему городу, под свист и улюлюканье уличной толпы.

Мы сейчас тоже употребляем эти слова в связи с одеждой, в смысле "задом наперёд”, но значение их стало куда шире. Шиворот – навыворот можно рассказать какой-нибудь рассказ да и вообще сделать не так, как принято.

Авось. Раньше было русское слово авоська – плетеная или вязаная сумочка (сетка) под продукты питания или иные нетяжелые предметы, которую берут с собой на всякий случай, на авось. В словарях в этом значении отмечается с 50-х годов 20 столетия.

Навзничь обозначает «лицом вверх». Это наречие противоположно по смыслу наречии. Ничком, т.е. лицом к земле, лицом вниз. Оба слова образованы от глагола никнуть – склоняться вниз. Приставка вз- в слове навзничь близка по значению к наречию вверх.

Ребята, вы собрали замечательный материал о наречии. В результате мы создали папку раскладушку «Секреты наречия». Она состоит из нескольких разделов: значение и образование наречий, история слов, грамматическая сказка, говорите правильно, кроссворды, фразеологизмы, пословицы с наречиями, проба пера (творчество детей).

Итог урока. Рефлексия.

– Что лично для вас значит этот проект?

– Какие полезные навыки вы приобрели в результате работы над проектом?

– Как изменились ваши знания о наречии?

Употреблять в речи наречия-синонимы, наречия-антонимы, фразеологизмы


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Значение наречий. Упражнение в распознавании наиболее употребительных наречий"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Значение наречий. Упражнение в распознавании наиболее употребительных наречий"...

План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме «Наречие как член предложения. Употребление наречий в речи». УМК «Школа России»

Ц е л и: отработать навык определения наречий в речи; активизировать знания о члене предложения – обстоятельстве....

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи. Признаки наречия"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Наречие. Связь наречия с другими частями речи"

Конспект урока по русскому языку. 4 класс. УМК "Начальная школа 21 век". Тема: "Наречие. Связь наречия с другими частями речи". Автор: Ульянова С.В., учитель начальных классов...

Сказка о... (лингвистическая сказка о наречии) для учащихся 4 класса (УМК "Школа XXI века") или 6-7 класса при изучении темы "Наречие как часть речи"

Сказка-сценка для использования в уроке по темам "Наречие как часть речи", "Ознакомление с наречием" в 4 классе (УМК "Школа XXI века") или в средней школе при изучении со...

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание наречий. Буквы О, А, в суффиксах наречий"."

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Правописание наречий. Буквы О, А в суффиксах наречий."...